Тема 9. К. Д. Ушинский (1824-1870)-основоположник



Научной педагогики

К вопросам о соотношении науки и искусства воспитания как практической учебно-воспитательной деятельности К. Д. Ушинский обращался с первых шагов на научно-пе­дагогическом поприще, в самых первых своих педагогиче­ских трудах, к которым относятся: «Лекции о камеральном образовании» (1846-1848), «О пользе педагогической литературы» (1857), «О народности в общественном вос­питании» (1857), а также во всех тех работах, где им исследовались различные факторы и средства, которые могут быть использованы в целенаправленной учебно-воспитательной деятельности.

Ушинский считал, что главным признаком науки должен служить ее предмет исследований, заверша­ющихся открытием истины, вытекающей из самой сущно­сти вещей. В отличие от своих предшественников Ушин­ский утверждает, что педагогика не наука, а искусство, что неправильно было считать педагогику и медицину ис­кусством лишь на том основании, что они изучают прак­тическую деятельность и стремятся творить то, чего нет. Неправильно считать, что любая теория, любая наука, приложенная к практике, перестает быть наукой и стано­вится искусством.

Задачу педагогики Ушинский видел в «изучении че­ловека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания». Практическое же значение педагогики заключается в том, чтобы «от­крывать средства к образованию в человеке такого харак­тера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного растлевающе­го влияния и давал бы ему возможность извлекать ото­всюду только добрые результаты».

Проблема подготовки современного учителя - одна из важнейших социально-педагогических проблем. Разра­батывая педагогику как науку, К. Д. Ушинский особое вни­мание уделил проблеме учителя и системе его подготов­ки. Взгляды по этому вопросу изложены им в целом ряде работ.

В статье «О пользе педагогической литературы» (1857) К. Д. Ушинский делает попытку поднять авторитет учите­ля, показать его огромную общественную роль. В ней был представлен яркий образ народного учителя и сформули­рованы основные требования к нему.

Во многих своих работах К. Д. Ушинский высказывает твердое убеждение в том, что одним из важнейших ка­честв учителя являются знания, и не только преподавае­мого предмета, но и специально педагогические. Ушин­ский разработал вопрос о различных формах и содержании специальной подготовки учителя. Ушинский считал, что будущему учителю следует сообщить целый ряд педаго­гических навыков, необходимых в работе.

Ушинский, рас­сматривая важнейшие методологические проблемы педаго­гики, предложил новый антропологический подход к воспи­танию человека. По его мнению, предметом педагогики является человек во всей совокупности его проявлений, сле­довательно, чтобы выстроить процесс воспитания с учетом всех его физиологических, психологических, социальных и других особенностей, необходимо некое целостное знание о человеке. Такое целостное антропологическое знание дает возможность определить содержание обучения и воспитания, эффективные методы и формы его организации, что обуслов­ливает оптимальное развитие ребенка. «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительно­сти, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе... во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях... Тогда только будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния», — писал Ушинский.

Признавая единство процессов обучения и воспитания, К.Д. Ушинский приоритет отдавал последнему, поскольку считал его главной силой формирования и развития совершен­ного человека. Воспитание должно ориентироваться на духов­ное развитие личности, которое является неотъемлемой частью культурно-исторических традиций народа, особенностей его национального характера и миропонимания. Ушинский пред­ложил концепцию народности в воспитании как основу по­строения всей педагогической системы. Эту идею он развивал в статье «О народности в общественном воспитании» и других педагогических сочинениях. Понимая православную духов­ность как неотъемлемую часть русской народной культуры, педагог выделял три константы, специфичные для русского национального воспитания, — народность, христианскую ду­ховность и науку. Каждый народ создает уникальную, само­бытную систему воспитания, которая находит отражение в реальном педагогическом процессе. Исходя из этого КД. Ушин­ский призывал уделять большое внимание изучению родного языка в школе и создал учебные пособия, отвечающие этому принципу, — «Родное слово» и «Детский мир», которые исполь­зуются в практике обучения начальной школы до настоящего времени. В трактовке принципа народности педагог призна­вал творческую силу народа в историческом процессе и его право на полноценное образование.

 


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 12; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!