Аналогично было и в революцию. Народ принял лукавую власть и стал повинен в готовящемся пролитии Царской крови.
Так как же после этого некоторые говорят: «Я не убивал Царя, в цареубийстве невиновен, и чужих грехов мне не надо», а систему сатанинскую принял? Мы ведь все в ней живем, никто не может сказать, что я в ней не участвую, ее беззаконию не причастен, разве что какие-нибудь пустынники, отшельники... Мы питаемся ее хлебом, используем проездные билеты, чеки, товары и продукты, на которых стоят сатанинские штрих-коды и номера, из участия в экономике, функционирующей по совершенно нехристианским законам, пытаемся извлечь материальную прибыль. И это понятно - ведь жить-то как-то надо! Но на основе чего мы живем? На основе все той же системы. Достаточно хотя бы напомнить, что львиная доля предприятий, заводов, фирм, организаций и структур функционируют за счет денежного оборота, осуществляемого через банковскую систему. Мы пенсию получаем по личным сатанинским кодам, участвуем в обязательной системе страхования, которая, по сути, есть отвержение Промысла Божия, в храмы ходим, которые приняли сатанинский номер, сама Патриархия, ее бухгалтерия, финансовая отчетность каждого храма и монастыря осуществляется только через бланки, на которых стоят штрих-коды, и все это для компьютерной обработки информации. В Церкви все вскоре станет, как и во всем государстве, компьютеризировано.
Система нас уже давно поглотила, нас продали в нее еще без нас, в 1917 году, и в фундамент этого антихристова рабства положили ритуально убиенного Царя. А допустили свершиться этому беззаконию наши предки. Мы за совершенное ими несем наказание, вся Россия стонет от этого ига, и как после этого говорить, что нет вины? Не было бы вины, - Россия дышала бы свободно, и между нами не было бы никаких разногласий. Вина - это и есть наказание. И те миллионы мучеников и исповедников российских, которых ныне Церковь прославляет, - они мученики за Христа, но сама причина, породившая общегосударственную политику гонений на верующих, - грех, личный грех, грехи родителей, грехи народа.
|
|
Под мартовским (1917 г.) Обращением Синода по поводу признания Временного правительства законной государственной властью первой стоит подпись Священномученика митрополита Владимира (Богоявленского), первенствующего члена Св. Синода. Он же стал первой жертвой безбожников. Оставленный своей братией, насельниками Киево-Печерской Лавры, которые разбежались «по углам», он был безцеремонно расстрелян анархистами. Никто за него не заступился, как и он не заступился за Царя. Ибо за десять дней до отречения Царя кн. Жевахов обращался к митр. Владимиру с просьбой выступить от лица Синода со всенародным воззванием в защиту монархии. Он напомнил, что в такой исторический момент «Церковь не должна стоять в стороне от разыгрывающихся событий и что ее вразумляющий голос всегда уместен, а в данном случае даже необходим». Митрополит ответил на это двусмысленной фразой: «Когда мы не нужны, тогда нас не замечают: а в момент опасности к нам первым обращаются за помощью»[82]. В итоге мы видим: «судьба» с ним обошлась так же, как он с Царем.
|
|
Здесь и доказывать не надо, что происшедшее - наказание за грех. Но претерпел он это мученически за веру, поэтому Церковь его и прославляет в чине священномученика. Это было типичным в годы гонений. Под вышеуказанным Обращением Синода стоят подписи и Патриарха Тихона, тогда еще архиепископа Виленского и Литовского, и митр. Макария Невского. Они тоже отреклись от Помазанника, но свою верность Христу засвидетельствовали исповедничеством. Господь их не только помиловал за это, но и прославил. Кровь миллионов мучеников омыла их собственные грехи, взывая к милосердию Божию за весь согрешивший народ.
Действие Промысла здесь неизъяснимо: то, что несло в себе возмездие, послужило к прославлению Христа. Были и невиновные в цареубийстве, но попали в «мясорубку» гонений, чтобы на них явились дела Божии, как некогда на слепорожденном (Ин. 9, 3).
|
|
Вышеприведенные рассуждения о гражданстве, паспортах и системе являются не программой действий, а призывом к совести - «могий вместитида вместит» (Мф. 19, 12). Программа у нас может быть только одна: покаяние и молитва. Поэтому за все надо каяться и по возможности отвергать все богопротивное, потому что никакого компромисса у христианина с этой системой не должно быть. А если мы ввязались в нее, то на нас лежит вина и за трагедию 1917-го. Тогда будет непричастность человека к пролитой крови Государя, когда он в совести своей засвидетельствует: я непричастен существующей системе, т.е. греху, и поступит по слову Господа: «аще кто хощет по Мне ити да отвер- жется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16, 24).
В одной из своих бесед митр. Антоний (Блум) заметил: «Я думаю, что сейчас у Церкви долгий кризис... перейти из Египта в землю обетованную можно было в несколько дней, ну, неделю. Они бродили сорок лет; почему? потому что Бог им определил бродить, пока не умрет все поколение, которое выросло в рабстве, и пока не вырастет то поколение, которое выросло на свободе... И мне кажется, что то же самое с Церковью»[83].
|
|
Наше сегодняшнее постсоветское поколение - это поколение рабов новой глобальной системы.
Как ни жестоко это слово, но оно с точностью определяет духовную сущность огромной массы христиан, принявших коды, паспорта и всю систему в целом. Мы радовались «перестройке», принимали массово ваучеры, продавали их даже за бутылку водки, думая, что это «мое», «моя» часть общенародной собственности, я имею «право» в ее распределении... Какая же в этом гнусность! Как мы только не поймем, что все в России принадлежит не нам, а Помазаннику. Его скипетр держит до времени Царица Небесная (явление иконы Божией Матери «Державная»), чтобы потом вновь вернуть. И после этого мы еще смеем утверждать, что на нас нет вины в цареубийстве! Мы своими руками вновь Государя «обобрали до нитки»[84], его нам Господь еще не вернул, а мы уже доказали ему свою «преданность».
Придет время, исполнятся начертанные от Бога сроки, и система эта разрушится как карточный домик, точно так же, как разрушился Союз. Но переход из этой пустыни глобализации в «землю обетованную», в землю воскрешающей Руси, будет возможен лишь для тех, кто непричастен этому рабству, кто не заражен этой системой, кто презрел современные «свиная мяса и котлы и египетскую пищу»[85].
