Сравнение, обобщение и классификация, определение



ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г.

Материалы взяты из книги «Культура познания - познание культуры»

за 1998 г., г. Челябинск

СПЕЦКУРС «КУЛЬТУРА ПОЗНАНИЯ»,

СПОСОБСТВУЮЩИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

МЕТОДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ФОРМИРОВАНИЯ

УЧЕБНО-ЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ

ЦЕЛИ:

1) Способствовать формированию видения содержательного и органи­зационного контура спецкурса «Культура познания».

2) Способствовать осмыслению практико-ориентированного назначения спецкурса.

3) Способствовать формированию заинтересованности педагогов в освоении содержания спецкурса.



Занятие первое

«Познавательная культура: Зачем? Что? Как?»

Цель сегодняшнего занятия состоит в том, чтобы очень кратко, но целостно увидеть содержание курса «Культура познания» и особенности его освоения, создать для себя как бы карту, план, вид с птичьего полета данного курса.

Ученые, занимающиеся гносеологией (наукой, изучающей познание человеком окружающе­го его мира и самого себя), гово­рят: если ты хочешь в чем-либо разобраться, что-либо понять, ус­воить самое основное, сущест­венное, то обратись к трем во­просам: Что? Зачем? Как!

Вопрос «Что?» предполагает определение предмета разговора или изучения: о чем будет идти речь, о каком явлении или объекте..

Вопрос «Зачем?» предусмат­ривает ответ, для чего мы изучаем тот или иной предмет. Вопрос «Как?» направлен на определение, каким образом, каким способом бу­дет достигнута поставленная цель или в какой степени, насколько бу­дет реализовано предназначение.

Для того чтобы целостно увидеть предстоящую работу, предлагается сегодняшнее заня­тие посвятить поиску ответов на три вопроса, трем целям: во-первых, разобраться, опреде­лить, что такое «культура по­знания школьников»; во-вторых, ответить для себя, по­чему необходимо овладеть культурой познания, в чем со­стоит ее назначение; и в-третьих, необходимо опреде­лить, как мы будем осваивать знания или умения, состав­ляющие культуру познания.

Итак, для того, чтобы разобраться, что же такое познавательная культура учащихся, я предлагаю вам принять участие в познавательной игре «Словарь».

Представим себе, что всех нас пригласила одна очень солидная из­дательская фирма для того, чтобы создать словарь «Культура позна­ния ученика». Любой словарь - это сборник слов с пояснениями, толко­ваниями или переводом. Поэтому нашей первой задачей является отбор самых существенных для понимания познавательной культуры терминов и их толкований. Каким бы ни был этот словарь - многотомным изда­нием или карманным справочни­ком, я думаю, в первую очередь мы должны рассмотреть и дать толко­вание трем терминам: «культура», «познание», «ученик».

А теперь допустим, что каж­дая парта у нас является «ответст­венной редакцией» за подготовку одной словарной статьи, т.е. харак­теристики того или иного понятия. Парты первого ряда у нас будут «редакциями», толкующими термин «культура», второй ряд - «позна­ние», третий - «ученик».

Каждая «редакция» должна в течение 5-7 минут сформулиро­вать краткую характеристику термина в несколько предложе­ний. Характеристика должна на­чинаться следующим образом: «Культура - это...»

По истечении отведенного времени проводится обсуждение: микроколлективы предлагают вниманию всех определения-характеристики, обучаемые за­дают уточняющие вопросы, вно­сят предложения, оценивают. В процессе обсуждения учителю очень важно обеспечить позитивно-конструктивный характер совместной деятельности. Для этого можно ввести некоторые прави­ла, например:

1. Запрещается высказываться в не­гативно-категорической форме типа «это неправильно, плохо».

2. Сомнения и несогласие с позици­ей авторов молено формулиро­вать, используя выражения ти­па «Мне кажется, что лучше было бы...», либо предложить их в форме вопроса.

Данными правилами долж­ны руководствоваться и обучае­мые, и педагог.

В ходе обсуждения необхо­димо предложить дополнитель­ную информацию и сделать неко­торые обобщения и выводы.

