А что же Церковь, духовенство?



ГОСУДАРЬ

Въ представленной брошюрё глубоко анализируется трагед\я 1917 года, показывается вина русскаго народа въ царе­уб\йствё и богословски доказывается, что мученическ\й подвигъ Царя Николая II носитъ искупительный характеръ

КОГДА РОССIЯ ВО ХРИСТЁ И КОГДА

ХРИСТОСЪ ВЪ РОССIИ

 

Борьба за сегодняшнюю Россию - это борьба за Христа, за вёрность Ему до крови. Отъ Росс\и Христосъ неотдёлимъ. Больше­вики прямо говорили: «Сбросили Царя, теперь сбросимъ и Бо­га»[1]. Связь Царя съ Богомъ они прекрасно понимали. Христосъ - Помазанникъ и Царь - Помазанникъ, онъ образъ Христа, убивъ кото­рого, заново распинался Христосъ. Поэтому борьба за возвра­щен\е Богомъ даннаго политическаго строя правлен\я является служен\емъ Христу. «Все тайное, коварное, Богъ въ свое время от­кроетъ и жестоко накажетъ предателей Росс\и и Церкви», - гово­рила св. мученица Императрица Александра[2]. Въ письмахъ изъ за­точен\я она писала: «Какъ я счастлива, что мы не за границей, а съ ней (Родиной - прим. авторовъ) все переживаемъ. Какъ хочется съ любимымъ человёкомъ все раздёлить, вмёстё пережить и съ любов\ю и волнен\емъ за нимъ слёдить, такъ и съ Родиной»[3].

Если мы будемъ безучастно смотрёть на то, какъ вслёдъ за безбожной эпохой на нашей святой землё водворяются глобальные антихристовы нравы и порядки, не будетъ ли это богоотступничествомъ? Если революц\я 1917-го привела насъ къ долгимъ десятилё­т\ямъ гонен\й, репресс\й и Мировой войнё, то къ чему насъ приве­детъ новая глобальная революц\я «перестройки»?

Въ русскомъ народё всегда было сознан\е того, что предать Родину - значитъ измёнить Богу, потому что «Росс\ю, - поучаетъ св. прав. Iоанн Кронштадтск\й, - можно назвать Царствомъ Гос­подним»[4]. Росс\я - Домъ Пресвятой Богородицы, Росс\я всегда была предметомъ вёры. Поэтому и измёна Родинё и ее богодарованному самодержавному строю есть измёна Богу.

«Пусть не говорятъ намъ, - пишетъ И.А. Ильинъ, - что Росс\я не есть предметъ для вёры, что вёрить подобаетъ въ Бога, а не въ зем­ные обстоян\я. Росс\я передъ лицомъ Бож\имъ, въ Бож\ихъ дарахъ утвержденная и въ Бож\емъ лучё узренная, - есть именно предметъ вёры, но не вёры слёпой и противоразумной, а вёры любящей, видящей и разумомъ обоснованной»[5].

Самобытная духовность русскаго народа заключена въ его многовёковой святости, опредёлившей и его культуру, и особый строй государственности. Сущность человёка всегда выражает­ся во внёшнемъ его обликё и его дёйств\яхъ. Аналогично выража­етъ себя и сущность народнаго христ\анскаго духа. Поэтому, какъ у человёка тёло является физическимъ носителемъ души, такъ и фи­зическимъ носителемъ души русскаго народа является его Родина; и какъ благочест\е христ\анина выражается во внёшнемъ образё жизни, такъ и внёшне благочест\е народа должно выражаться въ его христ\анской культурё, въ опредёленной формё государст­веннаго устроен\я, черезъ которое въ полнотё осуществляется служен\е народа Христу.

Благочест\е народа непремённо должно быть \ерархично. Въ человёкё тёло подчинено душё, душа - духу, а духъ - Богу, т.е. Его заповёдямъ. То же самое и въ православномъ народё: благочест\е его государственнаго строя должно выражаться въ подчинен\и Помазаннику, а Помазанника - Христу.

Богоугожден\е должно быть смысломъ и Церкви, и государ­ства. «Феодул\я (отъ слова феодулъ, т.е. рабъ Бож\й - прим. авто­ровъ) есть путь и цёль и Церкви, и государства въ равной мёрё», - пишетъ свт. Николай Сербск\й[6].

