Догматические и нравственные основы 8 страница
Содержание | — Домостроительство человеческого Спасения: Священная история, катехизис, агиография. В том числе — жизнь Церкви, духовная жизнь человека (молитвы, богослужение) | — Некоторые элементы Священной истории, истории Родины, Церкви, церковного искусства |
Язык | Язык Священного Писания, святых отцов — «библейский» язык | Литературный язык |
Учебник | Священное Писание — слово Божие | Авторские учебники |
Структура урока | — Теоретическая часть. — Часть урока, посвященная духовной жизни | —Теоретическая часть. —Нравственный вывод |
Учитель | Несет послушание под окормлением священника, церковный человек, причащается, молится за детей, а дети за него | Практически самостоятелен |
Итог:
По содержанию курс «Основы православной культуры» — это Закон Божий в минимальном объеме, в поверхностном обозрении. Закон Божий открывает путь для богопознания в полноте, так как неразрывно связан с духовной жизнью человека. Духовные вещи можно познать только через духовный опыт (например, понятие «Бог есть Святая Троица»), Закон Божий является источником, фундаментом курса «Основы православной культуры». Курс ОПК — первый шажок, первый взгляд в сторону храма и для ученика, и часто для учителя. Он должен стать толчком к христианской жизни, к Церкви. Исходя из этого, формулируется цель, задачи и итог урока, формируется отношение к жизни. И учителя, и ученика можно сравнить с человеком, стоящим у дверей храма. Откроет ли он дверь, войдет ли в Церковь, пойдет ли по пути спасения?
|
|
Очень важно заметить, что Закон Божий становится и перспективой курса «Основы православной культуры». Дети, заинтересовавшиеся вопросами православной веры, почувствовавшие пробуждение внутренней жизни, приходят в храм. Здесь они самостоятельно изучают вероучение, а могут продолжить обучение в церковной воскресной школе для овладения Законом Божиим, для вхождения в жизнь Православной Церкви. Именно так и происходит на многих приходах, где ведется активная образовательная деятельность как внутри прихода, так и в окормляемых им учебных заведениях.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦЕРКОВНО ПРИХОДСКИХ ШКОЛ ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обращает внимание педагогической общественности на то, что организаторами приходской работы с детьми и молодежью остро ощущается отсутствие учебников и методических пособий, соответствующих единой учебно-методической программе. В Екатеринбургской епархии работа по созданию единого учебно-методического обеспечения началась в 1999 г. по благословению епископа Никона, в то время Правящего архиерея Екатеринбургской епархии. В настоящее время существует определенная система, которая постоянно расширяется и совершенствуется. Говоря о ней, необходимо обратить внимание на некоторые важные положения.
|
|
1. Благословение Правящего архиерея
Система учебно-методического обеспечения устраивается под окормлением Правящего архиерея. Все пособия утверждаются Правящим архиереем и не распространяются на приходы без его благословения.
В словах благословения ко второму изданию программы по Закону Божию сказано: «Все мы, прежде всего, — ученики Христа. Ради помощи чадам малым во встрече со Христом и изучается Закон Божий. Пусть в вашем нелегком служении Матери-Церкви помощь Божия будет с вами, наставляя на путь истины и помогая других вести ко спасению. С Божиим благословением к дальнейшему труду, Викентий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский». Божие благословение, преподанное Правящим архиереем, ощущает каждый законоучитель, дерзающий обучать вере. Это большая помощь для педагогов.
«Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви», — подчеркивает св. Игнатий Богоносец. «Не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете это делать сами по себе» (Послание магнезийцам. гл.7,1); «Делающий что-либо без ведома епископа служит диаволу» (гл.9.1); «Кто будет почитать себя больше епископа, тот пропал совершенно» (св. Поликарпу Смирнскому).
|
|
2. Епархиальный уровень
Апостолы получили от Самого Христа власть священнодействия, управления Церковью и учительства. По Божественному повелению они передали эту власть епископам. Но власти присуща и благодатная сила для совершения. Как учителям им дано было повеление проповедовать Евангелие всем народам. Преемникам святых апостолов принадлежит право и обязанность хранить и преподавать правое учение в Церкви, наблюдать за чистотой православного учения. Епископы реализуют свою учительную власть лично, делегируют ее пресвитерам, мирянам, которые трудятся на приходах и в разных учебных заведениях.
Законоучители получают утверждение в своей должности от Епархиальных архиереев. Вместе с правом преподавать они обретают и величайшую ответственность.
