Историография истории племен, населявших
Территорию Казахстана с древнейших времен
До начала XIII в.
•
В изучении истории становления человеческого общества в исследованиях более древнего периода заметное место занимала теория о едином предке человечества. И в этом плане казахстанские историки не стояли в стороне. Так, например, Шакарим Кудайберды-улы считал, что «весь род человеческий, что живет поныне, потомки трёх сыновей Нуха (Ной) - Сама, Хама и Яфса... Тюркский народ пошёл от Яфса».
К числу актуальных проблем истории Казахстана относится вопрос об этногенезе казахов, не получивший полного своего освещения вплоть до сегодняшнего дня. Большинство исследователей считают, что казахи стали известны как народность в XV в., а некоторые относят появление этнонима «казах» как название народности к раннему периоду.
По мнению П.И. Рычкова начало сложения казахской народности и родов относится к гуннскому периоду - 111-П-ым векам до н.э.
В работе В.Татищева «История Российская» имеются сведения о казахах. «Выше Папаги к северу, по свидетельству Константинову, стр. 113, 117, есть Казахия (Казакия). Почтеннейший Де-лиль в средине Кавказа Казахию в некоторую степь отдалил, и поскольку император пространно пишет, что выше Казахии находятся Кавказские горы и за оными горами Хоран и Алания, того ради и я Казахию во внутренней и ближней Понтской степи полагаю. Это есть всех древнейшее казацкого народа (17) поселения упоминание».2 В.Н.Татищев утверждал, что казахи древнее, чем рус-ские казаки, и подчеркнул, что русские казаки стали известны не ранее XIV века; «17. Казацкого народа древность не одного Байера подобными именами обманула, как например, в Истории азовской вместо косогов, от неведения русской истории, в казаков превратил, а здесь их полагает отдельным от русских народом. Но сии люди довольно известно, что не прежде 14-го века начало возымели из разных беглецов для воровства в области княжества Курского, и как у них главный, или атаман, был из черкесов, то они, уйдя на Днепр, город Черкассы построив, долго тем именем звались. А при царе Иоанне П-м на Дон некоторые их количество переведено и русскими беглецами умножились, о чем в Лексиконе русском и части III Истории обстоятельнее».
|
|
А.И.Левшин2, подчёркивая древнее происхождение казахов, не уступающего «ни киргизам, ни другим соплеменным с ним народам», считал, что слово «кайсак», или «касак» есть испорченное имя «казах», у которого древность, как уверяют некоторые восточные писатели, восходит далее Рождества Христова. Не будем входить в разыскание, справедливо или несправедливо это мнение, но скажем, что название казак, перешедшее в средних веках и ко многим отраслям русского племени, принадлежит киргиз-кайсацким ордам с начала их существования, и что они себя доныне иначе не называют, как казаками (казак). Под этим же именем известны они персиянам, бухарцам, хивинцам и прочим народам Азии. Китайцы, смягчая начальную букву «к», говорят хасаки. До XVIII столетия и в России не знали киргиз-кайсаков, но именовали их казаками, Ка-зачьею ордою.3
|
|
Новое имя, утверждает А.И.Левшин, имея в виду «киргиз-кайсак», о котором говорили, вообще употребляется с начала XVIII столетия. Несмотря на то, однако ж, в бумагах 1740 и даже 1760 годов, хранящихся в архивах Коллегии иностранных дел и бывшей Оренбургской губернской канцелярии, ещё встречаются слова ка-зачьи орды и киргиз-казанское войско. В книге Витсена, Мооп} еп Оой ТаПагуе, печатанной в 1705 году в Амстердаме и сочиненной по известиям, которых большая часть была доставлена из России по воле Петра Великого, нынешние киргизские орды не называются иначе, как казачьими ордами, или татарскими казаками.
А.И.Левшин, отстаивая мысль, что русские казаки получили своё название не от татар, а от казахов, приводит следующие сведения: «Большая часть русских писателей полагает, что первые казаки произошли или составились от татар, что у них же родилось название казак, и от них перешло ко всем отраслям прежде бывших и ныне существующих казаков. Эту мысль, к которой мы уже привыкли, опровергают восточные историки, утверждая, что казаки составляли самостоятельный и независимый народ в отдалённейших веках нашего летоисчисления. Некоторые даже относят их существование далее Р.Х. Достоверно то, что Фирдевси, или Фер-дуси, живший около 1020 года, то есть за два столетия до появления монголо-татар на западе в «Истории Рустема» упоминает о народе казаках и ханах казакских. Из сочинений его и древнейших летописей персидских, которыми он пользовался, известно, что казаки древние, подобно позднейшим, прославили имя своё грабежами и набегами, что главное оружие их были копья, и что посему в Азии начали называть их именем всякую толпу наездников, вооруженную копьями, и занимавшуюся ремеслом подлинных казаков, т.е., разбоями и нападениями на соседние земли.
|
|
Итак, татарские казаки, почитаемые нами за первоначальных казаков, были только подражатели и название их не татарское, а занятое у другого народа.
М.Красовский, вслед за А.И.Левшиным, также пишет о казахах, как о народе самостоятельном и независимом, жившем в самые отдаленные века нашего исчисления, славившемся грабежами и набегами, и имевшем главным оружием пики. В «Повести временных лет» имеются довольно ценные сведения о предках тюркских народов: «Измаил родил двенадцать сыновней, от них пошли тюркоязычные четыре колена: торкмены и печенеги, торки и куманы, т.е. половцы».
|
|
История скифов излагается в трудах греческих авторов античного времени. Труды Геродота, жившего в V в. до н.э., Стра-бона, жившего в 1 веке нашей эры и других стали основными источниками в изучении социально-экономической жизни и политического строя скифов. Скифы, жившие в Азии по соседству с родственными им племенами - саками, массагетами и населением Алтая, в конце VIII-VII в до н.э. под давлением массагетов (согласно сообщению Геродота) или исседонов (согласно Аристею) покинули свою родину и вторглись в страну, ранее принадлежавшую киммерийцам.
Более подробные сведения о скифах содержатся в трудах Геродота, который называет их «азиатскими скифами».2 Наиболее подробные данные о населении евразийских степей содержит его четвёртая книга, в которой рассматривается скифский поход Дария. По данным исследователя С.А.Жебелева, Ольвия была конечным пунктом путешествия Геродота вдоль западного побережья Чёрного моря на север по Днепровско-Бугскому лиману. Историк Готлиб Зигфрид Байер, учитывая, что скифы пришли в Европу из Азии, пришёл к выводу, что скифов нельзя связывать со славянами, которых он представлял как автохтонов. Потомками скифов, по его мнению, были финны, ливы, эсты." Известно, что греки считали все народности, соседствовавшие с их государством, скифами, не считаясь с особенностями языка, нравов и хозяйственной жизни этих народов. Например, дулебов и волынян, живших по Бугу, а также уличей и тиверцев, живших по Днепру, до самого моря, греки называли «Великая скифь». Татищев В. отличает сарматов от скифов. Он относит к скифам тюркские народы. Геродот отличал сарматский язык от скифского. В.Н. Татищев, ссылаясь на труды Геродота и других авторов, отличает сарматов от скифов, и он причисляет к скифам те народы, которые относятся к турецко-татарской языковой группе. Скифы, считал Татищев, были африканские, азиатские и европейские.
Сильвестор, переработавший «Повесть временных лет», отождествляет скифов и хазар. Когда славяне жили на Дунае, подчеркивает автор,«пришли от скифов, то есть от хазар, так называемые болгары, и жили по Дунаю, и были насильники славянам». Заметим, что государство скифов прекратило своё существование в III в. н.э.
Историк С.М.Соловьёв считал, что раньше эти племена носили имя сколотов, а греки называли их скифами.' О скифах он даёт следующие сведения: «Относительно наружности скифы представляются у древних белокожими, краснолицыми, голубоглазыми, с мягкими, длинными, жидкими, искрасна-жёлтыми волосами.
