Догматические и нравственные основы 18 страница



 

3. ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРЕПОДАВАНИЯ — ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СПАСЕНИЯ

В преподавании необходимы единство и целостность. Основная идея должна пронизывать все преподавание сначала Священной истории, а затем и других предметов. Чтобы Священная история не стала от­дельными листочками летописи, в ней все должно быть освещено од­ной идеей: как Господь любит Своих людей и созидает их спасение.

Ветхий Завет есть подготовка к приходу в мир Спасителя. Не гражданская история евреев, а история их веры и благочестия. Ис­тория рассказывает, как Господь приготовлял людей к принятию Спасителя. Исполнение Ветхого Завета происходит в Новом За­вете. Преподавание новозаветной истории отличается несравнен­но большей подробностью; основная ее мысль — как явившийся Спаситель и Искупитель мира открывал путь к вечному блажен­ству, какие Он дал людям средства к тому. Новый Завет раскрыва­ет жизнь и учение Господа Иисуса Христа, все Евангелие предстает как единый подвиг, от Рождества до Вознесения.

Цельность истории покажем на примерах. Из Ветхого Завета: вхождение в Землю Обетованную прообразует наше вхождение в Царство Небесное, долгими странствиями освобожденное от гре­хов, и не из рабского страха, а по любви к Богу. Пример из Нового Завета: Вход Господень в Иерусалим — выход Спасителя на Стра­сти. Для того чтобы убедиться, прочитаем тропарь:

Общее воскресение прежде Твоей страсти уверяя,

из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже.

Тем же и мы, яко отроцы, победы знамения носяще,

Тебе, Победителю смерти, вопием:

Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне!

Два события — воскрешение Лазаря и Вход на смерть — соеди­ним в одну молитву и связаны с нашим будущим воскресением.

Глубокий духовный смысл требуется найти в материале каждого урока и показать детям. Например, события ПреображенияГосподня говорят о том, что Спаситель Своим преображением даети нам возможность изменения, преобразив человеческую природу. «Что не воспринято, то не уврачевано», — говорит свт. Григо­рий Богослов. Господь не только пример, но Путь. Мало быть по­хожим на Христа, но следовать за Ним, быть единым с Ним, чтобы сказать: «Иуже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 19-20)

Православное понимание спасения, верное святоотеческой тра­диции, состоит в исцелении человека. Значение искупительного по­двига Христова — в восстановлении и очищении падшей человече­ской природы. Католицизм придерживается юридической, право­вой точки зрения, видя смысл искупления в удовлетворении правде Божией и возмещении ущерба чести Божией; в протестантизме главным является моральное значение примера, имеющего дей­ствие на психологию отдельного человека. Свт. Филарет Москов­ский настаивает: «Источник Божественный открывается в глуби­не человеческой природы и внутренне изливает в нее благодатный свет и силу», а не внешне действует на сознание человека в качестве примера. Будем же придерживаться православной точки зрения, не сводя подвиг Христов лишь к силе примера. «Христос пострада по нас, нам оставлъ образ, да последуем стопам Его» (1 Пет. 2, 21).

Отрицание объективной стороны искупления приводит к нрав­ственно-психологической, рациональной теории, по которой под искуплением понимается только учение, возвещенное Спасителем, пример Его жизни и впечатление от Его мученической доброволь­ной смерти. Тогда у Крестной смерти — значение для психологии, а не существенное для спасения. Церковь взгляд, сводящий все ис­купительное дело к Евангельскому учению и примеру Его личном жизни, решительно осудила на Карфагенском соборе при рассмо­трении ереси Пелагия. Искупление, по разумению святых отцов, есть «натиск жизни» (прп. Иоанн Дамаскин), животворная энергий очищающая от греха, освобождающая от его следствий — тления и смерти, врачевание естества человеческого. Свт. Филарет говорит о спасительном значении страданий и крестной смерти воплотив­шегося Сына Божия: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного... И с какою страшною щедростию дал Его! Дал нетолько для того, чтобы Он был для нас наставником истины, руководителем и примером жизни, но дал Его на смерть за нас, да о всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3,16)

4. ХАРАКТЕР ПРЕПОДАВАНИЯ — ПАСХАЛЬНЫЙ

Мы должны показать детям заповедь Господню: «Да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15, 11), «...ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17).