Если мы хотимъ имёть духовно правильный государственный строй жизни, то наравнё съ личнымъ благочест\емъ гражданъ должна быть и благочестивая форма правлен\я, благословленная Богомъ и Церковью. Т.е. должно быть \ерархическое, а недемократическое правлен\е, должно быть Царство, управляемое по Бож\ей волё, а не думск\е дебаты, доходящ\е до взаимныхъ оскорблен\й. Суще­ствующая же форма правлен\я въ странё не просто нежелательная или не оправдавшая себя, а по существу своему антагонистичная Самодержав\ю. Недаромъ более ста лётъ шла охота на русскихъ ца­рей именно потому, чтобы лишить православное государство не только его главы, но и смысла нац\ональнаго существован\я. Го­сударя Александра II Освободителя убили при восьмомъ покуше­н\и, а при Николаё II былъ развязанъ самый настоящ\й терроръ про­тивъ министровъ, губернаторовъ, чиновниковъ, преданныхъ волё Госу­даря. Всёми мёрами революц\онеры пытались доказать устаре­лость Самодержав\я, его якобы прогнивш\е и изживш\е формы и структуры правлен\я. Однако за этимъ на самомъ дёлё стоитъ древ­няя, какъ м\ръ, борьба д\авола съ Богомъ: бунтъ революц\онизма, анар­х\и, вседозволенности противъ богоустановленнаго въ м\рё поряд­ка, отображающего \ерархичность небеснаго. «Царь самодержав­но правитъ народомъ, какъ образъ единоначальной власти Бож\ей, какъ образъ Царя царей, какъ глава государства, этого великаго политиче­скаго тёла, стройно организованнаго и объединяемаго единою главою», - поучаетъ св. прав. Iоаннъ Кронштадтск\й[7]. д\аволъ воюетъ не только на людей, соблазняя ихъ души, но и на все то, что отобра­жаетъ печать Божественнаго. Православное Самодержав\е и демо­крат\я - два взаимоисключающ\е порядка, къ которымъ примёнимы слова Апостола: «Какое соглас\е между Христомъ и вел\аромъ? Или какое соучаст\е вёрнаго съ невёрнымъ?» (2 Кор. 6, 15).

Поэтому, пока въ нашей странё будетъ существовать демокра­т\я либо секулярный тоталитаризмъ, до тёхъ поръ ни о какомъ возрожден\и Росс\и не можетъ быть и рёчи. Система антихрист\анскаго правлен\я, навязанная Росс\и съ 1917 года, независимо отъ смёны власти до сихъ поръ царствуетъ, подвергая народъ уничтоже­н\ю и духовной смерти. И это будетъ продолжаться до тёхъ поръ, по­ка русск\й народъ не покается.

Предёльно ясно о причинахъ русской катастрофы сказалъ св. прав. Iоаннъ Кронштадтск\й: «Если бы Господь ходилъ теперь по землё, училъ, чудодёйствовалъ, принималъ желающихъ поучаться у Него путямъ Царств\я Бож\я, Онъ сказалъ бы на нашъ вопросъ: какой путь насъ можетъ привести къ Царств\ю Бож\ю? - тоже, что Никодиму: «истинно, истинно говорю» вамъ: «если кто не родится свыше, не можетъ увидёть Царств\я Бож\я», - потому что вы изолгались, излукавились, изгордились, извёрились, избогохульничались, изозлились («вы зли суще» - Мф. 12, 34), изблудились, изпьянствовались, излёнились, изласкательствовались, излицемёрились, изтщеславились, иззавидовались, осуетились, - и до того осуетились и оматериализовались (овеществились), окорыстолюбились и стали чужды любви къ Богу и духовныхъ благъ Царств\я Бож\я, - что вы негодны, неспособны для Царств\я Моего: ибо Царство Мое - Царство правды, царство духа, царство любви и истины и мира во Святомъ Духё (Рим. 14, 17), Царство единства: да будете вси еди­но, якоже Азъ и Отецъ едино есма (Ин. 10, 30)»[8].

