Кочевые племена южно-русских степей в русской историографии



Сведения о кочевых, преимущественно тюркоязычных пле­менах встречаются в летописях, повестях древнерусского и русско­го народа. В частности, в «Повести временных лет»1 затрагиваются взаимоотношения Киевской Руси с кочевниками (печенегами, тор-ками, половцами - кипчаками и другими народами).

Впервые в русской историографии В.Н. Татищев попытался определить происхождение названий кочевых народов, установить их местопребывание, пути кочевок, охарактеризовать обществен­ный строй, религию, взаимоотношения между ними и другими на­родами. "

Официальная историография XIX в. отнесла кочевые народы - печенегов, торков, половцев — к разряду «не исторических». Бо­лее того, виднейшие ее представители считали, что кочевники «ни­когда не будут занимать высокого места во всемирной истории».3

Н.М. Карамзиным («История Государства Российского») вза­имоотношения Руси с кочевыми народами вписаны в рамки борьбы князей с кочевниками: сначала с «варварами» - печенегами, потом с торками и «неутомимыми злодеями», «свирепыми» половцами, самыми опасными для Руси врагами. Отечество наше, избавлен­ное от тюрков, с ужасом видело приближение иных варваров, дото­ле неизвестных в истории мира, - писал Н.М.Карамзин о половцах, с появлением которых для Русского государства начались нескон­чаемые бедствия. Н.М.Карамзин исключал возможность мирных отношений с половцами, утверждая, что мир с такими варварами мог быть только опасным перемирием. Временные успехи князей, по его мнению, не могли обеспечить безопасность русских земель. Князья своими междоусобицами усиливали внешних неприятелей, а половцы участием в княжеских междоусобицах только усугубля­ли положение. Особую роль в борьбе с половцами Н.М.Карамзин отводил Владимиру Мономаху, во время княжения которого походы рус­ских князей в степи были наиболее удачными. В отношении чер­ных клобуков он высказал мнение, что под этим названием в на­ших летописях упоминаются оставшиеся на Днепре печенеги, тор-ки и берендеи.

«Постоянная борьба со степными варварами» в свете кон­цепции С.М.Соловьева оказывалась одним из главных явлений в истории России. Исследователь представлял эту борьбу как сопер­ничество Азии и Европы, как противопоставление оседлого насе­ления кочевому, культуры и гражданственности - кочевому быту. Роль степных кочевников в истории Руси он характеризовал в це­лом как отрицательную и в то же время отмечал, что борьба Рус­ского государства со Степью способствовала объединению князей для отражения совместными усилиями набегов печенегов, торков и половцев.

Так же как и у С.М.Соловьева, у В.О.Ключевского борьба с кочевниками приобретает характер «борьбы леса со степью», по­скольку он в еще большей степени, чем С.М.Соловьев, придавал значение роли географического фактора в историческом процессе. Исследователь считал, что основные особенности, определившие своеобразие исторического развития Руси, объясняются ее природ­ными условиями. Близость к степи была одной из таких особенно­стей: именно благодаря этому Русь рано пришла в непосредствен­ное соприкосновение с южноевропейским культурным миром. В то же время В.О.Ключевский рассматривал Степь как постоянную угрозу для Древней Руси: «Борьба со степным кочевником, полов-чином, злым татарином, длившаяся с VIII почти до конца XVII в. — самое тяжелое историческое воспоминание русского народа... Тысячелетнее и враждебное соседство с хищным степным азиатом - это такое обстоятельство, которое одно может покрыть ни один европейский недочет в русской исторической жизни» В 1884 году была издана монография П.В. Голубовского «Пе­ченеги, торки и половцы до нашествия татар. История южнорус­ских степей 1Х-Х1П в. Киев, 1884 г.», явившаяся первым в доре­волюционной историографии обобщающим трудом, посвящен­ным изучению кочевников и вопросов их взаимоотношений с Ру­сью. Автор поставил перед собой цель проследить, «насколько и как повлияло соседство кочевников» на политическую жизнь Древ­ней Руси, каковы были отношения между тюрками и славянами, «рассмотреть1... значение соседства кочевых масс с Русью и влия­ние его на ход ее истории». П.В.Голубовский предпринял попытку решить спорный вопрос о взаимном племенном родстве печенегов, торков и половцев, который имел в то время большое значение, по­скольку в науке существовали разногласия по истории узов, кума-нов, кыпчаков, половцев (различные источники по разному имено­вали эти племена).

Путем анализа известий русских летописей и сопоставле­ния их с сообщениями византийских хроник, западных и восточ­ных источников П.В.Голубовский пришел к следующим выводам: во-первых, «кумане - кипчаки — половцы есть один и тот же на­род»; во-вторых, «узы представляют из себя торков наших летопи­сей»; в-третьих, «европейские писатели знают в Европе три отдель­ных племени: печенегов, торков-узов и половцев», и все эти племе­на представляют одну семью тюрок.1

Начав изложение с первого упоминания русской летописи под 915 г. о кочевниках, автор показал, как развивались отноше­ния Руси с печенегами, торками и половцами на протяжении поч­ти четырехсотлетнего пребывания их в причерноморских степях. П.В.Голубовский отмечал, что эти отношения носили разносторон­ний характер.