Милостью Божией нам дана достаточная причина «к непрекра­щающейся радости и к непрестанному веселию», по слову свт. Ва­силия Великого. Покажем детям: Бог всемогущ, Ему все возможно, Его дела — чудные, великие, непостижимые; Божественное Писа­ние и книга природы диктуют учение о воскресении мертвых; си­лой Воскресшего мы имеем надежду на воскресение, наследование Царства Небесного, пребывание с Ангелами и блага, которые пре­восходят все наше разумение. Само свойство евангельской пропо­веди таково, что оно приносит отраду и утешение. Причем радуют­ся и те, кто проповедует, и те, кто просвещен светом веры. Только в Церкви мы можем осуществить цель своей жизни, т. к. можем при­ступать к благодатным Таинствам, особенно к Евхаристии. Только в Церкви человек найдет отрадное единение со своим Создателем и со всеми христианами в истинном и надежном союзе. Пребыва­ние в любви Христовой и исполнение заповедей Его — неизъясни­мое духовное утешение и наслаждение. Двери любви открываются только Духом Святым.

Церковь учит нас радостному мировосприятию: каждый бого­служебный элемент нас возводит, поднимает, заканчивается вы­соким, радостным. Пример: Великая Суббота, Страстной канон «Волною морскою». Кондак:

«Бездну Заключивый, мертв зрится, и смирною и плащаницею обвився, во гробе полагается, яко смертный, Безсмертный; жены же приидоша помазати Его миром, плачущия горько и вопиющия: сия суббота есть преблагословенная, в ней же Христос уснув, воскреснет тридневен».

Мы слышим победный гимн в конце плача! Даже богослужебные тексты тяжелых дней Страстной седмицы всегда приводят к радостному, ликующему сообщению: Христос воскрес, и нам даро­вал жизнь!

Таким же должен стать и настрой каждого урока — с радост­ным завершением. Например, основное настроение уроков по Вет­хому Завету — трудное, но радостное ожидание прихода Спасите­ля с упованием на милосердие Божие; по Новому Завету — священ­ный трепет, радость от совершаемого спасения.

Причины радования для христианина

Как можно радоваться и веселиться (и добродетель ли это?), если в жизни нас окружают тысячи бедствий? Они вызывают в душах уныние, боль и мучение. Как можно радоваться, если не имеешь к этому причины внутри себя? Человек испытывает не­нависть, мучения, голод, издевательства, потерю близких и саму смерть. Неужели он должен благодарить? Апостол, говоря «всегда радуйтесь» (1 Фес. 5,16), имеет в виду иное, он пытается вознести наши души от земли к небу, призвать к небесному образу жизни. Он обращается не к каждому, а только к тем, кто способен к жиз­ни не по плоти, в ком живет Христос. Плотские будут признаны жалкими, т. к. избрали для себя не то, что должно. Но «душа, од­нажды объятая любовию к Создавшему и привыкшая увеселять­ся тамошними красотами, радости своей и благодушия не проме­няет на разнообразное превращение плотских страстей», — гово­рит свт. Василий Великий. Таков был ап. Павел, славящий Госпо­да в нуждах, скорбях и немощах. К евангельской жизни он при­зывает и всех христиан.

Свт. Василий рассуждает о том, что милостью Божией нам дано великое число поводов к радости. Мы приведены из не­бытия в бытие, сотворены по образу Самого Создателя, нам да­рованы неисчислимые совершенства и возможность познавать Творца. «Тщательно изучая красоты творения, по оным, как по некоторым письменам, объясняем себе великий Божий о сем промысел и Божию премудрость». Мы по собственной воле от­пали от Бога, но освобождены из рабства греху Кровью Сына Бо­жия, вновь воззваны к общению с Всевышним. Силой Воскрес­шего мы имеем надежду на воскресение, наследование Царства Небесного, пребывание с Ангелами и блага, которые превосходят все наше разумение. Это достаточная причина «к непрекращаю-


щейся радости и к непрестанному веселию». Она несравнима с «радостью» мягкого ложа, пресыщенного чрева — веселия плоти.

