Историография истории нашествия монголо-татар и их владычества в евразийском пространстве
Монгольское нашествие и завоевание монголов рассматриваются в исторической науке по-разному. По мнению одних исследователей (Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др.) монголы были пассивны в политической жизни завоеванных стран. Пассивность монголов содействовала «внутреннему», «органическому» естественному развитию завоеванных стран и привела к консолидации племен, политических дроблений и в конеч-ном счете способствовала процессу государственного объединения. По утверждению Н.М. Карамзина «Ханы желали единственно быть нашими господами издали, не вмешивались в дела гражданские, требовали только серебра и повиновения от князей».1
Другие считают (А.Носонов, А.Ю. Якубовский и др.), что монголы проводили в политической жизни завоеванных стран активную политику и такая политика завоевателей позволила им поддерживать взаимную рознь отдельных политических групп и племенных союзов, осколков ранних государственных образований и, в конечном счете, оказывала тормоз складыванию этногенеза определенной народности и созданию единого, в политическом смысле этого слова, государства.
Н. М. Карамзин выделял отрицательные последствия монгольского завоевания: Послы Ордынские и Баскаки, представляя в России в лице Хана, делали, что хотели; самые купцы, самые бродяги Могольские обходились с нами как со слугами презрительными. Что долженствовало быть следствием? Нравственное унижение людей. Забыв гордость народную, мы выучились низким хитростям рабства, заменяющим силу в слабых; обманывая Татар, более обманывали и друг друга; откупаясь деньгами от насилия варваров, стали корыстолюбивее, и бесчувственнее к обидам, к стыду, подверженные наглостям иноплеменных тиранов. Россия представляла «обширный труп после нашествия Батыева».2
|
|
Однако, по мнению Карамзина Н.М., в России было не лучше и до нашествия монголов: «Россия со времен Ярослава до самого Батыя орошалась кровью и слезами народа. Порядок, спокойствие, столь нужные для успехов гражданского общества, непрестанно нарушались мечом и пламенем Княжеских междоусобий...».
Н.М. Карамзин вместе с тем увидел в самом зле причину блага: «Нашествие Батыево испровергло Россию. Могла угаснуть и последняя искра жизни; к счастию, не угасла: имя, бытие сохранилось; открылся только новый порядок вещей, горестный для чело
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 12; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!