Найманы, кереи и джалаиры



Вопросы об этнической характеристике найманов, кереев, а также джалаиров уже долгое время является предметом дискуссии и мало сведений об аргынах. П.И.Рычков (1712-1777 гг.) считал, что найманы стали известны, как и кыпчаки, со времён Огуз-хана. в Ш-П вв. до н.э.: «...Огус-хан, устроив генеральное торжество, на котором все его дети и подвластные ему владельцы, также и воен­ные его люди были собраны, и тогда он севши на золотой свой пре­стол, каждому по заслугам и достоинству земли и улусы разделил, и разные учинил им названия, яко то найманъ, который народъ тог­да около Туркестана и по реке Иртышу пребывание имелъ, Кип-чакъ, Курлай, Незурь, Энъ, Эуръ, Кашкинъ, Салджаутъ и Джела-уръ, причёмъ и тамги им придал; а понеже такие названия и поны­не въ Киргисъ-Кайсакахъ употребительны, изъ которыхъ Найман-ский родъ въ Средней орде въ немалом людстве еще состоит, и осо-бливаго владельца Баракъ салтана имеетъ, то не безъ основания за­ключить можно,что начало киргисъ-кайсацкое огь того и произо­шло. Издревле сей народъ подъ разыми именами гораздо люднее нынешнего былъ.».2 Далее П.И.Рычков писал о том, что в Сред-ней Орде наиманы занимали заметное положение: «Знатнейшие в ней (т.е. Средней орде - И.С.) роды: Найманской, которой прот-чихъ гораздо люднее и богатее; и какъ выше упомянут при Огусъ-хане знатенъ уже былъ, из которого и славный Чингисъ-хан прои­зошёл....Чингисъ-ханъ сперва в наймановскомъ роде ханом былъ, всехъ подъ власть свою покорилъ, и учинился возобновителемъ та­тарской монархии».1 П.И.Рычков имел в виду покорение Чингис­ханом найманов. Исследователь И.Г.Андреев (1744-1824) был со­гласен с мнением П.И.Рычкова относительно древнего происхо­ждения найманов и делает ссылку на работу П.И.Рычкова: «По то­пографической Оренбургской господина Рычкова истории извест­но, что издревле сказуется по татарским же историям, что в Сред­ней орде киргис-каисаков состояли четыре рода, яко то найманы, аргинцы, увак-керейцы и кипчаки, из которых найманской против сех прочих люднее и богатее, и что сие поколение найманов ешё при Огус-хане, который был до Рождества Христова лет за триста и более, произошло».2 И.Г. Андреев ссылается и на труды Абулга-зы». Да и Абулгазий Баядур-хан во второй родословной истории объявляет, что поколение найманов есть весьма древнее и богатое, и жили они в мунгальской земле, на месте называемом «Каракум», то есть «черный песок», и что во время Чингисово владелец у них был Таян-хан».3

В монографии А.Ш.Кадырбаева содержится богатая исто­риография относительно этнической принадлежности найманов. Многие исследователи, например, В.В. Бартольд, Б.Я. Владимир-цов, И.П. Петрушевский, П. Пельо считают найманов западными монголами. Однако уже в XIX веке высказывалась мысль о воз­можной тюркской принадлежности найманов. (Аристов, 1896, Хо-ворс Ш? 1888; Грумм-Гржимайло, 1926). Японский исследователь С.Мурояма на основе анализа этнонима найман, имен, титулату-ры, а также некоторых исторических сведений пришёл к выводу о тюркоязычности найманов. Б.Я. Владимирцов утверждал, что «измонгольских племен и родов в XII в. выделялось племя Татар, ко­торое кочевало на крайнем востоке областей, занятых монголами, около озера Буир-нур. Другое большое племя Кереит, жило меж­ду горами Хангай и Кенгей, на реках Орхоне и Толе; а между Хан-гайскими горами и Алтаем и на отрогах Алтая обитали наима­ны».1 Рашид-ад-дин писал, что «(разные) тюркские племена, по­добно джалаирам...кераитам, найманам», которые были покорены Чингис-ханом, «из-за самовосхваления называют себя (тоже) мон­голами, несмотря ка то, что в древности они не признавали этого имени»,2 хотя у найманов «обычаи и привычки были подобно мон­гольским». •"

М. Тынышпаев, учитывая географическое положение тер­ритории, занятых найманами «от верховьев Орхона до Таримско-го бассейна с одной стороны и Чёрного Иртыша, с другой» пришёл к выводу:» видно, что они всё время жили в среде монголов; ввиду того, что к монголам отнесены и аргыны, жившие гораздо западнее, правильнее считать найманов за монгольское племя».4

