Догматические и нравственные основы 22 страница



Занятие по Священной истории обязательно включает в себя разговор о значении событий и явлений. Таким образом, оно все­гда имеет догматическое основание. Извлекаемое из истории уче­ние подробно объясняется с точки зрения катехизиса, учения о бо­гослужении и объяснения молитв.

8. Связь Священной истории с жизнью детей

Уроки по Священной истории строятся так, что после рассказа о событиях следует применение истории к жизни воспитанников. Оно производится в форме беседы, во время которой выясняют­ся вероучительные и нравственные уроки, имеющие целью скло­нить детей к исполнению христианских обязанностей. Особенное внимание нужно обращать на применение истории к внутренней, нравственной жизни воспитанников. Библейские истории повто­ряются ежедневно, любая библейская история есть пророчество, исполняющееся в каждом человеческом сердце. Поэтому христи­анское дитя должно пережить в себе, перечувствовать библей­скую историю, и школа ему помогает в этом. Довольно иногда ска­зать одно слово, чтобы произвести глубокое и сильное впечатление на сердце детей. В «Письмах одинокого человека» прот. Валенти­на Свенцицкого описан детский опыт страха смерти — страха не­отступного, напряженного. Священник вспоминает: «Что бы мог­ло тогда меня утешить? Только одно слово: бессмертие». Этот при­мер показывает, как нуждаются дети в нашем слове, порой даже в единственном.

Сопоставляя изучаемый материал с жизнью детей, нужно по­мнить, что Церковь дает не правила поведения в определенных ситуациях, она дает закон, Закон Божий, рекомендации для дей­ствий в любом положении. Потому при изучении нужно идти от Евангелия к конкретным случаям, а в жизни — наоборот: от про­исходящего к оценкам и основаниям, лежащим в Божественном Откровении.

 

КАК ПРЕПОДАВАТЬ ДЕТЯМ БИБЛЕЙСКУЮ ИСТОРИЮ?

 

Прот. А. Дернов предлагает следующий ход изучения Священной истории. На первых уроках прежде всего надо познакомить­ся с теми понятиями, которые ученики принесли из семей: молят­ся ли они, ходят ли в храм и знают ли, что там совершается. Нужно научить их молиться, изображать крестное знамение. Далее идут начальные понятия о Боге, о Пресвятой Троице, молитвах, ико­нах, о священническом благословении и его значении. Выясняет­ся необходимость молитвенного обращения к Богу, святым угод­никам Его, к Ангелам. Дается понятие об Ангелах и сообщается ис­тория творения мира невидимого. Говорится об Ангеле Хранителе и о святом угоднике Божием, который ходатайствует за каждого из нас пред Богом. Затем следует материал о сотворение мира види­мого, человека.

Ввиду невозможности представить детям историю домострои­тельства во всей полноте и строгой системе, следует довольство­ваться эпизодическим ее изложением — изучать важнейшие собы­тия, да и в них останавливаться главным образом на тех эпизодах, которые более необходимы для более ясного и целостного пред­ставления изучаемого события или для религиозно-нравственно­го воздействия на учащихся. Например, не рассказывая подробно о суде Ирода над Господом Иисусом Христом, тем не менее упоми­нать об этом обстоятельстве: «Пилат отослал Иисуса Христа на суд к Ироду, царю Галилейскому, но и тот не осудил Господа, потому что не нашел в Нем вины», не рассказывать о призвании Исаии к пророческому служению, однако заметить: «Призванный к проро­ческому служению в чудесном видении...»

Учитель должен выяснить, какие отдельные подробности со­держания объясняемого эпизода представляют особенную важ­ность для духовного развития детей. Тогда будет ясно, в каком объеме должен быть сообщен материал, на что нужно обратить особенное внимание и какие детали без ущерба можно опустить Например, если педагог желает в рассказе о сыновьях Ноя оттенить различие между поступком Хама и поведением Сима и Иафета, он не может не указать, что последние подошли к отцу, обратившись спиною,чтобы не видеть наготы его; в притче о блудном сыне, что­бы показать милосердие и любовь Божию к кающемуся грешнику, нужно отметить, что отец увидел сына, когда тот был еще далеко, сам побежал к нему навстречу и, едва сын начал говорить: «отче, я согрешил...», уже простил его.

