Занятие тринадцатое



«Познание как творчество:

проблемы и нестандартные решения»

Цели:

/. Способствовать осмыслению понятия «творчество».

2. Способствовать осмыслению значения для процесса познания ка­тегории «проблема».

3. Способствовать формированию на уровне первоначального при­менения функциональных знаний умения «определять проблемы (т.е. несо­ответствия между желаемым и действительным)».

Мы начинаем изучать сегодня новый раздел «Познание как творчест­во». И, прежде чем мы приступим к характеристике познания как творческого процесса, нам необходимо выяснить, а что же такое «творчество»?

Ученые и философы с древнейших времен пытались ответить на этот вопрос. Есть даже наука о творчестве «эвристика», название которой про­исходит от легендарного возгласа Архимеда «Эврика!» («Нашел!»). Л с вашей точки зрения, что такое «творчество»?.. (В ходе обсуждения понятия «творчество» могут быть заданы вопросы, приведенные ниже).

- Всегда ли творчество – это игра фантазии и восторженного состояния души?

- Вы знаете, что ряд профессий традиционно считается творческими, например, художник, артист, ученый. Л почему? Обоснуйте свой ответ.

Могут ли люди нетворческих профессии работать творчески?

Деятельность ученика, учение - это творческая деятельность?

Если результат деятельности является копией, повторением, но был новый путь его достижения, то это творческий процесс или нет?

- Может ли быть деятельность творческой, если в ее результате по­лучен никому не известный, но одновременно бесполезный, никчемный продукт?

Итак, давайте подытожим все сказанное вами.

Во-первых, творчество - это всегда создание нового, оригинального, рапсе неизвестного, но не просто нового, а полезного, необходимого для человека. Это может быть автомобиль, произведение искусства, научная теория, способ выпечки хлеба и т.д.

Во-вторых, творчество - это не только получение нового результата. Порой новизна состоит в новом способе получения уже ранее известного. Например, изобретение тепличного способа выращивания овощей, идея ис­пользования энергии микроволн для приготовления традиционных блюд, замена ручного способа получения ткани станочным в XVIII веке, книгопе­чатание в XV веке и т.д.

В-третьих, создание нового может носить объективный и субъек­тивный характер: объективное творчество проявляется в создании нового для всех людей, а субъективное творчество - это новое только для создаю­щего. Например, если доказательство Пифагором Самосским в VI веке до п.:>. знаменитой теоремы было научным открытием и объективно новым знанием, то самостоятельное доказательство этой теоремы учеником носит характер субъективного творчества, ибо открытие происходит для самого ученика.

В-четвертых, творчество - это не просто создание нового, а созда­ние нового для преодоления каких-либо затруднений в работе, неисправно­стей, неопределенности, трудной задачи, пробелов в знаниях. Порой твор­чество начинается с нового видения известной проблемной ситуации.

В-пятых, творчество порой понимается как состояние наслаждения полетом фантазии, восхищение своей интеллектуальной силой в процессе создания ранее неизвестного.

Таким образом, творчество - это создание объективно и субъектив­ но нового и цепного для решения значимых проблем.

Представим себе конвейер АвтоВАЗа. В заводской двор выезжает новая «семерка». Можно ли создание этого автомобиля назвать творческой деятельностью?..

Конструкторское бюро в свое время разработало новую модель «Ла­да» ВАЗ-2109. Можно ли эту работу назвать творчеством?..

Издревле люди добывши! каучук из сока каучуковых деревьев. В па­ше время каучук производят искусственным способом. Можно ли это изо­бретение назвать творчеством?..

13 января 1987 года газета «Правда» сообщала, что коровы лучше доятся, если молоко при механической дойке будет отсасываться не посто­янно, а в пульсирующем режиме - в том же ритме, что сосет теленок. Так в каком ритме следует отсасывать молоко «по науке»? Конечно, лучше при механической дойке отсасывать не постоянно, а в пульсирующем режиме -в том же, что сосет теленок. Как вы считаете, ответ на этот вопрос в нашей аудитории можно считать творческим процессом? Почему?

Теперь вы приведите и объясните примеры творческой и нетворче­ской деятельности...

Процесс творчества традиционно разделяют на два этапа: этап опре­ деления проблем и этап поиска их решения. Сегодня предметом нашей ра­боты будет первый этап творческой деятельности. И мы с вами, во-первых, рассмотрим, почему определение проблемы и ее постановка уже являются этапом творческой деятельности, как формулирование проблемы влияет па се решение; во-вторых, мы с вами увидим, что проблемы не всегда лежат на поверхности, что их определение требует специальных знаний. Освое­ние этих знаний и является второй целью нашего урока.

Представим себе токую ситуацию. Вам необходимо приготовить горный таджикский плов. Обычно проблему определяют как некое затруднение. Назовите возможные затруднения, с которыми вы можете столкнуться в процессе приготов­ления плова...

