Основание для того, чтобы правильность стала возможной



 

Откуда берет представляющее высказывание указание — ориентироваться по предмету и согласовываться с правильно­стью? Почему эта согласованность не определяет сущность истины? Как же может происходить нечто такое, как предва­рительное задание направления как руководства и установле­ние указательных вех для согласования? Только так, что этот процесс задавания наперед свободен для открытого и господ­ствующего в нем откровения, которое вносит связь в процесс представления. Отдать себя в распоряжение связующих пра­вил — это возможно только в значении быть свободным для открытого откровения. Такое высвобождение открывает заве­су над до сих пор непостижимой сущностью свободы. Откры­тость поведения как внутренняя возможность для правильно­сти имеет основу в свободе. Сущность истины есть свобода.

Но не подменяет ли это положение о сущности правильно­сти само собою разумеющееся чем-то иным. Чтобы быть в состоянии совершить какое-нибудь действие, а следователь­но и действие высказывания, заключающее в себе представле­ние или даже действие как согласие или несогласие относи­тельно «истины», действующее лицо должно быть, во всяком случае, свободно. Но это положение, конечно, не означает, что для совершения высказывания, для его сообщения и усвоения необходимо непринужденное действие; оно говорит: свобода есть сущность самой истины. «Сущность» при этом понимается как основа внутренней возможности того, что как в отдельном, так и в общем признается известным. Но ведь в понятии свобо­ды мы не мыслим истину, а тем более ее сущность. Поэтому утверждение, что сущность истины (правильность высказыва­ния) есть свобода, должно казаться странным. Поместить

 

 

сущность истины в свободу — не значит ли это — отдать истину на усмотрение человека. Можно ли глубже похоронить истину, чем в том случае, если оставить ее на произвол этого «колеблющегося тростника»? То, что уже в предыдущем изло­жении все время навязывалось здравому суждению, отчетли­вее обнаруживается лишь теперь. Истина принижается здесь до субъективности человеческого субъекта. Хотя для субъекта достижима объективность, однако, последняя вместе с субъ­ективностью остается человеческой и в распоряжении челове­ка.

Конечно, ложность и искажение, ложь и заблуждение, обман и видимость,— короче говоря, все виды неистины отно­сят к человеку. Но ведь неистина это также противополож­ность истины, из-за чего она и остается за чертой того круга, в котором заключен вопрос о чистой сущности истины. Ведь человеческий характер происхождения неистины подтвержда­ет только из противоречия господствующую «над» человеком сущность истины «в себе».

Истина имеет значение в метафизике как нечто непреходя­щее и вечное, которое никогда не может основываться на мимолетности и бренности человеческого существа. Каким же путем сможет сущность истины обрести в свободе человека свою наличность и обоснование?

Возражение против утверждения, согласно которому сущ­ность истины — это свобода, опирается на установившиеся мнения, из которых самое упорное гласит: Свобода — это качество человека. Сущность свободы не нуждается ни в каких дальнейших вопросах и не терпит их. Что такое человек — знает каждый.

 

4.

Сущность свободы

 

Однако указание на связь сущности истины как правильно­сти с сущностью свободы лишает основания ранее усвоенные мнения, правда, при условии, если мы готовы изменить мышле­ние. Определение сущностной связи между истиной и свободой приводит нас к вопросу о сущности человека в том направле­нии, которое гарантирует нам опыт скрытой основы сущности человека (des Daseins), так что он приведет нас прежде всего в сферу первоначальной сущности истины. Здесь обнаружива­ет себя и свобода. Свобода является основанием внутренней возможности для правильности лишь в силу того, что она получает свою собственную сущность от более первоначаль-

 

 

ной сущности единственно существенной истины. Свобода сначала была определена как свобода для откровения откры­того. Как следует понимать эту сущность свободы? Очевидно то, к чему приравнивается высказывание и что заключает в себе представление как правильное, это — встречающееся каждый раз в открытом поведении простое сущее. Свобода к очевидности простоты позволяет каждому сущему быть сущим. Свобода раскрывается теперь как допущение бытия сущего.

О допущении бытия мы говорим обычно, когда мы, напри­мер, стоим в стороне от намеченного мероприятия. «Мы допускаем нечто в его бытии» — означает: мы больше не касаемся этого и нам нечего здесь больше делать.. Допущение бытия чего-либо имеет здесь отрицательный смысл невнима­ния к чему-либо, отказа от чего-либо, равнодушия и даже пренебрежения.