Найманский союз племён, утверждают А.Ш.Кадырбаев и другие, возник в середине VIII века между Верхним Иртышом и Орхоном, под названием секиз-огуз (т.е. «союз восьми племён»). Сегиз-огузы занимали земли к западу от Хангая до Тарбагатая, т.е. те земли, где мы впоследствии находим найманов. В X веке цен-тральноазиатские степи были населены, согласно «Ляо-ши», воин­ственными кочевыми племенами, которых этот источник называ­ет общим именем цзу-бу. Они (цзу-бу) заселяли территорию Цен­тральной Азии вплоть до Тарбагатая. В период династии киданей Ляо на страницах «Ляо-ши» появляется название «найман», кото­рое, возможно, отождествляется с западной группой цзу-бу. В пе­риод династии Ляо несомненно продолжал существовать союз восьми племён-секиз-огузов, но монголоязычные кидани дали им и монгольское название, имеющее тождественный с тюркским смысл - «союз восьми племён», т.е. найман.5 В Х-начале XII века найманыжили на землях Восточного Казахстана и западной Монголии. На наш взгляд, сложение найманского союза племён произошло значи­тельно раньше, чем до середины VIII века и найманы были тюрк­ского происхождения. Однако это утверждение не отрицает и мон­гольское влияние. Вполне возможно, что найманы имели смешан­ный этнический состав, как любое племя, «хотя новейшие сведе­ния в научной литературе подтверждают мнение об их тюркоязыч-ности».2 Почти во всех учебниках и отдельных монографических исследованиях имеются сведения, утверждающие, что «киреиты и найманы, во всяком случае их правящая верхушка, были христиа­нами несторианского толка»/ Плано Карпини, который проезжал через территорию найманов, писал: «мы попали в землю найманов; они язычники».4

Киреиты (кереи)

Дискуссию о тюркском и монгольском происхождении ки-реитов, начатую ещё в XIX веке В.В.Бартольдом, Н.А.Аристовым, Г.И.Грумм-Гржимайло, Х.Ховоросом также рано считать завершен­ной. А.Ш.Кадырбаев приводит аргументы в пользу тюркского про­исхождения киреитов на основе китайских источников (в частно­сти «Юань-ши»), свидетельствующих о наличии тесных этногене-тических связей киреитов с канглы, чья тюркоязычность не вызы­вает сомнения. В сведениях «Мэнуэр-шицзи» ещё более опреде­ленный текст: «Киреиты были предками канглы. Западные имено­вались канглы, восточные киреитами».5 На основании этих данных А.Ш.Кадырбаев предположил, что неслучайно у кочевников Цен­тральной Азии бытовала стойкая генеалогическая традиция, при­числяющая киреитов к тюркскому кругу племён.6 МТынышбаев считал, что наши кереи-осколки когда-то многочисленного и силь-ного племени кереи, которое в самом начале происходило от гун­нов, т.е. тюрков и с течением омонголилось.

Кимаки

В исторической литературе существуют две точки зрения от­носительно этнической принадлежности кимаков: одни считают их тюркскими племенами, а другие монгольскими. Арабский исто­рик ал-Якуби, живший в IX веке, в своём труде «Китаб ал-Булдан» («Книга стран») рассматривал кимаков в составе тюрков. Шараф-ал-Марвази, живший в Х-Х1 вв., в работе «Таба-ал-Хайаван» («Естественные свойства животных «) считал, что кимаки относят­ся к тюркам.2 П. Потапов также предполагал, что кыпчаки являют­ся западной ветвью кимаков/ Ион Хордадбех, один из ранних вос­точных авторов, отмечал территорию кимаков отдельно от кыпча-ков, тем самым подчёркивая суверенность этих племён.4 По «Ху-дуд ал-алам», кыпчаки - народ; отделившийся от кимаков. Они про­живали западнее кимаков и были независимы от них. Персидский историк Абу Сайд Гардизи около 1050 года написал исторический труд «Зайн ал-Ахбар» («Украшение известии»), из которого раздел о тюрках был переведён на русский язык учёным В.В.Бартольдом и был опубликован в 1897 году. По данным Гардизи, до середины УШв, соседями кимаков на юге были карлуки, жившие на Иртыше между Южным Алтаем и Тарбагатаем, на востоке-кыргызы с цен­тром на Енисее. Со второй половины УШв. Кимаки стали двигать­ся в южном направлении и расселяться на землях карлуков. В этом труде Гардизи утверждает, что кимаки, переселившиеся на Иртыш, являются в данном регионе, не местным народом, а пришельцами, к которым примкнули кочевавшие здесь племена, среди которых здесь упоминаются кыпчаки и йемеки. Гардизи предполагал о том, что кимаки отделились от татар. жили на землях Восточного Казахстана и западной Монголии.1 На наш взгляд, сложение найманского союза племён произошло значи­тельно раньше, чем до середины VIII века и найманы были тюрк­ского происхождения. Однако это утверждение не отрицает и мон­гольское влияние. Вполне возможно, что найманы имели смешан­ный этнический состав, как любое племя, «хотя новейшие сведе­ния в научной литературе подтверждают мнение об их тюркоязыч-ности».2 Почти во всех учебниках и отдельных монографических исследованиях имеются сведения, утверждающие, что «киреиты и найманы, во всяком случае их правящая верхушка, были христиа­нами несторианского толка».3 Плано Карпини, который проезжал через территорию найманов, писал: «мы попали в землю найманов; они язычники».4