... Что же такое культура? Трудно привести другое слово, ко­торое имело бы такое множество смысловых оттенков. Ученые под­считали, что в конце XIX века было известно семь определений «культу­ры», в середине XX века - 150, а сей­час их несколько тысяч. Чем можно объяснить такое многообразие трактовок слова «культура»? Преж­де всего тем, что культура выражает многообразие человека, его разноликость и неисчерпаемость. И каж­дый исследователь обращает вни­мание на самую важную, по его мнению, сторону. Вот и вы сегодня сформулировали много интересных, глубоких, афористичных, метких определений культуры.

Попытаемся обобщить из­ложенные вами мысли и синтези­ровать (объединить) их с мнения­ми культурологов (ученых, зани­мающихся изучением культуры).

Латинское слово «культура» означает воспитание, образование, развитие, возделывание. В словаре русского языка Ожегова культура определяется, с одной стороны - как совокупность достижений человека в производственном, общественном и умственном отношении, с другой стороны, как высокий уровень чего-либо, высокое развитие умения. Многие культурологи выделяют в культуре две стороны: предметную и деятельностную. В предметную часть культуры включены результа­ты деятельности людей: архитек­турные сооружения, технические устройства, выведенные искусствен­но породы животных и сорта расте­ний; сюда же входят созданные уче­ными теории, выдвинутые идеи. В деятельностную часть культуры входят многообразные способы создания предметной части культу­ры, сама творческая деятельность людей. Это умение, доведенное до уровня искусства. И когда мы с ва­ми говорим о культуре познания, то в первую очередь нас интересует культура как способ создания чего-либо, как высокое развитие умения.

И еще один момент, кото­рый мне хотелось бы отметить: культурными не рождаются, куль­турными становятся. Каждый от­дельный человек учится быть культурным, т. е. осваивает те или иные знания, умения, дости­гает высокого уровня владения ими. Если культурного человека представить как «джентльмена», то можно вспомнить яркий при­мер, который приводил великий немецкий философ Иммануил Кант: «К английскому королю Якову I обратилась с просьбой няня, которая вскормила его. Просьба состояла в том, чтобы сделать ее сына джентльменом. На что Яков ответил: «Этого я не могу; могу его сделать графом, но джентльменом он должен сделать себя сам».

Познание. Обратимся вновь к словарям. Краткий словарь по ло­гике для учащихся определяет по­знание как процесс выработки ис­тинных знании. В толковом словаре русского языка т мнется: познание - это приобретение, постижение зна­ния, познать - означает узнать про­исхождение, сущность вещей. Так или иначе мы видим, что в приве­денных мной и вами определениях «познания» основным является по­лучение знания. Знание представляет собой ту цель, к которой стремят­ся в познании. Порой знание при­влекательно уже само по себе, по­скольку через него человек удовле­творяет свои познавательные инте­ресы, потребности. Но, как правило, к знанию обращаются не только ра­ди него самого, хотя оно этого и вполне заслуживает, - знание необ­ходимо для практической жизни.

Два века назад знаменитый экономист и философ Адам Смит заметил, что «человека, получивше­го образование путем упорного труда, можно уподобить дорого­стоящим машинам». Наверное, не всем такое сравнение придется по вкусу. Однако трудно отрицать, что знание, которым владеют люди, со­ставляет их личный и общественный капитал. Богатство современных высокоразвитых обществ во многом порождается знанием, оно создается образованными людьми. Чем, на­пример, определяется благосостоя­ние и уровень экономического раз­вития Голландии, Японии и Швей­царии - стран, обделенных террито­рией и запасами сырья? Прежде все­го их человеческими ресурсами -образованностью и мастерством их инженеров и рабочих, фермеров и бизнесменов, чиновников и полити­ков, конструкторов и ученых.

Уже сейчас, например, в развитых странах система обра­зования превратилась в самую обширную отрасль деятельности, в своеобразную индустрию зна­ния, в которой производится бо­лее половины национального достояния. Кроме того, знание необходимо не только для создания материальных и культурных благ. Без определенного миниму­ма знаний экономического, соци­ального и политического харак­тера невозможно сформировать гражданскую самостоятельность, необходимую в нашем неустой­чивом обществе.

Ученик - это тот, кто учится, для кого учение является главным занятием, основной деятельностью.

