Vom Wesen der Wahrheit



ББК 87.3(4/8) 001(01)-91 КБ-39-1-90 1ф

А. Л. Доброхотов, составление, 1991. 3. Н. Зайцева, послесловие, 1991.

ISBN 5-06-002425-3

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

 

Мартин Хайдеггер, столетие со дня рождения которого отмечалось в 1989 году, остается одним из самых авторитетных философов XX века. Его идеи повлияли на судьбы не только новейшей западной философии, но и на весь спектр гуманитарных наук. Главная причина влиятельно­сти его философии в том, что она серьезно и глубоко проана­лизировала самые больные духовные проблемы времени и сде­лала выводы, впечатляющие своей нетрадиционностью и ради­кальностью.

Работы Хайдеггера, соединенные в одно целое в этом сборнике, представляют средний и поздний периоды его твор­чества, которые привлекают особенно пристальное внимание современных комментаторов и критиков.

Сборник составлен так, чтобы читатель — в первую оче­редь студент-гуманитарий — мог представить себе философию Хайдеггера во всех основных аспектах и тенденциях. В статьях звучат темы философии бытия, истории западноевропейской цивилизации, гуманизма, сущности мышления, природы худо­жественного творчества, философии языка. В сборник включе­но и интервью с Хайдеггером, позволяющее как бы услышать его живой голос.

Трактат «О сущности истины» — работа переходного пери­ода — представляет знаменитое учение Хайдеггера об истине как «открытости» в противовес классической интерпретации истины как соответствия объекта интеллекту.

Прекрасный образец хайдеггеровского анализа антично­сти, которая, как известно, притягивала внимание философа на протяжении всей его творческой жизни, дает статья «Изре­чение Анаксимандра». В ней присутствуют все характерные черты хайдеггеровского стиля: тщательное исследование язы­ковой формы, проникновение в дух древнего мышления, смелые переходы от древности к актуальным проблемам но­вейшей истории. Кроме того, здесь содержится краткая, но выразительная формулировка основ герменевтического мето­да, который был создан Хайдеггером (наряду с Гадамером) в противовес сциентизму.

Работа «Закон тождества» звучит как непосредственный рассказ об интеллектуальном переживании, которое вызвано кризисом рационалистической традиции Запада и ростом от­чуждения человека от духовных продуктов своей деятельно-

 

 

сти. Хайдеггер не случайно надиктовал эту статью на пластин­ку: она затрагивает самые сокровенные темы его философии.

Статья «Время и бытие» является программным изложени­ем наиболее глубоких и определяющих концепций мыслителя. Она раскрывает тот своеобразный путь интерпретаций фено­менологии, который Хайдеггер выбрал еще в довоенные годы. Эта статья как бы дополняет и переосмысливает самую знаме­нитую книгу раннего Хайдеггера — «Бытие и время». В полной мере она дает представление о стиле мышления и методе ана­лиза центральных философских категорий, которыми немец­кий философ так резко выделяется из классической традиции европейского академизма.

Юбилейная речь «Отрешенность» говорит об отношениях человека, культуры и техники. Хайдеггер призывает человече­ство вновь укорениться в почве, из которой его вырвало ставшее неуправляемым развитие технической цивилизации. Продолжает эту тему диалог (жанр, характерный для Хай­деггера) «Из разговора на проселочной дороге...», где сталки­вается несколько позиций — эстетическая, естественнонауч­ная, философская и собственно хайдеггеровская. Как это часто бывает у Хайдеггера, диалог не заканчивается никакими определенными выводами, но сама атмосфера беседы и на­стойчиво звучащие вопросы, которые заставляют в конце концов задуматься о самых глубоких корнях теоретического мышления, создают определенное духовное настроение, распо­лагающее к вслушиванию в сущность языка.

Интересен небольшой радиодоклад «Что значит мыс­лить?», где Хайдеггер популярно излагает свою книгу с тем же названием. Из доклада становится ясным, почему философия, с точки зрения Хайдеггера, должна занимать среднее место между поэзией и наукой, не подчиняясь ни тому, ни другому способу мышления.

Заключает сборник интервью, данное Хайдеггером попу­лярному французскому журналу. Здесь в живой форме беседы затронуты важные вопросы, волновавшие не только филосо­фов, но и широкие слои западной общественности: проблемы мира, соотношения человека и техники, мышления и художе­ственного творчества. Хайдеггер повторяет свой тезис о том, что «атомная бомба уже взорвалась в поэме Парменида», т. е. что западная цивилизация, выбравшая путь развития, основанный на беспощадной эксплуатации природы, на беско­нечном ускорении технологического прогресса, не корректиру­емого моральными нормами, была заложена — как растение в семени — в самых первых философских системах Запада, противопоставивших субъект и объект

 

 

В целом статьи сборника дают достаточное представление о круге идей крупнейшего западного мыслителя нашего века, обрисовывают контуры его философских построений, показы­вают его прихотливый ход мыслей, знакомят с выразительны­ми образцами его языка. В сборнике отражено единство тем хайдеггеровской философии, кажущихся на первый взгляд разнородными. Философия человека и философия языка, кри­тика техницизма и критика метафизики, призывы к новой мифологии и эстетическое толкование поэтических текстов — все это вырастает из основной задачи философии Хайдеггера: свернуть с ошибочного пути западной цивилизации и вернуть­ся к забытым истокам мышления, к подлинному бытию. Именно эта сердцевина построений позднего Хайдеггера при­влекла к нему многочисленных последователей и критиков.