Соединившиеся с Богом, в любых скорбях и гонениях, по примеру отроков в огненной печи, проводят свое время в радо­сти, не печалясь о настоящем, а живя упованием и надеждой на последующие награды. Их подвиги будут увенчаны славой.

Тварный мир — книга духовного веселия

Книга природы, данная для чтения первозданному Адаму, от­крывается для каждого человека. По мысли свт. Игнатия (Брянчанинова), она, подобно Божественному Писанию, диктует уче­ние о воскресении мертвых. Чудесное, почти невероятное ожив­ление природы весной своим таинственным языком убедительно говорит о благоуханном оживлении человека: живые вступят в новую жизнь и новый мир; грешники, утратившие свою жизнь, будут ввергнуты в неугасимый огонь. Бог всемогущ, Его премуд­рость созерцаема, Ему все возможно, Его дела — чудные, вели­кие, непостижимые. Ежегодное повторение таинственного пре­ображения природы учит о будущем воскресении мертвых, все­ляя отраду в души надеющихся.

Святые угодники Божии радовались творениям Божиим, с веселием и восхищением ходили среди них. Созерцая чудеса Бо­жии, и каждый христианин приобретает сердцем веселие. Во всех вещах и явлениях земного мира он ясно видит отражение мира духовного. Весь мир проникнут духовным, Божественным, «ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы» (1 Кор. 1, 20). Потому все су­ществующее превращается в огромное беспрерывное поучение, в разумную книгу ликования о Воскресшем Господе.

Смерть и радость воскресения

Господь победил мир совершением великого дела искупле­ния человечества Своей смертью, победил господствующего в мире духа гордости и злобы Своим смирением и самоуничиже­нием даже до смерти и положил начало превращению этого мира из царства сатаны в Царствие Божие. Он снял с нас клятву смер­яю Своею (Гал. 3,13), уврачевал расстройство наше, став для нас силою во спасение (Рим. 1, 17; 1 Кор. 1, 24), разрушил дела диавола имущего державу смерти (Евр. 2,14). Сын Божий смирил Себя даже до Крестной смерти ради человека. Причастники Христа по благодати приобщаются Его смерти в Крещении и помазаны Духом — елеем радости, «Который освободил нас от печали по гре­хам и сделал для нас то, что мы утешаемся надеждой на будущие блага», — пишет блаж. Феофилакт Болгарский.

1. У учеников Господних стоял плач, когда они видели Учите­ля на Кресте, но наутро была великая радость, когда по Его вос­кресении они бежали, с радостью благовествуя друг другу, что ви­дели Воскресшего. Так и все плачущие утешатся при наступлении Нового Дня, будущего века: «сеющие слезами радостию пожнут» (Пс. 125, 5). Мир исполнил свои убийственные замыслы и увидел страдания и смерть Господа. Но печаль претворилась в радость — ученики снова увидели Спасителя воскресшим. Эта радость не по­кидала их всю оставшуюся жизнь — «и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16, 22). Радость от воскресения! В день соше­ствия Святого Духа апостолы вступили в постоянное духовное об­щение со Христом, им открылись все Божественные тайны, всякая их молитва исполнялась в довершение полноты их радости.