А что же такое учение? Учение - это усвоение знаний и умений. Учение - это деятель­ность, специально (преднамерен­но!) направленная на приобрете­ние знаний и умений. Учение этим отличается от трудовой дея­тельности, от игры и общения, где также происходит приобрете­ние человеком новых или совер­шенствование старых знаний и умений, но лишь как дополни­тельный, побочный продукт.

А теперь давайте сопоста­вим учение и познание. Если по­знание - это приобретение зна­ний, то учение - это специально (преднамеренно) направленное приобретение знаний. Таким об­разом, ученик должен быть «су-перпознавательщиком», к тому же учение экипировано учебниками, всевозможными пособиями. Ря­дом с учеником всегда учитель, который направляет ученика, по­зволяет сделать процесс учения более результативным.

Итак, мы с вами выяснили, что такое культура и что в нашем случае мы будем ее рассматри­вать как высокое развитие уме­ний. Далее мы определили, что такое познание и учение, устано­вили, что учение - это целена­правленный вид познания, специ­ально организованный, экипиро­ванный необходимыми пособия­ми и обеспеченный, как правило, содействием учителя.

Таким образом, можно сформулировать еще одно ключе­вое определение для нашего сло­варя - определение словосочета­ния «культура познания учени­ка», под которой мы будем пони­мать высокий уровень познавательной деятельности ученика или высокое развитие умения учиться.

Высокий уровень учения предполагает:

Во-первых, знание способов и приемов познания, высших образцов познавательной дея­тельности.

Во-вторых, необходимо не просто знать методы познава­тельной деятельности, эффек­тивного учения, а в совершен­стве владеть ими. Об этих спо­собах более подробно мы еще сегодня будем говорить.

В-третьих, ученик не только должен уметь находить реше­ния уже известных познава­тельных задач, ранее найден­ных вместе с учителем, но и самостоятельно находить но­вые решения в новых нестан­дартных познавательных си­туациях.

В-четвертых, ученик, вла­деющий культурой познания, не только умеет творчески учиться, но и хочет учиться, ему интересно учиться, у него есть широкие познавательные интересы в различных учебных дисциплинах, яркие интеллек­туальные потребности.

А теперь у меня к вам во­прос: а почему так важна для нас познавательная культура!..

Итак, познавательная куль­тура необходима не только для того, чтобы успешно учиться в школе, но и для того, чтобы полу­чить высшее образование, профес­сию, а при необходимости сменить ее. Вся жизнь - это решение не­стандартных производственных и житейских проблем, решение ко­торых требует новых знаний и умений, которые можно получить в процессе познания. Чтобы че­ловеку быть на высоте, чтобы достойно отвечать вызову време­ни, ему необходимо учиться. Бо­лее того, можно сказать, что уче­ние является способом существо­вания человека сегодня. Только человек, понимающий это и вла­деющий культурой познания, может быть успешным и конку­рентоспособным в жизни.

Сегодня все чаще ученые, дея­тели культуры, политики говорят о том, что определение человека как «хомо сапиенс», как «существа по­нимающего, разумеющего» можно заменить определением «человека учащегося» - «хомо студенте», так как сегодня человек, чтобы выжить, должен учиться всю жизнь. Для этого надо уметь эффективно учиться.

А теперь у меня возникает еще один вопрос. Не кажется ли вам странным, что единственное, чему мы нигде и никогда специ­ально не обучаемся, - это учение, т.е. тот вид деятельности, кото­рым мы занимаемся сначала в школе 10 лет, а потом всю жизнь? Для этого и организован данный спецкурс «Культура познания» Этот курс можно сравнить с путеводной нитью Ариадны. Вы, конечно же, помните древнегреческий миф, в ко­тором эпическому герою Тесею уда­лось выбраться из громадного, пол­ного опасностей дворца Лабиринта благодаря клубку ниток, подаренно­го ему Ариадной, дочерью критского царя Миноса. Нам выпало жить в бурное время. Подобно Тесею, мы движемся в сложном лабиринте жиз­ни, где на каждом шагу нас подстере­гают сложные ситуации, нестандарт­ные вопросы. Для того чтобы быть всегда на высоте, достойно отвечать на информационный вызов времени, и был задуман курс «Культура по­знания».