Скифы были очень похожи друг на друга, толсты, мясисты; браки их не отличались плодовитостью; нравы их - нравы всех младенствующих народов; они были страстны, вспыльчивы, ленивы; их обычаи - обычаи всех кочевых народов, каких ещё и теперь много питают степи Средней Азии; мужчины на лошадях, женщины и дети в кибитках, запряженных волами, перекочёвывали с одного пастбища на другое; пища их - лошадиное молоко и мясо.
Как все варварские народы, скифы любили опьяняться дымом пахучих трав, потом полюбили привозное из Греции вино и пили его чистое, мужчины и женщины; пили и мёд. На востоке скифы отличались храбростью и жестокостью: сдирали кожу с убитых врагов, пили из черепов их. Сражались они конные и пешие, особенно славились скифские стрелки; стрелы намазывались ядом. Война считалась почтеннейшим занятием; купцы уважались меньше, чем воины; и так, между скифами были купцы, были и земледельцы, как мы видели; для нас очень важно известие, что скифыпозволяли каждому селиться на своих землях и заниматься земледелием под условием дани - так поступали всегда кочевники, которым не было дела до быта подвластных им племён, лишь бы последние исправно платили дань. Это же известие объясняет нам приведенное известие Геродота о скифах, которые сеяли хлеб не для собственного употребления, а на продажу;.,. Трудно решить, одному ли владельцу повиновались скифы или многим; вождь на войне был судьёю в мирное время. Скифия разделялась на округи, в каждом округе был особый начальник, для общего собрания, веча, назначалось особое место. Различие между знатными и чернью, между богатыми и бедными существовало у скифов: были у них рабы, которых они ослепляли. '
Однако С.М.Соловьёв недооценивает роль скифов и сарматов в истории: «Как на ясной памяти истории в нынешней южной России господство одного кочевого народа сменялось господством другого, жившего далее на востоке, так и в древние времена господство скифов сменилось господством сарматов, но от этой перемены история столь же мало выиграла, как от смены печенегов половцами; переменились имена, отношения остались прежние, потому что быт народов, сменивших друг друга, был одинаковый.... Движение из Азии не могли возбудить исторической жизни в странах понтийских, но вот слышится предание о противоположном движении с запада, из Европы, о движении племён, давших стране историю».
Одни исследователи (Ростовцев М.И, Черников С.С. Ельниц-кий Л.А. и др.) видят в скифах все племена с признаками скифской культуры на территории от Дуная до Восточного Казахстана и Алтая».
Другие учёные считают (Артамонов М.И, Граков Б.Н. и др.) скифами только степные племена, населявшие территорию между Днестром и ДономВ середине 1 тыс. до н.э. в персидских источниках упоминаются сведения о могущественном союзе сакских племён, названные греческими историками скифами.
С.Г.Кляшторный и Т.И.Султанов утверждают, что создатели могучей империи Ахеменидов (550 - 530 гг. до н.э.), сами себя именуемые «персами» и «ариями из арийского племени», хорошо знали своих соседей-саков и рассматривали их как сородичей персидских племён,1 и что персы не выдумали имя своих кочевых соседей, а использовали их самоназвание, причём не племенное, а общее для всех кочевых племён, сходствующих с персами в Средней Азии и на Ближнем Востоке, говоривших на родственных древнеперсид-скому иранских языках. По их мнению, к этому кругу племён принадлежали и киммерийцы, и причерноморские скифы, и все кочевники Приаралья и Семиречья.2
С.Г.Кляшторный и Т.И.Султанов считают, что непосредственными продолжателями сакских традиций были в первые века н.э. усуни в Семиречье и царство канг (кангюй) в присырдарьин-ских оазисах и западной части Семиречья. В работе «Казахстан. Летопись трёх тысячелетий» расширен регион обитания индоевропейских племён: «Дарий унаследовал от Кира земли до северозападных границ Индии, в том числе и страну саков» и далее, что «В течение 1 тысячелетия до н.э.- первой половине 1 тыс. н.э. оседлое население и кочевые племена в полосе степей и гор между Нижним Поволжьем и Алтаем были преимущественно носителями индоевропейских языков».3
Следует заметить, что в это время на территории Западной Сибири и Приаралья жили немало протоугорских племён, а в Восточной Сибири и в восточной части Центральной Азии, возможно, включая часть территории Казахстана, особенно северо-восточную часть, жили условно названные «алтайские» племена. Они первоначально формировались значительно восточнее Алтая, на огромной территории южной полосы Сибири, между Енисеем и Тихимокеаном, в Монголии, в Маньчжурии, и в нынешних провинциях северного Китая.
С начала сакской эпохи у обитателей казахстанских степей появляются монголоидные примеси центрально-азиатского происхождения, сказавшиеся на их облике.
Учёный О.Исмагулов, изучив морфологические особенности черепов усуньского времени (111 в до н.э. - 1У в.н.э.) утверждает, что в целом «черепа мужчин содержат некоторые монголоидные черты».1 Весьма своеобразную гипотезу относительно идентичности массагетов и саков-тиграхауда высказали учёные А. Херман, Б.А. Литвинский. В частности, Б.А. Литвинский в работе «Древнейшие источники «крыши мира» утверждает, что «...массагеты античных источников идентичны сакам - тиграхауда. Мы принимаем их идентификацию с массагетами и помещаем в западную часть Средней Азии».2
С.Г.Кляшторный и Т.И.Султанов считают, что такая локализация саков- тиграхауда очень расходится, однако, с показаниями надписей Дария I и делает маловероятным их отождествление с массагетами. По их мнению, с саками-тиграхауда следует отождествлять племенной союз дахов (даев), ссылаясь на то, что, якобы «коренные земли дахов в IV в. до н.э. находились за Танаисом», т.е. Сырдарьёй и «по Танаису» (Адриан) и в Приаралье». Однако греки называли «Танаисом» не Сырдарью, а реку Дон. Утверждение, что «массагеты окончательно стали дахами»" слабо аргументировано. Как известно, у арабских историков нашей эры менее известны дай, дахи, а более известны массагеты.
Авторы книги «Казахстан. Летопись трёх тысячелетий» утверждают, что в степях Западного Казахстана и Приуралья, дахо-массагетская экспансия третьего века до н.э., повторив события полу тысячелетней давности, заставила уйти в Причерноморскую скифию племена сарматов, потомков савроматов Геродота, близких сакам по языку, образу, жизни и культуре. Относительно расселения исседонов имеются разные суждения. Большинство исследователей локализуют исседонов в лесо-степях Зауралья и в Западном Казахстане. Известный исследователь археологических памятников Казахстана К.А.Акишев относит раннесакскую культуру Центрального Казахстана, названную «тас-молинской» к культуре исседонов, относя их к кругу сакских племён.
Хунны (гунны)
Специалистом в изучении истории хуннов и их происхождении был Никита Яковлевич Бичурин (1777-1853 гг.), который собрал сведения о хуннах в китайских источниках, а также из трудов персидских учёных и хивинского хана Абулгазы. Народность хун-ны (гунны) известны в истории с седой древности. Н.Я.Бичурин приводит следующие сведения из китайской истории: Шунь-вэй, сын последнего государя из династии Хя, удалившийся в Монголию в 1764 году до Рождества Христова, является основателем первой монгольской династии Хунну. ' Хунну есть древнее народное имя монголов. Китайцы, при голосовом переложении сего слова на свой язык, употребили две буквы: Хун-злой, ну-невольник. Но монгольское слово Хунну есть собственное имя, и значения китайских букв не имеет. На территории Монголии сосуществовали две ди-настичные линии: Дом Хунну, Дом Дун-ху. В 209 году до н.э. хун-ны покорили Дун-ху. В продолжение столь длительного периода из Дома Хуннов произошли жужжань (авары), Дулга-Тукюе (тюрки), Ойхор (Хойху) - уйгуры; а из Дома Дун-Ху произошли Ухуань, Сяньби (китайский историк Шы-гу пишет, что поколения Дун-ху и Шань-жун суть предки Дома Ухуань, впоследствии сделавшегося известным под названием Сяньби), Кидань; Муюн и Тоба считались отраслями Дома Дун-ху. С падением Дома Кидань пересеклась первая монгольская династия Хунну, продолжавшаяся в ро-довых поколениях с 1764 до Рождества Христова до 1115 года по Р.Х. Место его, после краткого промежутка (31 год) заступил Дом Монгол, доныне продолжающийся в поколениях монгольских князей. ' По данным Бичурина Н.Я. уже в начале третьего столетия, когда Хунны сильно потрясли Срединное царство, китайцы узнали, что монголы незадолго перед тем временем находились под верховной властью двух единоплеменных Домов, Хунну и Дунху. Хунну, по азиатским историкам Дом Могулл-хана, царствовал в западной половине Монголии; орда его стояла под Хангаем (близ Орхо-на); владения его простирались от Калгана к северу за Байкал, к западу до Тарбагатайских гор. Дун-ху, по азиатским историкам, Дом Татар-хана, господствовал в восточной Монголии; орда его находилась в средоточии сей страны (в Карцин): владения его простирались на запад р.Калгана, на север до Хинганского хребта.2
Н.Я.Бичурин, рассматривая период высшего расцвета союза гуннов, в основном, совпадающий со временем правления вождя Модэ (246 -174гг.) шаньюя, сообщает, что у хуннов шаньюй назывался Тумань. Тумань не мог устоять против Дома Цинь и переселился на север.
