Догматические и нравственные основы 5 страница



5. Благотворная христианская среда, которую представляет церковная семья, церковная община.

Прот. А. Дернов пишет: «Истинно христианский облик души должен созидаться на почве молитвы дома, посещения богослуже­ния, глубокого и многостороннего ознакомления со священными книгами, воспитания примерами и конкретными наставлениями». Конечно, полноценное православное воспитание проходит и в хра­ме, и дома, и в школе, когда ему способствует весь строй жизни. Вышеперечисленные средства должны воздействовать прежде все­го на мир собственно религиозной жизни питомца, но затем непре­менно и на область нравственную. По воззрениям древних отцов и учителей Церкви, обе эти области находятся в самой тесной свя­зи между собой, и не потому только, что «вера без дел мертва есть» (Иак. 2, 20), но и потому, что христианская нравственность может и должна созидаться только на основе христианской веры, а не на почве каких-нибудь естественных воззрений и стремлений чело­века. Бог есть начало и конец, основание и цель всей нравственной жизни христианина.

«Блажен, кто любит Тебя (Боже), кто любит и ближнего в Тебе и врага ради Тебя», — говорит блаж. Августин, и в этих словах — выражение всего святоотеческого учения по этому вопросу. Тес­ная, неразрывная связь религии и нравственности, веры и жизни должна проявляться и в христианском воспитании. Церковные на­ставления, касающиеся христианского воспитания, нигде не раз­личают строго религиозную и нравственную стороны. Обе они представляют единое целое, которое свт. Иоанн Златоуст называ­ет любомудрием, подразумевая истинно христианское религиоз­но-нравственное воспитание.

«Дело народного воспитания должно быть освящено Церковью, а школа должна быть преддверием Церкви, — считал К. Д. Ушинский. — Школа учит человека сравнительно недолго, Церковь под­держивает и наставляет его от колыбели до могилы». Научение За­кону Божию и есть введение в жизнь Церкви.

«Содержанием церковной жизни должна быть святость», — го­ворил Святейший Патриарх Алексий II на Епархиальном собрании 23 декабря 2003 г. в Москве. Православные школы — те «школы, где дети прежде всего воспитываются в духе святости». Дело не в со­здании структур, параллельных государственным, а в «служении в духе любви». «Крестные ходы — это не церковные парады и демон­страции, а освящение общей молитвой города, в котором мы жи­вем. Если в духовной школе — академии, институте, университе­те, семинарии, гимназии — не воспитывают стремление к святости, если социальное служение совершается без любви и милосердия, если во время крестного хода заботятся только о внешнем и не мо­лятся усердно Богу, то все это будет профанацией и не приблизит нас к Царствию Небесному».

Молитва

Молитва, совершаемая в школе неопустительно, способствует успешности учения и воспитания и оказывает благотворное влия­ние на всю последующую жизнь учеников.

Религиозно-нравственное образование детей может успешно совершаться только при помощи Божией, ибо «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126,1). Молитва есть благодатное средство к снисканию помощи Божией, посредством молитвы мы можем испрашивать себе благодать Божию для вся­кого доброго дела. Поэтому, если учитель убежден, что без помо­щи Божией его познания, искусство и усердие недостаточны для такого великого дела, как спасение многих душ, то он убежден и в необходимости молитвы вместе с детьми. Он не только сам усерд­но молится, но и в детях своим примером пробуждает любовь к молитве.

Плоды этого упражнения становятся заметны в школе и еще с большею силою обнаруживаются в позднейшей жизни учеников после школы. Молитва дает учителю возможность реже прибегать к угрозам и наказаниям; она делает сердца детей восприимчивы­ми для истины и для всего доброго; она облегчает для детей учение. Можно надеяться, что с помощью упражнений она остается на всю жизнь, станет глубже и плодотворнее.

Для правильного упражнения детей в молитве, с живою поль­зою для них, учитель должен понимать: а) внешние знаки молит­вы, б) внутреннее настроение детей во время молитвы и в) способы приучения детей к молитве.

 

Внешние знаки молитвы

Под внешними знаками разумеются: слова молитвы и внешние телесные действия, сопровождающие молитву.

Хотя эти знаки составляют лишь внешнюю сторону молит­вы, однако никак не следует считать их ненужными. Сам Господь Иисус Христос, давший ученикам образец молитвы, освятил их Своим примером, и Церковь соблюдает их во всей строгости. Осо­бенно необходимы внешние знаки детям, так как без их содействия сама молитва была бы невозможна для детей. Кроме совершения обыкновенных поклонов и крестного знамения, молитва выража­ется многими другими внешними действиями, каковы: обращение взора к небу или наклонение его к земле, поднятие и распростертие рук, наклонение головы и преклонение колен, повержение на зем­лю, слова, изливающиеся от полноты души, вздохи и слезы. Все эти действия имеют высокую цену в очах Божиих, но все неестествен­ное, преувеличенное и лицемерное в этих действиях низводит на молящихся гнев Божий и не должно быть допускаемо в детях.