Я думаю, настало время опре­делить цели II назвать основные те­мы данного курса, кратко их про­комментировать и рассказать об особенностях предстоящей работы. В основе культуры познания, в ос­нове приобщения человека к позна­нию мира и самого себя лежат вы­кованные многовековой работой разума методы мышления. В на­стоящее время они стали универ­сальными инструментами познания, оформились в стройную систему умений. Эти умения условно можно объединить на пять групп:

* умения анализировать и синте­зировать;

* умения сравнивать;

* умения обобщать и классифи­цировать;

* умения определять понятия;

* умения доказывать и опровергать.

Освоение этих умений явля­ется первой целью нашего курса. Ка­ждой, группе умений будет посвя­щено отдельное занятие, на кото­ром вы не просто узнаете, что такое анализ или сравнение, а научитесь применять эти умения на практике в процессе изучения чего-либо.

Следующая цель курса состоит в овладении умениями творческого мышления. Познание на высоком уровне всегда выступает как процесс творческий. Творчество всегда и есть познание, без познания невозможно никакое творчество. Творческое мышление предполагает умения са­мостоятельно определять проблемы (т.е. несоответствие между желаемым и действительным) и находить неиз­вестные ранее оригинальные средст­ва и способы их решения. Реализации этой цели посвящен специальный раздел курса которым называется «Познание как творчество». Он со­стоит из двух тем:

1. «Творчество - решение не­стандартных проблем».

2. «Эффективные способы ре­шения проблем».

Еще одна цель курса: мы должны с вами рассмотреть мето­дику формирования данных уме­ний у учащихся начальной школы.

В соответствии с методикой учебного занятия в его завершение целесообразно установить, осоз­нают ли обучающиеся предлагае­мый материал, и устранить про­блемы в его понимании. Для этого предлагается провести беседу, спо­собствующую усмысленню процес­са освоения содержания занятия:

1. Назовите цели этого занятия.

2. Как вы понимаете, как вы мо­жете определить словосочета­ние «культура познания»?

3. Подумайте и скажите, а для чего мы с вами прежде, чем дать опре­деление «культура познания уче­ника» толковали понятия «Куль­тура». «Познание», «Ученик».

4. А как вы думаете, для чего толкование этих терминов мы делали коллективно?

5. Сегодня мы с вами говорили, что высокий уровень учения характеризуется не" только знаниями о том, как нужно учиться и не только умением учиться, но и желанием учить­ся. Почему же желание учить­ся, интерес к учению является обязательной, неразрывной частью культуры познания?

6. Теперь о главном. Почему не­обходимо овладеть культурой познания, в чем состоит ее на­значение?

7. Итак, мы с вами сегодня при­ступили к изучению курса «Культура познания», назови­те его цели.

В качестве домашнего зада­ния я предлагаю написать сочи­нение-рассуждение, выбрав одну из следующих тем:

& Нам нужна культура позна­ния. Не согласен.

& Нам нужна культура позна­ния. Согласен.

& Мудрость пословиц о культу­ре познания.

& Почему интересно и неинте­ресно учиться в школе? & Позволяют ли вопросы «Что?», «Зачем?» и «Как?» что-нибудь лучше понять? & Мои пожелания и добрые советы педагогу, ведуще­му курс «Культура по­знания».

Я напомню основные особен­ности написания сочинения-рассуждения:

1. Сочинение-рассуждение отве­чает на вопросы: «Почему?» «Зачем?», «Для чего?».

2. Рассуждение обычно состоит из трех частей:

* излагается мысль, требующая доказательства или опровер­жения;

* приводятся доводы, объясне­ния, обоснования, доказываю­щие или опровергающие ранее высказанную мысль;

* формулируется вывод об ис­тинности или ложности мыс­ли, являющейся предметом рас­суждении.

Занятие второе

«Основные инструменты познания: анализ и синтез,

сравнение, обобщение и классификация, определение

понятий, доказательство и опровержение,

определение и решение проблем»

ЦЕЛИ:

1. Способствовать формирова­нию целостного представления об учебно-логических умениях как важнейших инструментах познания.

2. Способствовать формирова­нию заинтересованности обу­чающихся в усвоении содер­жания спецкурса.

На прошлом занятии вам было предложено написать сочи­нение-рассуждение.

Каковы особенности сочи­нения-рассуждения?.. (Затем пе­дагог предлагает двум-трем обу­чающимся прочитать свои сочи­нения. Педагог дает позитивную оценку прочитанным сочинениям и актуализирует материал преды­дущего занятия.)