А въ другомъ мёстё о. Iоаннъ Кронштадтск\й говоритъ еще яс­нёе: «Да знаете ли вы всё, кому знать надлежитъ, что вся нынёш­няя наша революц\я есть прежде всего слёдств\е отступлен\я отъ вёры, отъ нашего боголюбезнаго, святаго, жизненнаго Право­слав\я, имёющего въ себё всю силу для вёрующихъ въ него все упо­рядочить, - и внутренн\й нашъ и внёшн\й м\ръ, и всякую семей­ную, гражданскую и экономическую жизнь? ...О Господи! Спаси народъ русск\й, Церковь Православную въ Росс\и - погибаютъ! Всюду развратъ, всюду невёр\е, богохульство, безначал\е! Гос­поди, все въ Твоихъ рукахъ, Ты - Всёдержитель»[9].

Но это нравственное паден\е привело не только къ тому, что мы отошли отъ вёры и отъ Церкви, но въ итогё нарушили предан­ность Царю и Самодержав\ю. Потому революц\я и сверши­лась, и Богъ отнялъ отъ насъ Самодержца, что мы сами отступили отъ него, отступили и открылась «тайна беззакон\я» (2 Фес. 2, 7). «Если мы будемъ преданы, брат\я мои, - поучаетъ насъ св. Iоаннъ Кронштадтск\й, - своей святой вёрё и Церкви, и с тёмъ вмёстё престолу и Отечеству, повёрьте, намъ не страшны будутъ никак\е враги, и горсть неблагонамёренныхъ дерзкихъ людей не поко­леблетъ вёкового устройства царства русскёго»[10]. Революц\я 1917 г. внёшне отымала отъ русскаго народа Самодержав\е, а внутренне отлучала его отъ Христа.

2. ПОДВИГЪ САМОДЕРЖЦА НИКОЛАЯ II

 

Когда 13 \юля 1826 г. на кронверкё Петропавловской крёпо­сти были казнены декабристы, народу собралось нёмного. Въ этотъ же день былъ обнародованъ Высочайш\й Манифестъ Государя Николая I, въ которомъ, въ частности, говорилось: «Не въ свойствахъ, не въ нравахъ росс\йскихъ былъ сей умыселъ. Составленный горст\ю изверговъ, онъ заразилъ ближайшее ихъ сообщество, сердца развратные и мечтательность дерзновенную; но въ дёсять лётъ злонамёренныхъ усил\й не проникъ, не могъ проникнуть далёе. Сердце Росс\и для него было и будетъ неприступно. Не посрамится имя русское измёною престолу и Отечеству».

Черезъ сто лётъ Росс\я стала совершенно другая. Престолъ низвергнутъ, Самодержецъ убитъ, Отечество поругано, срамъ, стыдъ и слезы покрыли вёрныхъ ея сыновъ. Однако была ли Росс\я убита въ сердцё? Нётъ, потому что Государь пострадалъ за насъ.

«Судьба Царя - судьба Росс\и» - сказалъ въ 1917 г. преп. Анато­л\й Оптинск\й. И этотъ страдальческ\й подвигъ на фонё почти все­общего равнодуш\я и предательства до сихъ поръ церковной \ерар­х\ей въ должной мёрё не признается и искажается, несмотря на ка­нонизац\ю Царя. Мы не воздаемъ положенной чести Государю и канонизировали его не какъ искупителя грёховъ русскаго народа, не какъ перваго въ государствё, не какъ предстоятеля въ сонмё русскихъ святыхъ, а затерявшемся въ общемъ спискё всёхъ новомучениковъ.

Для осмыслен\я произшедшихъ событ\й необходимо окунуть­ся въ то время, почувствовать духъ, какимъ жила Росс\я. А въ крупныхъ росс\йскихъ городахъ тогда царила не просто анарх\я, а беснова­н\е. Многочисленные демонстрац\и, митинги съ лозунгами «Долой старую власть!» Массы привётствовали другъ друга съ паден\емъ «ти­ран\и» и «гнилого режима». Приведемъ нёсколько краткихъ свидё­тельствъ очевидцевъ изъ многотомной литературы по этому вопросу.

