Кости таза (или тазового пояса) 2 страница



Необходимо помнить следующее.

Отдельное изучение разнообразных анатомических элементов без вдумчивого объемного анализа их взаимосвязи (костей между собой, вместе с мышцами, их покрывающими) в покое и в движении ничего не даст для понимания того, как возникает и меняется форма. Изучающий (как это часто бывает) будет знать анатомический «алфавит», а «читать» и «писать» не сможет. Эту взаимосвязь надо изучать в объеме, начиная изучение скелета с отдельных костей, зрительно, объемно представлять себе, как эти кости залегают среди мышц, их окружающих; постепенно расширять это представление, мысленно рисуя себе уже группу костей, функционально соединенных меж собой и несущих известную общую на­грузку, например, на конечностях, на туловище, и постепенно переходя к объемному представлению всего скелета со всех сторон и в ракурсах. Это познавание скелета неизменно надо сопровождать зрительным изу­чением на рельефной живой модели пока еще безыменных обобщенных мышечных массивов и следить за тем, как массивы, покрывая скелет, образуют элементы пластической связи всей фигуры.

В дальнейшем, перейдя к изучению мышц, пользоваться тем же по­знавательным методом, переходя от отдельных и пластически связанных с костями групп мышц к конечностям и туловищу и завершая зритель­ным объемным представлением всей фигуры на основе скелета и уже изученных мышц.

Весь этот процесс обобщения отдельных звеньев в стройное общее целое и есть изучение анатомического построения.

Пластическая анатомия изучает органы, образующие внешние формы тела: скелет, суставы, мышцы; детали лица, основные движения и про­порции, равновесие и центр тяжести, а также методику изображения фи­гуры на анатомических основах, т. е. построение фигуры на основе ске­лета и обобщенных мышечных массивов, и проработку деталей, основан­ную на разборе и использовании анатомических подробностей.

В изучении этой методики и в целях познания формы ее образования и изменения на анатомических основах и заключается существенная раз­ница между пластической анатомией и теми разделами так называемой нормальной анатомии (учение о скелете, суставах, мышцах), которые многие врачи и даже художники привыкли считать пластической анато­мией.

Слово анатомия происходит от греч. «анатоме» — в переводе «рассе­каю», следовательно, является искусством рассечения. Действительно, для изучения строения мышц, костей, суставов и т. д. необходимо рассе­кать тело, чтобы познать отдельные части его механизма. В древности, видимо, этим не занимались и анатомии, как таковой, не изучали, огра­ничиваясь лишь внешними наблюдениями и изучением пропорций.

Первые попытки изображения человека, которые до нас дошли, были в странах Древнего Востока и в Египте. Так, при раскопках были най­дены изображения на камне, покрытые сеткой. Такие сетки предвари­тельно наносились на участки стен, где изображались фигуры. Видимо, тогда из всего комплекса пластической анатомии изучали и пользовались лишь пропорциями. Так, например, до нас дошел египетский канон (сис­тема пропорций), по которому пропорциональной считалась фигура вы­сотой в 19 средних пальцев руки.

Древние греки тоже, по-видимому, не подвергали трупы рассечению. Во всяком случае у нас нет об этом никаких данных, но они обладали возможностью наблюдать нагое тело так часто и в таком многообразии движений и, видимо, их творческая мысль была настолько пытлива, что произведения их искусства анатомически почти безукоризненны. Греки также много занимались пропорциями и установили ряд канонов.

В средние века церковь и монашество мешали развитию науки и ис­кусства, нагое тело считалось презренным, естественно, что его не изуча­ли и не изображали. Интерес к изображению и изучению нагого тела во­зобновился лишь в эпоху Возрождения. Ученые и художники стали изу­чать анатомию на трупах людей. Очень много в этой области сделал Леонардо да Винчи. Он изучал анатомию не только человека, но и жи­вотных; он сделал свыше 700 анатомических рисунков, причем, стремясь как можно лучше передать объем, делал рисунки каждой части тела с разных сторон. Первым же, кто начал активно на трупах изучать анато­мию, был итальянец—художник и скульптор Антонио Полайоло. Почти в одно с ним время занимался тем же Андрей Воррокье, тоже италья­нец— учитель Леонардо да Винчи. Изучал и превосходно знал анатомию, что особенно заметно по его работам, Микеланджело Буонарроти. Рафа­эль в своих картинах делал предварительные анатомические наброски фигур композиций, прежде чем приступить к живописи.