Раскрывая содержание отношений с печенегами во время го­сподства их в Причерноморье, П.В. Голубовский подчеркивал, что печенеги то совершали грабительские набеги на Русь (968, 1017 гг. - нападение на Киев), то в качестве наемников включались в дру­жины русских князей (поход на Византию в 944 г.), то участвова-ли во внутренних делах Руси — привлекались русскими князьями в качестве вспомогательной силы в междоусобной войне. В 1019 г. в битве на р.Альте печенеги были окончательно разбиты, после чего часть их бежала за Дунай, а часть осела в южных районах Руси.

Следующую волну кочевников, сменивших печенегов, со­ставляли торки. П.В. Голубовский отмечает, что за время недолгого пребывания торков в степях у славян было лишь два крупных стол­кновения с ними,,причем оба закончились поражением последних. От второго поражения торки уже не смогли оправиться, и уцелев­шая часть их осела на юге Руси, в значительной степени раство­рившись в местной среде и составив вместе с печенегами основное ядро черноклобуцкого союза.

Разделяя мнение большинста исследователей он считал, что наибольшую опасность для Руси представляли половцы. Поло­вецкое войско, обладающее хорошей военной организацией, было грозной силой. При этом именно в отношениях к половцам наи­более ярко отразились политические интересы русских князей. П.В. Голубовский иллюстрировал данное положение политикой, проводимой северским князем Олегом, который на основании хо­рошей осведомленности о характере половцев, их обычаях, нравах, военной тактике составил определенный план отношений с кочев­никами. Одним из элементов такой политики Олега было стрем­ление воздерживаться от бесполезных походов вглубь степей. Он пытался влиять на кочевников другими способами. Олег вел с ними мирные переговоры, а в 1107 году женил своего сына Свя­тослава на дочери половецкого хана Аэпы. Вместе с этим, - писал П.В.Голубовский, - Олег старается предупреждать и отражать набе­ги врагов. Поэтому, отказываясь принимать участие в походах, он всегда соединяет свои силы с другими князьями, когда дело идет о защите границ. И впоследствии северские князья в основном при­держивались политики Олега.

В исторической науке начала XX века взаимоотношения ко­чевников с Русью, как правило, затрагивались лишь попутно, в свя­зи с изучением истории Киевской Руси.

М.Н.Покровский подверг критике всех исследователей, в трудах которых так или иначе была отражена теория «борьбы леса со степью» - С.М.Соловьева, Б.Н.Чичерина, В.О.Ключевского, П.Н.Милюкова, а также Г.В.Плеханова. Основной вывод, сфор­мулированный М.Н.Покровским, заключается в том, что борьбы «леса» со «степью» в истории России не было.1

Однако М.Н.Покровский, выступая против теории «борь­бы леса со степью» в том виде, в каком она представлена в иссле­дованиях историков ХУШ-Х1Х вв. не отрицал самого факта борь­бы восточных славян с кочевыми племенами. Он писал, что борь­ба с кочевниками за южно-русские степи «провожает нас через весь древнейший период русской истории, с IX по XIII века». В рабо­те «Русская история с древнейших времен» М.Н.Покровский об­ращал внимание на опустошительный характер набегов печенегов и половцев на Русь, приведших к массовому переселению славян на север, которое он называл «роковым» для русского историче­ского процесса. В данном случае исследователь оказался солидар­ным с В.О.Ключевским, в свое время указавшим на оскудение Ки­евской Руси, вызванное рядом причин, в том числе и борьбой с ко­чевниками. Кочевники участвуют в процессе переселения в каче­стве «внешней силы». Впоследствии эта точка зрения подверглась критике со стороны Б.Д. Грекова, который предостерегал от взгля­да на кочевников исключительно как на внешнюю силу по отноше­нию к русским, что было бы, как писал он, упрощением вопроса и неверным его освещением.

М.Н.Покровский, признавая враждебный характер отноше­ний между Киевской Русью и кочевниками, в то же время подчер­кивал, что княжеские усобицы на Руси сопровождались не мень­шим опустошением, чем набеги половцев, а русско-половецкие связи (военные союзы с половцами, смешанные браки и т.д.) при­водили к таким своеобразным отношениям, что «представлять себе половцев в виде некоей... темной азиатской силы, тяжелой тучей висевшей над представительницей европейской цивилизации — Ки­евской Русью, у нас не будет ни малейшего основания».