Писатель Иванъ Солоневичъ, бывший въ ту пору репортеромъ одной изъ газетъ, вспоминалъ: «...Я помню февральск\е дни: рожден\е нашей великой и безкровной, - какая великая безмозглость спус­тилась на страну. Стотысячные стада совершенно свободныхъ гражданъ толклись по проспектамъ петровской столицы. Они были въ полномъ восторгё, - эти стада: проклятое кровавое самодержав\е - кончилось! Надъ м\ромъ возстаетъ заря, лишенная «аннекс\й и кон­трибуц\й», капитализма, импер\ализма, самодержав\я и даже православ\я: вотъ тутъ-то заживемъ! По професс\ональному долгу журналиста, преодолевая всякое отвращен\е, толкался и я среди этихъ стадъ, то циркулировавшихъ по Нёвскому проспекту, то засё­давшихъ въ Таврическомъ дворцё, то ходившихъ на водопой въ разби­тые винные погреба. Они были счастливы - эти стада. Если бы имъ кто-нибудь тогда сталъ говорить, что въ ближайшую треть вёка за пьяные дни 1917 года они заплатятъ дёсятками милл\оновъ жизней, дёсятками лётъ голода и террора, новыми войнами - и граждански­ми и м\ровыми, полнымъ опустошен\емъ половины Росс\и, - пья­ные люди приняли бы голосъ трезваго за форменное безум\е»[11].

Питиримъ Сорокинъ, соц\ологъ съ м\ровымъ именемъ, также былъ очевидцемъ тёхъ петроградскихъ дней, онъ вспоминаетъ: «Старый режимъ рухнулъ по всей Росс\и и мало кто сожалёетъ о немъ. Вся страна рада этому... Большинство народа надёется и ожидаетъ, что войну теперь будутъ вести болёе успёшно. Солдаты, госчиновники, студенты, го­рожане и крестьяне - всё проявляютъ огромную энерг\ю. Крестьяне везутъ зерно въ города и въ дёйствующую арм\ю, иногда безплатно. Армейск\е полки и группы рабочихъ выступаютъ подъ знаменами, на которыхъ начертано: «Да здравствуетъ революц\я!», «Крестьяне - къ плугу, рабоч\е - къ станкам и прессамъ, солдаты - въ окопы!», «Мы, свободный народъ Росс\и, защитимъ страну и революц\ю».

...Однако, пытаясь убёдить себя, что все дёйствительно пре­красно, я не могъ закрыть глаза на опредёленные реальности. Ра­боч\е несли так\е лозунги, какъ «Къ станкамъ и прессамъ!», а сами бросили работу и проводили почти все свое время на политиче­скихъ митингахъ. Они начали требовать восьмичасовой рабоч\й день. Солдаты, точно такъ же, готовы сражаться, но вчера, когда одинъ изъ полковъ долженъ былъ отправляться на фронтъ, люди отказа­лись, мотивируя тёмъ, что они необходимы въ Петроградё для за­щиты революц\и. Въ эти дни мы также получили информац\ю, что крестьяне захватываютъ частные помёстья, грабя и сжигая ихъ. На улицё я видёлъ много пьяныхъ, матерившихся и кричавшихъ: «Да здравствуетъ свобода! Нынче все позволено!».

Проходя мимо Бесстужевскихъ курсовъ, я видёлъ толпу, хохочущую и непристойно жестикулирующую. Въ подворотне, на глазахъ у зевакъ совокуплялись мужчина и женщина. «Ха, ха, - смёялись въ толпё, - поскольку свобода, все позволено!»[12].

Извёстный русск\й либералъ лидеръ кадетской парт\и В.А.Маклаковъ въ 1921 году въ частномъ письмё русскому послу въ Ва­шингтонё Б.А. Бахметеву писалъ: «До революц\и мы имёли правительство, которое очевидно было не на высотё положен\я; въ про­тивовёсъ этому мы вообразили, что мы лучше правительства, и не въ потенц\альномъ смыслё, а въ томъ, что мы сейчасъ управляли бы луч­ше, если бы не насил\е власти. Когда защитники правительства говорили намъ знаменитую фразу, что «всяк\й народъ заслуживаетъ своего правительства», мы утверждали, что примёръ Росс\и доказываетъ лживость этой теор\и; сколько на эту тему было сказано хорошихъ рёчей въ Думё и пожато аплодисментовъ». Однако революц\я превзошла всё ожидан\я. Въ письмё Маклаковъ заключилъ: «Я наблюдалъ революц\ю больше, чёмъ Вы, и скажу Вамъ: общественность и народъ оказались хуже своего стараго правительства»[13].

