комбинирование известных средств для нового



решения проблем»

Цели:

1. Способствовать осмыслению значения для познания категории «проблема»

2. Способствовать формированию на уровне первоначального применения функциональных знаний умения «осуществлять перенос знаний и умений в новую ситуацию для решения проблемы».

3. Способствовать формированию на уровне первоначального применения функциональных знаний умения «комбинировать известные средства для нового решения проблем».

Начнем сегодняшнее занятие с проверки домашнего задания: как можно усовершенствовать ученическую ручку посредством переноса знаний из других сфер деятельности? (Педагогу необходимо проверить, как ученики сформулирова­ли проблему, т. е. определили требования и условия проблемы; определить весь спектр найденных аналогий; установить возможные варианты усовершенствования ученической ручки.)

Сегодня мы начинаем изучать новое умение: комбинирование известных средств для нового решения проблем.

Анализируя творческую деятельность, легко можно убедиться, что любой новый продукт представляет собой чаще всего новую комбинированную ранее изданных компонентов. Вещи отличаются друг от друга не только теми компонентами из которых они созданы, но прежде всего тем, как они соединены, комбинированы. Комбинирование - это взаимообусловленное сочетание ранее известных средств, идей для определения проблем. Из 33 букв русского алфавита можно составить тысячи слов, из которых можно выдумывать бесчисленное множество предложений. Из одних и тех -ас чмупнч им м» и многоэтажное здание, и баню в саду. Множество образцов художественной литературы также является результатом синтеза, объединением в одном новом образе черт, присущих разным людям. На вопрос, как родился образ очаровательной Наташи Ростовой, Лев Николаевич Толстой ответил: «Я перемолол Софью и Катю и получил Наташу» (Софья и Катерина- жена и сестра жены к: Толстого).

Комбинирование является основным способом творческой деятельности - утверждение развивалось многими мыслителями. Так, Жюль Анри Пуанкаре французский математик, физик и философ, говорил: «Творчество – состоит из полезных комбинаций». Академик Струмилин отмечал, что техническое творчество есть труд, результат которого выращивается в оригинальных комбинациях известных технических приемов, конструкций или идей.

Порой этот прием используют и длярешения житейских проблем. Рассказывают, что, когда заканчивалось строительство Александрийского маяка, одного из семи чудес света древнего мира, произошел следу случай. Повелитель приказал высечь на маяке свое имя. Перед зодчим, построившем это грандиозное сооружение, встала проблема: восхвалить господина – лишиться славы великого строителя, высечь на камне свое имя - лишиться головы. Как вы думаете, как скомбинировал зодчий Состратос эти две идеи, чтобы решить проблему – как сохранить жизнь и увековечить свое имя? Правильно, строитель высек свое имя на камне маяка, покрыл надпись слоем извести, а уже потом начертал имя властелина. Через 30 лет известь осыпалась и открылась надпись «Во имя спасения моряков построил Состратос из Книда, сын Дексифона».

Другой пример. Одну из площадок перед домом превратили в детский городок, но прекратить автомобильное движение по прилегающей к площади улице не было возможности. Встала проблема: как заставить абсолютно всех водителей проез­жать этот участок с малой скоростью? Обсуждались две идеи: нанести на весь уча­сток пешеходную «зебру» или сделать эту часть дороги волнистой. Первое реше­ние было дешевым, но малоэффективным, второе - дорогим, но надежным. Хоте­лось бы, естественно, чтобы достоинства идей сочетались, а недостатки исчезли. Ваши предложения?... Решение было принято следующее: на обычной дороге на­рисовали «зебру» такой, какой бы она виделась на волнистой дороге. У водителей четко срабатывал рефлекс: они сбавляли скорость, прежде чем успевали разобрать­ся, что это обман зрения, а не волнистая дорога.

Далее для формирования первоначальных умений можно предложить рабо­ту по следующему алгоритму, составляющему суть метода фокальных объектов:

1-й шаг - выбор объекта совершенствования (допустим, надо усовершен­ствовать часы для человека с плохим зрением);

2-й шаг - определение требований и условий проблемы (требование, чело­век со слабым зрением без затруднения должен определять время; условия: харак­теристика современных ручных часов);

3-й шаг - выбор трех-четырех случайных объектов (выбор случайных объ­ектив осуществляется из словаря, каталога, журнала и др.. например, «кино», «змея», «плюс»);

4~й шаг - составление признаков случайных объектов (например, «кино» -черно-белое, цветное, звуковое, немое, широкоэкранное; многосерийное, докумен­тальное, художественное и т.д.);

5-й шаг - генерирование идей усовершенствования объекта посредством присоединение к нему признаков случайных объемов (например, звуковые часы, широкоэкранные часы, цветные часы и т.п.);

6-й шаг - оценка полученных идей, отбор наиболее перспективных и их конкретизация.

В качестве домашнего задания может быть предложена работа по усовер­шенствованию часов для школьников


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 60; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!