На первом занятии мы говорили, что в основе культуры познания лежат выкованные многовековой работой разума мето­ды мышления. В настоящее время они стали универсальными инст­рументами познания, сформиро­вались в стройную систему уме­ний. Часть этих умений мы с вами освоим и будем называть их «учебно-логическими умениями». Почему «учебно-логически­ми»? Потому что, во-первых, логика - это наука о законах правильного мышления, а мы с вами будем учиться правильно мыслить, поэто­му эти умения мы называем «логи­ческими». Во-вторых, «учебными» мы их называем потому, что из всей совокупности логических умений мы выбираем самые основные, не­обходимые в первую очередь для процесса учения.

Мы с вами должны освоить следующие учебно-логические уме­ния: анализ и синтез: сравнение; обобщение и классификация: деление понятий; доказательство и опровержение. А на сегодняшнем занятии мы рассмотрим очень крат­ко, но целостно сущность (т.е. глав­ное, основное) названных групп учебно-логических умений.

(Далее педагог организует беседу с обучающимися, в ходе которой он должен актуализиро­вать имеющиеся у обучающихся знания о названных умениях. В ходе беседы педагог обобщает знания и излагает информацию, приведенную ниже.)

Анализ - это способ позна­ния объекта посредством изуче­ния его частей и свойств.

Синтез - это способ позна­ния объекта посредством объеди­нения в целое частей и свойств, выделенных в результате анализа.

Для того чтобы изучить, например, самолет, надо сначала детально, подробно ознакомить­ся с каждой его частью в отдель­ности. Но для полного и глубоко­го понимания значения и роли каждой части машины одного анализа мало. Самолет - это механизм, в котором части дейст­вуют как единое целое. Это тре­бует изучения составных частей самолета во взаимодействии. Следовательно, необходимо вос­становить посредством синтеза расчлененное анализом целое. Говоря об анализе и синтезе, нельзя думать, что вначале идет чистый анализ, а затем начинает­ся чистый синтез. Уже в начале анализа исследователь имеет ка­кую-то общую идею об изучае­мом объекте, так что анализ на­чинается в. сочетании с синтезом. Затем, изучив несколько частей целого, исследователь уже начи­нает делать первые обобщения, приступая к синтезу первых дан­ных лимита. И таких ступеней как будут изучены все части цело­го.

Анализ и синтез направле­ны на выделение существенных признаков. Под признаком мы в дальнейшем будем понимать компоненты, отношения между ними, свойства объекта и его от­ношения к другим объектам, по которым его можно узнать, опре­делить, описать. В качестве при­мера можно рассмотреть состав­ляющие части (компоненты) и свойства такого объекта, как «пальто». Компонентами пальто являются: рукава, воротник, полы и т.д., а свойства пальто заклю­чаются в том, что оно теплое, модное, красивое, удобное и т.д., т.е. пальто из свойств не состоит, но ими обладает. Свойства паль­то возникают благодаря опреде­ленным отношениям между его компонентами: части пальто со­ответствуют друг другу, правиль­но сшиты. Если бы не было этих отношений, пальто было бы и не­теплым, и немодным, и некраси­вым, и неудобным.

Существенные признаки -это признаки, без которых дан­ный объект существовать не мо­жет, если существенный признак исключить, то объект перестанет существовать. Например, зерка­ло - это стекло, предназначенное для отражения находящихся пе­ред ним предметов. Если зеркало утратило способность отражать, оно превращается просто в стек­ло или, как мы говорим: «это ко­гда-то было зеркалом». Другой пример: если вода утрачивает жидкое состояние, то она пере­стает быть водой, становясь либо льдом (твердое состояние), либо паром (газообразное состояние).

Таким образом, анализ и синтез – это способы познания, позволяющие определить сущность объекта, т.е. выделить его существенные признаки.

Другим способом познания является сравнение. Сравнение - это способ познания посредством установления сходства и/или раз­личия объектов. Сходство - это то, что у сравниваемых объектов совпадает, а различие - это то, чем один сравниваемый объект отличается от другого. Сравне­ние - это сложный и многогран­ный способ изучения объектов, требующий специальных знаний и умений, которыми мы и будем овладевать. В качестве иллюстра­ции необходимости такой работы можно привести строки из одного известного стихотворения:

Чем отличается рыбка от речки?