Радость противополагается смерти. Сам Господь «вместо предлежавшей Ему радости, претерпел Крест, пренебрегши по­срамление» (Евр. 12, 2). Он, будучи безгрешным, не подлежал смерти, но претерпел ее — позорную, и воссел одесную престо­ла Божия. Отрешенные от мира стремятся в вечность. Те, кото­рые возлюбили Христа, «жаждут предстать Ему, хотя и трепе­щут смертного часа, созерцая величие Божие и свои ничтожество и греховность. Смерть представляется для них вместе и подви­гом страшным, и вожделенным избавлением из земного плена». Смертная память — «горькое врачевство против греховности» человека (свт. Игнатий (Брянчанинов)). «Обратил ecuплач мой в радость мне», говорит псалмопевец (Пс. 29, 12). Если человек тво­рит над собой плач, как над умершим, с непрестанными слеза­ми, то его плач обратится в веселие. Покаянные слезы достой­ны похвалы. Священное Писание призывает нас к плачу о грехах, к оплакиванию своей погибели, к смирению плоти. «Растерзал ест вретище мое, препоясал мя ecuвеселием» (там же). «У таково­го раздирается плачевная одежда, в какую он облекся, оплакивая свой грех; возлагается же на него „риза спасения и одежда весе­лия" (Ис. 61, 10), сии светлые и брачные одеяния, украшенный ко­торыми не будет извержен из брачного чертога», — толкует сло­ва псалма свт. Василий Великий. Вретище есть символ покаяния и смирения, препоясание — слава и благодать.

Каждая душа на пути к совершенству испытывает пораже­ния. Ее покрывает тьма, она не знает, куда деваться, но тьму разгоняет свет воскресения Христова. Приходит Господь и печаль души претворяет в радость, по слову Спасителя: «Восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется: вы же печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин. 16, 20).

«Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом», — го­ворит пророк (Пс. 2,11). «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение»,- увещевает апостол (Флп. 2, 12). Таким людям Бог спо­собствует во внимательном и усердном доброделании, укрепляет добрую волю, возбуждает рвение — помогает жить право. Они с отрадой приносят свою жизнь и веру как жертву Христу, не печа­лятся даже в виду смерти, но радуются по примеру апостола, что делаются «жертвою за жертву» (ст. 17). В Страшный День они пре­будут в покое, печаль их пройдет. Одни воскреснут, чтобы узнать об определении на жизнь, а другие —выслушать осуждение на вечную смерть. Первые совершали дела живые, а последние — дела «мертвые и мертвящие». Живые дела совершаются «по заповедям с радостью духа, во славу Божию, мертвящие дела суть те, которые совершаются в противность заповедям, с богозабвением, в угоду себе и страстям своим». Они делаются без мысли о спасении, из се­бялюбия, предупреждает свт. Феофан Затворник.

Радость проповеди о Христе

Всем народам надлежит услышать слово Божие в познание спасения. Услышав проповедь, они исполняются радости и Духа Свята (Деян. 13, 52), несмотря на гонения своих учителей. Таково свойство евангельской проповеди, она имеет великую силу, при­носит отраду и утешение. Филипп проповедовал Христа, творил многие чудеса, исцелял многих — «и была радость великая в том городе» (8, 8). При проповеди о спасении Павла и Варнавы «языч­ники... радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» (13,48). Обращение народов производило «радость великую во всех братиях» (15, 3).

Апостол приводит свидетельство о том, что призванные из язычества спасены из человеколюбия. Поэтому они обязаны осо­бенно славить Бога: «возвеселитесь, язычники, с народом Его... хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы» (Рим. 15, 10-11). Язычники и иудеи должны жить в единении и единомыслии, исполненные радости и мира. Все это дается верой, которая богата надеждой на будущие блага и позволяет перено­сить все временные бедствия. Упование же приобретается силой Духа Святого (ст.13).


Апостолы рассевают слово Божие по многим странам, они благовествуют слово, проповедуют Христа, совершают знамения. Своей проповедью они и каждого христианина призывают воз­делывать души. Как земледелец исторгает на поле терние, что­бы сжечь, уничтожить его, так необходимо освободить и души от внутреннего терния, причиняющего больший вред. С трепетом должен думать христианин об отчете за каждого, о котором при­зван печься и заботиться. «Не должен ли каждый из верующих построить церковь, пригласить учителя в помощь себе, и забо­титься, прежде всего, о том, чтобы все были христианами», убе­ждая их «человеколюбием, предстательством, кротостию, ласка­ми и всем другим?» — обращает к нам вопрос свт. Иоанн Злато­уст. Ведь радость о каждом спасенном согревает благовестника, помогая нести труд проповеди.