Епархиальный уровень учебно-методического обеспечения означает, что задается высокая планка. Авторы программ, методических рекомендаций, созданных в Екатеринбургской епархии, — сотрудники епархиального Отдела церковно-приходских школ, лучшие педагоги церковных школ, епископ Никон, принимавший непосредственное участие в создании программы по Закону Божию, архиепископ Викентий, под руководством которого созданы программа по сравнительному богословию и программа по нравственному богословию.
|
|
Поддерживается достаточно высокий уровень качества пособий: каждое пособие тщательно прорабатывается, спорные вопросы изучаются, получаются советы и рецензии специалистов: священников, преподавателей Духовной семинарии.
3. Традиции Церкви, а не самодеятельность отдельных педагогов
Церковь есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15), она содержит учение христианское и поддерживает истину в умах и сердцах людей.
В Первосвященнической молитве Господь говорит: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино...» (Ин. 17, 20). В словах Христа «ясно определена сущность всего христианства: христианство не есть какое-либо отвлеченное учение, которое принимается умом и содержится каждым порознь. Нет, христианство есть общая жизнь, в которой отдельные личности настолько объединяются меду собой, что их единение можно уподобить единству Лиц Святой Троицы» (сщмч. Ила- рион (Троицкий)). Единение верующих во Христе должно быть подобно единению Бога Отца с Богом Сыном и Духом Святым. Такое единение всех верующих во Христа и образует Церковь. «На земле нет единства, с которым можно было бы сравнить единство церковное. Такое единство нашлось только на небе» (сщмч. Иларион (Троицкий).
«Образ Божественного единства и существенное тождество Святой Троицы, как и совершеннейшее взаимопроникновение, должно находить отражение в единении единомыслия и единодуший верующих», — писал свт. Кирилл Александрийский. Такое единение всех христиан в вере и любви может содействовать тому, что и весь окружающий мир придет к вере во Христа. «Если будет порвана связь с Телом Церкви, то отдельная личность, обособившись и замкнувшись в своем себялюбии, лишена будет благодатного воздействия Святого Духа, живущего в Церкви». «Вне Церквиневозможна христианская жизнь. Только в Церкви может жить, развиваться и спасаться человек, как и во всяком организме отдельные члены никогда не растут и не развиваются отдельно друг от друга, а всегда только в неразрывной связи со всем организмом» (сщмч. Иларион (Троицкий)). Священномученик, предостерегая нас, говорит о свойстве гордого и себялюбивого человека, который обо всем рассуждает смело и самоуверенно, даже если не понимает, о чем говорит: «Особенно ясно обнаруживается это в вопросах веры. Здесь все хотят быть учителями, апостолами и пророками. Здесь не смущаются даже своим полным невежеством. В других областях люди ничего не знающие предпочитают хоть молчать. Но в вопросах веры у нас теперь больше всего рассуждают и проповедуют те, кто меньше всего в этих вопросах понимает. Ведь еще апостол Павел говорил, что, кто отступил от чистосердечной любви, от доброй совести и нелицемерной веры, те уклоняются в пу- стословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, но того, что утверждают (1 Тим. 1, 5-7)».
В Церкви присутствуют слабые и немощные члены. Каждый из членов в отдельности не составит Церкви, равно и Церковь не есть только численное множество, состоящее из отдельных единиц, но и Глава Церкви — Иисус Христос, и Дух Святой с полнотой освящающих средств. Дух истины — в Церкви. «Един Господь, едина вера, едино Крещение» (Еф. 4,5-6). Это не значит, что далее должны быть перечислены единые методические пособия, единая программа, но это означает необходимость соблюдать согласие исповедания — единые уста, единый взгляд. Такое возможно при соблюдении святоотеческой традиции.
4. Единение педагогов
«Человек чувствует, что он — ветвь великого, присно цветущего и присно юного дерева Церкви». Тогда он имеет общую жизнь с Церковью, руководится ею в оценке жизненных явлений и в своей личной жизни. Многое становится несомненным и ясным, «каждый церковный человек чувствует, как он стоит на непоколебимой вековой скале, как твердо у него под ногами» (сщмч. Иларион (Троицкий)).
Вся епархия живет и работает в едином ключе. Все чувствуют свое единство: прежде всего — молитвенное и таинственное, но и педагогическое. «Всем церковным структурам, всем отделам епархии надо работать в единстве, имея общую цель: отвратить множество человеческих душ от гибельного неверия...», — настраивает нас Правящий архиерей. «Надо всем нам усвоить святоотеческий взгляд на каноничность и обязательность катехизации и приложить все усилия для восстановления лучших традиций учительства и душепопечения.Для решения поставленных проблем необходима консолидация общих усилий настоятелей приходов, священства, завучей церковно-приходских школ, катехизаторов, молодежных педагогов. Пусть каждый из нас вносит посильную лепту в общее дело созидания стройной системы церковного образования, в которой процесс освоения, сохранения и передачи духа буквы православного вероучения будет живым, возгревающим сердца учащихся», — говорится в приветствии архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия участникам VI Епархиального съезда православных законоучителей 2010 г.
