Догматические и нравственные основы 7 страница



Известный казанский законоучитель ХIХв. прот. А. Дружинин в своей лекции «О средствах и методах религиозно-нравственно- го воздействия на учащихся на основании данных новейшей педа­гогической литературы» так обозначил цель воспитания: «Послед­няя цель воспитания есть цель религиозно-нравственного раз­вития и усовершенствования человека, раскрытие в нем образа и подобия Божия, введение его в живое и деятельное общение с Бо­гом и ближними в духе благочестия и благотворной любви к Богу и ближнему».

Закон Божий является самым важным и необходимым предме­том. Ученики получают здесь высшие знания об истинах христианской веры и точные руководства для своей жизни. Закон Божий научает человека быть членом Церкви Божией. Правда, он не раз­вивает отдельно ни ума, ни памяти, не научает никакой специаль­ности, но он касается всей души человека. Изучая его, ученик пря­мо подготавливается к той высшей школе, которой для него дол­жна быть Церковь.

С. И. Ширский считает, что Закон Божий существенным об­разом отличается от других учебных предметов. Он имеет Боже­ственное происхождение, тогда как другие предметы суть произ­ведение человеческого ума.

Прот. Аполлоний Темномеров выделяет и подробно рассматри­вает две цели преподавания Закона Божия:

1.Учебная — расширить умственный кругозор ребенка.

2. Воспитательная — сделать приобретаемые знания достояни­ем не одного только ума ребенка, но также его чувства и воли.

Знание для знания — вот девиз очень многих законоучителей. Следуя ему, они все свое внимание обращают на теоретическое из­учение истин Закона Божия, стараясь сообщить детям возможно больше сведений в этой области. Закон Божий, по существу, пред­мет прежде всего воспитательный, становится при таком характе­ре преподавания чисто учебным, не имеющим непосредственного влияния на религиозно-нравственное развитие учащихся.

Если знания, твердо усвоенные памятью и рассудком, не согре­ют сердца детей и не дадут должного направления их воле, труды учителя напрасны. Как бы хорошо человек ни изучил истины хри­стианской веры и нравственности, он останется, по слову апостола, «медью звенящей и кимвалом бряцающим» (1 Кор. 13, 1).

Задачи учебные более конкретны, осязательны, чем религиозно-нравственное воспитание ребенка. В школе всегда можно точно проверить, насколько твердо знают дети молитвы, Священную ис­торию, заповеди и пр., но не так легко определить, научены ли дети Закону Божию, воспринят ли он их сердцем, является ли он для них правилом жизни.

На экзамене показателем усердия и успешности занятий зако­ноучителя чаще всего считается твердое и ясное усвоение деть­ми Закона Божия, как учебного предмета. Поэтому учебную цель преподавания мы вправе назвать формальной. Когда приобрете­ние возможно большего количества знаний перестает быть средcтвом к религиозно-нравственному воспитанию ребенка, а стано­вится целью всех стремлений законоучителя, то и самое препода­вание, по своему направлению и цели, должно быть названо фор­мальным. Учитель может быть весьма преданным своему делу; он не будет ограничиваться пределами программы, сообщая детям много и других сведений, но как бы ни был он усерден, сколь мно­го энергии ни вложил бы он в свое дело, если в его преподавании господствует стремление изучить предмет Закона Божия, а не на­учить детей Закону Божию его преподавание должно быть назва­но формальным.

Учебную цель отличает сравнительная легкость ее достиже­ния и, главное, осязательность достигаемых результатов. Изучить в школе Символ веры и заповеди, нужнейшие молитвы с крат­ким объяснением и несколько рассказов из Священной истории не представляет большого труда. Дети в состоянии заучить все это, и если учитель не лишен твердости характера, его ученики к окон­чанию курса будут твердо знать Символ веры по членам, молитву Господню по прошениям, прочитают требуемые программой мо­литвы, расскажут порядок совершения Литургии. Чего же более? Учитель смело может вести своих питомцев на экзамен; всякий увидит, что он трудился добросовестно и не безуспешно. Так ино­гда бывает и сегодня на экзаменах в церковно-приходских школах.

На самом же деле, дети — только почва, в которую учитель сеет семена Божественного учения. Чтобы последние привились и про­изросли в детской душе, необходимо, чтобы они не были безжиз­ненны, но были проникнуты убеждением, согреты любовью, ды­шали искренностью.

В другую крайность впадают те учителя, которые обращают большую долю своего внимания на так называемые нравственные беседы с детьми. Избегая формального преподавания Закона Божия, всю суть занятий сводят к назидательной беседе, точкою отправле­ния для которой являются заданный урок, какой-либо факт школь­ной жизни. Урок принимает характер проповеди, законоучитель об­ращается исключительно к сердцу ребенка. Этот способ нравствен­ного воздействия на детей более пригоден для церковной кафедры и Домашнего наставления, чем для школьного обучения.