По происшествии //десяти лет Мын Тьхянь умер; удельные князья восстали против Дома Цинь. Срединное царство пришло в смятение, и гарнизоны из преступников, поставленные Домом Цинь по границе, все разошлись. После сего хунны почувствовали льготу; мало по малу опять перешли на южную сторону Жёлтой реки, и вступили в прежние межи с Срединным царством. Шаньюй имел наследника, по имени Модэ; (в тексте Мао-дунь. Лю Бо-чжуан пишет: Маодунь выговаривается Мо-дэ. Ган-му 201 год до Р.Х.-Модэ близко к монгольскому слову Модо, лес), после от любимой Яньчжы родился меньшой сын; Шаньюй хотел устранить старшего, а на престол возвести младшего: почему отправил Модэ в Юечжы заложником. Как скоро Модэ прибыл в Юечжы, Тумань тотчас произвёл нападение на Юечжы. Юечжы хотел убить Модэ, но Модэ украл аргамака у него, и ускакал домой. Тумань счёл егобыл Булджа-хан (Абулджа-хан). Он имел четырёх сыновей: Кара-хан, Ор-хан, Коз-хан и Гур-хан. Весь этот народ был неверным. Кара-хан стал преемником отца; у него родился сын, названный Огузом. Он стал верить одному богу (видимо, богу Неба и Земли -И.С.). Кара-хан и его окружение решили наказать Огуза за вероотступничество, но победа осталась за Огузом. Огуз стал правителем, и он, расширяя своё владение, захватил область от Таласа и Сайра-ма до Бухары. ' У Огуз-хана было шесть сыновей: Кун (солнце), Аи (луна), Юлдуз (звезда), Кок (небо), Так (гора), Денгиз (море), от сыновей Огуза произошли двадцать четыре ветви; каждая получила определенное имя и прозвище, тамгу, символик)' в виде изображения птиц (орла, сокола, кречета, копчика) или животных, и каждому предназначалась определенная часть мяса животных. Из двадцати четырех ветвей сыновней Огуза одна половина относится к правому крылу войска, а одна половина - к левому. Население, зависимое от первых трёх сыновней и их потомков, составляло правое крыло войск Огуза, названное «бозук» - ломать на части; а население, зависимое от следующих трёх сыновней и их потомков, составляло левое крыло, названное «уч ук», т.е. - три стрелы. Огуз-хан дал предводителям правого крыла золотой лук, а левого крыла - золотые стрелы и сказал: «Так как путь правой руки выше, то я дал им лук, который (равен) степени падишаха; а стрелы, которые (стоят) на степени посланника, я дал тем, кто с левого крыла».2 Огуз-хан, имея сильное войско, «завоевал все страны Ирана, Турана, Сирии, Египта, Малой Азии, франкские и другие; после того, как всё это было завоёвано, он возвратился в Ортак и Кортак. которые были его коренным обиталищем (юрт). Когда Огуз прибыл туда, он созвал великое собрание, разбил золотой и чрезвычайно высокий шатёр и устроил большое пиршество, такое, что, как рассказывают, на этом пиру убили девятьсот кобылиц и девяносто тысяч голов баранов... Шестеро сыновней Огуза были вместе с отцом, при завоевании (им разных) стран»."1 По смерти Огуза, согласно с его завеща-нием, Кун-хан воссел на престол и царствовал семьдесят лет.1 Может быть, зависимое население от Куна, стали называться хуннами, приобретая этническое значение.
Французский учёный второй половины XVIII в. Дегинь стремился установить единство хуннов т.е. гуннов, тюрков и монголов, на основе анализа их кочевого хозяйства, полагая, что хун-ну было кочевым государством, из которого впоследствии вышло турецкое, а затем монгольское. Он предполагал, считая, что появление того или иного этнического имени является следствием распространения одного племенного названия на ряд вошедших в объединение племён. Эту точку зрения он старался подтвердить следующим примером, что Турецкая орда, получив власть, дала своё название всему остальному народу или, скорее, другие народы знали гуннов только под именем турок, как впоследствии Чингис-хан из орды монголов был причиной того, что имя монгол сделалось именем почти всех татар. Однако Н.Я.Бичурин подвергал сомнению мнение Дегиня, заявляя, что Дегинева история о хуннах, тюрках и монголах от начала до конца наполнена превратными понятиями о древних народах монгольского племени: потому что Дегинь не читал китайской истории во всей её обширности, а если читал, то без связи в целом; не всё ясно и правильно мог понимать Дегинь."
С.М.Соловьев сообщает о гуннах, когда они появились в Европе: «Поразивши аланов, гунны ударили на готов и готское государство распалось. Бесспорно, что «славянские племена должны были платить дань гуннам, как после платили её козарам; как видно, также гунны, раскинув во времена Аттильт стан свой в Панно-нии, среди славян, переняли от последних некоторые обычаи. Верно только то, что после гуннского нашествия южные страны нынешней России опять отуманились для истории, как во времена скифов и сарматов; имена Скифии и Сарматии сменились именем Гунии; славяне у соседних народов прослыли гуннами. Могущество последних рушилось по смерти Аттилы (453); подчиненные прежде им народы выделились опять из сплошной массы, но про-шло не более столетия, как азиатские степи выслали новые толпы варваров одинакового происхождения с гуннами,- то были авары».1
Усунь (Уйсын)
Историческая наука не продвинулась в изучении этнической принадлежности усунь или уйсын.
В новейшей литературе мы встречаем повторение прежних лет: «Содержание самого термина усунь до сего времени не выяснено. Он известен только в китайском иероглифическом написании, современное звучание которого идентично одному из казахских этнонимов - уйсын, самоназванию племени, являющемся главным этническим компонентом казахов Старшего жуза (Улу жуза).2
Думается, что историки не должны сомневаться в том, что усунь - по-китайски, есть уйсыны, составляющие основу казахов Старшего жуза. В этом плане уместно мнение Н.Я.Бичурина, который утверждал: «что на всей полосе Средней Азии от Восточного океана на запад до Каспийского моря искони обитали те же самые народы, которые и ныне населяют сию страну; вели тот же самый образ жизни, какой ведут потомки их по прошествии 2000 лет, находились в тех же пределах, в которых последние и ныне живут, с небольшим изменением в пространстве. Здесь важно заметить, что Китай, со времени открытия монголов, тунгусов и тюрков, доныне всегда находился в политических связях с помянутыми народами, и всегда отличал один народ от другого».л
К.А.Акишев попытался подойти к этнической истории усу-ней в историографическом аспекте: «Несмотря на то, что имя хун-ны распространялось также и на усуней, нет прочных оснований говорить об их этническом родстве, хотя исключить это полностью нельзя».4 Как мы видим, в этой работе этническая история усу-ней не получила своего решения. Более чётко выразил своё мнение относительно этнической принадлежности рассматриваемого племенного объединения усуней Н.Я. Бичурин: «Усунь есть название владения, которое с третьего века до Р.Х. до шестого по Р.Х. занимало земли на северной стороне Небесных гор от Тэмурти-нора (Иссык-куль -И.С.) на восток до уезда Суй-Лай-Хянь. Китайская история называет усуньский народ одним из племен народа Сэ, в древности населявшего Афганистан. Усуньцы, служа Китаю в войне против монголов, наконец так обессилели, что в VI столетии принуждены были удалиться из своих земель в Луковые горы, и там совершенно потерялись. Это потомки сэйков (саков или скифов, по-кит.Сэ).1 Месторасположение Луковых гор получило объяснение в работе Н.Я.Бичурина.