История евреев - яркий прообраз истории России: едва выйдя из Египта национал-большевизма, мы, как евреи, соблазнились идолом мамоны, и долго потому будем бродить по этой пустыне, пока не возьмемся за жезл покаяния.
IV. САКРАЛЬНЫЙ АСПЕКТ.
Этот аспект рассматривает проблему с той позиции, что, помимо личного покаяния и исправления жизни, требуется еще и некий акт, который бы перед лицом всего народа свидетельствовал бы о разрешении его вины в содеянном. Каясь в личных грехах, каждый из нас подходит в таинстве Исповеди к священнику и получает разрешение от Бога грехов посредством накладываемой на главу епитрахили и чтения установленной Церковью разрешительной молитвы. Это акт внутрицерковный, т.е. совершающийся в самой Церкви, а не за ее пределами.
Нечто подобное должно быть и в покаянии целого народа, только действие Таинства должно распространяться на людей и за пределами Церкви. Государство ведь у нас не только многоконфессиональное, но и во многом светское. Если всем народом, независимо от воззрений и убеждений каждого, была дана клятва Богу, то должно быть и такое же разрешение от нее или покаяние за ее нарушение. Должен быть установлен специальный чин покаяния.
Мы не будем углубленно рассматривать каноническую сторону этого вопроса и действенности данного таинства, - это выходит за рамки компетенции авторов. Однако еще раз напомним очевидную вещь: каждое поколение людей ответственно за жизнь последующих поколений и несет на себе тяготы или грехи предшествующих. Грехи не в смысле личной ответственности за содеянное (этого может и не быть), а в смысле порожденных этими грехами обстоятельств жизни. Что сеяли предки, то пожинают их потомки. Разве нынешнее молодое поколение виновато лично в том, что оно родилось в послеперестроечное время? Нет. Но если они и мы не приобщимся покаянию, время, в которое мы живем, станет эпохой заката России.
Мы, современники, брали «Зимний»? Нет. Но у кого-то отец умер непокаявшимся с партбилетом, и дедушка военный, коммунист, погиб в блокадном Ленинграде. Сама Великая Отечественная война, довоенные и послевоенные репрессии были, безспор- но, следствием трагедии 1917-го, Божиим наказанием. А сколько людей до сих пор индифферентны к Церкви и вере, сколько еще верят различной клевете на Царя, Распутина и на все Самодержавие, не вразумившись этими небесными карами! И если наше поколение в отличие от потомков в значительной мере люди светские или, по крайней мере, ведущие нехристианский образ жизни, не чувствуют за собой никакой вины в цареубийстве, то это совсем не значит, что на них не ложится клятвопреступление 1917 года. Сама вина себя проявляет в том, что люди чужды стали Богу.
Нравственность является фундаментом, на котором развиваются последующие поколения. Впервые с этим человечество столкнулось «на заре» своей жизни, когда от прародителей стали рождаться дети. И после первого на земле братоубийства, когда прародители смирились перед волей Божией, Господь послал им благочестивого сына. Адам, говорит Св. Писание, «родил сына по подобию своему и по образу своему, и нарек ему имя: Сиф» (Быт. 5, 3). Свт. Иоанн Златоуст, толкуя это место, пишет: «Здесь Писание, говоря: «по образу своему и по подобию своему», сообщает нам не о телесных чертах, но о состоянии душевном, дабы мы знали, что этот сын (Сиф) не будет таким же (как Каин)»[86]. Т.е. от родителей наследуется нравственное состояние души.
Среди верующих ученых-иммунологов в разговорах встречается иногда такое выражение: «гены греха». И действительно, ничем иным с научной точки зрения пока не объяснить: как безнравственный поступок человека или целого народа проявляет себя в жизни последующих поколений на физическом уровне? Воистину прав Премудрый, сказавши «Человек познается в детях своих» (Сир. 11, 28)[87].
В обычной-то жизни мы наблюдаем, как действует клятва. Если язычница-мать проклинает свое дитя, то оно совершенно неожиданно или умирает от болезни, несчастного случая, или чахнет и влачит убогое существование, возлагая свое убожество и на потомство[88]. Среди духовников это превращается зачастую в неразрешимую проблему, когда скорби, жизненные неудачи и вымирание рода ничем невозможно объяснить, как родовым проклятием. За прошедшие революционные и советские годы атеизма и борьбы с Церковью Божья кара в виде проклятия на род встречалась нередко. Страдали внуки и правнуки за то, что их деды и бабушки разрушали храмы, оскверняли святыни. Известно много случаев, когда жизнь людей в домах, построенных из кирпича разрушенного храма или поставленных месте уничтоженного и оскверненного христианского кладбища, превращалась в ад. Ругань, ссоры, пьянства, драки, преждевременная смерть, - и так из поколения в поколение, пока человек не приходил к вере и не начинал каяться.
Действовала клятва, несмотря на то, что поколение безбожное? Действовала, тем более и сейчас действует. Оттого мы и видим, как процветает наркомания, разврат, пьянство, криминал... Россия вновь сошла с ума, и мы занимаем первое место в мире по количеству абортов, превратившись в нацию убийц, и народ вымирает.
В одном из своих выступлений приснопамятный митр. Иоанн (Снычев) сказал: «Всенародное покаяние в чем должно заключаться? В глубоком осознании ответственности не только за свои деяния, но и за деяния своих предков, которые причинили такие страшные кровавые действия, принесли страшные муки людям. Поэтому надо глубоко осознать, что допущен в лице своих же предков очень глубокий грех. Грех не только, скажем, убийства Царя, но и самое главное - восстание против Православной Церкви. Потому что с убийством Монарха, убивалась ведь и православная вера. Это было засвидетельствовано в реальных действиях, скажем: разрушение храмов, осквернение святынь, вскрывание св. мощей, сжигание икон, ссылки епископов, священников и простого народа. Это нужно, потому что это делало государство...»[89].
