И методо лог ия его изучен ия
« Менеджмент в сфере культуры и искусства» как учебная
дисциплина включается в Государственный образовательный
стандарт высшего профессионального образования и в качестве
обязательного федерального компонента входит в учебные планы
подготовки бакалавров по направлению 522800 — искусства и гу-
манитарные науки.
•
•
•
•
•
11
Как научная дисциплина менеджмент относится к системе эко-
номических наук. В этой системе выделяют три основные группы
(подсистемы) экономических наук:
общие экономические науки, изучающие производственные
отношения в общетеоретическом и историческом плане (эко-
номическая теория, экономическая история, история эконо-
мических учений);
специальные экономические науки, рассматривающие отдель-
ные стороны и функции производственных отношений и их
существенные черты на всех уровнях экономики (менеджмент,
маркетинг, бухгалтерский учет и др.);
отраслевые экономические науки, которые изучают особенности
производственных отношений в отдельных отраслях и подотраслях
национальной экономики, а также закономерности и тенденции
конкретной отрасли (экономика отрасли, экономика фирмы).
Менеджмент следует отнести как к специальным, так и отрас-
левым экономическим наукам в зависимости от объекта изуче-
ния. Например, менеджмент в сфере культуры и искусства изу-
чает управление производственными отношениями в процессах
|
|
воспроизводства интеллектуальной собственности и на ее основе
исследует возможности подготовки человеческого капитала. Под-
готовка высокообразованной, квалифицированной рабочей силы
является одной из первостепенных задач менеджмента в сфере
культуры и искусства и его непосредственной функцией.
В общетеоретическом плане менеджмент выполняет следу-
ющие основные функции в сфере культуры и искусства, которые
позволяют лучше понять роль этой дисциплины в общей системе
экономических дисциплин.
1. Научная функция. Формируя основные понятия и закономер-
ности хозяйственной деятельности в системе культуры и искусства,
менеджмент теоретически осмысливает и практически осваивает
сложные процессы, связанные с подготовкой, распределением
и использованием интеллектуальной собственности.
2. Познавательная функция. Менеджмент выявляет закономерно-
сти управления экономикой, определяет сложные взаимосвязи раз-
личных экономических процессов в сфере культуры и искусства.
3. Прогностическая функция. В менеджменте для принятия ре-
шений важное значение имеют экономические прогнозы и веро-
ятностные показатели (в частности, для предсказания успеха или
|
|
неудачи, совершенствования структуры интеллектуальной дея-
тельности).
•
•
•
12
4. Практическая функция. Познав закономерности развития
экономических процессов в системе культуры и искусства, ме-
неджмент определяет пути реализации экономических идей, ин-
новационных технологий.
Реализация основных функций менеджмента осуществляется
в единстве с экономическими, естественными, математическими,
техническими, педагогическими, психологическими, юридиче-
скими и социальными знаниями.
Курс «Менеджмент в сфере культуры и искусства» — это учеб-
ная дисциплина, поэтому к ней неправомерно предъявлять такие
же требования, как к соответствующей области экономической
науки. Учебный курс включает темы, в которых рассматриваются
хозяйственные ситуации для иллюстрации и аргументации тео-
ретических положений, содержится понятийный аппарат и ме-
тодология, присутствующая в данной области науки и в учебной
дисциплине.
Методология — это учение о научном методе познания, прин-
ципы и способы организации теоретической и практической дея-
тельности. Научное познание ставит своей целью проникнуть
в сущность процессов и явлений и в их взаимосвязи, раскрыть
|
|
и научиться использовать причины и источники развития этих
процессов и явлений.
В менеджменте как науке применяются следующие методы
научного познания: наблюдение объекта исследования, сбор, об-
работка и изучение полученной информации об объекте иссле-
дования посредством анализа и синтеза, индукции и дедукции,
комплексного и системного подходов; разработка гипотез и их
проверка, проведение экспериментов, моделирование в логиче-
ских и математических формах.