Внутреннее настроение молящегося

Дети должны молиться от сердца и с доброй волей. Законоучи­тель должен мало-помалу вводить детей в дух молитвы. С этою це­лью он должен чаще говорить им о свойствах истинной молитвы, объяснять одну за другою важнейшие молитвы, стараться делать молитву приятною для детей и пользоваться всеми случаями, ко­гда дети легко могут молиться от сердца и с чувством. Заучиванье молитв должно производиться не только на специальных уроках по объяснению молитв, но и при всех других, удобных к тому, слу­чаях, например, при начале и окончании уроков.

Как во всем другом, так особенно здесь, лучшим руководите­лем для пробуждения в детях молитвенного духа служит пример законоучителя и всей Церкви. Церковь научает, когда молиться, в каких случаях, как и какими словами.

Законоучитель должен удерживать детей во время молитвы от ложного, не свойственного им напряжения как в самом молитвен­ном настроении духа, так и во внешних обнаружениях молитвы.

Способы приучения детей к молитве будут рассмотрены в гла­ве «Методика изучения молитвы».

 

2. Участие в церковном богослужении

Приучение детей к религиозно-нравственной жизни возмож­но в том лишь случае, когда будет вестись в ближайшем общении с Церковью, будет проникнуто духом церковности; ибо вне Церкви нет жизни. Дух же Церкви выражается в богослужении: через бо­гослужение Православная Церковь, вселенская учительница, учит и воспитывает своих чад. Поэтому на участие детей в церковном богослужении должно смотреть как на самую существенную и не­обходимую часть религиозно-нравственного воспитания. Св. прав. Алексий Мечёв говорил, что нужно не только внушать понятие о Боге, но приучать к богослужению.

Приучение детей к участию в церковном богослужении дол­жно начинаться в родительском доме. Также в этом должны участ­вовать: учитель — это одна из самых существенных его обязанно­стей; вообще все взрослые прихожане, ибо по долгу христианского милосердия всякий обязан научить незнающего и неученого (Пра­вославное исповедание, вопр. 49).

Иноверные педагоги очень много рассуждают о том, надоб­но ли допускать детей к участию в церковном богослужении? Мо­гут ли дети присутствовать в церкви с пользою для себя? Не за­вести ли для них особое богослужение, более для них понятное? Подобные вопросы весьма естественны в протестантских обще­ствах и Римско-Католической Церкви, ибо у протестантов бого­служение состоит, главным образом, из проповеди и отличается крайнею сухостью; у римских же католиков преобладает в бого­служении внешняя форма, под которою внутренний смысл оста­ется подавленным. Не то мы видим в православном богослужении. В нем нет ничего преобладающего, внешняя форма его находит­ся в полном соответствии с внутренним содержанием, всему дано надлежащее значение, ничто не забыто и не опущено. Православ­ная Церковь соединила в своем богослужении все, что может при­влечь и занять молящегося: важность и святость предметов с ду­ховною приятностью и священностью выражения, простоту с велелепием, благоговение с восторгом, душевную пользу с высоким Духовным услаждением. В Православной Церкви за ее церковным служением все душевные силы молящегося приводятся в действие, питаются и укрепляются в равной мере, все получают от него душевную пользу, каждый по мере своего требования, соответствен­но душевному своему настроению, своим способностям и силам. Ввиду всего этого православный воспитатель должен заботиться не о том, чтобы приспособить само богослужение к детскому воз­расту — на это никто не имеет и права, а единственно о том, чтобы детей сделать способными к благотворному для них участию в цер­ковном богослужении.

Для достижения этой цели необходимы: личное присутствие де­тей за церковными службами, их благоговейное участие в церков­ном богослужении и внимательное слушание церковных поучений.

О присутствии детей за церковными службами

Для плодотворного участия в церковном богослужении необ­ходимо прежде всего личное внешнее присутствие верующего за церковными службами. Поэтому первая обязанность законоучи­теля состоит в том, чтобы приучить детей к неопустительному по­сещению церковного богослужения. Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Мы позволяем детям посещать зрелища, а чтобы они не убегали Церкви, чтобы не стояли в ней неблагоговейно, о том не заботимся. Мы заставляем их давать отчет в том, что они выучили в светских училищах. Почему же не требовать у них отчета в том, что они слы­шали в доме Господнем». «Когда надобно вести детей в театр или на зрелища, тогда нет занятий, нет обязанностей, которые бы нас удерживали: все уступает перед этой жалкой приманкою. А когда идет дело о столь важном и полезном занятии, тогда говорят: не должно терять времени. Можно ли не раздражить гнева Божия? Для всего прочего вы находите досужее время, но служение Богу кажется вам и слишком тяжким, и слишком обременительным для детей». В житиях новомучеников и исповедников Российских мы находим примеры того, как привлекая детей к сознательному уча­стию в богослужении, родители спрашивали у них отчет об услы­шанном Евангельском чтении. Почему бы и нам на занятии после Литургии не обсудить с детьми воскресное Евангелие? Дети должны находиться за церковным богослужением:

 

• во все воскресные дни,

· в Господские и Богородичные праздники и в дни святых, осо­бенно чтимых Церковью,

во все важнейшие времена в церковном году, каковы: Страст­ная неделя, Пятидесятница, посты и др. на всех церковных службах, совершаемых по частным прось­бам их родителей и близких родных: заздравные и заупокой­ные Литургии, панихиды, молебны в дни именин, крестины, похороны и т. п. В именины каждого ученика законоучитель- священник служит особый молебен, за которым, по желанию, могут находиться и товарищи именинника.

Продолжительное стояние за церковными службами, без со­мнения, очень трудно для детей, при живости их природы, и требу­ет от них большого самоотвержения. Но самоотвержение есть ос­нование нравственного совершенства, и потому его нужно всеми мерами развивать в детях с раннего возраста.

Указанного выше порядка должно держаться не только в учеб­ные дни, но и во время отпусков. Законоучитель должен настоя­тельно требовать от родителей, чтобы они приводили в церковь де­тей во все воскресные и праздничные дни, а также в дни школьных каникул, особенно летних.

О благоговейном пребывании за церковными службами

Что должен сделать учитель?

• Учитель дает детям понятие о храме, богослужении, главном Таинстве Евхаристии. Это должны быть не сухие сведения, а поня­тия, непосредственно связанные с духовной жизнью детей, важные для них. Например, при изучении православного храма наиболь­шее внимание надо уделить не его устройству, а значению его в жиз­ни христианина. Многочисленные свидетельства любви к храму Божию, невозможности жизни без него мы находим в житиях святых.

• Учитель должен строго следить, чтобы дети оказывали благо­говейное почитание храму Божию и всем его принадлежностям не только при богослужении, но и во всякое другое время вне церкви.

Он должен, например, внушить, чтобы они, проходя мимо хра­ма, остановились и сдел али три малых поклона с крестным зна­мением, чтобы оказывали почитание священным сосудам, иконам, одеждам, церковным книгам, священникам, свечам и проч.; наблю­дать, чтобы дети не портили в церкви стен, не собирались играть на Церковном дворе, не бегали вокруг церкви.

Особо сложно бывает современным детям вести себя благого­вейно в нецерковной среде, среди неверующих друзей и близких — например, совершать крестное знамение, проезжая мимо храма. Здесь учитель напоминает им о важности миссионерства, свиде­тельства о своей вере: «Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Анге­лами Божиими» (Лк. 12, 8).

• Учитель должен объяснить подробно и чаще напоминать де­тям, как они должны держать себя в церкви во время богослуже­ния. Рассказ о правилах поведения в храме содержит, во-первых, сведения о том, что нужно делать в храме — молиться, и только по­том — чего нельзя делать. Поняв главное, дети и сами могут рас­сказать, что запрещено в церкви.

Дети должны входить в храм Божий с непокрытой / покрытой головою, ровным и мерным шагом, без шума, никого не толкая и не дергая; по приходе на место воздать поклонение Богу; перед икона­ми стоять благопристойно; во время совершения службы не разго­варивать, с места на место не переходить и не отвлекать внимания православных от службы ни словом, ни движением, но пребывать со страхом, в молчании, тишине и во всяком почтении; в алтарь не входить, на солее не стоять, к целованию святого креста, икон и Евангелия подходить в порядке, прилично и с благоговением.

• Учитель, по соглашению со священником и прихожанами, должен избрать для учеников особое место в церкви. Эта уступка вызывается словами Самого Господа: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего небесного» (Мф. 18, 10).

Лучше всего ставить детей впереди прихожан, немного отсту­пя от солеи пред алтарем, мальчиков по правой, а девочек по левой стороне, или всех — справа. В первые века христианства дети стоя­ли в церкви или вместе с родителями, или впереди перед солеей. Детям во многих случаях должно уступать места даже по простой вежливости. Ответственность за поведение детей на богослужении несут родители, педагоги, назначенные лица (по особой договорен­ности), а также, с любовью и терпением, все прихожане.

• Помощь в деле приучения детей к богослужению оказыва­ют посильные послушания: клиросное, пономарское для мальчи­ков, на подсвечниках, запивке и др. Важную роль играют Литургии, специально назначенные для церковной школы, на которых ученики исполняют все возможные послушания. Таким Литурги­ям предшествует детская Исповедь. Немаловажны также и палом­нические поездки с участием в богослужении.