Наличие единого учебно-методического обеспечения, несомненно, удобно законоучителям: начиная педагогическую деятельность, можно взять в Отделе церковно-приходских школ программы, методические рекомендации, материалы к урокам и пр. Можно получить консультацию у специалиста, у автора разработки.
5. Обучение в едином ключе, обмен опытом
Обязанность учить налагает особую ответственность, требует серьезной богословской подготовки. Имея единое учебное обеспечение, можно разрабатывать единые принципы и требования к уровню преподавания. В Отделе церковно-приходских школ составляются списки рекомендуемой литературы, идет активное взаимодействие с книжным складом епархии. Учителя проходят обучение в Екатеринбургской православной учительской семинарии во имя сщмч. Фаддея (Успенского), на ежемесячном педагогическом практикуме, педагогической конференции. Преподаватели воскресных школ знакомятся с методической системой, с программами, обучаются работать по ним.
Сегодня возрастают требования к церковно-приходской школе: к ее материальной базе, к педагогическому труду, качеству обучения. Можно констатировать, что за последние 10 лет значительно повысился общий богословско-педагогический уровень законоучителей.
Введение единой системы учебно-методического обеспечения возможно только при тесной взаимосвязи отдела с приходами епархии, для чего тоже строится определенная система работы.
Все вышесказанное не отменяет ответственности конкретного законоучителя, возможности его самостоятельного творчества.
Выводы: Общее учебно-методическое обеспечение способствует единению внутри епархии: педагогической сплоченности, взаимосвязи приходов с Правящим архиереем и епархиальными структурами, повышает общий педагогический и богословский уровень, помогает учителям в их служении.
Создание системы учебно-методического обеспечения невозможно без активного развития других видов деятельности: обучения педагогов, совершенствования приходского образования, информационно-аналитической работы отдела в области церковноприходского образования и др.
Учебно-методический комплект для церковно-приходских (воскресных) школ Екатеринбургской епархии
Подготовительное обучение:
1. Программа по Закону Божию для детей 4-5 лет. Методические рекомендации. Материалы к урокам.
2. Программа по Закону Божию для детей 5-6 лет «Знакомство с храмом».
3. Подготовительная программа по Закону Божию.
Школа I ступени
4. Программа по Закону Божию. Учебно-методическое обеспечение программы:
• Уроки Закона Божия. Методические рекомендации для учителя.
• Методические рекомендации к проведению уроков по Закону Божию. Выпуски 1- 6.
• Рабочие тетради по Священной истории Ветхого и Нового Завета, богослужению Православной Церкви, катехизису.
• Уроки сщмч. Фаддея (Успенского).
• Св. вмц. Екатерина. Материалы для учителя.
• Хрестоматия по художественной литературе к урокам Закона Божия.
• «Сотворение мира». Бумагопластика.
5.Программа по церковнославянскому языку. Учебно-методическое обеспечение программы:
• Прописи.
• Рабочая тетрадь.
• Грамматическая тетрадь.
• Тетрадь-раскраска «Животный мир Библии».
6. Программа по церковному пению.
7. Программа по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.
Школа II ступени
8. Программа по нравственному богословию.
9. Программа по истории Церкви. Учебно-методическое обеспечение программы:
• Методические рекомендации по проведению уроков.
• Рабочая тетрадь «Полевой дневник православного краеведа».
10. Программа по сравнительному богословию.
11. Программа «Собор Екатеринбургских святых. Святыни Екатеринбургской епархии».
Методика преподавания
Закона Божия
КАК ПРЕПОДАВАТЬ ЗАКОН БОЖИЙ?
Обратимся к учебнику С. И. Ширского для того, чтобы узнать, каким методом нужно преподавать Закон Божий. Он выделяет несколько положений.
1. «Это должен быть именно именно учебный метод.
Преподавателям Закона Божия нередко дают такие советы: обучайте детей, как учил Господь Иисус Христос, как учили апостолы и святые отцы, как учит Церковь; обучайте их так, как пастыри Церкви учат своих пасомых, родители своих детей". Советы эти, без сомнения вытекают из самых высоких побуждений, но к делу применимы с оговорками.