1. Незнание рецепта приготовления.

2. Отсутствие необходимых продуктов.

3. Отсутствие необходимой кухонной утвари.

4. Отсутствие измерительных инструментов.

5. Отсутствие желания готовить плов.

6. Отсутствие умений по обработке продуктов.

7. Отсутствие времени для приготовления плова и т.д.

Итак, исходя из данной ситуации и ваших примеров рассмотрим со­ставляющие проблему.

Во-первых, проблема всегда возникает тогда, когда есть необходи­мость, потребность в чем-либо. Если бы не было необходимости приготов­ления плова, то все названные затруднения не возникли бы.

Во-вторых, проблема - это расхождение, противоречие между тем, что мы хотели бы сделать, и нашими возможностями, наличием тех или иных средств.

Названные вами проблемы, связанные с отсутствием продуктов, ку­хонной утвари, измерительных инструментов и т.д., появляются только то­гда, когда у нас есть потребность приготовить плов и мы знаем его конкрет­ный рецепт.

Итак, любам проблема состоит из требований проблемы и условий проблемы.

Требования проблемы - это желаемая, предполагаемая, идеальная ситуация. Условия проблемы - это реальная, имеющаяся в налимий, суще­ствующая ситуация.

Разница между существующей и желаемой ситуациями, несоответст­вие, нестыковка между предполагаемым и действительным и является про­блемой.

Однако в обыденной жизни проблемы формулируются только в виде определения условии проблемы, т.е. существующей ситуации. Л полная формулировка проблемы, включающая и условия проблемы, и се требова­ния, позволяет более четко увидеть возможные пути решения проблемы.

Из приведенных вами примеров затруднений очевидно, что в зависимо­сти от того, как мы определим проблему, становится ясно, как мы ее будем решать.

Представим себе, что вы получили задание написать доклад «Причи­ны вымирания древних гигантских пресмыкающихся». Давайте назовем проблемы, которые могут возникнуть в процессе написания доклада.

На доске чертится таблица с двумя вертикальными графами: «Требо­вания проблемы» и «Условия проблемы». Педагог в процессе беседы за­полняет сначала графу «Требования», а затем предлагает обучающимся принять активное участие в заполнении графы «Условия». При этом следу­ет помнить, что формулировки условий проблемы могут противоречить нескольким требованиям и наоборот.

В зависимости от того, насколько четко и подробно мы определили необходимые требования, настолько полно будут определены затруднения в процессе написания доклада.

Требования проблемы   Условия проблемы  
1. Необходимо изложить историю изучения данной темы. 2. Необходимо изложить современные ги­потезы гибели динозавров. 3. Необходимо обоснование точки зрения, которой придерживается автор доклада. 4. Доклад должен быть рассчитан на 10 минут. 5. Соблюдение требований к подготовке и изложению доклада   Условия проблемы 1. Отсутствие подробного изложения дан­ной темы в учебном пособии. 2. Отсутствие в школьной и домашней биб­лиотеках книг по данной теме. 3. Отсутствие времени для глубокого изу­чения различных гипотез гибели динозав­ров. 4. Отсутствие интереса к данной теме и в связи с этим отсутствие точки зрения на причины гибели динозавров. 5. Обилие материала и неумение быстро читать. 6. Неумение конспектировать, обобщать и делать выводы из прочитанного. 7. Неумение рассчитать время устного выступления  

Уже беглый просмотр условии проблемы позволяет нам сделать вывод о том, что часть условий не требует творческого подхода, т.е. создания чего-то нового, оригинального, например, условие № 1: необходимо просто об­ратиться к другой литературе, в которой есть описание истории изучения гибели динозавров. А условие № 4 может предполагать неожиданное твор­ческое решение, которое может вызвать интерес к содержанию доклада. Например, используя метод олицетворения, отождествить себя с выми­рающим динозавром и писать доклад от его лица. Некоторые из названных условии являются самостоятельными обширными проблемами, которые актуализируются в процессе написания доклада, например, условия № 5 и 6, В свою очередь, четкое перечисление требовании, полное описание кон­кретных условий (временных, организационных, материальных и т.д.) по­зволяют более результативно решить данную проблему.

Великий физик Альберт Эйнштейн говорил о том, что сформулиро­вать проблему часто важнее и труднее, чем решить се. Более того, иногда высказывается утверждение, что как только проблема определена, творче­ская часть работы исчерпана. Решение такой проблемы представляет собой чисто техническую задачу, рутинный процесс, не имеющий подлинно творческого характера. Это, разумеется, преувеличение. Но иногда бывает и так, и мы сегодня убедились, что найти проблему действительно не толь­ко труднее, но и поучительнее, чем решить ее.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!