Наиболее широко в курсе используется метод научной абст-
ракции, т.е. представления о предмете и объекте исследования
освобождены от частного, случайного, нетипичного, кратковре-
менного, единичного и, напротив, ведется поиск в них существен-
ного, общего, постоянного. Далее начинается движение от общего
к частному.
Логика курса содержит ответ на вопрос: при каких условиях
действительны высказанные положения. Эти условия всегда ха-
рактеризуются ограниченностью ресурсов для производства ма-
териальных и нематериальных благ, поэтому в процессе изучения
курса должны быть получены ответы на вопросы: что? как? для
кого? когда?
13
Следовательно, цель и задачи курса «Менеджмент в сфере
|
|
культуры и искусства» состоят в выработке у будущего менедже-
ра — бакалавра искусств и гуманитарных наук конкретных зна-
ний и практических навыков, позволяющих управлять интел-
лектуальной и трудовой деятельностью персонала организаций
культуры и искусства через систему мотивации труда; прини-
мать научно обоснованные управленческие решения; структу-
рировать деятельность других людей; управлять организацией.
Знать основные положения и практический инструментарий ме-
неджмента необходимо каждому специалисту, занятому в сфере
деятельности культуры и искусства. Именно поэтому в пособии
изучаемые проблемы рассматриваются в разрезе отдельных от-
раслей культуры и искусства — музейного дела, изобразитель-
ного искусства, кинематографии, шоу-бизнеса, художественных
промыслов.
Таким образом, менеджмент — самостоятельный вид профес-
сиональной деятельности, а менеджер — субъект этой деятельно-
сти, профессионал-управленец. Объектом его деятельности явля-
ется хозяйственная и интеллектуальная деятельность организации
в целом или конкретная ее сфера.
Категория «менеджер» применительно к конкретному человеку
выражает принадлежность его к профессии управляющего, выс-
шим уровнем которого является руководитель. Однако независимо
от степени профессионализма и практических навыков менеджер
должен владеть следующим философско-этическим инструмен-
тарием:
1) уважать личное достоинство каждого работника и считать его
неприкосновенным;
2) постоянно изучать людей, знать нужды и интересы персонала
организации;
3) считать, что главное в общении с персоналом —это его до-
верие;
4) считать, что гарантией человеческой и деловой порядочности
являются справедливость и совесть;
5) уметь раскрыть интеллектуальный потенциал людей, что счи-
тается высшим показателем управленческого мастерства;
6) быть примером непрерывного духовного и профессиональ-
ного совершенствования;
7) вести разумный образ жизни.
Следует иметь в виду, что в отличие от предпринимателя, кото-
рый является владельцем активов организации, менеджер —это
14
управляющий, прошедший специальную подготовку и получивший
профессию управленца, основными функциями которого явля-
ются координация деятельности организации на всех уровнях ее
управления и работа с персоналом организации. Менеджер явля-
ется наемным работником.
В сфере искусства и гуманитарных работ менеджер должен вла-
деть технологиями производства и удовлетворения интеллектуаль-
ных и духовных потребностей членов общества на основе знаний
науки об обществе и науки о человеке. Эта сфера по ОКОНХ (Об-
щероссийский классификатор отраслей народного хозяйства) от-
несена к отрасли национальной экономики под названием «Куль-
тура и искусство», в которой в 2003 г. было занято 1086 тыс. чел.,
или 1,7% занятых в экономике России. В перспективе следует ожи-
дать рост численности занятого населения в этой сфере экономи-
ческой деятельности.