Не следует для связи между изучаемыми событиями кратко упоминать о других важных событиях, например, при рассказе о всемирном потопе сказать два-три слова о патриархах, говоря о ви­дении Иаковом таинственной лестницы, заметить, что Исаав про­дал Иакову право первородства за чечевичную похлебку. Но осо­бенно недопустимо излагать целые рассказы в виде краткого кон­спекта.

В изложении Святого Писания господствует удивительная, вы­сокая простота, но многие, только в легких контурах намеченные здесь, образы раскрываются пред очами веры в богато раскрашен­ные картины, в одном слове здесь часто целый мир мыслей.

При истолковании библейских повествований учителю нуж­но руководствоваться параллельными местами. Например, в Кни­ге Бытие не говорится, почему Господь у Авеля принял жертву, а у Каина нет, но ап. Павел разъясняет, что Авель верою принес луч­шую жертву, нежели Каин. Во многих случаях Священное Писание указывает, как сделать рассказ нагляднее. Возьмем Быт. 37, 26-28. История о том, как братья Иосифа продали его купцам, рассказана здесь очень сухо и сжато. Иосиф по этому рассказу спокойно, без­молвно покоряется своему жребию. Но эта же история представит­ся в ином виде, когда мы прочитаем Быт. 42, 21-22. Здесь сами бра­тья рассказывают, как велико было страдание души Иосифа, когда его бросили в ров. Он ожидал себе участи Авеля. Далее мы здесь чи­таем, что Иосиф со слезами умолял своих братьев не продавать его, и братья все-таки не сжалились над ним. Рувим еще кроме того вы­сказывает, что он просил тогда братьев не грешить против отрока, но они его не послушались. Какой богатый материал для наглядного, живого изображения сцены, представленной Быт. 37, 26-28!

В Евангелии от Матфея 9, 2-8 рассказывается история об исцелении расслабленного. Изложенный здесь очень коротко рас- сказ сделается гораздо живее и нагляднее, когда мы дополним его из Евангелия от Марка 2, 2-5: укажем, что к Иисусу собралось мно­жество народа, так что не только в доме, где находился Иисус Хри- стос, но и за дверьми не было места, что принесшие расслабленного четыре человека, не имея возможности проникнуть в дом за множеством народа, поднялись на кровлю дома, где находился Иисус и, проломав ее, спустили одр, на котором лежал расслабленный где само Священное Писание представляет такой богатый матери­ал для наглядного изображения событий, там нужно пользовать­ся этим материалом.

Готовясь к уроку по Священной истории, учитель призывает на помощь все свои знания, пользуется справочниками, энциклопе­диями и словарями. При изучении жизни Господа Иисуса Христа удобно воспользоваться Евангельским синопсисом, где приводят­ся события параллельно по всем Евангелиям. Священник Евгений Сосунцов обращает внимание на многие выражения, общеупотре­бительные среди слушателей Спасителя, пророков и апостолов, но совершенно незнакомые современным школьникам, например, «вязать и решить», «какой мерой мерите, возмерится вам», «умно­жая умножу», «ты говоришь». Необходимо принять за правило приводить буквально то, что доступно пониманию детей, если же они не доросли до уразумения буквальных изречений Библии, луч­ше приводить их в истолковательной форме, но передавая в точно­сти их смысл.

 

Какими методами нужно передавать библейские истории?

1. Лучшим методом полного и подробного изучения Священ­ной истории является толковое чтение и объяснение ученикам самого слова Божия. Комментированное чтение ветхозаветных Книг Библии отличается краткостью, с наибольшей же подробно­стью читается Евангельское повествование.

2. Важным средством для преподавания библейских истории служит устный, живой рассказ исторических событий самим зако­ноучителем. Это положение признается всеми педагогами.