В истории династии Тхан, в повествованиях о Западном крае в VII веке о пространстве Луковых гор сказано: Луковые горы на юге смежны с большими снежными горами (Гин-ду-Хуш), на север простираются до Балхаша. В горах много каменного лука, отчего и название им. В Западной Европе Луковые горы известны под общим названием Памиры."
Историк Ю. Клапорт, учитывая внешний облик усуныдев, имевших «русые волосы и голубые глаза» относил их к народности финского происхождения. Н.Я.Бичурин выразил своё несогласие с мнением Клапорта относительно финского происхождения усунь-цев, считая, что Клапорт не был знаком с древнейшими китайскими источниками и он не читал «китайской истории во всей обширности».3 Н.Я.Бичурин привел сведения из сочинения китайского историка древности Янь Шы-гу, жившего в половине VII века, который писал: «Усуньцы обликом весьма отличны от других иностранцев Западного края. Ныне тюрки с голубыми глазами и рыжими бородами, похожие на обезьян, суть потомки их». Усуни, как и другие «26 владений», в 177 г. до Р.Х., в период правления Модэ-хана, были покорены хуннами и как все жители покоренных стран поступили в ряды Хуннуских войск, и составили один Дом с ними.
Одним из известных путешественников и дипломатов Китая второй половины 2-го века до н.э. был Чжань Кянь, уроженец области Хань-Чжун, в правление Гянь-Юань (140-135 гг. до н.э.), получивший чин лан, т.е. начальника превратного караула,' собравший во время путешествия и дипломатической службы богатые сведения об Усунь, Кангюй и о других народах. В 140 году до Р.Х. Дом Хань отправил посольство в Хиву во главе с Чжан Кянь. Посольство должно было склонить хана к заключению союзного договора против хуннов. Однако посольство было задержано хуннами. Чжань Кянь около десяти лет находился у хуннов, был женат на хуннуске, пользовался на земле хуннов полной свободой. Чжань Кянь и его спутникам удалось сбежать и они пришли в Да-вань, т.е. в Коканд. На обратном пути он опять был задержан. Через год, после смерти шаньюя, воспользовавшись междоусобием в Орде, сбежал и возвратился в Китай через 13 лет и доставил правительству первые сведения о народах, обитавших от Китая и хуннов к западу до Каспийского моря/ Он прошёл Давань, Большой Юечжы, Дахя (Кабулистан и часть Бухары) и Кангюй4 и после возвращения в своё отечество написал подробное донесение императору о своей поездке, указывая страны и народы, в том числе и об Усунь. За ценные сообщения и советы в 123 г. до Р.Х. «он награждён был княжеским достоинством Бо-ван-хэу (в дальнейшем Цжан Кянь (Цянь) именуется именно этим титулом). Это случилось в шестое лето правления Юань-шо, в 123 г. до Р.Х. В следующем году, 122, Чжан Кянь получил должность Вэй-Юй, и с полководцем Ли выступил из Ю бэй-пьхин (ныне Юн -пин-фу в Чжилийской (Хэ-бэйской) провинции) против хуннов. Хунны окружили полковод-ца Ли, и большая часть войск его погибла. Чжань Кянь замедлил придти в назначенное время, и был приговорён к отсечению головы, но избавился от смерти с потерею чинов и достоинства». ' После некоторых успехов китайских войск против хуннов, император Ву-ди стал спрашивать Чжана Кянь о Дахя и других странах и он представил сведения об Усунь, отражающие и этнический состав усуней. Первоначально эта страна принадлежала народу Сэ. Большой Юечжы на западе разбил и выгнал (т.е. идучи на запад) сэско-го (т.е. сакского —И.О.) владетеля. Сэский владетель перешёл на юг за Висячий переход; Большой Юечжы удалился на запад и покорил Дахя; усуньский Гуньмо остался на его землях: посему-то между усуньцами находятся отрасли племён сэского и юечжиского...В обыкновениях (усуни - И.С.) сходствуют с хуннами».2 Как мы видим, Чжань Кянь обратил внимание на смешанный состав усуней. М.Тынышбаев считал племена дулу, жившие к западу от реки Чу в составе Западно-тюркского государства в 7 веке предками дула-тов, «ныне самого многочисленного и самого сильного рода уйсы-нов....Рядом с дулу упоминается чубань, в котором узнаётся другой современный нам род уйсына - суан»." Однако Тынышбаев также высказал своё мнение относительно этнического происхождения и языковой принадлежности уйсынь, лишь фиксируя: «Одни считают уйсынов за тюрков, другие за арийцев».4
Кангюй (канлы)
Рашид-ад-дин даёт определение «канлы» и связывает становление этнонима «канлы» с периодом Огуз-хана, т.е. 11-м веком до н.э. «В то же самое время, как Огуз воевал со своим отцом, дядь-ми, братьями и племянниками, делал набеги и грабил их страны, то из всего народа, все те из его родственников, которые присоединились к нему и стали с ним заодно, по соображению собственногоума сделали повозки и нагружали на них всё награбленное, другие навьючивали добычу на животных. Повозку по-тюркски называют «канлы», по этой причине и они были названы именем канлы. Все ветви канлы происходят от их потомства». «Кангюй» как название народности и государства рассматривается в трудах китайских путешественников и историков со второго века до н.э. Особенно в донесениях Чжан Кянь, который открыл дорогу для Китая в Западный край и информировал постоянно китайский двор о народах, лежащих к западу от Китая, вплоть до своей смерти (Чжань Кянь умер в 104 или 103 году до н.э. после возвращения из Усунь через год, став известным государственным чиновником под именем Бо-ван-Хэу).2 Имеются богатые сведения о государстве Кангюй. Н.Я.Бичурин, ссылаясь на китайскую историю приводил следующие сведения об этой стране: «От Давани на север лежит Кангюй, на западе большой Юечжы, на юго-западе Дахя, на северо-востоке Усунь, на востоке Ганьми и Юйтянь.....Кангюй лежит почти в 2000 ли от Давани на северо-запад. Это кочевое же владение; в обыкновениях совершенно сходствует с юечжысцами; имеет до 90 000 войска. Кангюй смежен с Даванью, и по малосилию своему признает над собою на юге власть юечжысцев, на востоке власть хуннов».3 И далее: «Кангюйский владетель пребывание имеет в стране Лоюени, в городе Битянь,... От Лоюени семь дней до летнего владетелева местопребывания. Окружность земель его содержит 9104 кв.ли.4 Народонаселение состоит из 120 000 семейств,600 000 душ; строевого войска 120 000 человек....Обыкновения одинаковы с Большим Юечжы. Кангюй на востоке подчинен хуннам (Шы-гу пишет: зависит от хуннов»)5 и т.д. Н.Я.Бичурин, на основе анализа китайских сведений о Кангюй, даёт своё собственное пояснение: «Владение Кангюй занимало степи от Сырдарьи к северу, на которых ныне кочуют Большая и Средняя казачьи (казахские) Орды. Надобно пола-гать, что казачьи поколения, ныне известные в России под названием киргиз-кайсаков, недавно приняли народное название казак, потому что папские послы, бывшие в Шара-Ордо (Каракоруме) у хана Куюка в 1246 году, ещё называли их кангитами». Таким образом, Н.Я.Бичурин предполагал, что Кангюй имеет прямое отношение к казахам и казахи в 13 веке назывались кангитами т.е. «канглы», а позже этот народ стал известен под названием казахи. Кангюй был разделён на пять владений и наместники управляли владениями от имени главного правителя Кангюй. Каждое владение имело свой административный центр, расположенный в городе. Центрами владетельных наместников были города: Сусей, Фуму, Юни, Ги, Юегя-ни.2 В Кангюй, как и в других государствах Средней Азии, «искони господствовала удельная система правления, т.е. государство делилось на мелкие владения, которые, в свою очередь, то сливалось, то снова дробились, и преобразовывались в новые государства».