Извёстный философъ С.Л. Франкъ, въ молодости увлекавш\йся атеизмомъ и соц\ализмомъ, словно подытоживаетъ увидённое: «Всё мы выросли и жили въ атмосферё равнодуш\я къ проблемё нац\ональнаго быт\я: идеи нац\онализма и патр\отизма, ло­зунги о защитё государства отъ внёшнихъ и внутреннихъ врагов ка­зались только лицемёрнымъ прикрыт\емъ реакц\онныхъ мёропр\я­т\й и вожделен\й власти, и надъ ними было принято только смё­яться. Славянофильство, культивировавшее нац\ональное со­знан\е, скоро сошло со сцены или начало вырождаться; все оп­позиц\онное общественное мнён\е стало «западническимъ», а западничество - если не принцип\ально, то фактически - посте­пенно сливалось съ индифферентизмомъ къ проблемё государст­венно-нац\ональнаго быт\я Росс\и»[14].

Подобныхъ свидётельствъ очень много. Всё они говорятъ о томъ, что среди массы русскаго народа царило помрачен\е ума. Само отношен\е къ государству какъ православной Импер\и вырожда­лось, начинали преобладать мелкособственническ\е интересы, развит\ю и укоренен\ю которыхъ мешала монарх\я. Народъ жаж­далъ свободы, подразумевая служен\е себё, а не Царю, той сво­боды, которую либеральная, а затёмъ и большевистская пропа­ганда буквально вдалбливала въ сознан\е массъ. И это возымело свое дёйств\е. Народъ охладёлъ въ любви: если ужъ Государя никто не сталъ защищать, то тёмъ болёе никто не хотёлъ защищать и его царство. Если бы оно было мое!... а то жъ Николая Романова, та­кого же гражданина, какъ и я... А вотъ революц\я - это мое! Потому что она гарантируетъ мнё свободу.

Такое общество было обречено. Господь ясно въ Евангел\и говоритъ объ этомъ: «всякое царство, раздёлившееся само въ себё, опустёетъ» (Мф. 12, 25).

Раздёлен\е царства назревало вёками. Въ секретной доклад­ной запискё Слёдственной комисс\и Государю Николаю I по дё­лу декабристовъ сообщалось: «Злоумышленники думали также, что найдутъ себё пособ\е и въ общемъ разположен\и умовъ. Слыша ропотъ, жалобы на злоупотреблен\я, безпорядки во многихъ час­тяхъ управлен\я, на лихоимство, почти всегда ненаказанное и да­же незамёчаемое начальствомъ, на медленность и неправиль­ность въ течен\и дёлъ, на несправедливости и въ приговорахъ судеб­ныхъ, и въ награжден\яхъ по службё, и въ назначен\и къ должностямъ, на изнеможен\е главныхъ отраслей народной промышленности, на чувствительное обёднен\е и самыхъ богатёйшихъ классовъ, ко­торые въ досадё каждый приписываетъ болёе или менёе мёрамъ правительства, они воображали, что всё, быть можетъ, съ излиш­нею нескромною живост\ю изъявлявш\е неудовольств\е, при­станутъ къ нимъ и уже въ душё ихъ сообщники»[15].

Спустя сто лётъ всё эти изъяны народной и государственной жизни стали катастрофически глубоки, а общество неуправляе­мымъ. Шелъ явный процессъ дехрист\анизац\и, при которомъ Само­держав\е теряло свой смыслъ. А въ самый критическ\й моментъ своего существован\я, какъ пишетъ большевикъ М. Кольцовъ: «Спа­салъ, отстаивалъ царя одинъ Царь. Не онъ погубилъ, его погубили»[16].

Арх\епископъ Iоаннъ (Шаховской) въ своихъ возпоминан\яхъ приводитъ свидётельство о. Александра Шафрановскаго, бывше­го въ годы первой М\ровой войны настоятелемъ русскаго прихода въ Данцигё. Онъ тогда окормлялъ русскихъ военноплённыхъ: «Съ 1914 по 1916 годы не было ни одного случая отказа военноплённаго солдата или офицера отъ исповёди и причаст\я. Но когда до во­енноплённыхъ дошли свёден\я, что въ Росс\и произошла револю­ц\я и, такъ сказать, обязательное православ\е упразднено, то 90% военноплённыхъ вообще отказались отъ исповёди, отъ причас­т\я, отъ церковныхъ Таинствъ. ...Осталось только 10%, но изъ нихъ только 1/10, то есть 1% отъ общего числа военноплённыхъ, были преданными, настоящими, горячими сынами Церкви»[17].