Однако, нужные нам здесь слова — допущение бытия сущего — обозначают здесь не упущение или безразличие, а как раз наоборот. Допустить бытие — это значит принять участие в сущем. Правда, это понимается опять-таки не только как хлопоты, ограждение от чего-нибудь, забота или планиро­вание каждый раз встречающегося или отыскиваемого суще­го. Допущение бытия — сущее именно как сущее, которое является таковым,— означает: подойти к простоте простого (открытому открытость), в которой находится всякое сущее и которая равным образом несет его в себе. Западноевропей­ское мышление понимало сначала это открытое как τά’αληνεια, несокрытое. Если мы это греческое слово переведем не словом «истина», а словом «несокрытость», то этот перевод не только будет «буквальным», но и будет содержать указание на то, чтобы переосмыслить привычное понятие истины в духе правильности высказывания и перенести назад к беспонятий-ности обнаружения и раскрытия сущего. Это допущение бытия к обнаружению сущего не теряется в последнем, а переходит в отступление перед сущим, для того чтобы оно открылось в том, что оно есть и каково оно есть, и сделалось бы руковод­ством при уподоблении представления вещи. Сущее в такой форме, как допущение бытия, предстает перед сущим как таковым и переносит все поведение в простое. Допущение бытия, т. е. свобода, является вы-ставляющей, эк-зистентной. Сущность истины, которую можно увидеть со стороны сущно­сти свободы, проявляет себя как вхождение (в-ставление) в сферу обнаружения сущего.

Свобода — это не только то, что здравый смысл охотно принимает за значение этого слова: появляющееся иногда

 

 

желание отказаться от выбора того или иного предложения. Свобода — это не несвязанность действия или возможность не, выполнить что-либо, но свобода это также и не только лишь готовность выполнять требуемое и необходимое (и, таким образом, в какой-то мере сущее). Свобода, предваряя все это («негативную» и «позитивную» свободу), является частью раскрытия сущего как такового. Само обнаружение дано в эк-зистентном участии, благодаря которому простота простого, т.е. «наличие» (das «Da»), есть то, что оно есть. В бытии, последнего человеку дана долгое время остающаяся необосно­ванной основа сущности, которая позволяет ему эк-зистиро-вать (ek-sistieren). «Экзистенция» не означает здесь existentia в смысле события и «наличного бытия» сущего. «Экзистен­ция» — здесь также и не «экзистенциальный» в смысле нрав­ственных усилий человека, направленных на самого себя и основанных на его телесной и психической структуре. Эк­зистенция, уходящая своими корнями в истину, как в свободу, представляет собой в-ход в обнаружение сущего как такового. Не нуждаясь еще ни в понятийности, ни даже в обосновании сущности, эк-зистенция исторического человека начинается в тот момент, когда первый мыслитель, вопрошая, останавли­вается перед лицом несокрытости сущего с вопросом, что же такое сущее. С помощью этого вопроса впервые узнают не-сокрытость. Сущее в целом раскрывается как φνσιξ, «приро­да», которая здесь понимается еще не как часть сущего, а как сущее в целом, как тиковое, в значении зарождающегося присутствия. Лишь там, где само сущее собственно возвыша­ется до своей несокрытости и сохраняется в ней, лишь там, где это сохранение постигается из вопрошания о сущем, начина­ется история.

Первоначальное раскрытие сущего в целом, вопрос о су­щем как таковом и начало западноевропейской истории — это одно и то же, они также одновременны во-«времени», ко­торое само, будучи неизмеримым, только теперь открывает простоту для какого-либо измерения.

Если же эк-зистентное наличное бытие как допущение сущего освобождает человека для его «свободы» лишь благо­даря тому, что она — свобода — вообще лишь только предоставляет ему выбор возможного (сущего) и предлагает ему необходимое (сущее), то человеческая воля не располага­ет свободой. Человек обладает свободой не как свойством, а как раз наоборот: свобода, эк-зистентное, раскрывающееся бытие наличного владеет человеком и притом изначально, так что исключительно она гарантирует человечеству соотнесен­ность с сущим в целом как таковую, соотнесенность, которая

 

 

обосновывает и характеризует историю. Только эк-зистентный человек историчен. «Природа» не имеет истории.

Но свобода, понимаемая как допущение сущего, наполняет сущность истины и подчиняется этой сущности в смысле раскрытия сущего. «Истина» — это не признак правильного предложения, которое человеческий «субъект» высказывает об «объекте» и которое «действительно» где-то — неизвестно, в какой сфере: истина есть высвобождение сущего, благодаря чему (т. е. высвобождению) осуществляет себя простота (открытость). В ее открытости — все человеческие отноше­ния и его поведение. Поэтому человек есть способ эк-зистенции.