Зависимость кангюй от других государств была, видимо, номинальная, так как опальные правители хуннов, а позже тюрков часто находили в Кангюй поддержку и признание. Так, например, в 73 г. до Р.Х, Китайский Двор возвёл Хуханье-шаньюя на престол, а тогда один из претендентов на престол, Чжичжы шаньюй, убив китайского посланника, укрепился в Кангюе и находился там до 36 г. до Р.Х.4 В 625 году, Канглы, находясь в составе Западно-тюркского государства, приняли сына Тун-шеху кагана, Шили Дэле, а в 630 году Шеху, претендент на ханский престол в Западном тюркском государстве, также бежал со своим войском - лёгкою конницею в Кангюй.
По мнению А.М.Бернштама, кангюйцы были тюркоязычным народом. Другие исследователи полагают, что кангюйцы принадлежали к кругу североиранских скотоводческих племён, которые лишь в середине 1 тыс.н.э. под влиянием переселения на Сырда-рью тюркских племён стали менять свой этнический облик и язык. Б.А.Литвинский считает, что кангюйцы были потомками ираноязычных саков. Название кангюй, по его мнению, можно истолковать как название одного из сакских племён - «люди в кожаных одеждах» (или доспехах). '
М.Тынышбаев относил канлы к тюркскому племени. «Канлы бесспорно тюркское племя; обитали по р.Сыр-Дарья. Области Самарканда, Бухары и Хорезма были подчинены канглам».
Тюрки
.
Н.А.Аристов в своей работе «Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности. С.-Петербург. Типография С.Н.Худекова, 1897-486с.», исследовал значение народных преданий, родовых имен и тамг в качестве указателей этнического состава тюркских племен и народностей. Н.А.Аристов обратил внимание на общность языка тюркских народностей в Евразийском пространстве и на особенностях в наружности тюркских племен: «Обитающие на огромном пространстве от Охотского моря и Ледовитого океана до Адриатического моря, в числе 26 миллионов, тюрки говорят на одном языке, делящемся только на наречия, так что средне-азиатский турок может понимать и якута, и тюрка - Османа. Напротив, физические типы тюркских племен и народностей очень разнообразны, и в наружности юго-западных тюрков весьма мало общего с тюркскими племенами Средней Азии, а тем более с восточно-сибирскими» (указ, соч.с. 3-4).
История древних тюрков хронологически последовательно рассматривается в трудах Н.Я.Бичурина под названием «Дом Тупо», «по-монгольски называется,...Дулга (Тукюе)». Он полагал, что «с небольшим за 100 лет до Р.Х. Китай тесно сблизился с тюркскими племенами, обитавшими на западе его». Следова-тельно. основоположник изучения истории народов Средней Азии допускал мысль, что тюркские племена в 1 в. до н.э. отличались от основной массы населения Центральной Азии как-то языковой особенностью, нравами и т.д. Н.Я.Бичурин приводит три версии относительно предков тюркских правителей и самого тюркского народа. Первая версия - предками тюрков были хунны, из рода Аши-на. «Предки тукюеского Дома обитали от Западного моря на Запад и одни составляли аймак. Это есть отдельная отрасль Дома Хунну,1 по прозванию Ашина».2 С начала правления китайского императора Юн-Юань, с 89 года н.э. западные гунны стали терпеть поражения от войск Китая, зафиксированных в 91-93 годах.
В 92 году н.э. хунны были разбиты китайцами и сяньбийцами, т.е. монголами в Тарбагатае. После такого поражения, уцелевшие хунны «под родовым прозванием Ашина», переселились к подножью Алтайских гор, занимая их центральную часть и южные склоны. Бывшие хунны стали известны соседям «под народным названием Дулга (тукюе)» и находились под зависимостью сяньбийцев, а потом жужаней, и вместо подати обязаны были добывать железо для хана. «Сие поколение продолжением времени снова усилилось, и в 552 году дулгаский (тукюеский) владетель Тумынь, ниспровергнув владычество жужаньского Дома, объявил себя Или-ханом.
Здесь должно заметить, что Дом хуннов погиб в 92, а вновь восстал в поколении дулгаском в 552 году, т.е. через 460 лет после своего падения, что Абюль-кази-хан определил довольно верно.
Алтай, при подошве коего поколение Ашина кочевало, составляет высочайшую точку хребта, известного под названием Алтайского. Он состоит из крутообразного сцепления утесистых гольцов с глубокою и пространною долиною внутри их, и представляет собою вид шлема, обращенного углублением кверху. Шлем по-монгольски •' называется дулга, от чего Ашина и название своему поколению принял. Сия-то часть Алтая азиатскими историками названа Эргэне-кун» Поражение хуннов в 93 году от Китая привело к смерти Юй-чугянь шаньюя и ликвидации самостоятельности западных хуннов, из потомков которых был «знаменитый Дом Дулга {Тукюе).1 Н.А.Аристов установив сходство тюрков с гуннами, разделяет взгляд китайских историков, которые считали тюрков (тюкуе) потомками хуннов (см. Н.Аристов. Этногенез и этническая история казахского народа. Павлодар, 2005, с.7).
Второе мнение также связано с родом Ашина и Алтайскими горами. «Другие сказывают, что тукюеский Дом составился из смешения разных родов, кочевавших в губернии Гань-су или Пьхин-лян; он прозвался Ашина. Когда Тхай-ву (440-451), император из Дома Вэй, уничтожил Цзюйкюя, то Ашина с 500 семейством бежал к жужаньцам, и поселившись по южную сторону Алтайских гор, добывал железо для жужаньцев. Естественное положение Алтайских гор походит на шлем; почему и принял слово шлем - на монгольское Тукюе - наименованием своему Дому».2 Л.Н.Гумилёв подробно остановился на этой концепции: «Среди племён, побежденных тобасцами при покорении ими северного Китая, находились «пятьсот семейств Ашина».
Эти «пятьсот семейств» возникли «из смешения разных родов, обитавших в западной части Шэньси, отвоеванной в 1Ув. у китайцев хуннами и сяньбийцами, Ашина подчинялись хуннско-му князю Муганю, владевшему Хэси (область к западу от Ордоса, между излучиной Хуанхэ и Наньшанем). Когда в 439 году тобас-цы победили хуннов и присоединили Хэси к империи Вэй, то князь «Ашина с пятьюстами семействами бежал к жужаньцам и, поселившись по южную сторону Алтайских гор, добывал железо для жужаньцев»/ И далее: «Предгорья Монгольского Алтая, куда попали беглецы, были населены племенами, происходившими от хуннов и говорившими на тюркских языках. С этими аборигенами слились дружинники князя Ашина и наделили их именем «тюрк», или тюркют». Какого бы происхождения ни были те «пятьсот семейств», которые объединились под именем Ашина, между собою они объяснялись по-монгольски до тех пор, пока перипетии военного успеха не выбросили их из Китая на Алтай. Однако столетнее пребывание в тюркоязычной среде, разумеется, должно было способствовать быстрой перемене разговорной речи, тем более что «пятьсот семейств» монголов были каплей в тюркском море. Надо полагать, что к середине У1в. и члены рода Ашина и их спутники были совершенно отюречны и сохранили следы монголоязычия лишь в ти-тулатуре, которую принесли с собой».
Китайцы называли поданных ханов, из династии Ашина - Ту-кю. Это слово удачно расшифровано П.Пельо как «тюрк+ют», т.е. «тюрки», но с суффиксом множественного числа не тюркским, а монгольским."
Как мы видим, Л.Н.Гумилёв разделяет вторую точку зрения, придав династии Ашина монголо-язычное происхождение.