В последнее время резко возрос интерес к Хайдеггеру и в нашей стране. После периода многочисленных студенче­ских работ и научных статей, после публикации переводов в ведомственных изданиях начинается издание его трудов для широкой публики. Споры о хайдеггеровской философии попа­ли даже на страницы популярных газет. И это не случайно: современный читатель остро ощущает недостаток полноцен­ных источников по западноевропейской философии, и даже то немногое, что до него доходит, стимулирует.желание понять, поспорить, высказать свое мнение. В ближайшее время можно ожидать появления новой острой темы: «Хайдеггер и русская философия». Появление материалов по русской философии начала XX века обнаружило параллелизм, а иногда и совпаде­ние ряда поставленных вопросов и предложенных путей ответа у Хайдеггера и русских мыслителей.

Статьи сборника следуют не в хронологическом порядке, а так, чтобы выстроилась последовательность путевых вех: от новой установки («О сущности истины») и опыта ее примене­ния к истории духа («Изречение Анаксимандра») — к реши­тельному повороту в мышлении («Закон тождества», «Время и бытие»), далее — к неспешному развертыванию открывше­гося ландшафта («Отрешенность», «Разговор на проселочной дороге») и наконец — к простым и емким формулам наме­тившихся итогов («Что значит мыслить?», «Интервью»). Собранные вместе работы по своей общей тональности — это именно разговор, вдумчивая, без словесной суеты, беседа не столько единомышленников, сколько попутчиков, которые уже далеко от начала, но еще не видят очертаний конца: обдумы­вая свой путь, они ориентируются на указания, скрытые в самой звучащей речи собеседников.

 

 

О сущности истины

Vom Wesen der Wahrheit

1. Привычное понятие истины.

2. Внутренняя возможность согласованности.

3. Основание для того, чтобы правильность стала возможной.

4. Сущность свободы.

5. Сущность истины.

6. Неистина как сокрытость.

7. He-истина как поиски.

8. Вопрос об истине и философия.

О сущности истины пойдет речь. Для вопроса об истине безразлично, идет ли речь в том или ином случае об истине практического, жизненного опыта или экономического расчета; это может быть истина техниче­ского порядка или истина, характеризующая политический ум, в частности, та или иная истина может относиться к сфере художественного творчества, это может быть даже истина мысленного воспоминания или культурной веры. Вопрос о сущности оставляет все это в стороне и затрагивает только то, что отличает всякую истину как таковую.

Но не соскальзываем ли мы с вопросом о сущности в пусто­ту всеобщего, от которого задыхается всякое мышление? И не показывает ли это соскальзывание при такого рода вопросах беспочвенность всей философии? Ведь обращенное к действи­тельности мышление, если оно имеет глубокие корни, должно

 

Перевод с издания: Heidegger Martin Vom Wesen der Wahrheit. Frankfurt am Mai, 1961.

З.Н. Зайцева, перевод, 1991.

 

 

прежде всего — и без всяких отступлений — устремиться к то­му, чтобы повернуть действительную истину, служащую для нас на сегодняшний день мерилом и точкой опоры, против путаницы мнений и вычислительных операций. Что может дать действительной необходимости отрешенный от всякой действи­тельности («абстрактный») вопрос о сущности истины? Не является ли вопрос о сущности самым несущественным и ни к чему не обязывающим вопросом?

Никто не уйдет от настойчивой убедительности этих сомне­ний. Никто не смеет просто так игнорировать настойчивую серьезность этих сомнений. Но кто стоит за этими сомнениями? «Здравый» человеческий рассудок. Он стучит в дверь, за которой скрывается осязаемая полезность, и усердствует про­тив знания о сущности сущего, которое как существенное знание с давних пор называется «философией».

Обыденный человеческий рассудок имеет свою собствен­ную необходимость: он утверждает свое право с помощью только ему одному подвластного оружия. Это — ссылка на свои претензии и сомнения как на нечто «само собою разумею­щееся». Но философия никогда не сможет опровергнуть обыденный рассудок, так как он глух к ее языку. Она не посме­ет пожелать когда-нибудь его опровергнуть, потому что обы­денный рассудок слеп, чтобы видеть то, что она открывает взору, созерцающему сущность.

Вот почему мы считаем, что находимся в согласии с обы­денным рассудком, поскольку полагаем, что уверены в много­образных «истинах» жизненного опыта и поведения, научного исследования, художественного воображения и веры. Мы сами поощряем сопротивление «само собою разумеющегося» про­тив всякого притязания со стороны сомнения.

Поэтому, если уж и должен быть поставлен вопрос об истине, то он требует ответа на вопрос, где мы находимся на сегодняшний день. Хотят знать, как обстоит дело с нами. Вопрошают о цели, которая поставлена перед человеком в его истории и перед историей. Хотят обладать действительной «истиной». Следовательно, опять-таки истиной!

Те, которые взывают к действительной «истине», по-види­мому, уже все-таки знают, что такое истина вообще. Или же знают об этом «по чувству» или «в общем»? Однако не будет ли такое «примерное» знание и такое безразличие еще беднее, чем простое незнание сущности истины?

 

 

1.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 13; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!