Тем более, что, как-отмечал М.Н.Покровский, половцы не умели брать большие города, ограничиваясь опустошением окрест­ностей или захватом мелких городов. Этим утверждением М.Н.Покровский ставил под сомнение обычную точку зрения о постоянной угрозе со стороны степи. В то же время он считал, что кочевники — тюрки причерноморских сте­пей «в культурном отношении были сильнее славян», а традицион­ное мнение о том, что степняки выступали только в роли хищни­ков, обусловливалось представлением о стадиальном развитии об­щества от охоты к скотоводству и от скотоводства к земледелию: «Раз земледелие есть высшая форма, а скотоводство низшая, то по­беда степи должна была выражать собою разгром культуры дика­рями». По словам М.Н.Покровского: «Степной восток был для рус­ских 1Х-Х веков тем, чем впоследствии для Московского государ­ства и петровской России стала Западная Европа».1

При комплексном использовании археологических и пись­менных источников в изучении кочевого общества, его политиче­ской истории (в 50-60-х гг. XX в.) были достигнуты значительные успехи. В этом отношении заслуживают особого внимания работы С.А.Плетневой, и прежде всего ее исследование «Печенеги, тор-ки и половцы в южно-русских степях». Это был первый обобща­ющий труд, посвященный тюркоязычным кочевникам времен Ки­евской Руси, вышедший спустя почти три четверти столетия после монографии П.В. Голубовского.

Важные наблюдения были сделаны С.А.Плетневой при из­учении жилищ, средств передвижения, одежды кочевников. Что касается общественного строя, то у печенегов ею отмечены чер­ты военной демократии, базисом которой является патриархально-родовой строй. У половцев же зарождение феодальных отношений, их последующее развитие привело общество во времена Кончака к созданию государственного образования (хотя и недолговечного).

Политическую историю половцев С.А.Плетнева разделяет на несколько периодов. Первый период (с середины IX до конца XI вв.) - время политического подъема и образования двух поло­вецких объединений: Западного во главе с ханами Боняком и Ту-горканом и Восточного, руководимого Шаруканом. Второй пери­од (конец XI - 30-е годы XII в.) характеризуется разгромом обоихобъединений Владимиром Мономахом. Третий период (30-е - 70-е годы XII в.) отмечается активным участием половцев в междоусоб­ных войнах на Руси, усилением грабежей и обогащением верхушки половецкого общества. Четвертый период (70-е — 90-е годы XII в.) - эпоха хозяйственного и политического расцвета Восточного объ­единения, возглавляемого ханом Кончаком. Пятый период (с кон­ца XII в. до битвы на Калке в 1223 г.) - время постепенного упад­ка Восточного объединения, ослабления напора половцев на рус­ские границы.

Большое внимание в работе С.А.Плетневой уделено чер­ным клобукам и их роли в истории Руси. Печенеги, торки, берен­деи, турпеи, коуи, каепичи, половцы, получившие общее название черных клобуков, оседали на юге Руси и становились вассалами русских кнкзгй. Основной областью расселения черных клобуков было Поросье. Выступая помощником киевских князей во время феодальных усобиц, становясь орудием борьбы с растущей раздро­бленностью страны, черные клобуки сыграли важную роль во вну­триполитической жизни Руси. Черные клобуки переходили к осед­лости, основывали города. (Рыбаков Б.А. Торческ - город черных клобуков. - В кн. Археологические открытия. 1966 г. - М., 1967.)

У черных Клобуков, как правило, не было старших ханов. В их роли обычно выступали русские князья. Только отдельные пле­мена черных клобуков имели племенных вождей. Первое время, до 40- годов XII в., оседавшие на Руси кочевники не представля­ли собой единого целого. Но затем, с того момента, когда в летопи­си впервые встречается термин «черные клобуки», намечается про­цесс их слияния, хотя он так и не завершился. Поэтому входившие в состав черноклобуцкого союза племена сохранили определенную самостоятельность (Плетнева С.А. Кочевники южнорусских степей 1Х-Х1П вв. По археологическим материалам и письменным источ­никам: Автореф.канд.дисс. - М., 1952; Плентнева С.А. Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях).

После монголо-татарского завоевания часть черных клобу­ков переселилась в Поволжье, входившее в состав Золотой Орды. Позднее под названием караборкли («черные шапки») они влились в Ногайскую Орду. Другая часть черных клобуков переместилась в Поднестровье. Вполне вероятно, что их потомками являются гага­узы. В 1940 году А.Понамаревым была предпринята попытка объ­яснить происхождение названия одного из сильнейших кочевых объединений - половцев. Он полагал, что «русское «половцы» есть не что иное, как перевод имени половецкого народа кубан - куман».

В 80-х годах XX века историей кочевничества занималась Мавродина Руслана Михайловна. Кочевничество, считает исследо­ватель, как особая форма хозяйства и связанного с ней образа жиз­ни, основанное на экстенсивном скотоводстве, появлялось в глубо­кой древности. Археологический материал и письменные источни­ки дают достаточно убедительные основания относить зарождение кочевого скотоводства на территории Евразии к рубежу II и I тыс.до н.э., а процесс его сложения в развитую систему, проходивший не­равномерно в различных районах - к рубежу двух эр.

Причерноморье и южнорусские степи начиная с XV в. до н.э. в течение многих столетий были ареной взаимоотношений осед­лых и кочевых племен. Вслед за гуннами проследовали с востока на запад многочисленные кочевые орды: в VI в. - авары и болгары, в VII в. — хазары, в IX в. — угры и печенеги, в начале XI в. — торки и половцы.

Вопросы истории кочевых народов, их роль в общем исто­рическом процессе, а также их положение в современном мире все больше привлекают внимание ученых и в том числе российских и казахстанских историков.


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!