Киреиты (кереи)

Дискуссию о тюркском и монгольском происхождении ки-реитов, начатую ещё в XIX веке В.В.Бартольдом, Н.А.Аристовым, Г.И.Грумм-Гржимайло, Х.Ховоросом также рано считать завершен­ной. А.Ш.Кадырбаев приводит аргументы в пользу тюркского про­исхождения киреитов на основе китайских источников (в частно­сти «Юань-ши»), свидетельствующих о наличии тесных этногене-тических связей киреитов с канглы, чья тюркоязычность не вызы­вает сомнения. В сведениях «Мэнуэр-шицзи» ещё более опреде­ленный текст: «Киреиты были предками канглы. Западные имено­вались канглы, восточные киреитами».5 На основании этих данных А.Ш.Кадырбаев предположил, что неслучайно у кочевников Цен­тральной Азии бытовала стойкая генеалогическая традиция, при­числяющая киреитов к тюркскому кругу племён.6 М.Тынышбаев считал, что наши кереи — осколки когда-то многочисленного и силь-ного племени кереи, которое в самом начале происходило от гун­нов, т.е. тюрков и с течением омонголилось.

Кимаки

В исторической литературе существуют две точки зрения от­носительно этнической принадлежности кимаков: одни считают их тюркскими племенами, а другие монгольскими. Арабский исто­рик ал-Якуби, живший в IX веке, в своём труде «Китаб ал-Булдан» («Книга стран») рассматривал кимаков в составе тюрков. Шараф-ал-Марвази, живший в Х-Х1 вв., в работе «Таба-ал-Хайаван» («Естественные свойства животных «) считал, что кимаки относят­ся к тюркам.2 П. Потапов также предполагал, что кыпчаки являют­ся западной ветвью кимаков/ Ибн Хордадбех, один из ранних вос­точных авторов, отмечал территорию кимаков отдельно от кыпча-ков, тем самым подчёркивая суверенность этих племён.4 По «Ху-дуд ал-алам», кыпчаки - народ; отделившийся от кимаков. Они про­живали западнее кимаков и были независимы от них. Персидский историк Абу Сайд Гардизи около 1050 года написал исторический труд «Зайн ал-Ахбар» («Украшение известии»), из которого раздел о тюрках был переведён на русский язык учёным В.В.Бартольдом и был опубликован в 1897 году. По данным Гардизи, до середины УШв, соседями кимаков на юге были карлуки, жившие на Иртыше между Южным Алтаем и Тарбагатаем, на востоке-кыргызы с цен­тром на Енисее. Со второй половины УШв. Кимаки стали двигать­ся в южном направлении и расселяться на землях карлуков. В этом труде Гардизи утверждает, что кимаки, переселившиеся на Иртыш, являются в данном регионе, не местным народом, а пришельцами, к которым примкнули кочевавшие здесь племена, среди которых здесь упоминаются кыпчаки и йемеки. Гардизи предполагал о том, что кимаки отделились от татар. Махмуд Кашгарский, филолог и путешественник, будучи уроженцем Средней Азии, много странствовал по территории, на­селенной тюрками и свое видение отразил в труде «Диван лугат ат-турк» («Свод тюркской лексики»), написанном в 1074 году. Он уде­ляет большое внимание диалектам тюркских языков, материаль­ной культуре, истории и расселении племён, народов раннесредне-векового Казахстана, их этнографии, обычаям, хозяйственной дея­тельности. Махмуд Кашгарский отметил родство языков кыпчаков и языка йемеков. Автор данного труда хотя ничего не сообщал о ки-маках, проживавших на реке Иртыш, но упоминаемые им племе­на «кай», «йемеки», видимо, являются эквивалентными кимакам. Возможно, что кыпчаки в IX веке и в начале X века временно вхо­дили в состав крупного объединения кочевых племён, в котором главенствующую роль играли кимаки. Н.А.Аристов писал о том, что если кимаки не то же самое, что команы, то во всяком случае они, должны быть союзом кыпчакских родов.1 И.Маркварт, имея ввиду, что когда-то кимаки жили на территории Северо-Восточной Монголии, считал кыпчаков западной ветвью кимаков и он, ссыла­ясь на информацию Гардизи о татарском происхождении кимаков, построил свою гипотезу о монгольском происхождении кыпчаков. Гардизи под этнонимом «татар», возможно, предполагал тюркские, а не монгольские племена. С.