В монархической России на верность Государю на Кресте и Евангелии присягали и мусульмане, и буддисты, и язычники, целуя наравне со св. Евангелием и коран, и свои священные предметы. К этому общегосударственному мероприятию, каким должно быть всенародное покаяние, должны быть привлечены по возможности все слои общества. Ведь согрешил весь народ, а не только Церковь! Почему в Послании Св. Патриарха и Св. Синода это специально оговаривается: «Мы призываем к покаянию весь наш народ, всех чад его, независимо от политических воззрений и взглядов на историю». Определенное лицо должно произнести слова заранее написанного текста покаяния, Св. Патриарх должен прочесть подготовленную разрешительную молитву. Все, как в таинстве исповеди, только применительно ко всему народу.
Аналогом для этого в нашей российской истории является покаяние русского народа за убийство царевича Димитрия и признание царем Лжедмитрия, проходимца и вора, т.е. покаяние в клятвопреступлении. Тогда весь русский народ во главе с Царем Василием Шуйским и боярами каялся престарелому Патриарху Иову, вручив ему челобитную, «в которой исчислялись их многочисленные вины: клятвопреступление по отношению к Борису и Феодору Годуновым, признание самозванца и низложение Иова с Патриаршества и т.д. Москвичи просили у Иова прощения за себя и за всех русских людей. После прочтения челобитной Иов и Ермоген велели зачитать с амвона разрешительную грамоту народу, в которой прощались и разрешались вины всех уклонившихся в смуту. Народ призывался к тому, чтобы впредь не нарушать крестного целования, но служить законному царю Василию»[90].
Казалось бы теперь все ясно, но вместе с этим в сознании проплывает печальная ирония: где же взять этот «весь народ», когда кругом такая осатанелая жизнь, царство кумиров, порнорекламы, денег, эротики, насилия, безнравственности и вообще безбожия? Это только небольшая горсточка христиан обезпокоена вопросом цареубийства, а остальные?.. Про остальных и про то, что творится вокруг нас, лучше не говорить, достаточно пройтись по улицам городов, поглазеть на рекламы, витрины, стоящие на каждом углу постыдные заведения, посетить супермаркеты, торговые комплексы, посмотреть на людей, чем они интересуются, о чем говорят... И станет ясно - Россия стоит на краю духовного краха. За что такое с нами происходит? Картина прямо-таки удивительная: России скоро не будет, а мы спорим, виновны или нет?
Как мы боимся взять на себя чужие грехи! Как мы боимся быть причастными жидовско-сатанинскому заговору против России, а сами-то в действительности сколько раз прилагали к этому свою руку. Как же мы можем мерить других, забывая про себя? Св. Писание нам говорит: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2, 10). О ком это говорится? О нас с вами в первую очередь, поскольку мы претендуем на то, что разбираемся в этом вопросе. А если разбираемся, то давайте разбираться в грехах. Все Св. Отцы, писавшие о христианской нравственности, делали акцент на том, что любой грех делает человека повинным в Крови Христовой. Совершая беззаконие, человек снова распинает Христа. Об этом в Послании к Коринфянам, которые никак не были причастны к распятию Христа, ап. Павел пишет: «Кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1 Кор. 11, 27). Т.е. Апостол говорит, что согрешая, вы распинаете Христа, - это относится и ко всем нам, которые грешат ежедневно.
В преступлении прародителей заключался грех против всех заповедей. Блж. Августин о первородном грехе пишет: «Здесь были и гордость, потому что человек восхотел находиться во власти более своей, нежели Божией, и поругание святыни, потому что не поверил Богу, и человекоубийство, потому что подвергнул себя смерти, и любодеяние духовное, потому что непорочность человеческой души нарушена обольщением змия, и татьба, потому что воспользовался запрещенным древом, и любостяжание, потому что возжелал большего, чем скольким должен был довольствоваться»[91]. В адамовом преступлении сконцентрированы, оказывается, все грехи, которыми каждый из нас грешит чуть ли не ежедневно, и каждый из нас в своей жизни повторяет множество раз прародительское падение, т.е. преумножает его. -Поэтому и совершенно справедливо Бог накладывает на все последующие поколения Адама личную ответственность, нравственную и юридическую за совершение первородного греха.
Пророк Осия, обличая иудеев, говорил от Лица Божия, что «они, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне» (Ос. 6,7). Евреи не вкушали райского запретного плода, но своим нечестием превзошли меру преступления праотца Адама. Вот и наш русский народ, живя своей «тихой» светской жизнью, каждым грехом вновь повторяет и адамов грех, и отречение 1917-го, и вновь подталкивает Государя на его Голгофу. Иерархия, духовенство, а за ними и народ законопослушно принимают новую глобальную власть, как некогда, облеченные духовной властью, наши прадеды приняли Временное правительство... Разве это не повторение цареубийства?
Призыв к покаянию остается неуслышанным. Т.е. это показывает, что народ в действительности далек еще от осмысления трагедии столетней давности: не до этого, все заняты своим. Поэтому и о настоящем покаянии в масштабах государства говорить еще рано, и грех по-прежнему тяготеет над народом, и желающий без труда увидит его явные проявления: прельщенность умов, духовная деградация, слепота по отношению к навязываемым сатанинским процессам глобализации, кодификации, паспортизации...
Посмотрите повнимательнее, ведь все это является продолжением трагедии 1917-го. Как тогда народ дал себя обмануть врагам Отечества, прельстясь лозунгами и обещаниями масонов и большевиков, так и ныне. Только сейчас прельщения иного уровня, - они более глубоки и заманчивы, но от этого и более ужасны.
Нынешние призывы политиков и различные темы публикаций в СМИ давно не говорят о свободе, от нее уже оскомина, от нее миллионы людей страдают и плачут, но не желают с ней расстаться, потому что взамен той «свободы», которая их сделала нищими, блудниками и прелюбодеями, наркоманами и ворами, они мечтают о «свободе» в спокойной жизни, сдачами, машинами, комфортом и уважением, с достатком, заработанным честным трудом, с преуспеянием в бизнесе. Однако при этом забывают или не хотят знать, что подлинно свободными нас делает только Христос и шествие за Ним, т.е. жизнь, уподобленная Христу, в самоотвержении, в распятии, в страдании, в отдании себя ближнему. И ослепленное нынешнее поколение проходит мимо этой сокровенной свободы в Боге, уловляясь, как рыба, на крючок или, как зверь, на приманку другой «свободы», которую в слепоте ищет.
V.ОТКРОВЕНИЯ.
Еще одна неопровержимая группа доказательств вины русского народа - это божественные откровения. Их много опубликовано в сборнике «Россия перед Вторым пришествием». Мы приведем только одно из них.