В наше время культура и искусство сами превратились в сферу
экономической деятельности, производящую предметы потреб-
ления — товары и услуги. Современный уровень развития культу-
ры и искусства характеризуется необходимостью использования
экономических ресурсов — материальных, финансовых, трудовых,
земельных, информационных, интеллектуальных, среди которых
большая доля принадлежит затратам «живого труда» и средствам
на его оплату. Это объясняется тем, что продукты и услуги (резуль-
тат) культурной деятельности создаются живым трудом, в основ-
ном квалифицированным и творческим. В последнее время сферу
культуры характеризуют как отрасль экономики, использующей
все более возрастающий объем материальных средств, необходи-
мых для создания культурных продуктов непосредственно, а также
их потребления, что включает качество услуг или делают возмож-
ным оказание именно такой услуги. Возрастает роль и материаль-
ных средств, необходимых для «неорганизованного», домашнего
потребления продукта культуры, наличие которых у населения
стимулирует особые формы результатов культурной деятельности,
представленных в предметной форме.
Культура и искусство в соответствии с Основами законодатель-
ства Российской Федерации о культуре включает следующие виды
деятельности:
охрану, сохранение, использование и популяризацию культур-
ного наследия;
художественную литературу, сценическое, пластическое, му-
зыкальное искусство, архитектуру и дизайн, фотоискусство,
• • 15
другие виды и жанры искусства; кинематографию и иные ау-
диовизуальные искусства;
художественные народные промыслы и ремесла, народную
культуру (языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и об-
ряды, исторические топонимы);
самодеятельное (любительское) художественное творчество;
сохранение, изучение и демонстрацию музейных предметов
и коллекций, книжных памятников и иных культурных ценно-
стей, архивных документов;
коллекционирование культурных ценностей;
библиотечное дело, создание произведений печати, их распро-
странение и использование;
эстетическое и художественное воспитание, образование, пе-
дагогическую деятельность в этой области;
научные исследования в сфере культуры и искусства;
международные культурные обмены;
деятельность, в результате которой сохраняются и осваиваются
культурные ценности.
Результаты культурной деятельности могут существовать в ма-
териально-вещественной форме и в самой живой деятельности
создателя как услуги, принимающие в рыночных условиях фор-
му товара. Причем материально-вещественная форма характер-
на для культурных ценностей, воплощенных в материальных но-
сителях —книгах, картинах, аудио- и видеопродукции. Следует
отметить и средства, при помощи которых доводят до потреби-
теля произведения культуры, к которым относят все технические
средства воспроизведения: аудио- и видеотехнику, кинопроектное
оборудование и т.д. Среди средств культуры следует выделить ау-
диовизуальные произведения, которые непосредственно связаны с
домашним воспроизведением и находятся, как правило, в личной
собственности, а также принадлежат корпоративным потреби-
телям и необходимы для организации коллективного, организо-
ванного потребления культурных благ. Выделение разных видов
средств культуры обусловлено различными по форме условиями
потребления культурных ценностей.
Услуги культуры также подразделяются на два вида:
услуги непосредственных исполнителей (актеров, певцов и т.д.),
оказываемые конкретно потребителю (зрителю, слушателю);
услуги, связанные с освоением культурных благ, находящихся
в предметной форме, услуги библиотек, кинотеатров музеев,
картинных галерей и т.д.
• • • • • • • • • • 16
Результаты культурной деятельности, принимающие пред-
метно-вещественную форму, обращаются как потребительские
товары. Услуги в нематериальной форме в силу их специальных
особенностей требует особого режима воспроизводства. Характе-
ристики результата культурной деятельности, выступающей в фор-
ме услуги, состоят в следующем:
неотделимости от создающего источника;
совпадении производства и потребления;
неосязаемости;
непостоянстве качества, его зависимости от исполнителя;
уникальности;
повышенном значении условий их оказания (комфортность
и т.д.);
количественных показателях, как это показано в приложе-
нии 1 (число спектаклей, киносеансов, экскурсий, клубных
мероприятий и т.д.).