Тициан тоже занимался анатомией — до нас дошли его анатомичес­кие рисунки. Он и его ученик Иоганн Стефан Калькар иллюстрировали первое правдивое и систематическое описание анатомии человека под названием «Устройство человеческого тела», которое создал и издал зна­менитый итальянский анатом Андреа Везалий (1514—1564).

В дальнейшем пластическая анатомия занимает по праву важное место в ряде предметов, которые изучают наравне с рисунком и живо­писью. В Академии живописи и скульптуры, учрежденной в Париже в 1648 г., была создана наравне с другими кафедра анатомии — этот пред­мет считался совершенно необходимым для художников.

В 1725 г. в России при Академии наук были открыты рисовальные классы, в которых как обязательный предмет изучалась пластическая анатомия.

В дальнейшем в Петербургской Академии художеств, основанной в 1747 г., пластическая анатомия тоже изучалась как обязательный и один из основных предметов. Некоторое время в рисовальных классах и в Академии художеств учащиеся пользовались переводными весьма несо­вершенными руководствами. Позднее художник А. П. Лосенко, препода­вавший в Академии художеств, — создатель школы русского реалисти­ческого рисунка, основанную на принципе объемного рисования с исполь­зованием анатомии, перспективы и пропорций, составляет и издает первое русское руководство по пластической анатомии.

В дальнейшем пластическая анатомия стала дисциплиной, постоянно изучаемой в художественных учебных заведениях, предметом, знание ко­торого необходимо художнику для правильного изображения человека и окружающего его животного мира.

Один из этюдов А. П. Лосенко, создателя первого русского руко­водства по пластической анатомии, публикуется и разбирается анатоми­чески как образец в этой книге.

Перед тем как приступить к конкретному изучению пластической ана­томий, необходимо сказать несколько общих слов об изучаемом предме­те, о методах его описания, о методах изучения и о методах зарисовок, которые неизменно сопровождают процесс изучения.

Тело человека симметрично, т. е. левая сторона как бы является зер­кальным отражением правой, поэтому огромное большинство частей костно-мышечной системы парное. В дальнейшем описании так и подра­зумевается, что описываемые кости и мышцы парные. Если же описывае­мая кость или мышца непарная, это специально оговаривается.

Условно принято описывать анатомию человека в положении стоя, с руками, опущенными вниз по бокам и с повернутыми вперед ладонями. Это положение тела и имеется в виду в дальнейшем при определениях: внизу, вверху, книзу, кверху, кнаружи, внутрь и т. п. Кроме того, для уточнения описания пользуются плоскостями, проводимыми через тело в соответствии с тремя плоскостями прямоугольных координат. Различа­ют три главные плоскости тела — вертикальную, поперечную и сагит­тальную, пересекающиеся в пространстве под прямыми углами. Сагит­тальная плоскость располагается вертикально в направлении спереди назад; фронтальная — вертикально — справа налево, поперечная — го­ризонтально, параллельно плоскости опоры. В описаниях, например, пользуются такими определениями: оба плечевых сустава лежит на од­ной фронтальной плоскости; лонное сращение и копчик лежат в одной сагиттальной плоскости; при положении «смирно» коленные суставы ле­жат в одной поперечной плоскости и т. д.

Кости имеют самую разнообразную величину и форму; это зависит от функций костей, от прикрепления к ним мышц, а также от действия мышц. Большинство костей носит опорную функцию, некоторые служат вместилищем внутренних органов (например, череп). Кости приводятся в движение мышцами, которые окружают их с разных сторон, образуя внешнюю форму тела. Начинаясь от одних костей, мышцы прикрепляют­ся к другим и, сокращаясь, передвигают кости вместе с покрывающими их мышцами, производя тем самым движения тела. Мышцы состоят из мышечных волокон, обладающих способностью сокращения и расслаб­ления. Отдельные группы мышц работают в разных направлениях, про­изводя противоположные движения (например, в конечностях — сгиба­ние и разгибание).

Все тело человека покрыто кожей. В тех местах, где полости тела имеют выход во внешнюю среду, кожа переходит в слизистую оболочку, например в области рта.