3. В старших классах допускается самостоятельное чтение учениками священных историй по учебнику или по Библии, т. е. учи­тель задает урок, не рассказывая истории, а предоставляя самим ученикам прочитать и приготовить ее. Задачей преподавания в этом случае служит свободный рассказ со стороны детей, учитель при этом испытывает их вопросами, чтобы удостовериться, понимают ли дети выученное ими.

С. И. Широкий обосновывает, почему Священную историю нужно преимущественно рассказывать.

В Ветхом Завете история первых людей и патриархов переда­валась из рода в род посредством устного, живого предания. По за­поведи Божией, данной через Моисея, отцы семейств обязаны были рассказывать детям своим о знамениях Божиих, совершенных в Египте (Исх. 10, 2. 12, 26-27). И эта заповедь, как известно, стро­го соблюдалась иудеями, в особенности при совершении праздни­ка пасхи. То же самое мы видим и в Новом Завете. Первоначальные самовидцы и служители Слова устно передавали события из зем­ной жизни Спасителя (Лк. 1, 1-2); ближайшие сотрудники апосто­лов также посредством устных повествований знакомили новооб­ращенных с деяниями апостолов. Устное предание сохранялось и в последующие века, но важнейшие события из жизни апостолов и Самого Иисуса Христа уже были переданы письменно, поэтому устный рассказ о них мало-помалу заменился чтением Евангелия, Книги Деяний и некоторых церковных книг, составленных мужа­ми апостольскими.

• Священная история сама по себе имеет повествовательной ха­рактер. История каждого народа вообще начинается в форме по­вествования, затем наступает эпоха критической оценки событий, при упадке народа историк обращается к великим примерам древ­ности, к так называемым творческим эпохам истории, и составля­ет жизнеописания. Заметны эти эпохи и в истории народа Божия, но в ней есть важная особенность: главную задачу, сущность Свя­щенной истории на всех ступенях ее развития составляет изложе­ние событий. Они совершались по особым намерениям Божиим, в них открываются неизгладимые следы премудрости, благости, всемогущества и милосердия Божия, они имеют высокое значение. Среди них особенно можно выделить: творение мира, воплощение Сына Божия, Его страдания и Крестную смерть, сошествие на апостолов Святого Духа и др. Здесь каждое обстоятельство, каждая подробность заслуживают особого, благоговейного внимания, потому излагать Священную историю значит излагать упоминаемые в ней события.

• Священная история преподается, главным образом, с той це­лью, чтобы наполнить душу детей наглядными представлениями из мира религиозно-нравственного и тем способствовать усвоению догматических истин (вспомним, например, притчу о сеятеле) Эта задача исполняется гораздо успешнее, когда учитель рассказы­вает события так, как будто бы он сам присутствовал при их совер­шении, сам видел их своими глазами.

• Наконец, вообще рассказ особенно нравится детям, он соот­ветствует детской природе, привлекателен по своей наглядности.

Ничто не действует так благотворно на ум и сердце детей, как рассказ. Но рассказывать хорошо — дело весьма нелегкое. Нет воз­можности совершить перед детьми минувшие события. Остается одно — рассказать так, чтобы событие ожило в сердцах учеников. В сущности своей рассказ есть описание явлений в их связи ме­жду собою во времени, при этом непременно должна быть выраже­на также внутренняя связь по общему основанию событий, общим причинам и влиянию одних событий на другие.

Качества хорошего рассказа

1.По изложению он должен быть прост, приспособлен к малому по возрасту слушателю, т. к. Бог дал Свое Откровение всем людям.

2. При своей простоте он должен быть точен.

3. Рассказ «должен отличаться последовательностью, так чтобы каждое последующее событие естественно вытекало из предыду­щего. Подобного рода последовательность способствует тому, что все подробности рассказа, представляя строго последовательный ряд, как бы цепь, укладываются в голове сами собою, запечатлева­ются в памяти без всякого труда. Чтобы сохранить последователь­ность рассказа, особенно важно, чтобы он не прерывался длинны­ми объяснениями или уклонениями в сторону. Объяснение сле­дует делать ранее, а если делать во время рассказа, то после этого постараться возобновить его последовательность» (сщмч. Фаддей (Успенский)).