Всем известны откровения монаха Авеля-прозорливца, а он, если вчитаться внимательно в текст, говорил Императору Павлу I о правлении Николая II следующее: «... На венец терновый сменит корону он царскую, предан будет народом своим, как некогда Сын Божий... Кровь и слезы напоят сырую землю. Мужик с топором возьмет в безумии власть, и наступит воистину казнь египетская... Сие есть попущение Божие, гнев Господень за отречение России от Святого Царя»[92].
БИБЛЕЙСКИЙ АСПЕКТ.
Для более ясного понимания вины необходимо также рассмотреть вопрос о взаимной ответственности народа и его руководителей за свои действия. Казалось бы, общеизвестна библейская истина: согрешает правитель - расплачивается весь народ. Однако ее необходимо напомнить. Когда царь Давид учредил перепись, то этим он тяжко согрешил пред Богом. И пришел к нему пророк Гад и сказал: «избирай себе, быть ли голоду в стране твоей семь лет, или чтобы ты три месяца бегал от неприятелей твоих, и они преследовали тебя, или чтобы в продолжение трех дней была моровая язва в стране твоей? теперь рассуди и реши, что мне отвечать Пославшему меня» (1 Цар. 24, 13). Давид избрал моровую язву и за три дня умерло 70 тыс. человек. Безчеловечно это, скажите вы, и несправедливо? Ничего подобного. Бог никогда не пошлет незаслуженного наказания. Поэтому очевидно, что при всем подъеме государственной жизни Израильского народа налицо было и охлаждение в вере, и отступление от царя Давида. И Библия нам показывает это.
Вследствие скрытых интриг многие из окружения Царя-Помазанника и значительная часть народа встали на сторону его сына Авессалома. «Народ наказан за собственные свои беззакония, - разъясняет это место блж. Феодорит Кирский, - потому что, оставив благочестивого царя, ополчился со злочестивым похитителем власти и отцеубийцею сыном, восставшим против благочестивого отца и пророка»[93].
Подобный пример мы находим и в жизнеописании пророка Иеремии. Когда он по повелению Божию стал обличать израильский народ, его священников и старейшин в нечестии и отступлении от веры, то «мнимые ревнители общественного спокойствия и государственной безопасности - священники и лжепророки, исполненные гнева, схватили Иеремию и потребовали суда над ним, требовали, чтобы и от князей, и от народа произнесен был ему смертный приговор... Нечестивые священники и лжепророки, обратившись к собранию народа и князей иудейских, сказали:
- Смерть этому человеку, потому что он пророчествует против города сего, как вы слышали своими ушами.
Иеремия же в свое оправдание произнес:
- Господь послал меня пророчествовать против дома сего и против города сего все те слова, которые вы слышали. Итак, исправьте пути ваши и дела ваши и послушайтесь гласа Господа
65 |
Бога вашего, и Господь отменит бедствие, которое изрек на вас. А что до меня, то вот я - в ваших руках; делайте со мною, что вам угодно и что в глазах ваших покажется лучшим и справедливым. Но только твердо знайте, что если вы умертвите меня, неповинную кровь возложите на себя, и на город сей, и на жителей его, ибо истинно Господь послал меня к вам сказать все те слова в уши ваши»[94]. Т.е. жители Иерусалима уже были повинны суду за нечестивую жизнь, почему пророк и обличал их постоянно.
Но не только приведенные примеры, - сама жизнь показывает, что за ошибки президентов, руководства и политиков расплачивается весь народ. Много ли за Горбачева, Ельцина и Путина голосовали? Но за их сознательные просчеты народ платит кровью и жизнью. Также и в революцию. Попустили мы быть власти большевиков, - расплачиваемся до сих пор собственным геноцидом. И что можно изменить, когда гигантский механизм уже запущен?
ИСКУПИТЕЛЬНАЯ ЖЕРТВА ЦАРЯ
В последние годы обострились дискуссии и споры вокруг подвига Государя. Издано много исторических публикаций, произведено немало архивных исследований, и все они ярко показывают глубочайший нравственный смысл его мученичества. Сам факт добровольного страдания за свой народ является уникальным в истории, который говорит о том, какою высокою ценою был спасен от позора русский народ. Невозможно не признать за этим особый Промысел над Россией, от соприкосновения с которым сам собой напрашивается вывод о подражании подвига Царя подвигу Христа, в чем, собственно, смысл христианского подвига и состоит.
Аналогия здесь прямая, ибо если с богословской точки зрения история еврейского народа рассматривается кактипологич- ная не только для каждой души, но и для христианских народов в целом[95], то тем более вне всякой критики это относится к Личности Господа нашего Иисуса Христа и Его Помазанников - Самодержавных царей.
Если по учению о самодержавной власти[96] Помазанник - это образ Христа, он есть носитель власти Божией[97], то почти все, свойственное Христу по-человечеству, может быть приложимо в определенной мере и к Царю. Христос - Учитель, и - он; Христос - Законодатель, и - он; Христос - Царь, и - он; Христос - Пастырь, и - он; Христос - Подвигоположник, и - он. Все, что не претерпели многие русские князья и Самодержцы в истории России, это копия истории жизни Христа, за исключением разве что безмужнего Рождения и Воскресения. И наиболее ярко это мы видим в жизни Государя Николая II: оставлен, оклеветан, предан, распят. «И как он был одинок! - восклицает архиеп. Нафанаил (Львов). - В"этом ведь тоже глубокая христоподражательность его подвига»[98]. Ничего кощунственного в таком сравнении нет, как могут некоторые подумать, иначе тогда надо укорять апостола Павла за его слова: «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4, 16). Поэтому мы и утверждаем, что трагедия двухтысячелетней давности повторилась.
О типологичности судьбы евреев писали некоторые богословы: архиеп. Нафанаил (Львов)[99], Георгий Флоровский[100]. Писали и многие Св. Отцы (блж. Августин, мч. Иустин Философ, свт. Иоанн Златоуст), но только употребляли термины «прообраз», «тип», «аллегория», вкладывая в эти понятия, прежде всего, христологичес- кое значение. Толкование притч, евангельских событий, пророческих символов во многом опирается на библейские ветхозаветные типы. И действительно, события Ветхого Завета очень часто повторялись в жизни христиан. «Поведение иудеев относительно Искупителя, - пишет свт. Игнатий Брянчанинов, - принадлежа этому народу, несомненно принадлежит и всему человечеству»[101]. Основой для понимания этой типологии служат законы действия греха как в отдельном человеке, так и в народах в целом. Об этом свидетельствует история и все церковное Предание.