Согласно третьей концепции, предками тюрков были саки и что «предки тукюеского Дома происходят из владетельного Дома Со, обитавшего от хуннов на север».3 Третье мнение также связано с именем Ашина. Согласно легенде, после смерти Надулу-ше (ше-шад), который был старшим государем «под наименованием Тукюе», отцовский престол перешёл к его младшему сыну Ашина и братья «признали его своим государем, под наименованием Ахянь-ше».4
Слово «Ашина» значило «волк». По-тюркски волк-бури (бор! -И.С.) или каскьтр, а по-монгольски - шоночино. «А»- префикс уважения в китайском языке. Следовательно «Ашина» значит «благородный волк». Не подвергавшееся китаизации слово сохранилось в арабской записи этого имени - шанэ.3 Н.Я.Бичурин отмечает, что хотя в сказаниях есть разность, но «во всех род тукюесцев произве-ден от волка». На наш взгляд, кочевые народы, в том числе тюрки хорошо знали повадки и приёмы самого распространенного в степной и лесостепной зонах хищника - волка. На охоте и во время военных сражений их умело использовали, поэтому золотая волчья голова всегда красовалась на тюркских знаменах, как тотема или символ.2
Немало исследователей считают, что предками древних тюрков были саки. Византийский историк У1в. н.э. Менандр Протектор, описывая приезд посольства турков в Константинополь во главе с согдийцем Манияхом, утверждал, что турков «раньше называли саками».3
Шакарим Кудайберды-улы, приведя сведения китайских летописцев в книге Аристова, писал: «В далёкие времена предки тюрков назывались народом со (у Наджипа Гасымбека - сет).4
Бичурин подверг анализу точки зрения азиатских историков, в частности Хондемира и Абулгазы. Хондемир утверждал, что тюрки были первородными, а монголы произошли от них. Абулгазы считал, что тюрки были известны раньше монголов и отрицал родственные связи тюркских племён 16-17 веков с монголами. Ниже приводим анализ Н.Я.Бичурина: «В вымыслах азиатских историков кроется одно важное обстоятельство, ни одним европейским историком не замеченное. Персидский историк Хондемир, почитая Тюрка главою двух Домов - Татар и Монгол, господствовавших в Монголии, называет Монголию Тюркистаном. См. Историю Монголов, переведенную с персидского Г.Григорьевым, стр. 2. Тюркский историк Абюль-кази-хан хотя производит монголов от тюрка, но нынешние тюркские племена, т.е. говорящие татарским языком, почитают не одного племени с монголами. См. Историю о татарах.ч.И, гл.2, стр.52. Он называет Монголию Мо-гульскою державою, а под Тюркистаном разумеет оседлые владения в Средней Азии, как-то: Коканд и пр. см.ч.111, гл.1.стр. 421 и след. Странно, что в монгольском языке нет слова тюрки; а персидский историк, производя монгольских владетелей от Тюрка, и называя их владения Тюркистаном, самих монголов не называет тюрками и разделяет этот народ на татар и монголов под именем двух близнецов, родившихся от Или-хана. По этому разделению азиатские историки восточных монгол называли татарами, северных -монголами. См. «Историю о татарах». Ч.II, гл.2, с.62. Здесь можно заметить, что поколения двух близнецов, татар и монгол, стали несколько известными только с XI века по Р.Х. Надобно ещё заметить, что хунны претерпели в 92 году конечное поражение от монголов восточной половины, данной Или-ханом в удел сыну его Татару.
Дом Сяньби, владевший в то время Восточной Монголией, был хотя единоплеменный, но не одного происхождения с Домом Хунну.
Само слово «турк»,- пишет Л.Н.Гумилё'в, значит «сильный, крепкий». Согласно А.Н.Кононову, это собирательное имя, которое впоследствии превратилось в этническое наименование племенного объединения.
Л.Н.Гумилёв придерживался промонгольской ориентации относительно языка предков древних тюрков, видимо, доверяясь Н.Я.Бичурину: «Каков бы ни был первоначальный язык этого объединения, к V веку, когда оно вышло на арену истории, всем его представителям был понятен межплеменной язык того времени - сянь-бийский, т.е. древнемонгольский»." Он при написании своей прекрасной монографии «Древние тюрки» широко использовал труды французских, немецких и русских учёных. Однако Л.Н. Гумилёв не стал использовать те работы, которые вызывали у него сомнения относительно объективности и достоверности. Так, по этим причинам, он «сознательно отказался от использования книги Рихар-да Хенинга «Теггае шсо@ш1ае - Неведомые земли.(М.,1961, Т.П.) Не могу судить, насколько верны его комментарии по поводу путешествий норманнов и мавров, но его представления о Центральной Азии У1-УПвв., откровенно говоря, фантастичны....Именем основателя державы, т.е. тюркского каганата, он считает слово «диза-вул», что является греческим искажением титула «ябгу», который носил помощник хана (там же)....Без каких-либо ссылок, он сообщает, что при императоре Вэнь-ди (581-604) граница Китая «простиралась до самого Каспийского моря» (с.92), хотя в действительности она ограничивалась Великой стеной и Ордосом. Р.Хенинг называет «сущим вздором» установленный факт, что китайцы расплачивались с тюркютами за военную помощь шелком, воспринимая тюркютов как наёмников, вербуемых в китайские войска (с.90). И на основании этих беспочвенных домыслов он объявляет обилие шёлка в Согдиане «только собственным производством» (с.89).1
Л.Н.Гумилёв дал не только обзор трудам русских историков, занимавшихся проблемами истории тюрков, но и рассматривал эти исследования с позиции историографии. Он писал: «Базируясь на вкладе Бичурина, В.В.Григорьев 2 создал монументальную работу по исторической географии Восточного Туркестана. Путём сравнения греко-римских и арабо-персидских сведений с китайскими ему удалось установить преемственность культур и народов в этой области.
В небольшой, но исключительно сжатой и насыщенной фактами и мыслями книге Н.А.Аристов3 дал сводку сведений о всех существующих тюркских племенах и подошёл вплотную к исследованию племён исчезнувших. Эта тема получила своё развитие в работе К.А. Иностранцева, исследовавшего вопрос о соотношении восточных «хунну» и европейских «гуннов» (Хунны и гунны. Л., 1926). Предложенное им решение нашло подтверждение в новых открытиях. Работы В.В. Бартольда по истории тюрок хотя и сыграли положительную роль в истории вопроса, но не внесли той ясности, которая смогла бы стать перспективой исследования. Очень уж разнились между собой в У1-УШ вв. кочевые тюрки от персов, в историю которых В.В. Бартольд вжился. Мало принесли пользы науке статьи и книги Н.Н. Бернштама1 из-за слишком вольного обращения с фактами и датами.
Л.Н.Гумилёв считает, что культура кочевых народов является самобытной, и утверждает, что особенности социальных институтов последней, стиль произведений искусства и характерные черты военного дела, изученные с достаточной глубиной, показывают, что кочевая культура имеет самостоятельный путь становления, а не является периферийной, варварской, неполноценной. Действительно, археологические работы С.И. Руденко на Алтае, С.В.Киселёва в Минусинской долине, А.П.Окладникова на Дальнем Востоке дали такие результаты, что ныне вопрос может быть поставлен лишь о взаимных влияниях между оседлыми и кочевыми народами, а никак не о заимствовании кочевниками культуры у китайцев, согдий-цев или греков.^
В исторической литературе встречаются неточности относительно образования западно-тюркского каганата. Раздел общетюркского каганата на два самостоятельных - Восточный и Западный, отнесён к 603 году/ хотя раздел произошёл в 583-584 гг. Трещина в управлении появилась в 1581 году, после смерти великого Арслан Тобо-хана, который перед смертью завещал престол не старшему сыну Амраку (Янь-ло), а Торэмену (Далобянь), сыну Мугань-хана согласно закону о лестничном престолонаследии. Однако завещание покойного хана не было исполнено сыновьями хана и высшими сановниками. Они, ссылаясь на «низкое происхождение» Торэме-на со стороны матери, отказали ему в ханском престоле и объявили наследником престола слабохарактерного Амрака. Но Торэменне оставлял его в покое. Амрак (Янь-ло) не мог укоротить Торэме-на и уступил престол Нйету, своему брату, который был возведён на престол под именем Шаболио-хан. Шаболио-хан, чтобы успокоить Торэмена (Далобяня) объявил его Або-ханом, т.е. старшим и послал его обратно для управления своим аймаком. Однако противоречие в каганате сохранилось. Поводом к развязке отношений между Шаболио-ханом и Або послужило поражение тюрков в 583 году от вторгшихся в пределы каганата, китайских войск. Китайцам «противостоял Шаболио с двумя ханами: Або и Тань-ханом; но ханы были разбиты-и обратились в бегство».1 Заметим, что к этому времени тюркское государство представляло державу. Менандр сообщает о взятии тюркютами Боспора в 576 году и об их набеге на Крым в 580 году.2
Административный центр Шаболио-хана находился в Хал-хе." Поэтому Шаболио-хана беспокоил храбрый Або-хан больше, чем китайцы. Шаболио-хан был женат на китаянке и в трудный момент был готов заключить мир с Китаем.