4. Рассказ должен идти в оптимальном темпе, чтобы дети могли успеть обдумать новые для них предметы.

5. Рассказ ведется совершенно свободно, без запинок, без по­правок, без заиканий и т. д. Свобода достигается твердым знани­ем материала, преподаваемого ученикам, тщательной подготовкой урока, т. к. без приготовления можно сказать или слишком мно­го, т. е. сообщить такие подробности, которые обременят память детей, или же, наоборот, слишком мало, и рассказ выйдет сухим ибезжизненным. Например, повествование об Иоанне Предтече нуждается в указании значения священнической череды служе­ния, места совершения каждения, значения храма иерусалимско­го для евреев, горя бесчадия в глазах их, в указании места пустыни Иудейской и кратком описании ее, в описании акрид и дикого меда.

6. Рассказ должен быть передан наглядно, почему он часто мо­жет переходить в описание. Наглядность состоит в том, что слуша­тель переносится душой в те места, где происходит действие, видит действующих лиц, слушает как бы их собственные слова и пережи­вает руководившие ими чувства.

Способность рассказывать наглядно и увлекательно дается не­которым людям от природы, но развить эту способность в извест­ной мере возможно каждому человеку. Достижению наглядности содействует описание местности совершения события, характери­стика действующих лиц, приведение их речей в личной форме и описание их наружного вида, одежды и домашней обстановки.

7. Все существенные признаки объясняемого понятия должны проявляться в нем с особенной отчетливостью, чтобы дети, выслу­шав рассказ, сами легко могли составить себе это понятие.

8. «К рассказу из Священной истории необходимо должно предъявляться еще одно особенное требование сравнительно с прочими рассказами — это назидательность. Она придается рас­сказу не тем, что учитель будет читать детям отвлеченные рассу­ждения о добродетели различных лиц, о которых он рассказал, вроде следующих: Товит был добродетелен, нужно ему подражать; Иосиф был незлобив, так и все братья должны относиться друг к Другу. Рассказ назидателен тогда, когда сам он, без всяких выводов и рассуждений, подействовал на сердце. Такова, например, прит­ча пророка Нафана, сказанная Давиду. А так как нравственный смысл детей еще не развит, то его можно развивать посредством вопросов. Так именно поступал Спаситель, когда Он, сказав притчу спрашивал слушателей, чтобы они сами сделали вывод из притчи — ясный и неотразимый... Назидательность рассказа зависит еще от уменья учителя яснее и нагляднее представить те черты в жизни какого-нибудь праведника, которые в особенности делают  его великим и возбуждают сами собою к подражанию (например кротость и любовь Моисея к своему народу, ревность пророка Илии). Более же всего назидательность зависит от собственного настроения законоучителя. А потому, подготовляясь к уроку Закона Божия, он должен приложить особенную заботу не только о том, чтобы с искусством и уменьем рассказать какое-либо событие, но и о том, чтобы при рассказе чувствовалась назидательность» (сщмч. Фаддей (Успенский)).

Характерные черты рассказов для детей разных возрастов

1. При составлении рассказов для младших заботятся более все­го о простоте и наглядности рассказов. Поэтому все, что для ма­леньких детей не понятно или не занимательно, например, мелкие сведения по части географии, этнографии, хронологии и пр., обыч­но исключают из повествования; места, отличающиеся сжатостью мыслей и выражений, распространяют с целью сделать их более наглядными.