«Судьбы русского народа, - писал архиеп. Аверкий (Тау- шев), - в очень многом чрезвычайно сходны с судьбами избранного Богом в Ветхом Завете народа еврейского. Как евреи в ветхозаветной истории человечества были хранителями единой истинной веры - веры во Единого Бога, так и русский народ со времени принятия им христианства был хранителем и твердым оплотом для всего мира единой истинной веры - веры Православной», но он «не устоял на высоте своего призвания и отступил от Бога, подобно ветхозаветному Израилю»[102].
Но помимо прямой исторической параллели и богословской концепции, появился еще один внушительный аргумент, который сразу заставлял поверить в искупительный подвиг Царя и называть его Искупителем. Это Божественные откровения и пророчества. Их много: видение Дивеевской старице, описанное поэтом Сергеем Бехметьевым, видение Валаамского старца и др.
В предсказании монаха Авеля-прорицателя (в беседе с Го- сударем Павлом I) говорится: «Он Искупитель будет, искупит собой народ свой - Безкровной Жертве подобно. И предан будет, как некогда Сын Божий на пропятие...».
Откровения эти не престают нам посылаться Свыше. Последнее очень яркое свидетельство мы имеем из уст р.Б. Елены, которая в момент клинической смерти, когда душой была восхищена в Рай, слышала и видела, что Государь Николай II прославлен в Царстве Божием как Искупитель: «как Великий Николай- Искупитель. И другого обращения к нему не должно быть». Осмысливая все это и обращаясь к нашей недавней истории, мы видим, что в народе почти сразу после убиения Государя утвердилось понимание того, что Царь пострадал за наши грехи. Многие понимали, что предательство Царя, арест Царской Семьи, ссылка, а затем убийство по содержанию схоже с восшествием Христа на Голгофу и Распятием, т.е. прообразуют искупительную жертву за свой народ. В акафисте Государю, утвердившемуся в богослужениях РПЦЗ, а затем и у нас в России, поется: «Ангелов Творец посла тя земле Российстей яко ангела незлобия и вразумления к народу твоему, тя бо избра по образу Сына Своего Единороднаго в жертву искупления за грех народа Российскаго» (Икос 1).
В русском Зарубежье тема убиения Царской Семьи очень часто стала освещаться именно с точки зрения искупления. С одной стороны, его жизнь и смерть слишком очевидно христопод- ражательны, а с другой стороны, ничем иным нельзя было обосновать надежду на возрождение России и возвращения на свою историческую Родину рассеянного по миру, как некогда евреев, русского народа, как только искупительным подвигом Государя, т.е. тем, что ради такой жертвы Господь смилуется, даст России покаяние и всех вновь соберет воедино.
Но самое главное то, что именно в свете искупления грехов русского народа во всей полноте раскрывается призыв к покаянию. Русский народ настолько пал, что его и возможно было спасти только искуплением чрез Помазанника. В жертву закалалось самое дорогое, что было у России, самое мистическое и самое святое - своего рода живая икона Христа, Его непосредственный образ, живая связь народа с Богом. Если бы этого не произошло, то эта связь была бы разрушена, может быть, навеки.
Нельзя себе представить человека, который бы не был при- частен искупительному подвигу Христа. Если бы таковой нашелся на земле, то для него это было бы величайшей трагедией. А Христос искупил все человечество, дабы каждый имел возможность переродиться верою в жизнь вечную. Неискупленный - был бы вечным пленником греха, смерти и ада.
Нечто аналогичное можно говорить и о России. Неискупленный сделался бы вечным пленником клятвопреступления, переходящего на наш народ из поколения в поколение. Однако всеобщая вина в цареубийстве сделалась для нас и величайшим благом: нас искупил Помазанник и очистил наши многовековые грехи. Кто и какими подвигами сумел бы отмолить грехи отступивших от веры поколений, если даже и Церковь отвернулась от Помазанника? И насколько эти грехи для нас стали роковыми в разыгравшейся революционной трагедии, настолько явились и неподъемными, невозможными для оправдания собственными усилиями.
В этом особый Промысел над Россией, который говорит о том, какою высокою ценою мы были спасены от позора. Если бы евреи не были бы искуплены Христовой Кровью, их имя превратилось бы в архивный прах, в исторический мусор, о котором бы Библия упоминала как об очередном народе, появившемся на небосклоне человечества и ушедшего за горизонт. «Если бы Гос- подь Саваоф не оставил нам семени, - цитирует ап. Павел пророка Исайю, - то мы сделались бы как Содом и были бы подобны Гоморре» (Рим. 9, 29). Точно самое можно говорить и о России. Если бы не жертвенный подвиг Помазанника, за прошедшее столетие мы были бы стерты с лица земли, либо наше имя стало бы нарицательным в глазах всего мира.
Грехи народа и, тем более, грехи высшей церковной иерархии, - это не личные грехи, которые можно изгладить покаянием, да и едва ли кто из нас кается в них так, как должно. Что говорить о целых поколениях и сотнях миллионов предков? Именно потому Бог и определил своему Помазаннику взять на себя грех народа, многих его поколений, взять на себя грех изменившей ему Церкви и своим христоподражательным страданием приготовить России будущее воскресение.
Конечно, безкровной Жертвой на литургии омывается любой грех, но Церковью наперед установлено, что всякий непримирив- шийся с братом своим, согрешивший против него, не имеет права приступать к св. Чаше, т.е. быть в общении с Богом. А народ согрешил против Помазанника, поэтому его жертва и понадобилась, чтобы ею примирить свой народ с Богом, как Христос примирил все человечество с его Творцом. Мученичеством Государь сделал первый шаг будущему покаянию народа, заложил его основу. Как Бог примирился с человечеством, когда мы были еще во грехе («Ты врага, суща мя зело, возлюбил еси»[103]), посредством отдания Своего Сына на страдания, так и России Господь послал примирение через страдания Своего Помазанника, когда мы не только не думали перед ним хотя бы извиниться, но и осуждали его, говорили, что это он довел Россию до такого состояния. Остается только поверить в искупительный подвиг Царя за всех нас и каяться.