В то время, когда Далобян продолжал оказывать сопротивление китайцам, Шаболио-хан оставил поле сражения и в феврале-марте 584 года напал на аймак Долобяна (Або), разорил его и убил мать хана. «Або по возращении не нашёл пристанища для себя, и бежал на запад к Дату-хану».4 Правители западной части тюркского государства и другие удельные ханы стали подозревать, что Шаболио-хан действует «по китайским проискам»5, и поэтому они активно поддержали Торэмена (Або). В результате образовался Западно-тюркский каганат. «В западном тукуюеском Доме Дало-бянь, сын Мугань-хана, поссорился с Шаболио, и поэтому они разделились на два Дома. Далобянь мало - помалу усилился; на восток распространился до Дулгинь, на запад - за Золотые горы. Тие-лэсцы, Куча, Иву и жители западного края, все покорились емуШаболио-хан, оказавшись в изоляции в тюркском мире, в 584 году заключил мир с китайским императором Вынь-ди, первым государем из династии Суй и в договоре «положил Великую песчаную степь границею» и стал союзником Китая до своей смерти.
Богатую историографию имеет древнетюрнекая письменность. В 1692 году амстердамский бургомистр Николай Видзен сообщил, что «недалеко от Верхотурья на утёсе найдено несколько изображений и надписей из неизвестных букв...».
В 1696-1697 гг. тобольский боярский сын Семён Ремезов по указанию царя Петра Алексеевича составил атлас «Сибири и городов, и земель». На этих картах по верхнему течению реки Талас, по южной стороне Александровского хребта, недалеко от села Дмитриевки, на территории Кыргызстана указан в качестве топографического пункта «Камень Орхон». Конечно, карта не вполне соответствует действительной топографии местности; в частности, показано обратное современному течению реки Талас. Именно в том же районе спустя два века в 1896-1897 гг. исследователями В.Каллауром и Г.Гейкелем были открыты камни с руническими текстами. По всей вероятности, эти камни были известны С.Ремезову, который по аналогии с камнями, покрытыми подобными знаками по реке Орхону, назвал их «Орхон-камень», считая их для данного района особо примечательными.
В 1719-1722 гг. состоялась экспедиция по Сибири и Маньчжурии натуралиста Д.Г. Мессершмидта по заданию Петра 1.
Древнетюркское руническое письмо, известное под названием орхоно-енисейские надписи или знаки стали предметом серьёзного исследования. Историк Байер предполагал, что эти знаки, обнаруженные в XVII веке, являются кельтским письмом." В 1818г. Г.Спасский опубликовал «Записки о Сибирских древностях». Эта работа привлекла внимание известного исследователя восточных, вли европейские рунологи, надеявшиеся увидеть в «сибирских знаках» родственность древнескандинавской рунической письменности! И вдруг - тюрки!»1
В.В. Радлов, получив сообщение Томсена об алфавите, немедленно перевел текст, посвященный Кюль-Тегину и прочитал его на заседании русской Академии наук 19 января 1894 года. В том же году он издал перевод кюль-тегинского и могиляновского текстов из Кошо-Цайдама. В 1895 году В.В. Радлов издаёт енисейские надписи из Монголии, так называемый Онгинский памятник. До конца XIX века В.В. Радлов издаёт ещё текст Тоньюкука и ряд улучшений к первым переводам кошоцайдамовских памятников и свою грамматику древнетюркского языка.
Учёный А. Бернштам на основе изучения древних надписей исследовал социально-экономический строй орхоно-енисейских тюрков и приводил тексты надписей.
18 мая 2001 года в Астане в Евразийском государственном университете имени Л.Гумилёва открылась международная конференция «Древнетюркская цивилизация: памятники письменности». Её началу предшествовала презентация копии памятника Кюль-тегину. Копия, по соглашению между правительствами, изготовлена в Японии. Научный форум посвятил свою работу актуальным проблемам изучения орхоно-енисейских тюркоязычных надписей У11-Х1 веков на скалах, каменных плитах, бытовых предметах, сохранившихся в Монголии, Южной Сибири (Россия), в Казахстане и других государствах Центральной Азии. Заместитель премьер-министра Республики Казахстан Имангали Тасмагамбе-тов придерживался традиционного взгляда относительно происхождения древнетюркского рунического алфавита: «Как считает большинство тюркологов, первоначально официальным письмом Тюркского каганата являлся согдийский алфавит, на основе которого в первой половине VII века зародился древ нетюркски и рунический алфавит, особенностями которого, в отличие от собственно согдийского являлось то, что он был лучше приспособлен для фик-сации на дереве и камне».1 Карл Байпаков разделяет ту же концепцию: «В начальный период истории Тюркского каганата, не позднее первой половины VII в., на основе согдийского письма, дополненного несколькими знаками, сходными с древ нетюркскими тамгами, в тюркской среде возникло новое письмо....Древнетюрк-ское руническое письмо вышло из употребления после Х1-ХП вв. В Центральной и Средней Азии его потеснил сначала уйгурский кур-
(сив, а затем арабское письмо, распространившееся среди тех тюркских племён, которые приняли ислам».2 Олжас Сулейменов, один из участников научной конференции, посвященной культуре древних тюрков, имея в виду устоявшуюся в науке концепцию относительно зарождения рун, в статье «Ассирийский период», заметил: «Всё в нашей жизни меняется, в науке сей пока продвижения не видно. За прошедшее время появилось несколько работ, касающихся генезиса рун, но в официальную науку принята версия сторонников согдийской родословной тюркских рун, поддержанная статьёй В.А.Лившица «О происхождении древнетюркского рунического письма «(«Советская тюркология», 1978, № 4)».
Известный филолог, специалист по согдийской литературе, В.И.Лившиц уверен, что тюркское письмо произошло от согдийского курсива, и так как согдийские источники датируются VIII-IX вв.н.э., то и дату возникновения тюркской руники следует соответствующе поправить.
В Большом энциклопедическом словаре «Языкознание» (М.,1998 г.) в статье «Древнетюркское руническое письмо» дата возникновения руники уже передвинута, согласно выводам В.Лившица: «Древнетюркское руническое письмо - письменность, существовавшая у части древних тюркских племён в УШ-Х вв. и напоминающая по форме знаков германские руны.
По предположениям ряда учёных, тюркские руны были созданы ранее VIII в. на базе согдийского письма в результате трансформации курсивных начертаний знаков в геометризованные формы».3Писатель и учёный О.Сулейменов, сопоставляя некоторые буквы (13 букв) арамейского алфавита (ассирийский период; VII в. д.н.э.) и некоторые буквы древнетюркского рунического алфавита, пришёл к выводу: «Большей части букв арамейского алфавита (всего их было 22) находятся прямые соответствия в ДТП (древнетюрк-ском письме).