И несмотря на это Государь правилъ. Въ возпоминан\яхъ о немъ приводится слёдующ\й случай, произшедш\й въ 1917 году. Одинъ старый солдатъ сказалъ, «что онъ желалъ бы Императору Николаю II отлить золотой памятникъ. Когда его спросили красные товари­щи: «За что же?» - онъ смёло отвётилъ: «За то, что умёлъ 22 года уп­равлять такими ослами, какъ вы»[18].

А что же Церковь, духовенство?

Духовенство и епископатъ массово привётствовали новую власть. Буквально спустя нёсколько дней послё отречен\я Госу­даря въ Синодъ стали приходить телеграммы отъ епарх\альныхъ Вла­дыкъ съ вопросомъ: какъ на богослужен\яхъ поминать новую власть?

6 марта Синодъ издалъ Указъ о прекращен\и поминан\я Царствующего дома Романовыхъ. Реакц\я на это была роковая. Во всёхъ епарх\яхъ проводились собран\я, принимались «Обращен\я», посылались въ Синодъ телеграммы, въ которыхъ выражалась радость по поводу произшедшего. Отъ Владивостока до Бреста духовен­ство и народъ привётствовали наступившую «свободу» и выража­ли увёренность въ счастливомъ будущемъ «въ новой свётлой жизни», въ «наступившей новой эрё».

Протопресвитеръ русской Арм\и и Флота Георг\й Шавельск\й заявилъ, что «начинается время разцвёта Росс\и»[19], онъ, не скрывая, привётствовалъ революц\ю. Московское духовенство и особенно духовенство Кремлевскихъ соборовъ вскорё послё такъ называемаго отречен\я Государя провело на Красной площади крестный ходъ съ молебномъ о здрав\и и благоденств\и Временнаго правительства. Так\е крестные хода и молебств\я уже «страха ради \удейскаго» вскорё стали совершаться по всей Росс\и, причемъ, что болёе все­го гнусно, участники крестныхъ ходовъ не только сами шли съ красны­ми бантами на груди въ знакъ соглас\я съ революц\ей, но и красные ленты - символъ крови - навязывали на углы несомыхъ иконъ, какъ это было въ Ярославлё съ благословен\я митр. Агафангела[20].

Эта «красная» эйфор\я вскорё проявила себя въ томъ, что въ началё 1920-хъ годовъ до 1/3 изъ всего духовенства РПЦ сняло съ себя сан. Возникло мощное движен\е обновленчества, а «красные попы» просуществовали до развала СССР. Это были «первые» плоды вёроотступничества и предательства. Въ этомъ даже и различ\я ма­ло: кто отступилъ отъ Помазанника, тотъ отступилъ отъ Христа.

Епископатъ и духовенство ни словомъ офиц\ально не высказа­лись въ поддержку Государя и въ защиту самодержавной власти. Спустя нёсколько дней послё отречен\я 10 марта 1917 г. Св. Си­нодъ обратился съ Послан\емъ къ Всеросс\йской паствё, въ которомъ говорилось:

«... Свершилась воля Бож\я. Росс\я вступила на путь новой государственной жизни. Да благословитъ Господь нашу великую Родину счастьемъ и славой на ее новомъ пути...

Возлюбленные чада Святой Православной Церкви!

Временное Правительство вступило въ управлен\е страной въ тяжкую историческую минуту. Врагъ еще стоитъ на нашей землё и славной нашей арм\и предстоятъ въ ближайшемъ будущемъ велик\е усил\я. Въ такое время всё вёрные сыны Родины должны проникнуться общимъ воодушевлен\емъ.

Ради милл\оновъ лучшихъ жизней, сложенныхъ на полё брани, ради безчисленныхъ денежныхъ средствъ, затраченныхъ Росс\ею на защиту отъ врага, ради многихъ жертвъ, принесенныхъ для завоеван\я гражданской свободы, ради спасен\я вашихъ собственныхъ се­мействъ, ради счастья Родины оставьте въ это великое историческое время всяк\е распри и несоглас\я, объединитесь въ братской любви на благо Родины, довёрьтесь Временному Правительству; всё вмё­стё и каждый въ отдёльности приложите всё усил\я, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновен\емъ облегчить ему великое дёло водворен\я новыхъ началъ государственной жизни и общимъ разумомъ вывести Росс\ю на путь истинной свободы, счастья и славы.