Господь Иисус Христос учил не детей, а взрослых. Учение Его направлялось к целям бесконечно более высоким. Метод учения Его непостижим для ума человеческого. В Божественном учении Его изливаются на нас неистощимые потоки лучезарного света, просвещающего ум, согревающего сердце, возбуждающего к жизни и деятельности всю духовную нашу природу: мы ощущаем веяние Божественного духа в этом учении и глас его слышим, но какими путями он достигает нашего сердца, какого направления или метода держится в своих бесконечно разнообразных круговращениях, откуда происходит и куда уходит, мы не знаем (Ин. 3, 8). «Судьбы Божии непостижимы, пути Его неизследимы» (Рим. 11, 33). Господь Иисус Христос как Воспитатель всего человечества, как Учитель всего мира, дал нам Собою высочайший образец, к которому учителя должны, по возможности, приближаться. В Его учении и жизни мы можем черпать для своей деятельности высшие начала, высшие указания, высшие правила, и должны по силам нашим, с помощью благодати осуществлять их в своей жизни. В этом лишь смысле и преподавателям Закона Божия можно советовать: учите, как учил Господь Иисус Христос. Это значит: учите, как следует учить по правилам науки об учении, но постоянно возводите взор свой к Первообразу всех учителей, в Его примере и учении старайтесь находить высшие руководительные начала для своей учебной деятельности.
Святые апостолы также не были преподавателями Закона Божия в каких-либо училищах. Они были учителями всего человечества: «во всю землю исходило вещание их, и в концы вселенныя глаголы их» (Рим. 10, 18). Учение их также направлялось к целям, непостижимым для простых учителей, а потому и метод их учения непостижим для нас. Возвещая Свое учение, они не заботились, как или что говорить, ибо не они говорили, но Дух Утешитель говорил в них: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как и что сказать; ибо в тот час дано будет вам что сказать; ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф. 10, 19-20; Лк. 12, 11). Мы можем и должны учиться у святых апостолов, как преподавать Закон Божий; но это не значит, будто Писания апостольские могут заменить для нас школьную дидактику или методику. В Писаниях святых апостолов, равно как и в речах Божественного Учителя, содержатся лишь общие руководящие начала для учебной деятельности учителей; притом и эти начала излагаются не в виде указаний или правил, прямо обращенных к учителям, а чаще всего под покровом догматических, нравственных и других наставлений и правил.
Школа имеет свои определенные задачи и цели, которыми и следует руководствоваться при избрании методов обучения. В общем и главном эти задачи совпадают с целями церковного обучения.
2. Закон Божий преподается детям в объеме начального курса; значит, нужно преподавать его именно начальным, элементарным методом. В высших учебных заведениях учат научно, в школах — элементарно.
Научное преподавание начинается обыкновенно с общих положений, на которых выводятся все частности и особенности, строго соблюдается последовательный порядок, чего требует систематическое изложение. Элементарное преподавание начинает с единичного, особенного, частного и восходит ко всеобщему. Учитель исходит из точки зрения учащегося; старается вопросами, находящимися в связи с тем, что ученик уже знает, возбудить его самодеятельность и привести к открытию нового, следовательно, ставит учащегося центром всего преподавания. Начальное преподавание заботится и о снабжении учащихся познаниями, и о развитии их душевных способностей и сил одинаково: здесь каждое знание есть вместе с тем и упражнение, и каждое упражнение есть знание; здесь одновременно и в равной мере обращается внимание на все душевные способности учащихся.
3. Закон Божий существенным образом отличается от других учебных предметов как имеющий Божественное происхождение. Это отличие от других предметов должно выражаться и в методе преподавания. Иначе сказать, нужно преподавать Закон Божий хотя и начальным — учебным, но не во всем таким же методом, каким преподаются другие предметы.
Человеческий разум (при правильном его употреблении) и Богом данное Откровение находятся в согласии между собою. Отсюда вытекает возможность преподавания Закона Божия в качестве учебного предмета по общим законам дидактики. Но, подчиняясь в этом отношении науке, Закон Божий обращает ее на служение своему Божественному авторитету. Отсюда особенности в преподавании Закона Божия сравнительно с преподаванием других учебных предметов. Учителю, преподающему чтение, письмо нет надобности ссылаться на какие-либо высшие авторитеты в области знаний; все преподавание его исходит лично от него самого, и все ученики должны ему верить, как последнему и высшему для них авторитету. Преподаватель Закона Божия находится в других условиях. Ученики должны ему верить еще более, чем верят другому учителю, но, требуя веры в свой авторитет, он должен постоянно и всеми возможными способами возводить учеников к признанию высшего, Божественного авторитета, должен показывать ученикам, что он преподает учение Церкви, возвещает слово Божие, что и сам он не более как простой ученик, отдающий свой разум в послушание веры. Отсюда вытекают по преподаванию Закона Божия: постоянное обращение на уроках к слову Божию, к Святому Преданию, к молитвам и установлениям Церкви. Допуская все эти отличия от общих методов преподавания, методика Закона Божия находится, однако, в полном согласии с дидактикою и держится тех же дидактических правил, какими вообще руководствуются при преподавании. Только она освещает эти правила своим светом, разрабатывает их соответственно потребностям Закона Божия и, оставляя их в сущности без всяких изменений, дает им специальное, соответственное Закону Божию, применение».
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 226; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!