Библейские повествования навсегда останутся недостижимы­ми образцами для наглядного изложения рассказов. Если хоро­шо рассказать библейскую историю даже и одними словами Писа­ния, рассказ уже будет нагляден. При всем том надобно помнить, что пророки и апостолы, излагая библейские повествования, име­ли в виду не детей, а взрослых. Дети, конечно, без труда поймут такие слова: «Отделимся друг от друга, если ты налево, то я на­право», но некоторые библейские выражения приходится перела­гать на современный язык, строй речи несколько упрощать, про­ще строить предложения, наводить простую связь мыслей. Часто встречается надобность подробнее описывать местность, яснее вы­ражать сокровенные мысли и чувствования действующих лиц. Что дети старшего возраста могут сами подразумевать, о том 7-летнему нужно сказать. Побочные обстоятельства нужно рассказывать де­тям этого возраста с некоторою подробностью, нужно описывать им состояние духа библейских лиц в разных положениях их жизни и т. п. С. И. Ширский приводит в пример переложение библейского повествования о миролюбии Авраама (Быт. 13, 6):

«Страна, где жили Авраам и Лот, не имела достаточно пастбищ для их многочисленного скота. Когда пастухи Авраама находи­ли хороший, богатый травою, луг и пригонял туда для корма овец туда же сейчас пригоняли свой скот и пастухи Лотовы. Инаобороткогда пастухи Лота находили хорошие луга, за ними тотчас же приходили со своими стадами пастухи Авраама. Оттого происходили постоянные споры между пастухами. Однажды пастухи Авраама пришли к своему господину и рассказали ему об этом. Авраам был муж благочестивый; он очень огорчился тем, что пастухи постоян­но ссорятся между собою. Он подумал: не должно быть так. Поэто­му он встал, пошел к своему племяннику, дружески поздоровался с ним и начал говорить ему так: ты слышал, что наши пастухи по­стоянно ссорятся между собою из-за пастбищ. Нехорошо это. Ме­жду мною и тобою, между пастухами моими и твоими не должно быть споров: мы родственники, разойдемся лучше в разные сторо­ны. Если ты пойдешь налево, то я пойду направо».

Неправильно думать, будто чем меньше дети, тем короче и от­рывочнее должны быть для них библейские рассказы. Малым де­тям, напротив, нужно раскрывать подробности, не опуская мелких обстоятельств, которые и дают картине жизнь. Они запечатлевают­ся в детской фантазии так живо, что служат некими указателями по рассказанным историям. Удивительно, какие длинные истории дети могут удерживать в памяти, если учитель сумел возбудить их воображение! Первое условие для этого — подробность в изложе­нии рассказов. «Впрочем, было бы крайностью, если бы учитель, желая сильно подействовать на чувство и воображение, начал при­бавлять к рассказу такие подробности, для которых нет достаточ­ных оснований в самом библейском рассказе, хотя бы эти подроб­ности и были сами по себе правдоподобными», — предупреждает нас сщмч. Фаддей (Успенский) и приводит примеры из Священ­ной истории священника Александра Соколова: «Марфа суетилась на кухне, передвигала горшки, сковороды, варила, рубила, жари­ла; поминутно бегала в кладовую: то понадобится мука, то масло, то что-нибудь другое. Совсем сбилась с ног». Или: «Иосиф и Мария остановились ночевать... Смотрят, Отрока Иисуса нет!.. Дитя про­пало. Что с ним? Дитя могло захворать и лежать без всякой помощи где-нибудь на дороге, могло сбиться с пути и заблудиться! Дикий зверь мог растерзать его. Пресвятая Дева, не обращая внимания на Свою усталость, идет в Иерусалим. За Ней идет Иосиф. Несчаст­ная Матерь громко зовет: «Иисус, Иисус!» Но никто не откликается на Ее зов. — Чу! где-то раздался голос. — «Не наш ли то милый Отрок?» — «Нет! Не Его голос!» — Это пастух сгоняет своих овец».

Чем меньше дети по возрасту, тем на меньшие части делится рассказ, но при непременной связи всего повествования общей мыслью.

2. Библейские рассказы для средних учащихся излагаются полнее (многое из того, что для младших опускается, здесь умест­но) и ближе к библейскому тексту, следовательно, с меньшим ко­личеством прибавлений, вносимых для наглядности рассказа В картинах здесь больше фигур, но обстановка беднее, краски не так ярки.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 262; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!