Святёйш\й Синодъ усердно молитъ Всемилостиваго Господа, да благословитъ Онъ труды и начинан\я Временнаго Правительст­ва, да дастъ ему силу, крёпость и мудрость, а подчиненныхъ ему сыновъ Великой Росс\йской державы да управитъ на путь брат­ской любви, славной защиты Родины отъ врага и безмятежнаго мирнаго устроен\я...».

Это Обращен\е ни много, ни мало отражаетъ духъ того време­ни: оно такое же революц\онное, патетическое, взрывное, съ пол­нымъ пренебрежен\емъ ко всему старому, т.е. къ монарх\и и Мо­нарху. И слова Послан\я «свершилась воля Бож\я» свидётельст­вуютъ о томъ, что народъ хотёлъ этого. И что болёе всего поражаетъ - не только признается, но и призывается Божье благословен\е на власть, которая обманомъ, насил\емъ и кровью взошла на пре­столъ. Власть террористовъ, бунтовщиковъ, предателей и масоновъ. Налицо прямая аналог\я съ евангельскими событ\ями, когда на­родъ избралъ Варавву. «Вы отъ Святаго и Праведнаго отреклись и просили даровать вамъ человёкоуб\йцу» (Деян. 3, 14). За этими событ\ями по сути стоитъ отречен\е отъ Христа, и вмёсто того, чтобы анафематствовать власть самозванцевъ согласно чину Торжества Православ\я, какъ «дерзнувшей противу Помазанника на бунтъ и крамолу», она не только благословляется Священнона­чал\емъ нашей Церкви, но и разрёшается безъ всякой на то власти со стороны Церкви отъ клятвы вёрности Государю, отъ клятвы 1613 года вёрности Дому Романовыхъ во вёки вёковъ. Поэтому призна­н\е Св. Синодомъ Временнаго правительства въ качествё закон­ной государственной власти не имёетъ церковно-юридической силы.

Народъ дёйствительно не былъ достоинъ такого Государя. Только за молитвы святыхъ онъ намъ былъ посланъ отъ Бога, посланъ, чтобы при­мёромъ своимъ призвать къ святости жизни. Конечно, жизнь и дёла любого человёка не могутъ быть идеальными. Но въ какихъ услов\яхъ несъ свой крестъ Императоръ? Въ услов\яхъ, когда въ большинствё сво­емъ высшее общество, интеллигенц\я, дворянство, фабриканты, банкиры, предприниматели, а за ними рабоч\е, мелк\е торговцы и часть крестьянства стали относиться къ Царю не какъ къ сакральной фигурё, несущей на себё харизму Помазанника, а, въ лучшемъ слу­чаё, какъ къ главному чиновнику. Какъ мы сейчас смотримъ на прези­дентовъ, которые якобы обязаны изполнять волю народа, - такимъ же по ихъ пониман\ю долженъ былъ быть и Государь. Министръ двора графъ Фредериксъ вспоминалъ: «Государю глубоко грустно, что его считаютъ помёхой счастья Росс\и»[21].

Для многихъ изъ интеллигенц\и Государь былъ бюрократомъ; для дворянства и высшего общества - предметомъ этикета; для либе­раловъ - тормозомъ развит\я демократическихъ свободъ, плохимъ правителемъ; для фабрикантовъ, банкировъ, промышленниковъ - препят­ств\емъ въ развит\и финансовъ и превращен\я экономики въ «дик\й рынокъ»; для массы рабочихъ это была просто политическая власть, отъ которой можно было требовать соц\альные льготы, выдвигать петиц\и и свое недовольство выражать забастовками; даже среди крестьянъ еще въ середине XIX вёка появились ходаки, «книгоноши», какъ говорится въ жизнеописан\и преп. Силуана Афонскаго, кото­рые ходили и проповедовали, что Бога нётъ[22], а если «Бога нётъ», то зачёмъ и Царь нуженъ? Къ 1917 году пониман\е того, кто такой «Царь-батюшка», оставалось лишь въ сердцахъ самого простого народа и въ духовенствё за рёдкимъ исключен\емъ.

Если епископатъ и священство съ радостью возприняли новую власть Временнаго правительства, то это говоритъ о томъ, что къ Государю мало кто относился какъ къ мистической личности, связывающей народъ съ Богомъ. Свидётельство св. прав. Iоанна Кронштадтскаго о живой связи Самодержца съ Богомъ оказалось забвеннымъ или возпринятымъ нёмногими, да и у самого о. Iоанна было немало завистниковъ и недоброжелателей среди духовен­ства. Воистину нётъ пророка въ своемъ Отечествё (Мк. 6, 4).