«Подобно тому, как Христос был распят на Голгофе за грехи всего мира, всеми оставленный, так и Государь принесен в жертву за грехи всей России, также всеми оставленный. Никто не оказал помощи своему Государю в дни его тяжких испытаний, когда он был узником богоборческой сатанинской власти. Поэтому смертный грех цареубийства тяготеет над всем русским народом, а, следовательно, в той или иной степени над каждым из нас», - писал еп. Нектарий (Концевич)[104].
Двадцать два года управлять государством, зная свою кончину[105], быть оклеветанным, преданным и всеми оставленным - настоящий подвиг по подобию Христа. Государь этого не мог не понимать. Еще в 1903 г. в Дивеево на торжествах по прославлению преп. Серафима Саровского он в предчувствии своей судьбы сказал: «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России - я буду этой жертвой»[106].
Уклонение с этого пути послужило бы подрывом учения о божественности призвания Самодержца, что дало бы повод врагам христианской государственности порочить смысл Самодержавия. Как невозможно представить себе Христа, сошедшего с Голгофы, так невозможно представить монарха, бежавшего от своей страдающей Родины[107]. Если допустить утверждение, что Самодержец не сакральная, а политическая фигура, то чем он лучше демократов?
Чем более углубляешься в свидетельства истории и размышляешь над происшедшим, тем более неподдающейся оценке представляется жизнь, деятельность и мученическая кончина последнего Самодержца. Она неумопостигаема, как неумопостигаем сам принцип искупления. Поэтому и применяется здесь самый обычный житейский символ, чтобы им правильно обозначить небесную недосягаемость происшедшего, в каком безко- нечном направлении нужно мыслить и думать об этом.
В одной из своих бесед святитель Иоанн Златоуст заметил, что «всякий может править, но только царь может умереть за свой народ...»[108]. Государь этот шаг и сделал, и в его мученической смерти заложен сам смысл искупления. Он искупил нравственные грехи народа и имел на это полное право и власть от Бога как Помазанник и носитель власти Божией. Именно потому, что он не скрылся заграницу ради сохранения династии, хотя и были возможности, а предпочел страдать с Родиной и ее народом[109], - именно поэтому Россия и наш народ до сих пор еще стоят и не поглощены западом ни физически, ни духовно. Подвигом Государя, кровью новомученников нам от Бога было дано время на покаяние[110].
В самом деле, если в отношении Спасителя Св. Церковь учит как об абсолютном Искупителе грехов человеческого рода и их последствий, Искупителе в онтологическом смысле, то почему в отношении Помазанника Божьего нам нельзя говорить как об Искупителе в нравственном смысле, если его подвиг носит жертвенный характер? Ведь действительно его добровольное мученичество есть величайшая жертва. История таких примеров не знает, чтобы царь отдавал себя в жертву за свой народ. Если мать ответственна пред Богом за свое дитя, то тем более Государь за своих подданных. Весь народ государства был вручен ему от Бога в управление.
В чине коронования и миропомазания на царство есть следующие слова: «Ты же, Владыко и Господь мой, настави мя в деле, на неже послал мя еси, вразуми и управи мя в великом служении сем... Буди сердце мое в руку Твоею, еже вся устроити к пользе врученных мне людей и к славе Твоей, яко да и в день Суда Твоего непостыдно воздам Тебе слово».
Данная ответственность Помазанника за свой народ как раз и дает право Государю страдать за него, вымаливать его, брать его грехи на себя. Т.е. здесь налицо действие самого принципа искупления, свойственное всем мученикам, приносящим свои страдания в воню благоухания пред Богом.
Что такое искупление - то ^.utpov? Это воздаяние, выкупле- ние, возмещение, освобождение за выкуп, за денежное или ка- кое-либо другое вознаграждение. Искупление уже подразумевает то, что сами выкупаемые не в состоянии самих себя выкупить, это должен за них сделать кто-то другой.
Моисей за вывод народа еврейского из Египта именуется в Св. Писании «избавителем». В подлиннике стоит слово Xmporrriv (Деян. 7, 35), т.е. искупитель. И он таковым, по существу, и является, ибо просил изгладить его из книги Божией, если Господь не простит грех народа (Исх. 32, 32). И Бог прощал не один раз народ еврейский ради самоотвержения Моисея и его молитвенного предстательства.
Христос принес Пресвятой Троице в выкуп за весь род человеческий Свою Божественную Кровь[111], а мученики, принося свою святую кровь уже Ему, Подвигоположнику душ наших, приносят умилостивительную жертву за весь мир. «Яко алавастр мира, кровь твою принесла еси Жениху твоему Христу[112], - говорится в службе вмч. Екатерине, - и по кончине явися земным утверждение Божественное, вкупе и держава[113]». Т.е. здесь действует уже такая любовь, которая возвышает подвиг св. мучеников до уровня жертвенности по подобию Христа. Разве Государь не имел такой любви, добровольно пойдя со всей Семьей на страдания?
Мученики - это светильники всемирные[114], спасающие мир от страстей[115], они «мира очищение»[116], «хранитилие рода чело- веческаго явистеся, державнии»[117]; державные - т.е. могущественные, владеющие всем миром. В «потоках и кровях святых» сам диавол погибает, пишет преп. Ефрем Сирин[118]. Пред Богом они имеют дерзновение предстательствовать за всю Церковь: «имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствова- ти о роде христианском»[119]. Их страдания несут в себе действительно искупительный характер в нравственном отношении с точки зрения любви ко Христу и к падшему роду человеческому, потому что в них действует Сам Христос.
В службе сорока Севастийским мученикам говорится, что они шли на страдания за Адамов грех, за погубленный Рай, за всеобщее воскресение[120]. Почему это вдруг так? Разве Христос не искупил нас? Разве они не были христианами-и не были крещены? Были, и именно это их побуждало на такие страдания, потому что только Христос и только христианство дало человеку такие силы и такую любовь, с которой он, отрекаясь от себя, шел страдать за своих ближних, вымаливал их, возлагал их грехи и немощи на себя ради их спасения и прославления Христа.