Эти показатели могут измеряться в абсолютных и относитель-
ных показателях (на 1 тыс. и 10 тыс. чел. населения). Для сферы
культуры и искусства это имеет определенное значение. Достоин-
ства и недостатки этих показателей очевидны, поскольку, с одной
стороны, они позволяют осуществлять мониторинг культурного
обеспечения отдельных субъектов РФ, муниципальных образо-
ваний, а с другой —не отражают реального объема культурных
благ и услуг, потребляемых населением этих административно-
территориальных образований, так как рост количества учрежде-
ний культуры может сопровождаться не только повышением, но
и снижением количества посетителей. Натуральные показатели
не позволяют в силу их несоизмеримости дать сводную картину
уровня культурного обеспечения населения, а также отразить из-
менения структуры потребления.
Универсальными являются показатели в денежной оценке по-
требляемых населением культурных благ и услуг (доходы учрежде-
ний культуры, бюджета, расходы семейного бюджета на культуру
и т.д.). Однако убыточность большинства учреждений культуры,
бесплатный или льготный характер предоставления ими услуг на-
селению приводят к тому, что денежная оценка осуществляется по
затратам учреждений или государства, что не совпадает с рыноч-
ной оценкой и создает определенные искажения реальных объе-
мов услуг и культурных благ.
В учетной и плановой практике к показателям развития культу-
ры и искусства принято относить:
• • • • • • • 17
п о б иб ли от ек ам:
количество библиотек, в том числе на 10 тыс. населения;
количество книг в библиотеках в абсолютном и относитель-
ном выражениях;
количество читателей;
п о у чр еж де ни ямк лу бн ог о т ип а:
количество клубов, в том числе на 1000 тыс. населения раз-
дельно для разного типа населенных пунктов (городское,
сельское население);
количество мероприятий и клубных объединений;
п о м уз ея м:
количество музеев в абсолютном и относительном значени-
ях и количество посетителей;
п о у чр еж де ни ями ск ус ст ва:
количество театров (в том числе по жанрам), их вместимость
(в абсолютном значении и на 10 тыс. населения);
количество мероприятий, а также валовой сбор денежных
средств и собственных доходов;
п о к ин ем ат ог ра фи и:
количество произведенных кинофильмов;
количество кинотеатров;
количество киноустановок;
количество зрителей;
валовой сбор денежных средств;
п о р ад иоит ел ев ид ен ию:
объем передач в среднесуточном исчислении;
средневзвешенный процент охвата населения теле- и
радиовещанием.
Эффективность хозяйствования отдельной организации культуры
и искусства в рыночных условиях также изменяется в зависимости
от формы предоставления услуг населению. При платном оказании
культурных услуг для организаций, получающих доходы, сопостави-
мые с расходами или превышающие их, можно использовать коммер-
ческие показатели эффективности (прирост собственных доходов,
рентабельность, снижение убыточности и т.д.). Однако в большин-
стве случаев эффективность хозяйственных операций определяется
степенью рациональности использования ресурсов, либо теми же по-
казателями посещаемости учреждения культуры и количеством посе-
тителей, обслуживаемых одним работником учреждения культуры,
а также —степенью заполнения залов и т.д. Для сравнения применя-
ют некоторую (нормативную, среднюю) величину показателя.
•
•
•
•
•
•
К он тр о л ьн ыев оп ро с ы 1. Охарактеризуйте категорию «менеджмент» в различных трактовках.
2. Р аскройте содержание категории «менеджмент».
3. Дайте ваше определение категории «менеджмент».
4. Согласны ли вы с определением термина «менеджмент», приведенным
авторами учебника?
5. Н азовите функции менеджмента.
6. Каковы методологические основы изучения дисциплины «Менедж-
мент»?
7. Н азовите черты, характеризующие предпринимателя и менеджера.
В чем их различие?
8. Дайте характеристику видам деятельности в сфере культуры и искус-
ства.
9. Как оценивается эффективность деятельности отраслей сферы дея-
тельности?
10. В чем заключаются особенности сферы культуры и искусства?