Чем отличается хлев от овечки?

Чем отличается повар от супа?-

Сравнивать так интересно, но глупо. Обобщение - еще один спо­соб познания. Обобщение - это способ познания посредством оп­ределения общих существенных признаков объектов. Из данного определения следует, что обоб­щение базируется на анализе и синтезе, направленных на уста­новление существенных призна­ков объектов, а также на сравнении, которое позволяет опреде­лить общие существенные при­знаки. В свою очередь, благодаря обобщению возможно осуществ­ление другого способа познания -определение понятий.

Определение понятий - это способ познания посредством раскрытия содержания понятий. Объем понятия - это определяе­мые объекты. Содержание поня­тия - это совокупность существенных признаков определяемых объектов. Таким образом, поня­ тие -- это слово или словосочета­ние, с обозначающее отдельным объект или совокупность объектов и их существенные свойства. Например, объемом понятия «планета» являются все планеты, движущиеся вокруг звезд; объем понятия «планеты Солнечной системы» ограничивается девя­тью планетами: Меркурий, Вене­ра, Земля, Марс, Юпитер. Са­турн, Уран, Нептун, Плутон; объ­ем понятия «планета Земля» ис­черпывается одной планетой. Со­держание понятия тесно связано с его объемом. Так, для понятия «планеты Солнечной системы» характерны следующие сущест­венные признаки, составляющие его содержание: «большие небес­ные тела, движущиеся вокруг Солнца и светящиеся отражен­ным солнечным светом». Каждая планета имеет свои неповтори­мые особенности, поэтому поня­тие «планета Земля» будет вклю­чать следующие единичные суще­ственные признаки: «Третья от Солнца планета, обращающаяся вокруг него на среднем расстоя­нии 150 млн. км. за период 365 солнечных суток».

Очевидно, что важнейшими качествами правильного мышле­ния являются его убедительность и обоснованность. Поэтому доказа­тельство и опровержение являются еще одним важнейшим способом познания. Доказательство - это рассуждение, устанавливающее ис­тинность какого-либо утверждения путем приведения доказанных ра­нее утверждений. Опровержение -это рассуждение, направленное на установление ложности выдвину­того утверждения. Что же такое «истина»? Истина - это достоверное отражение существенных при­знаков предметов и явлений. Истина - это то, что понято, открыто, не утаено от познающего человека. Мы уже сегодня "говори ли, что понять – это значит определить существенное, а существенные признаки познаются посредством анализа и синтеза, сравнения, обобщения, формулируются в процессе опреде­ления понятии. Истинность может доказываться посредством приве­дения хорошо известных фактов, четко определенных понятий, а также более общих положений, за­конов, теорий, полученных в ре­зультате обобщения. Давайте вер­немся к примеру с планетами Сол­нечной системы. Зная, что планета Земля является одной из планет Солнечной системы, можно утвер­ждать, что она обладает всеми об­щими существенными признаками данных планет, т.е. она большое небесное тело, движущееся вокруг Солнца и светящееся отраженным солнечным светом.

Такова краткая характери­стика пяти основных групп учеб­но-логических умений, тесно свя­занных между собой. Дома вам необходимо обосновать следую­щую схему: (анализ и синтез) -^ (сравнение) -> (обобщение) -> (определение понятий) -^ (дока­зательство и * опровержение). Объясните и приведите примеры, как связаны между собой эти учебно-логические умения.

А теперь составьте силовое поле изучения курса «Культура познания»:

1. Разделите лист бумаги но вертикали на две равные час­ти.

2. Озаглавьте левую часть: «Си­лы, препятствующие изуче­нию курса «КП» или почему я не могу и 'не хочу изучать «КП».

3. Озаглавьте правую часть: «Силы, способствующие изу­чению «КП» или почему я мо­гу и хочу изучать «КП».

4. Выявите все действующие си­лы и запишите их.

5. Подумайте, как можно повы­сить мощность способствую­щих сил, и запишите эти мыс­ли в правую часть листа.

6. Подумайте, как можно ос­лабить действие препятст­вующих сил и запишите эти мысли в левую часть листа. А теперь, если возможно, зачеркните некоторые из сил, препятствующих изучению «КП».

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 52; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!