В школе назидание применимо и, бесспорно, имеет большое значение в отдельных случаях, как, например, перед началом учебного года, перед Исповедью, в случае обнаружения среди детей крупных проступков, и т. п. Однако это не значит, что все дело пре­подавания Закона Божия в школе можно свести к проповеди. Хотя конечная цель усилий учителя — христианское воспитание сердца и воли ребенка, при этом школа не должна игнорировать религи­озного развития ума учащихся. Без теоретического научения исти­нам Закона Божия назидание имеет лишь поверхностное влияние на религиозно-нравственное развитие детей. Они будут следовать наставлениям законоучителя только до тех пор, пока в них силь­но впечатление от его слов. Обязанность учителя заключается не в том только, чтобы удержать ребенка от дурного поступка или воз­будить в нем добрый порыв, но гораздо более в том, чтобы зало­жить в его душу прочные начала истинно христианской жизни, ко­торые были бы действенными и за порогом школы. А этого нельзя сделать без научения основным истинам христианства. Для нрав­ственного развития христианина «никто не может положить ино­го основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3, 11). Только тот человек устойчив в добродетели, который глубоко проникся верою в Спасителя.

Таким образом, если забвение целей христианского воспита­ния делает преподавание Закона Божия бесплодным, мертвым, то и пренебрежение тем учебным материалом, который предлагает­ся в школе для изучения, лишает учителя возможности прочно утвердить в душах его питомцев начала христианской нравствен­ности. Будучи прочно усвоены умом ребенка, истины Закона Бо­жия должны овладеть его сердцем и подчинить себе его волю. То­гда они перестанут быть мертвым, холодным знанием и возбудят в душе детей живую спасительную веру. Свт. Тихон, Патриарх Мо­сковский, будучи в 1892 г. ректором Холмской семинарии, обратил к своим воспитанникам следующие слова: «Очень многие у нас склонны думать, что учение церковное есть что-то сухое, мертвое, отвлеченное, не имеющее никакого отношения к жизни. Поэтому и светские люди отвращаются от этой якобы схоластики, да и ду­ховные изучают ее скорее по необходимости, чем по любви. Ме­жду тем такой взгляд на учение Церкви есть только одно печаль­ное заблуждение, основывающееся на нежелании или неумении проникнуть в суть дела, понять его как следует. Церковное уче­ние, будет ли то краткое наставление веры или целая богословская система, есть самое ближайшее выражение истинной жизни и ис­тинных потребностей нашего духа, стремящегося к Богу, как ис­точнику истины и любви...»

Почему необходимо так подробно говорить о различных целях и стилях преподавания? В современной педагогической практике можно встретить описанные выше виды преподавания. Упор на чисто теоретическое овладение предметом в отрыве от личной ду­ховной жизни ребенка приводит к тому, что он не входит в жизнь Православной Церкви, не становится ее действительным членом. Следовательно, велика опасность его ухода из церковной школы, отпадения от Церкви.

В материалах совещания 1916 года при министре народного про­свещения, которое было посвящено обсуждению программы пре­подавания Закона Божия в средних учебных заведениях, находим: «Целесообразное сообщение религиозных истин должно просветить и укрепить в вере христианских отроков и юношей, соделав их веру сознательной и плодотворной. Само собой разумеется, что вера есть более сложное и всеобъемлющее явление, чем простое рассудоч­ное усвоение предметов, обозначенных термином «Закон Божий». Вот почему обязанности законоучителя не замыкаются в границы классного преподавания, а переносятся и за стены класса — в сферу отношений духовного отца к духовным детям, пастыря к пасомым». Сегодня, когда законоучитель в большинстве своем не является свя­щенником, отношения «учитель — ученик» также выходят за преде­лы класса. Педагог знакомится с семьей подопечного, обращает вни­мание на таинственную его жизнь, печется (в рамках своих полно­мочий) о его внутренней жизни, о развитии добродетелей — занима­ется его воспитанием, а не только обучением.

Далее читаем: «Но правильное религиозное познание есть благоприятствующее вере условие, а неправильно или методи­чески неудачно поставленное сообщение и усвоение религиоз­ного видения — есть весьма важное препятствие в деле жела­тельного религиозного развития юношества. Вот почему вопрос о правильной постановке преподавания Закона Божия в школах весьма остро ощущается как педагогами, так и родителями уча­щихся». Здесь мы находим важную мысль: качественное, полноценное обучение Закону Божию способствует становлению веры юношества.

Есть и противоположные примеры. Мы уже упоминали о ре­волюционных требованиях XIX в. по расширению преподавания нравоучения без учения догматического. Сегодня такая мысль тоже часто высказывается. Работа школы по типу клуба без тео­ретического обучения, преподавание исключительно в виде нрав­ственных бесед быстро приводят к тому, что дети забывают основ­ные истины православной веры, теряют основание для формирова­ния мировоззрения, порой такие школы страдают даже отсутствием литургического общения детей.