Мученичеством подтверждается вера христиан. Мученичество на самом деле - норма христианской жизни. Ведь если христиане не захотели бы терпеть муки ради любви ко Христу, то этим бы дали врагам повод утверждать, что Христос ничего совершенного не дал своим последователям, если они не способны отречься от себя. Но любовь к Богу побуждала их идти на мучения, потому что через них они погружались во глубину страданий и смерти своего Господа и только на мученическом кресте познавали любовь Божию к этому падшему миру и готовы были, как и Христос, страдать за каждого грешника. Поэтому в мученичестве проявляется самый высший смысл христианского учения, заключающийся в любви: «Больши сиялюбве, никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15, 13). Эти страдания и есть выкуп, приносимый в дар Божественной любви. Т.е. искупление есть проявление любви, любовь себя отдает в искупительную жертву ради славы Христа и спасения любимых.
В гомилии на Великомученика, Чудотворца и Мироточца Димитрия Солунского свт. Григорий Палама говорит, что «благодаря его смерти, весь наш город примирился с Богом»[121]. «Свети- ши Отечеству твоему всегда, славный Димитрие мучениче, - воспевается в службе ему, - якоже звезда светлая, покрывавши бо присно сие от пагубы врагов и избавлявши озлобления и бури всякия»[122]. И в другом месте о вмч. Димитрие говорится: «благаго отечестволюбца... рекша про отчину свою Селунь град: Господи, аще погубиши град сей, то и аз с ними погибну, аще ли спасеши и, то и аз спасен буду»[123].
Церковь прославляет сщмч. Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, потому что он «за веру Христову и паству» свою душу положил, «страну нашу от нечестия избавил еси»[124], избавил в прямом смысле слова, ибо если бы ни его твердость и исповедничество, когда томился он в темнице, то неизвестно как бы в дальнейшем обернулась история. В службе 42-м амморей- ским мученикам (6 марта по ст. стилю) поется: «Красно, яко река, из Едема устремившаяся, град Божий вашими кровьми веселите, мученицы, нечестия скверну благочестно очистивше»[125].
Подвигом мучеников происходит «потопление греха, очищение мира»[126], искореняются ереси, утверждается Православие, нисходит благословение Божие: «Земля благословися вашими кровьми и мощей положением»[127]. А где нет греха, там происходит соединение с Богом. Более всего через мучеников Господь изливает Свою милость на христиан и преподает через их св. мощи освящение и людям, и целым городам, и весям - «мученицы Господни, всяко место освящаете»[128]. В чинопоследовании службы Всем Русским Святым говорится: «кровь же их святая удобри землю Русскую во освящение и благословение»[129] от Бога, «подающаго вами Земли нашей велию милость»[130]. За что подает? За подвиг добровольных мучений.
Господь дал мученикам право не только страдать по образу Его страданий, но и дерзновение отдавать свою жизнь за ближних во имя той любви, которую Он Сам дал роду человеческому. «Кровь мучеников - семя христиан», - часто мы встречаем крылатую фразу Тертуллиана. Мученичество за народ, за свою Родину есть мученичество любви, в которой действует Сам Христос и подает через их страдания прощение, освящение и жизнь на века.
В Слове на святых мучеников Маккавеев свт. Григорий Богослов говорит: «Епеазар... не внешними кроплениями, но собственной кровью освятил Израиля и последний день жизни сделал совершительным таинством». Так было до Христа, и после Него, так мир стоит и поныне, и будет стоять, питаемый благоуханием мученических жертв любви. «Благословенно воинство Царя Небесного»[131]! Любовь ко Христу делает человека единым с Ним даже по плоти. Как мы становимся «сотелесными» Христу в Таинстве св. Причастия Его Тела и Крови, так и любовь делает нас едиными с Богом, потому что Бог есть Любовь.
Поэтому, подъемля на себя страдания по образу Христа, в мучениках продолжает изливаться кровь Христова, в их подвиге продолжает действовать Крест Христов искупующий, очищающий, освящающий мир во имя Христовой любви. Как литургия есть не воспоминание, а именно совершение голгофской Жертвы, ее повторение, ее Сам Христос совершает, также и в мучениках действует Христос. В добровольном пролитии их крови происходит подобие излияния Крови Христовой на Голгофе. И как ежедневные безкровные Жертвы очищают мир от его преступлений, так и мученики в каждый период истории очищают Церковь от ее грехов, приносят благоуханный плод веры. Господь не перестает через них миловать нас и любить. «Свят един еси, прославляя святыя Твоя, мир бо тех ради избавлявши от бед и просвещавши»[132]. Мученичество всегда понималось как жертвоприношение, как соучастие в Жертве Христовой.
Богословское обоснование такого подвига мучеников самое простое. «Бог и человек по природе (по существу) различны, - пишет протопресвитер Иоанн Мейендорф, - но в то же время они едины друг с другом посредством Божественной энергии или благодати. И все же именно человек-венец творения, микрокосм, йот его свободной власти принять решение зависит конечная судьба всего сущего»[133]. Отец Иоанн Мейендорф известен своими исследованиями в области Византийского богословия. Он, например, пишет, что «согласно Максиму Исповеднику, создавая человека, Бог наделил его четырьмя собственными качествами: бытием, вечностью, благостью и мудростью. Два первых из этих четырех божественных качеств составляют первичную природу человека, в то время как два последних предполагают со стороны человека готовность к восприятию и в этом зависят от его воли». И далее о. Иоанн Мейендорф заключает, что главнейшим аспектом Византийской антропологии является представление о том, что человек в полном смысле становится таким только тогда, когда воплощает эти божественные качества, т.е. когда дарованный «образ» приводит в «подобие» и исполняется божественной славы.
Именно единение Бога и человека, дарованное нам благодаря Боговоплощению, и дает право каждому человеку действовать так, как Христос. В службе св. мученику Лонгину Сотнику говорится: «мучениче беззаконным вопиял: Того (т.е. Христа - прим. авторов) страсть всеблаженную изобразуя, смерть волею приемлю»[134]. «ГвоздиеТвое и заколение прообразующи, Господи, разженных рожнов терплю болезнь», - говорится в службе мученице Харитине[135]. Поэтому мученики, идя, как и Христос, на свой крест, воспринимают образ и подобие Его славы, воспринимают и искупление, и примирение, и освящение, т.е. все то, что могут вместить по-человечеству, чтобы потом, как и Христос, отдать это тем, кто по вере нуждается в этих дарах.