Ап. Павел говорит об ожидающих его узах и скорбях: «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Госпо­да Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией...», «что вы плачете и сокрушаете сердце мое? Я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса» (Деян. 20, 24; 21, 13). Он радуется проповеди Христовой (1 Флп. 1, 18). Имея «желание разрешиться и быть со Христом» (ст. 23), он остается с паствой, чтобы они возросли в вере, утвердились и укрепились в жизни с Господом. Успех составляет истинную радость и для са­мих учеников, и для пастыря. Чтобы радость была полной, отраду любви, общение духа, милосердие и сострадательность необходи­мо дополнить единодушием. Одинаковое мудрствование, одна согласная душа на всех составляет личное благодеяние для апо­стола. Ангельская, Божественная жизнь, по мнению блаж. Фео- филакта Болгарского, ожидает тех, кто ищет мира, заботится не о себе, но о других.

Когда апостол видит, что ученики преуспевают в добродете­лях, он не чувствует собственных бед от радости. «Я радуюсь ва­шему благу, хотя бы сам терпел множество бед, и скорблю о ва­ших недостатках, хотя бы сам имел множество совершенств. Ка­кая надежда учителю, если его паства предана порокам? Какая жизнь? Какое утешение? С каким дерзновением он предстанет пе­ред Богом?» (свт. Иоанн Златоуст) Как отцы страдают и скорбят о своих детях, даже если сами не подвергаются осуждению за них, так и пастырь терпит неисцелимую скорбь за нерадивую паству. Испытывая муки духовного рождения, он готов лучше расторгнуться на тысячу частей, чем увидеть одного из рожденных поги­бающим. В его сердце помещаются все его дети. Сила отеческой любви делает его «душу пространнее неба». Успехи детей в любви к ближнему и, прежде всего, ко Христу исполняют его душу отра­дой и благодатью. Потому апостол призывает возлюбить Христа со всей горячностью души.

Церковь — единение в радости о Господе

Благо человека состоит в устремлении всех его желаний к Богу, но «жажда без утоления, алчба без насыщения, потребность без удовлетворения есть скорбь, болезнь, мучение» (свт. Феофан Затворник). Потому, когда человек ищет Бога, он должен обрести Его, приобщиться Ему. В единении с Богом есть главная цель че­ловека. Если нет общения с Господом, человек осознает, что он находится вне своего назначения. Осознание принадлежности Богу — это признак начала духовно-нравственной жизни. От осо­знания себя Божиим в душе христианина загорается свет, кото­рый должен гореть, не угасая, не умаляясь, а возрастая до самого конца жизни. Когда человек предает всего себя Богу — свои дела и мысли, он может смело стоять перед лицом Божиим и «весело взи­рать на небо» (Иов. 22, 26). Этим и обнаруживается, что он стоит у своей цели — находится в общении с Богом.

В Церкви осуществляется цель человеческой жизни. Здесь мы имеем неистощимые сосуды благодати — Божественные Таинства. За таковой великий и неизреченный дар мы должны радоваться и благодарить Господа, приступать к ним чаще и как должно, береж­но хранить принятую благодать. В них — сила, главные средства для жизни. Участие в Евхаристии — радостная обязанность бла­годарения. Слава Богу! — таково внутренне расположение присту­пающего. Христианин приступает к Таинству как к источнику благ, а исходит облегченный от грехов, обрадованный, в отрадном рас­положении духа. Потоки благодати преисполняют человека отра­дою. Горестное расставание с Господом окончено, человеком владеет радость свидания. Он получает венец щедрости Божией — Его Плоть и Кровь. Благодать укореняется в человеке, соделываясь с ним как бы одним существом. «Как нет жизни и живых существ вне природы, так вне Церкви нет духовной жизни и духовно живу­щих лиц», — утверждает свт. Феофан Затворник.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 236; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!