Сделаем вывод: религия должна проникать всего человека, его ум, чувство и волю, а потому законоучителю необходимо стре­миться к гармоничному религиозному развитию всех душевных сил своих питомцев.

 

 

ЗАКОН БОЖИЙ - ФУНДАМЕНТ И ПЕРСПЕКТИВА ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Закон Божий есть закон жизни, данный Богом для спасения чело­века, для осуществления главной цели — соединения с Богом. Если говорить о Законе Божием как об учебной дисциплине, нужно ска­зать, что он является самым важным предметом, по своему Боже­ственному происхождению.

Богооткровенные истины важны не сами по себе, они дол­жны переживаться нами, понуждать человека «к глубокому изме­нению ума, к внутреннему преобразованию», по мысли русского богослова В. Н. Лосского. Таким образом человек должен «стано­виться способным обрести мистический опыт», а опыт невозмо­жен без знаний, он есть проявление общей веры. «Христианское богословие в конечном счете всегда только средство, только не­кая совокупность знаний, долженствующая служить той цели, что превосходит всякое знание». Что же это за цель? Соединение с Богом, обожение. Следовательно, «христианская теория имеет значение в высшей степени практическое», сотериологическое. Вся сложная борьба за догматы, которую в течение столетий вела Церковь, есть забота Церкви в каждой исторической эпохе обеспечивать христианам возможность полноты мистического соеди­нения с Богом. «Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать Бо­гом». Христианские истины — основы христианской духовной жизни, т. е. начала, которые необходимы для развития личной внутренней жизни.

Все христиане призваны к богопознанию, это обязанность каж­дого. Евангелие приравнивает богопознание к обретению вечной жизни: «Да знают Тебя Единого истинного Бога...» (Ин. 17, 3). Одна­ко следует учитывать, что процесс катехизации — это не только получение знаний, информации, но и готовность изменить свою жизнь. Нам известен древний опыт. Процесс оглашения в Древней Церкви заканчивался вопросом: готов ли ты измениться, отверг- нуться ветхого человека, облечься во Христа?

Точный перевод греческого слова «познание» есть «соедине­ние нерасторжимыми узами». Познать — значит, понять сущность, соединиться, стать единым. Богопознание — соединение с Богом. Только через теоретическое постижение это сделать невозможно, необходим личный духовный опыт.

Прп. Исаак Сирин различает три степени ведения:

1. Еестественное, которое занимается видимым или чувствами.

2. Духовное, которое пребывает в области мысленного, силою постигает природу бесплотную.

3.Сверхъестественное, достигшее Божественного.

«Первое ведение рождается от непрестанного занятия и ра­чительного обучения; второе же — от доброго жития и разумной веры, а третье наследуется одной верой, потому что ею упраздня­ется ведение, дела приемлют конец и чувства делаются излишними Для употребления». Третьей ступени достигают только люди высо­кого духовного опыта.

Поэтому и путь православной педагогики можно определить следующим образом: от обученности — к благочестию, от нрав­ственности — к святости, от бытия — к инобытию. От первого ве­дения (от знания) может произойти, а может и не произойти пре­образование жизни. Воспитание должно выработать в человеке не только внешнее доброе поведение, но должно делать человека но­вым творением Божиим, должно выработать такие внутренние ос­новы жизни, чтобы она стала служением Богу, вытекала из радост­ной преданности Ему.

Принимая Крещение, человек должен вступать в новые отноше­ния с миром, получать новое понимание жизни. Крещение — «от­правная точка, основание христианской философии жизни, цели­ком определяющей его существование...», — говорил прот. Алек­сандр Шмеман.

Школа, отделенная от Церкви, лишает детей возможности на­стоящей духовной жизни, ослабляет и искажает духовный опыт, полученный ранее. Между тем, школа должна вести детей к Церкви. Потребность в знании должна возникать не из традиций мирской жизни или любознательности, но из живого церковного опыта и ре­лигиозной потребности в знании. Школа должна вести не словами, а тем, куда она устремляет движение детской души. Нужно, чтобы дети любили Церковь — всей душой, искренне и свободно.

В Церкви происходит богообщение, соединение человека с Бо­гом. Церковь Христова — Ноев ковчег. Как в ветхозаветном ков­чеге произошло спасение человека, так в новом Ноевом ковчеге происходит спасение для вечной жизни, уже здесь, в земной жиз­ни — преображение человека: «входит волк, а выходит агнец; вле­тает орел, а вылетает горлица», по образному святоотеческому из­речению. Вне Церкви нет спасения. Церковь Христова — благодат­ная жизнь во Христе, движимая Духом Святым.