Некоторые отклонения в форме букв внимательный исследователь мог бы объяснить более поздней редакцией в период культурного взаимодействия с древними евреями, в алфавите которых в 3 в. до н.э. буква Ье1 механически утрачивает один штрих, приобретая 8 - это упрощение было принято тюркскими грамматистами как и другое. Однако автор сомневается в том, что его мнение будет не скоро воспринято и что «пока не пересмотрена концепция и содержание «историко-культурных соображений», специалисты будут продолжать игнорировать результаты этимографии. Когда весь мир помнит о зверствах янычар, невозможно доказать, что алфавит древних тюрков родился в Ассирии в VII в. до н.э. - раньше, чем латинское письмо и классический греческий алфавит. Раньше, чем записаны Библия и Тора. Кто же с этим может согласиться?»1
И. Тасмагамбетов, суммировав достижения учёных в изучении древнетюркской письменности, разделил процесс изучения памятников письменности, условно, на шесть этапов. Первый этап - начало изучения рунических текстов в XVII -- XVIII вв. Второй этап - этап накопления материала по дешифровке рун - начинается в начале XIX в. В 1889 году открывается новый (третий) период в изучении рунических текстов, а именно их дешифровка. С 1909 года начинается четвертый этап исследования древнетюркской письменности, когда были опубликованы рунические тексты на бумаге религиозного и юридического содержания, обнаруженные в результате археологических экспедиций Лекока, Грюнведе-ля, Штейна и Ольденбурга. Данные тексты изучались В. Томсеном, В.В. Радловым, Лекоком, Андреасом. Незадолго до этого В.В.Радловым была расшифрована первая руническая надпись на камне, найденная в 1896 году на территории Казахстана в урочище Айртам-ой на берегу р. Талас главой Аулие-Атинского уезда В.В. Калдауром. В это же время П.Мелиоранский исследовал рунические надписи на предметах домашнего обихода, причём найденных в разных местах. Следующий, пятый этап изучения древнетюркских рунических текстов начался в СССР в довоенный период. В конце 20-х годов были изданы монографии С.Е.Малова «Древнетурецкие надгробия с надписями бассейна р. Талас» и «Новые памятники с турецкими рунами. Язык и мышление. VI-VII вв.». Им же был сделан перевод первой в мире надписи на дереве, полученной археологом Массоном от геологов, а также была подготовлена и издана хрестоматия древнетюркских текстов, где были по последнему переводу В. Томсена заново транскрибированы 29 строчек текста Тонькжука.
Анализу тюркских слов орхонских текстов в монгольском языке посвящены работы Б.Владимирцова, а надписям на камнях и бытовых предметах - С.Киселёва. С древнетюркскими текстами как с историческими источниками работали известные советские учёные В. Бартольд, Н.Козьмин, А. Бернштам, С.Толстов.
Шестой этап начинается в послевоенный период. В этот период особо стоит отметить труды исследователей С.Г.Кляшторного, О.Сулейменова и др. За последние годы в Казахстане было издано 20 монографий, 250 статей и защищено 6 кандидатских и 3 докторские диссертации по древнетюркской рунической письменности.
И. Тасмагамбетов считает, что научная конференция, проведенная в Астане, может положить начало новейшему этапу в изучении древнетюркской культуры в целом и древнетюркских памятников письменности - в частности.
Министр образования и науки РК Н.Бектурганов отметил, что за последние 10 лет в Центральной Азии обнаружено 16 древнетюркских письменных памятников. Из них в Монголии -10 (Ша-хар, Эрээн Харганат, Дэлуул 1-1V, Ойгор, Олон нур, Их бичигт, Ца-ган салаа), в Киргизии -2 (Коксай, Кошкар), в Узбекистане -3 (Фергана, Наманган, Кашка-Дария) и последнее в Мерке.1
Тюргешский каганат
Этническая принадлежность тюргешей слабо изучена в историографии. Л.Н.Гумилёв считает, что тюргеши не принадлежали ни к телеской, ни к чуйской, ни к собственно тюркской (тюркю-ской) группе. Первые сведения о них относятся ко второй четверти УПв., когда они были перечислены в составе пяти племён дулу. Когда западнотюркский каганат был завоёван китайцами в 659 году, тюргеши населяли два военных округа, занимая долины реки Или. По мнению Л.Н.Гумилёва «жёлтых» тюргешей составляли старожилы мукрийцы, а «черных пришельцы абары, причём и те и другие, слившись в один народ, ещё не забыли, что они разного происхождения».2 В историографии не уделено внимания на то, что территория западных тюрков находилось в подчинении тюргеш-ского правителя Согэ, объявившего себя ханом, в 708 году, недолго. Старший хан тюрков Мочжо (Капаган-хан) разбил тюргешей и тюркский каганат, хотя временно, был восстановлен под властью Капаган-хана. Вполне возможно, что с арабами пришли в столкновение не только западные, но и восточные тюрки (Игибаев С.К. Образование тюркского каганата и его распад. С.68-69).
Карлуки
Слово «карлуюшо данным Рашид-ад-дина стало именем «нескольких семейств», которые отстали от основной силы Огуз-хана, возвращавшегося из похода с территории Гура и Гарчистана,3 во втором веке до н.э. Рашид-ад-дин даёт следующие сведения о кар-луках: «Говорят, что когда Огуз со своим народом возвращался из области Гура и Гарчистана в своё старое становище (юрт), они на своём пути пришли к большой горе; выпал большой снег; несколько семейств по причине этого снегопада отстало; так как не было разрешения, чтобы кто-либо отставал, то Огузу это не понравилось, и он сказал: «Как это кто-нибудь может отставать из-за снегопада?» И тем нескольким семействам он положил имя карлук, что означает «обладатель снега, снежный; племена карлуков от этих людей».1 По истории карлуков издана монография.2 Исследователь С.М.Сыздыков защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук по теме «Проблемы истории карлуков в Центральной Азии (УП-ХШвв.).3 В монографии С.М.Сыздыкова рассматривается родо-племенной состав карлуков.4 Автор разделяет мнение Притцах О. относительно размещения карлукских племён. Карлуки заявили о себе в VI веке в составе тюркского государства, заселяя территорию западной части Алтая и склоны Тарбага-тайских гор, а также бассейн озер Зайсана, Алакуля и Урунгу и долины Чёрного Иртыша.3 С.М.Сыздыков относит карлуков к тюркским племенам и процесс сложения их племенного объединения прослеживается, по его данным, в У-VI вв.6
Карахани чы
В исторической литературе содержится не очень убедительный ответ на вопрос: почему государство, пришедшее на смену карлукскому, названо Караханидским. В истории Казахской ССР написано, что «название государства, как и возглавившей его династии, является условным. Оно основано на употреблении в ти-тулятуре верховных правителей слова «кара» («кара-хакан») в зна-ган салаа), в Киргизии -2 (Коксай, Кошкар), в Узбекистане -3 (Фергана, Наманган, Кашка-Дария) и последнее в Мерке.1
Тюргешский каганат
Этническая принадлежность тюргешей слабо изучена в историографии. Л.Н.Гумилёв считает, что тюргеши не принадлежали ни к телескоп, ни к чуйской, ни к собственно тюркской (тюркю-ской) группе. Первые сведения о них относятся ко второй четверти УПв., когда они были перечислены в составе пяти племён дулу. Когда западнотюркский каганат был завоёван китайцами в 659 году, тюргеши населяли два военных округа, занимая долины реки Или. По мнению Л.Н.Гумилёва «жёлтых» тюргешей составляли старожилы мукрийцы, а «черных пришельцы абары, причём и те и другие, слившись в один народ, ещё не забыли, что они разного происхождения».2 В историографии не уделено внимания на то, что территория западных тюрков находилось в подчинении тюргеш-ского правителя Согэ, объявившего себя ханом, в 708 году, недолго. Старший хан тюрков Мочжо (Капаган-хан) разбил тюргешей и тюркский каганат, хотя временно, был восстановлен под властью Капаган-хана. Вполне возможно, что с арабами пришли в столкновение не только западные, но и восточные тюрки (Игибаев С.К. Образование тюркского каганата и его распад. С.68-69).
Карлуки
Слово «карлуюшо данным Рашид-ад-дина стало именем «нескольких семейств», которые отстали от основной силы Огуз-хана, возвращавшегося из похода с территории Гура и Гарчистана,3 во
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!