Развитие русской педагогической мысли в XIX в.



Педагогическая деятельность известного русского хирур­га, профессора медицины Николая Ивановича Пирогова (1810—1881) не ограничивалась преподаванием в высшей школе. В 1850-х гг. он был назначен попечителем Одесского, а затем Киевского учебных округов. Н.И. Пирогов в своих педагогических сочинениях выдвигал идею воспитывающе­го обучения, усматривал цель воспитания в подготовке к жиз­ни высоконравственного человека с широким интеллектуаль­ным кругозором, выступал против ранней специализации в обучении детей и настаивал на начальной общеобразова­тельной подготовке. Ученый высказывал идею о необходи­мости создания в России сети образовательных учреждений для обучения женщин. Среди методов воспитательного воз­действия педагог выделял пример, убеждение, поощрение, наказание, отрицательно относился к телесным наказаниям, бытовавшим в современных ему школах. Н.И. Пирогов вы­ступал за расширение сети начальных школ, поддерживал автономию университетов, разрабатывал вопросы методики преподавания в высшей школе.

В 1860-е гг. разворачивается деятельность основателя русской школы научной педагогики Константина Дмитрие­вича Ушинского (1824—1870). Педагогическую деятельность К.Д. Ушинский начал учителем словесности Гатчинского сиротского института, затем работал инспектором Смольно­го института благородных девиц. При его непосредственном участии был изменен учебный план института, куда вошли родной язык и литература, предметы естественно-научного цикла. К.Д. Ушинскому удалось осмыслить в целостном единстве педагогические явления в неразрывном единстве теории и практики.

К.Д. Ушинский требовал от учителей творчества в повсе­дневной деятельности, напоминая, что «педагогика — это не наука, а искусство». Исследуя воспитание и образование западно-европейских стран, он одним из первых в русской науке предпринял сравнительно-педагогическое исследова­ние. Таким образом, в педагогическом наследии Ушинского отражены почти все аспекты педагогической теории и прак­тики.

Педагог и просветитель Николай Федорович Бунаков (1837—1904) был теоретиком и практиком народной школы, создал ряд учебников для начальной школы. Главную задачу начального школьного образования он видел в гармоничном развитии физических, умственных и нравственных сил де­тей. Для этого, по его мнению, необходимо усилить реальный компонент содержания образования детей.

Просветитель, общественный деятель, педагог Василий Яковлевич Стоюнин (1826—1888) создал работы по истории педагогики и образования: «Развитие педагогических идей в России в XIX в.», «Воспитание русской женщины», «Из ис­тории воспитания в России в начале 19-го столетия», «Наша семья и ее исторические судьбы». В воспитании ребенка он призывал ориентироваться на высокие идеалы и истинную нравственность, присущие русскому народу, считал, что в прак­тике обучения сильно влияние западной методики и это не­гативно сказывается на преподавании русской истории, родного языка и литературы. Одно из видных мест в теорети­ческом и практическом наследии педагога занимает вопрос женского воспитания.

Стоюнин писал о возможности при новых условиях перерождения русской семьи, отмечая, что воспитание не должно быть односторон­ним, замкнутым только в рамках семьи. Он горячо отстаивал самую тесную связь семьи со школой, с учителем, опыт, наблюдения, выводы которых «вносили бы жизнь в семейно-воспитательное дело, чтоб оно было делом не бездушным, ма­шинным, а живым и разумным».

Педагог Василий Васильевич Розанов (1856—1919) вы­ступал за необходимость создания подлинно русской нацио­нальной школы, основанной на культурных традициях наро­да. Вместе с тем он был далек от узконациональной трактовки роли школы и отстаивал идею гармонического сочетания об­щечеловеческого, национального и индивидуального в фор­мировании личности.

Биолог, общественный деятель, педагог и просветитель Сергей Александрович Рачинский (1833—1902) создал рели­гиозно-педагогическую концепцию сельской народной шко­лы, основанной на глубоко национальных традициях право­славной духовности. Вместе с тем религиозность Рачинского не противоречила его естественно-научным изысканиям. С.А. Рачинский полагал, что для русского народа приоритет­ным является нравственное воспитание, поэтому в сельской / школе необходимо закладывать основы целостного и гармо­ничного мировосприятия, базирующегося на ценностях хри­стианства и гуманизма. Педагог считал недопустимым да­вать в сельской школе слишком большой запас сведений; по его мнению, центром обучения должно стать сообщение школьникам практических знаний.

Философ, писатель, просветитель, педагог Лев Николаевич Толстой (1828—1910) видел идеал воспитания в развитии духовного, нравственного, творческого, деятельного человека. Для этого, говорил он, каждая школа должна стать «лабораторией творческого труда учителей и учащихся», и «только на этих фактах, наблюдениях и выводах, а, не на ка­бинетных теориях может построиться здание нашего будущего народного образования». В трактовке развития челове­ка, взаимосвязанного с эволюцией культуры, Толстой использовал понятие деятельности и сформулировал гипоте­зу о том, что сознание ребенка формируется в результате всестороннего раскрытия всех его творческих сил.

 


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!