Православная педагогика по своей сути является педагогикой спасения, воцерковления. В основе ее лежит понимание того, что вне Церкви, вне церковной жизни достичь цели воспитания не­возможно. Основная цель воспитания и образования (от понятия «образ Божий») достигается образом жизни, проникнутой духом Церкви. Церковная жизнь становится средством стяжания Свято­го Духа, методом познания Божественной Истины — единствен­но верным, проверенным методом. Только здесь познается Истина, т. к. Церковь есть сокровищница знаний, хранилище благочестия.

Церковная жизнь не отменяет развития всех задатков ребен­ка: умственных, физических, эстетических. В воспитании должно осуществляться развитие всех сил, но с приоритетом духовной сто­роны. Главное — духовное образование, путь стяжания Духа Свя­того, путь покаяния, смирения, нравственного очищения. Воспи­тание ответственности перед Богом, страха по любви. «Нельзя так жить, как если бы не было смерти, но нельзя так и воспитывать, как если бы не было смерти», — научает прот. Василий Зеньковский. Воцерковить — значит освятить светом веры весь круг поня­тий и практической жизни человека; не только мыслить, но и жить по-христиански, чтобы не было разлада между мыслью и чувством, плотью и духом, знанием и верой.

Светская общеобразовательная школа по сложившейся тради­ции предлагает пассивный, схоластический метод обучения, по­зволяющий получить определенный набор знаний, в том числе и о духовном мире, совершенно не способствующих обретению живо­го духовного опыта. Без духовного опыта знания становятся бес­смысленными вследствие непонимания вектора жизни.

Исходной точной преподавания Закона Божия является не урок, а богослужение, то есть сама жизнь Церкви. Здесь слиты воедино все элементы религиозного бытия. Здесь мы найдем и Ветхий Завет, и Новый Завет, и догматическое богословие, и историю Церкви, и ис­кусство, но не в раздельности, а в едином гармоничном целом. Чело­век, знающий богослужение, знает Православие. Церковь как сокро­вищница христианского опыта и учения дает ответы на все вопросы.

Литургическая жизнь должна быть центром жизни человека. Без воцерковления, без глубокого вхождения в литургическую жизнь не может быть настоящего православного воспитания. Вне Церкви, вне Евхаристии непостижима полнота Божественной благодати.

Важно также создание церковной среды, церковного быта, бла­годатное преображение социальной жизни. В таком случае семья становится для ребенка первой школой христианских добродете­лей. Жизнь должна быть построена по требованиям христианско­го совершенства:

1. Участие в богослужениях, Таинствах. Молитва. Чтение сло­ва Божия.

2. Пробуждение чувства греха, при котором обязательна Испо­ведь. Исповедь и Причастие — самые действенные средства к духовно-нравственному совершенствованию.

3. Православное миропонимание — удивительно радостное: «Да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15, и). Духовная радость понятна только человеку церковному.

4. Дела любви — необходимая составляющая христианской Жизни. «Бог есть Любовь» (1 Ин. 4, 8), и нам заповедано: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею, и всем Разумением твоим» (Мф. 22, 37; Мк. 12, 30; Лк. 10, 27).

Подлинная Любовь открывается человеку в личной встрече со Христом. Православное воспитание на основе изучения Закона Бо­жия есть приведение ко Христу и Его Церкви, к постоянному пи­танию от тех благодатных даров, которые дает Церковь. Именно в православном воспитании происходит освящение образом Хри­стовым всей человеческой жизни.

Рассмотрев взаимосвязь преподавания Закона Божия с жизнью Церкви и личным духовным миром ребенка, с этой точки зрения сравним два учебных предмета: «Закон Божий» и «Основы право­славной культуры».

Учтем, что системы изучения Закона Божия по содержанию и цели обучения могут быть следующими:

1. Вероучительная и тесно связанная с ней нравоучительная. «Вера воспитывает и поучает».

2. Познавательно-научная или религиоведческая, предпола­гающая свободное исследование как религиозных догматов, так и антирелигиозных движений души.

3. Культурологическая или просветительская, включающая ре­лигию в культурно-исторический контекст нации, народа.

Нетрудно увидеть, что преподавание Закона Божия в церковно-приходских школах строится по первому типу, а «Основ пра­вославной культуры» — по третьему. Ко второму типу относятся предметы «Религиоведение», «История мировых религий» и т. п.

Сравнение учебных предметов «Закон Божий» и «Основы православной культуры»

 

Категории Закон Божий Основы православной культуры
Цели преподавания — Научение основам веры — Способствование воцерковлению, соделыванию членом Церкви, где совершается спасение. — Возбуждение духовной жизни — Сообщение некоторых знаний о Православии. — Нравственное развитие; возможно, пробуждение духовной жизни

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 243; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!