19
Г а а2
М н д м н к кс с е ар к в д т а иу ра л ни о га и а и м к л т р ы
ии ку с ва 2.1. О га и а и вс е ек л т р ии ку с ва Организация —это группа людей, деятельность которых сознательно
координируется и регулируется для достижения общей
одной или нескольких целей исходя из материальных или иных
интересов. В России организация является юридическим лицом,
которое имеет регистрацию в органах власти и налоговых орга-
нах, один или несколько расчетных счетов в банке, свою печать,
юридический адрес, устав деятельности, учредительный договор,
финансовую самостоятельность.
В Статистическом регистре хозяйствующих субъектов Феде-
ральной службы государственной статистики (Статрегистр Рос-
стата) в качестве единиц статистических наблюдений выделяют
организации, индивидуальных предпринимателей, местные еди-
ницы; все они функционируют в сфере культуры и искусства.
Организации —юридические лица, прошедшие государствен-
ную регистрацию; не юридические лица, созданные в установлен-
ные законодательством РФ порядке; филиалы, представительства
и иные подразделения иностранных организаций, прошедшие
аккредитацию в соответствии с законодательством РФ, не являющиеся
юридическими лицами.
Индивидуальные предприниматели —граждане, осуществля-
ющие предпринимательскую деятельность без образования юри-
дического лица.
Местные единицы —территориально-обособленные подразде-
ления организаций (филиалы, представительства).
Указанные единицы могут быть представлены: театрами, кино-
театрами, кино- и фотостудиями, музеями, музеями-усадьбами,
концертными организациями, учреждениями культурно-досуго-
вого типа (клубы, дворцы и дома культуры, центры культуры и до-
суга, дома творческих работников, учителя, врача, молодежи и др.),
библиотеками и т.д.
20
Таким образом, организация представляет собой систему, т.е.
некое единство, а не простую совокупность составляющих ее час-
тей, основными системными принципами формирования которой
являются:
1) ц ел ос тн ос ть—несводимость свойств системы к сумме свойств
составляющих ее элементов и невыводимость из последних
свойств целого;
2) с тр ук ту рн ос ть — возможность описания системы не столь-
ко поведением отдельных ее элементов, сколько свойствами
структуры;
3) в за им оз ав ис им ос тьс тр ук ту рыис ре ды—формирование и про-
явление свойств системы во взаимодействии со средой, при-
чем система является активным элементом взаимодействия;
4) и ер ар хи чн ос ть—каждый элемент системы в свою очередь мо-
жет рассматриваться как система, а исследуемая система пред-
ставляет собой один из элементов более широкой, глобальной
системы;
5) м но же ст ве нн ос тьо пи са ни я к аж до й с ис те мы—макроскопи-
ческое, микроскопическое, иерархическое, функциональное
и процессуальное представление о системе. В связи с этим за-
дачей системного подхода является идентифицировать целое,
объяснить поведение и свойства целого с точки зрения его
роли и выполняемой функции.
Модель управления организацией в сфере культуры и искусства
с позиции системного подхода может быть определена как:
1) концептуальная, если она рассматривается как модель систе-
мы управления в какой-либо области интеллектуальной дея-
тельности;
2) эмпирическая, если рассматривается конкретная организация;
3) человеко-машинная, если в контур управления включена ком-
пьютерная система обработки и хранения информации;
4) замкнутая или открытая в зависимости от взаимосвязи с окру-
жающей средой, решаемых задач и используемой для этого ин-
формации —только внутренней или связанной с окружающей
средой;
5) временная, когда организация создается на определенный
срок или периодически подвергается формальным или нефор-
мальным изменениям.
В сфере культуры и искусства организации функционируют
в области как развития производителей, так и совершенствования
вкуса и интереса потребителей и удовлетворения их спроса на ин-
21
теллектуальную собственность и духовные запросы. В этой сфере,
как ни в одной другой, по мере удовлетворения потребностей лю-
дей проявляется закон роста и взаимосвязи их интересов, спро-
са и потребления. В табл. 2.1 приведены направления развития
производителей и потребителей интеллектуальной собственности
и услуг, создаваемых на их основе.
Таблица2. 1
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!