Нужно заметить, что приучение детей к участию в богослуже­нии — дело чрезвычайно трудное. Оно требует от воспитателя тер­пения и добросовестности, которые никогда не должны иссякнуть. Ревность учителя в этом важном деле не должна походить на факел, сперва ярко пылающий, а потом угасающий. Всякая трудность по­беждается только постоянством и настойчивостью. Первая оцен­ка педагогу дается всегда во время богослужения: присутствуют ли порученные ему дети в храме, насколько они благочестивы, как они ведут себя во время молитвы?

Что есть благоговение? Прот. Борис Ничипоров считал, что без благоговения духовное образование бессмысленно. Как говорит апостол, такое знание только надмевает, а любовь назидает (1 Кор. 8, 1). Благоговение, по словам одного подвижника, — это соедине­ние страха Божия и радости о Боге и Спасителе. Видимо, оно связа­но с устроением души, которая, приближаясь к некоторым предме­там, чувствует соприсутствие Божие. При этом нужно совершить внутренние и внешние действия: как Моисею было сказано Богом, когда он увидел куст, горящий и не сгорающий: «Не подходи сюда, сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3, 5). Это плохо усваивается, если препо­дается только на уроках и никак не связано с реальным вхожде­нием в литургическую жизнь Церкви Христовой. Благоговение — плод внутренней работы, совершаемой в церковной жизни.

Внутреннее благоговение имеет три степени: первая — низшая степень состоит во внимании к словам и действиям священнослу­жителей. Вторая — в понимании слов и действий священнослужи­телей. Третья — в полном душевном сочувствии всему, что поется, читается и делается в Церкви.

Эти степени плотно связаны с возрастом учащихся. Детей младшего возраста нужно приучать преимущественно к соблюде­нию правил внешнего благоговения; через это они мало-помалу приучаются и к внутреннему благоговению, особенно к низшей его ступени, состоящей во внимании к словам и действиям священно­служителей.

Для детей среднего возраста главным средством к возбужде­нию внутреннего благоговения, состоящего в понимании слов и действий священнослужителей, служит преподавание, основное в нем — разъяснение смысла и значения церковных молитв и бого­служебных действий.

К детям старшего возраста применяются указанные средства с особой целью — воспитать в них любовь к церковному богослу­жению и твердый навык в исполнении важнейших обязанно­стей. Нужно чаще испытывать их — что они выслушали в Церкви и, преподавая Закон Божий, ссылаться при каждом удобном случае на церковные песнопения, молитвы и поучения. Можно требовать, чтобы дети упражнялись, по мере возможности, в записывании на дому церковных поучений. Нужно поощрять их к чтению душепо­лезных книг, к пению церковных песней в свободное от учебных занятий время, к паломническим путешествиям в ближайшие мо­настыри и церкви для поклонения чудотворным иконам, святым мощам и т. п.

3. Чтение слова Божия и душеполезных книг

Святой апостол Павел заповедует своему возлюбленному уче­нику епископу Тимофею чтение святых и душеполезных книг как одно из главных средств для преуспеяния в духовной жизни: «За­нимайся чтением, наставлением, учением... » (1 Тим. 4, 13-16). И святые отцы, следуя апостолу, заповедуют всем непрерывное чтение святых книг как занятие святое, спасительное и сладостное.

«Когда я читаю книги о Боге, — говорит святой мученик Ти­мофей, — меня окружают Ангелы Божии». В святых книгах гово­рится о славе святых, об их добродетелях и подвигах, через кото­рые они сподобились быть наследниками Царства Божия. Читая эти книги, мы сами как будто делаемся гражданами другого мира и жителями неба, так что можем говорить: житие «наше на небесах есть» (Флп. 3, 20); «несмы странни и пришельцы, но сожители свя­тым и приснии Богу» (Еф. 2, 19).

«Когда я читаю святые книги, — пишет святитель Григорий Бо­гослов о книгах святителя Василия Великого, — то просветляюсь и духом, и телом, становлюсь храмом Божиим и орудием Святаго Духа через них я исправляюсь, через них получаю Божественное изменение, делаюсь другим человеком».

Их можно читать и перечитывать по мере нужды и потребно­стей и останавливаться в них на том, что особенно полезно нам в то или другое время, в тех или других обстоятельствах. Читающий добрую книгу останавливается, когда хочет и где хочет, и столь­ко, сколько хочет, сколько нужно, как немного постоявший подле огня не может согреться, а должен для этого постоять подолее под­ле огня, и чем долее будет стоять, тем более согреется.

В душеспасительных книгах, как в зеркале, человек может ви­деть себя, каков он и куда идет; это зеркало отражает верно и не льстит никому, каждый тут ясно видит свои недостатки.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 225; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!