Так как всякое человеческое отношение имеет свой со­бственный способ обнаружения и настраивается на то, к чему оно относится, момент допущения бытия, т. е. свобода, оче­видно, наделяет его (отношение) богатством внутренней ори­ентации, необходимой для того, чтобы уподоблять представле­ние тому или иному сущему. Человек эк-зистирует — теперь следует понимать так: история сущностных возможностей исторического человечества сохранена для него в обнаруже­нии сущего в целом. Из способа осуществления сущим его первоначальной сущности возникают редкие и обычные исто­рические события.

Однако так как истина состоит в сущности свободы, исторический человек в допущении сущего может также до­пустить, чтобы сущее было не таким сущим, каково оно есть. Сущее в таком случае закрывается и искажается. Кажимость становится господствующей. При осуществлении этого господ­ства выступает несущность истины. Но так как свобода в качестве сущности истины не является свойством человека, а, наоборот, человек эк-зистирует только как собственность этой свободы и таким образом становится способным на исто­рию, поэтому возможно, что и несущность истины не обяза­тельно возникает лишь в результате неспособности или не­брежности человека. Более того, неистина должна возникать из сущности истины. Только потому, что истина и неистина в сущности не безразличны друг другу, а связаны друг с дру­гом, истинное предложение может вообще обойти остроту противоположности и соответственно перейти в неистинное предложение. Вопрос о сущности истины достигает поэтому первоначальной сферы того, о чем спрашивается, только тогда, когда при учете всей полноты сущности истины, в раскрытие сущности включается также проверка неистины. Обсуждение неистины это не дополнительное заполнение обра­зовавшегося пробела, а существенный момент при определе-

 

 

нии достаточности основания для постановки вопроса о сущ­ности истины.

И все-таки, как уловить неистину в сущности истины? Если сущность истины не исчерпывается правильностью высказы­вания, то и неистину нельзя приравнивать к неправильности суждения.

5.

Сущность истины

 

Сущность истины открывается как свобода. Свобода есть экзистентное, высвобождающее допущение бытия сущего. Всякое открытое отношение парит в сфере допущения бытия сущего и всякий раз соотносится с тем или иным сущим. Как момент допущения к раскрытию сущего в целом как такового свобода уже привела к согласию с сущим в целом. Однако, эту согласованность никогда нельзя понимать как «переживание» и «чувство», ибо в таком случае она лишится своей сущности и получит свое истолкование на основе того, что само только как видимость может претендовать на право быть сущностью, и это только до тех пор, пока представление и неправильное толкование согласованности допускают это. Согласованность, т. е. эк-зистентный момент выхода в сущее как целое, может «переживаться» и «чувствоваться» только потому, что «пере­живающий» человек, не имея никакого понятия о согласо­ванности в каждый такой момент уже допущен в сферу согласованности, раскрывающей сущее как целое. Всякое отношение исторического человека, подчеркнуто оно или нет, постигнуто или не постигнуто, всегда согласовано и этой со­гласованностью включено в сущее в целом. Откровение сущего в целом не совпадает с суммой, в которую входит каждое отдельное сущее. Напротив: там, где сущее человеку мало­известно и едва — может быть, только в самом начале — затронуто наукой, откровение сущего в целом может оказы­вать более существенное действие, чем в тех случаях, когда то, что познано или в любое время может быть познано, стало легко обозримым и больше не в состоянии сопротивляться знанию, в то время как техническое овладение вещами высту­пает в форме безграничности. Как раз в тиши и глади, где царит только познанное и только знание, откровение сущего мельчает до превращения в кажущееся ничто, забытое, но уже более не безразличное.

Допущение бытия сущего как настроение проникает во все переплетения открывающихся в нем отношений и забегает вперед. Все поведение человека согласовано открытостью

 

 

сущего в целом. Но это «в целом» выступает с точки зрения повседневного расчета и других дел как неисчислимое и не­постижимое. Как раз из открытого сущего, относится ли оно к природе или истории, его нельзя понять. Правда, когда все согласуется, остается ведь то несогласованное и неопределяе­мое, которое затем снова совпадает с повседневным и непроду­манным. Однако согласующееся есть не ничто, а укрытие сущего в целом. Как раз тем, что допущение бытия в отдель­ном акте каждый раз допускает бытие сущего, к которому оно относится, и тем самым доказывает его бытие, оно (допущение бытия) укрывает сущее в целом. Допущение бытия есть в то же время укрытие. В эк-зистентной свободе наличного бытия человека укрывается сущее в целом, в ней есть скрытость.

6.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 11; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!