Именно в этом смысле и писал ап. Павел в Послании к Ко- лоссянам, говоря: «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь» (Кол. 1, 24). Святитель Иоанн Златоуст на это прямо и указывает, что страдания ап.'Павла за Церковь - это страдания Христа. Вот как толкует мысль Златоустого свт. Феофан Затворник: «Апостол не стыдится говорить, что и эти страдания (кои, т.е. терпит Апостол) Его суть: ибо Он не только умер за нас, но и после смерти готов страдать за нас. Апостол с настойчивостью старается показать, что Христос собственным Своим Телом бедствует за Церковь... А что у Апостола действительно та мысль, что он за Христа это делает (т.е. страждет), слушай: «за Тело Его», говорит, желая этим сказать: не вам дарю я это (скорби), а Христу: ибо что следовало Ему страдать, то я стражду за Него... Для того сказал он: «пополняю лишение» (в Синодальном русском переводе «восполняю недостаток» - прим. авторов), чтобы показать, что, по его мнению, Христос еще не все претерпел. За вас, говорит, и по смерти Он страдает, если осталось в этом что-либо недостающее».
«Христос и теперь еще за них страждет», - более лаконично поясняет блаженный Феофилакт Болгарский. И далее говорит как бы от имени ап. Павла: «страдает в моем теле, ибо Он не удовольствовался Своею смертью... хотя и я страдаю, но на самом деле - это страдания Христовы»[136]. Именно то, что Христос действует в мучениках, и позволило ап. Павлу дерзновенно говорить: «всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей» (2 Кор. 4, 11-12). И в другом месте Апостол приводит слова пророка: «вселюсь в них, и буду ходить в них, ибо вы храм Бога Живаго» (2 Кор. 6, 16), говоря тем самым, что Христос реально присутствует в верных, действует в них, страдает в них.
Это всегда являлось верованием Церкви. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, в Поучении на память святого великомученика Димитрия Солунского говорит: «Страдания рабов Божиих вменяются Господом Себе, раны и язвы, которые претерпевают за Господа рабы Его, являются как бы Его собственными ранами и страданиями. И потому Апостол сказал: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» (Гал. 6, 17)»[137].
Очень хорошо говорится о глубинной сущности подвига мученичества в одной богословской статье. Автор пишет: «Мученичество есть жертвенное приобщение Христу и, следовательно, воскресению и жизни вечной. В этом приобщении существуют две стороны:
- предощущение мучеником своего воскресения и его участие в полноте славы Воскресения Христова;
- принятие Самим Христом мук страждущего за Него на Себя.
Не случайно Господь говорит Савлу, гонителю христиан:
«Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 9, 4-5). Святая мученица Филицитата согласно мученическим актам 202 года говорит о предстоящем ей мучении:
«Тогда будет Другой (т.е. Христос) во мне, Который будет терпеть за меня, потому что я решилась пострадать за Него»[138].
«Восприятие ближнего на себя, - говорит преподобный Марк Подвижник, - предано нам Господом, ...приобщившись нам плотию и духом, и восприяв на Себя страдания за нас, Он предал такое восприятие в закон святым Апостолам и ученикам Своим»[139]. Христос от мучеников неотделим. Его благодать есть одновременно благодать мучеников. Их мучения есть одновременно Его сораспинание в них и их в Нем. Мученик «умирает не за Христа, - говорит протопресвитер Александр Шмеман, - а с Ним, и тогда в Нем же получает и жизнь, "воссиявшую из гроба"»[140].
В Толковании на Апокалипсис свт. Анфим Иерусалимский пишет: «Святые, принявшие мучения, и тела смирившие свои трудами и страданиями, воздержанием и рассудительностью, постом и бодрствованием и другими страданиями, а более пролитием крови своей за любовь к Богу, провозглашены храмом Божиим и святыми жертвенниками. Ведь они принесли добродетели свои, как благоуханный фимиам, Богу и принесли самих себя в жертву, достойную Бога, вместе с теми местами, где подвизались на земле, где явились подобными храмам Божьим и жертвенникам»[141].
Их жертвы невозможно понять, как невозможно понять до конца подвиг Христа. Своим подвигом они приносили всесовер- шенные священнодействия. «Священнодетелие, жертву прино- сяще, заколения совершенная принесошася, всесожигаеми»[142], - говорится в службе 20000 мученикам в Никомидии сожженных. И подразумевается под этим, может быть, такая чистота и святость подвига, который не нуждается в очистительном действии Божественных литургий, ибо они, как и Христос, в этот момент становились и приносящими, и приносимыми, добровольно предающими себя на заклание. «Всесожжение совершенно и чиста жертва принеслся еси Спасу всех»[143], - поется в службе св. сщмч. Поликарпу, епископу Смирнскому. Мученики и душой, и телом в момент подвига становились Престолом Божиим, на котором совершалась таинственное священнодействие, изливалась кровь по образу «Твоя от Твоих» и совершалось повторение Христовой тайны победы над врагом и очищение мира.
Их «совершенные жертвы»[144] за грехи своего народа обращали народ к покаянию и на века делали само имя нации священным. Подвиг Государя не только лишний раз свидетельствует об избранничестве русской нации, что мы богоизбранный народ, но и что мы народ святой. Как евреи ради веры праотцев именуются святым народом, так, возможно, и мы ради безпримерного в истории подвига Царя получаем дерзновение именоваться священной нацией, если, конечно, покаемся. Да будет воля Божия!
Употребление понятия «искупления» к мученикам не может противоречить учению Церкви еще и потому, что говорится об искуплении не в смысле дополнения или какого-то недостающего восполнения к подвигу Христа, Его страданиям, вытекающего из латинского учения о Божией Матери и сверхдолжных заслугах святых, а в смысле преклонения милости Божией ко всему человечеству, ко всей Церкви ради их мученического подвига и их небесного предстательства.
Здесь необходимо кратко рассмотреть: в чем заключается отличие искупительного подвига святых с православной точки зрения от латинской ереси соискупления Божией Матери и святых.
Прежде всего необходимо напомнить, что все латинское богословие, особенно учение о первородном грехе, его последствиях и учение об искуплении, строится на юридизме[145]. Действие первородного греха на человека католики понимают не как изменение его природы, а как изменение отношения Бога к человеку. Поэтому в деле спасения католики больше акцентируют внимание не на онтологических и нравственных последствиях греха, а на том, какое удовлетворение за него надо принести.
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!