М. Ахинжанов утверждает, что ки­маки были пришельцами, которые в У1П-1Х вв. внедрились в бас­сейн Иртыша и в окружающие его районы Восточного Казахстана и Юго-Западного Алтая. Пришли они из районов северо-восточной Монголии, где были известны также под именем кумоси и уранкаи. Являясь обитателями региона, населённого преимущественно мон-голоязычными племенами, кимаки изначально были нетюркского происхождения и принадлежали к протомонгольскому сяньбийско-му племенному союзу. С.М.Ахинжанов высказал мысль, что кып­чаки и кимаки были различными народами.2 О ранней истории ки­маков и их расселении на территории северо-восточной Монголии сообщает арабский путешественник Тамим ибн Бахр ал-Муттаваи, совершивший около 821 году сухопутное путешествие за пределы арабских стран, в направлении Востока вглубь монгольских сте­пей, в столицу тогузогузов - Кара Балгасун на реке Орхоне, в Цен­тральной Монголии. Согласно информации Тамима, кимаки коче­вали Северо-восточнее тогуз огузов, т.е.уйгуров. Арабские иссле­дователи Ибн Хордабек (820-912), Кудама ибн Джафар (Хв.) и дру­гие своё знание о кимаках заимствовали у Тамима. Некоторые ис­следователи, используя сведения Тамима ибн Бахра, допускали не­точность, которая привела впоследствии к отождествлению новой столицы уйгуров в Восточном Тюркестане - в Турфанском оазисе с их древней столицей на р.Орхоне. Это ошибочное утверждение запутало более поздних исследователей относительно района по­ездки Тамима ибн Бахра, Ю.Крачковскому, В.В.Бартольду и дру­гим учёным показалось, что Тамим ибн Бахр посетил уйгуров на их новой родине-Турфанском оазисе, и следовательно, кимаки жили, по сообщению Тамима, не на территории Монголии, а на Ирты­ше. Подробные сведения по истории кыпчаков имеются в моногра­фических исследованиях Б.Е.Кумекова, М.Ахинжанова и других.1 Большинство исследователей, рассматривая политическую исто­рию кимаков и кыпчаков в конце 1 тыс.н.э. в тесной взаимосвя­зи, считают, что кимакские племена формировались раньше кып­чаков. С.М.Ахинжанов, обращая внимание читателей на утвердив­шееся в истории мнение о появлении кимаков раньше кыпчаков, рассуждал, что этноним, обозначенный в китайской транскрипции как се, соответствует 51Г тюркского памятника, и племя, именовав­шееся в китайских источниках сеяньто, в надписи Тюньюкука на­звано сир. «Таким образом, отыскались следы кыпчаков и в период ранее УШв.- они, действительно, были «зашифрованы» и скрыва­лись под этнонимом сеянь То.2 Сеяньто принадлежали к одному из двух бытовавших в восточной части Центральной Азии в середи­не 1 тыс.н.э. крупных объединений тюркозычных кочевых племён-тюрков и теле, а именно к теле. Сеяньто - «особое поколение теле», а предки «теле были потомками хуннов».1 Сведения о кыпчаках уходят к глубокой древности и кыпчаки появились на сцене исто­рии, по крайней мере, одновременно с кимаками. Как правильно за­метил исследователь С.Ахинжанов, кимаки появились в Верховьях Иртыша позже, переселившись с северо-восточной части Монго­лии, а кыпчаки были автохтонными племенами на Иртыше. В труде М. Кашгарского кыпчаки отмечены на его карте в нескольких ме­стах. В историографии (С.Г. Кляшторный, С.М. Ахинжанов и дру­гие) превалирует мнение, что «кыпчак» стал этнонимом к середи­не VIII века, ссылаясь на то, что этот этноним упомянут в надпи­си «селенгинского камня». Цитата утверждает, что в стране тюрков и подвластных им в определенное время тогузогузов (уйгуров) го­сподствующей группой племён были тюрки и кыпчаки. Заметим, что имя «кыпчак» стал этнонимом племенного объединения в 30-х годах VII века, создавших, хотя и временно, самостоятельное госу­дарство. В арабских источниках имя кыпчак впервые упомянуто ибн Хордадбеком. В академических изданиях и во многих моногра­фических исследованиях находим утверждение, что кыпчаки поя­вились у границ Древнерусского государства в середине XI в. или в конце XI в. В действительности, часть кыпчаков в начале XI в. пе­реселилась с территории Казахстана и Западной Сибири в Приазо­вье и кочевьями доходила до Дуная. Кыпчаки кочевали также в сте­пях Предкавказья и за Нижней Волгой.5


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 28; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!