Внутренняя возможность согласованности



 

О согласованности мы говорим в разном значении. Напри­мер, о лежащих на столе двух пятимарковых монетах мы можем сказать: они одинаковы. Обе монеты сходятся в одном: в том, как они выглядят. Поэтому общим для них является их внешний вид, и следовательно они в этом отношении подобны. Далее мы говорим о согласованности в том случае, когда мы, например, высказываем суждение относительно одной из на­личных пятимарковых монет: эта монета круглая. Здесь высказывание согласуется с вещью. Теперь существует отно­шение не между вещью и вещью, а между высказыванием и вещью. Но в чем же следует искать согласованность между вещью и высказыванием, если то и другое явно отличны друг от друга? Монета сделана из металла. Высказывание же вообще не является вещественным. Монета — круглая. Вы­сказывание же вообще не имеет пространственного характера. На монету можно что-то купить. Высказывание о ней никогда не бывает платежным средством. Но, несмотря на все разли­чия того и другого, приведенное высказывание, как истинное, согласуется с монетой. И это совпадение, согласно обычному понятию истины, считается сходством. Каким образом нечто совершенно непохожее, т. е. высказывание, оказывается при­равненным к монете? Ведь оно должно было бы тогда превра­титься в монету и таким образом целиком и полностью отка­заться от самого себя. Но это высказыванию никогда не удается. Если бы это удалось, то в тот же самый момент высказывание как таковое не смогло бы больше согласовываться с вещью. Высказывание остается всегда только приравнивани­ем и, даже более того, только в этом подобии оно и может стать тем, чем оно является. В чем состоит его сущность, абсолютно отличная от всякой иной вещи? Каким образом высказывание оказывается способным, утверждая именно свою сущность, в то же самое время уподобляться другому, вещи?

Уподобление следует понимать здесь не в том смысле, что разного рода вещи становятся вещественно одинаковыми. Сущность уподобления, приравнивания определяется скорее видом той связи, которая является господствующей в отноше­нии между высказыванием и вещью. Пока эта «связь» оста­ется неопределенной и не раскрытой в ее сущности, весь спор о характере и степени уподобления остается пустым.

Но высказывание относительно монеты относится — отно­сит «себя» — к этой вещи, как только оно представит себе ее и о пред-ставленном сможет сказать, чем следует руководство-

 

 

ваться каждый раз при подходе к нему. Суждение, в котором дано представление, высказывает повествуемое о представля­емой вещи так, как она существует как таковая. Это «так-как» касается пред-ставления и пред-ставляемого им. Пред-ставле-ние здесь,— при условии, что будут исключены все «психоло­гические» и «теоретико-познавательные» — заранее состав­ленные — мнения, означает «допущение, что вещь расположе­на перед нами», что и есть предмет. То, что стоит перед нами как нечто, поставленное именно так, а не иначе, должно пройти через все, что ему открыто напротив. Но при этом все же остаться самим собой и показать себя как нечто устойчивое. Обнаружение вещи в ее движении к противостоящему осуще­ствляется в сфере такой открытости, простота которой не только создана, но и каждый раз ставится в связь и восприни­мается как сфера соотнесенности. Связь содержащего пред­ставление высказывания с вещью — это осуществление того отношения, которое дает толчок поведению и каждый раз выступает как таковое. Но все поведение имеет то отличие, что оно, будучи открытым, держится открытости как таковой. Только такую открытость в строгом смысле этого слова за­падноевропейское мышление в раннюю пору своего развития воспринимало как «присутствующее» и называло «сущим».

Поведение находится в постоянной доступности сущему. Всякое открытое отношение есть поведение. В зависимости от характера сущего и формы поведения открытость для челове­ка различна. Любое дело и свершение, любая деятельность и любой расчет — все это существует и держится на открыто­сти той сферы, в границах которой сущее как то, чем оно является и как оно существует, может (пред) ставить себя в своей собственной сущности как то, о чем может быть сказа­но. Но это только в том случае, если сущее само становится представляемым в представляющем высказывании, так что последнее подчинено указанию — давать сущее в высказыва­нии таким, каково оно есть. Следующее указанию такого высказывания, направляется к сущему. Исходящее из такого указания (вы) сказывание правильно (истинно). Сказанное подобным образом есть правильное, истинное.

Высказывание должно заимствовать свою правильность у открытости: ибо вообще только благодаря ей открытое мо­жет стать руководящим началом для представляющего упо­добления. Открытое поведение само должно руководствовать­ся этой мерой. Это означает: оно должно взять на себя переда­чу руководящего начала для всего процесса представления. Это относится к открытости поведения. Если же правильность (истина) высказывания становится возможной только благо

 

 

даря открытости поведения, тогда то, что делает эту правиль­ность только возможной, имеет большее право считаться первоначальным, чем сущность истины.

Вместе с этим отпадает господствующее традиционное мнение, согласно которому сущность истины дана только в предложении. Истина не изначально обрела себе место в предложении. Одновременно возникает вопрос об основе внутренней возможности открытого поведения и меры поведе­ния, ставящего требования,— возможность, которая един­ственно и придает предложению, его правильности силу, позволяющую ему вообще выполнять роль сущности истины.

 

3.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 10; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!