Чему такое духовенство могло учить свою паству? Iерарх\я, пастыри за рёдкимъ изключен\емъ уже тогда, вопреки святоотечес­кому вёроучен\ю, относились къ самодержавной власти какъ къ соц\­альному институту, который можно видоизмёнять по мёрё разви­т\я общества. И уже въ услов\яхъ Гражданской войны, когда боль­шевики обвиняли Церковь въ лояльности контрреволюц\и, Патр\­архъ Тихонъ обратился съ Послан\емъ, въ которомъ говорилъ, что «уста­новлен\е той или иной формы правлен\я - не дёло Церкви, а са­мого народа. Церковь не связываетъ себя ни съ какимъ опредёлен­нымъ образомъ правлен\я, ибо таковое имёетъ лишь относительное историческое значен\е»[23].

Это Обращен\е вынужденное, единственно вёрное въ тёхъ жестокихъ услов\яхъ, но въ его словахъ кроется отречен\е отъ богодан­ной формы правлен\я въ лицё самодержавныхъ Помазанниковъ. Фактически оно вновь повторилось.

Народъ, Церковь отступили отъ своего историческаго призван\я быть опорой самодержавныхъ царей. Отступили, за что и поплати­лись, повторивъ судьбу евреевъ. «Единственная основная причина страшнаго бёдств\я, постигшего русск\й народъ, - въ томъ, что онъ не устоялъ на высотё своего призван\я и отступилъ отъ Бога, подобно ветхозавётному Израилю», - пишетъ арх\еп. Аверк\й (Таушевъ)[24].

Немало пошатнулъ устои русскаго самосознан\я и Л.Толстой. Вредъ разпространялся не только отъ его «евангел\я», но и отъ его взглядовъ на власть и государство. Толстой по сути былъ анархистъ, отрицавший и власть какъ принципъ, и государство какъ органъ политическаго устройства. Для Толстого государство было аппара­томъ насил\я. О его отношен\и къ монарх\и и говорить излишне. Неслучайно о. Iоаннъ Кронштадтск\й чуть ли не въ каждой пропо­веди обличалъ Толстого и написалъ даже отдёльную книжку противъ него. Но духъ толстовства все равно прижился въ русскихъ умахъ и въ интеллигенц\и, потому что для этого уже была подготовлена почва либеральной прессой, западниками, народниками, декаб­ристами, а за ними масонами и д\аволомъ. Все это не могло не сказаться на общемъ духовномъ состоян\и людей.

Потому и такъ легко Синодъ въ своемъ Послан\и отъ 6 марта упразднилъ поминан\е Царствующего дома Романовыхъ за богослужен\емъ, и правящ\е арх\ереи, духовенство, м\ряне согласно возприняли новый порядокъ, потому что отношен\е къ власти было уже не иное, какъ толстовское. Какая разница, что за власть? - лишь бы были «миръ и безопасность» (1 Фес. 5, 3).

И только за рёдчайшимъ изключен\емъ арх\ереи и духовенст­во не признали отречен\е и сохранили вёрность Самодержцу. Это митр. Петроградск\й Питиримъ, арх\еп. Харьковск\й и Ахтырск\й Антон\й, еп. Тобольск\й и Сибирск\й Гермогенъ, еп. Камчат­ск\й Несторъ. Они мужественно поминали Царскую Семью, пони­мая, что этимъ приготовляли себё мученическую кончину.

На запросъ большевиковъ, почему сщмч. Гермогенъ (Долгановъ), еп. Тобольск\й, и нёкоторые изъ его духовенства поминаютъ Самодержца, Владыка письменно отвётилъ: «Росс\я юридически не есть республика, никто Ее таковой не объявлялъ и объявить не правомоченъ, кроме предполагаемаго Учредительнаго Собран\я. Во-вторыхъ, по даннымъ Священнаго Писан\я, государственнаго права, церковныхъ каноновъ, а также по даннымъ истор\и, находя­щ\еся внё управлен\я своей страной бывш\е короли, цари и им­ператоры, не лишаются своего сана какъ таковаго и соотвётству­ющихъ имъ титуловъ, а потому въ дёйств\яхъ причта Покровскаго хра­ма ничего предосудительнаго не усмотрёлъ...»[25].


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 274; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!