Кожа большей частью непосредственно не примыкает к мускулам и костям. Под кожей залегает рыхлая соединительная ткань, которая рас­пространяется на все органы тела, связывая их друг с другом, сглажива­ет неровности от выступающих над кожей частей скелета и придает телу округлость и мягкость. Эта ткань накапливает жир, который в зависи­мости от различных условий деятельности и здоровья данного организма обладает способностью или равномерно понемногу распределяться под кожей всего тела, или накапливаться неравномерно в разных местах иног­да в большом количестве. Жир скопляется чаще всего в области ягодиц, Живота, затылка, подбородка. Неравномерность отложения жира зачас­тую делает фигуру уродливой. Можно встретить фигуру на тощих ногах й с впалой грудью, но с отвислым животом, часто встречаются фигуры с жирным (двойным) подбородком и жирным затылком. Люди, в молодос­ти обладавшие стройной фигурой, могут в более пожилом возрасте вследствие скопления жира неузнаваемо измениться. Жировая ткань не влияет на основную анатомическую структуру, которая сохраняется пол­ностью и у худых и у полных; в пластической анатомии жировая ткань специально не описывается, за исключением тех мест, где она несет за-

тцитную функцию, например на костях стопы и на подушках пальцев. Надо добавить еще, что жировая ткань в значительном количестве име­ется в теле здоровых новорожденных и малолетних детей. Кроме того, жировая ткань в значительно большем количестве откладывается на женском теле, нежели на мужском, чем и объясняется более гладкая по­верхность женского тела.

Несколько слов о методах изучения и неразрывных с изучением зари­совках!

Изучая какую-нибудь кость, прежде всего надо ее подержать в руках, внимательно осмотреть и ощупать. Затем, и это обязательно, важно ра­зобраться, где и в каком направлении она залегает в мышцах, где имеет костные выступы на поверхности тела и какой обусловливает вместе с мышцами массив. Для этого надо приставить кость к соответствующей части тела натурщика и прощупать ее залегание среди мышц тела на­турщика, если возможно, в классе под контролем преподавателя и не­пременно на себе дома.

Кость внутри данной части тела натурщика зарисовывается таким об­разом, чтобы объемная кость как бы просвечивала сквозь мышцы, кото­рые тоже непременно должны быть объемными. Рисунок мышц в виде линейного плоского контура вокруг кости не достигает поставленной це­ли— получить понятие об объемной форме кости внутри объемной фор­мы мышц, поэтому следует избегать такого рисунка. Правда, в нашем ру­ководстве имеются таблицы, изображающие скелет внутри линейного контура, но здесь рядом имеются еще два объемных изображения, кото­рые восполняют этот пробел.

Изучая кости какой-нибудь конечности целиком, например руки, приложите смонтированные кости руки к руке натурщика в том же по­ложении, что и рука, и еще раз разберитесь, как залегают кости внутри мышц, прощупайте на живой руке кости среди мышц, насколько возмож­но; повторите костями движения живой руки. А потом объемно зарисуй­те всю руку целиком с просвечивающими насквозь объемными костями. Разберите и зарисуйте по такому способу всю фигуру по частям. У вас, благодаря этому, получится объемное представление о всем скелете и не отвлеченное, а конкретное: оно все время будет ассоциироваться с соот­ветствующими частями тела, что является главным. Наоборот, даже очень четкое знание отдельных костей без представления об их располо­жении в теле человека, совершенно бесполезно.

При изучении какой-нибудь мышцы важно сразу представить ее на живом теле — на своем или на теле натурщика. Найдите, где она зале- i ает, проверьте, как движется, как меняет форму; проверьте в спокойном состоянии; проследите, в состав какого объема (группы мышц и костей) бна входит. Изучив группу мышц, обратите внимание на то, какую обоб­щенную форму они образуют и как совместно с другими обобщенными группами мышц, окружающими костное основание, создают обобщенную форму части конечности или части туловища, например, обобщенная форма бедра состоит из 3 обобщенных мышечных групп (см. мышцы бед­ра). Обобщенная форма предплечья состоит из двух обобщенных мы­шечных групп, пластическим стержнем которых является локтевая кость (см. мышцы предплечья). Все время надо следить, как из отдельных мышц и костей лепится большая форма. Постепенно эти отдельные боль­шие формы, объединенные на основании скелета, зрительно создадут сложную объемную форму всей фигуры. И когда фигура будет обобщен­но построена, можно будет возвращаться к отдельным нужным анато­мическим деталям — не всем, но только нужным, которые будут, усили­вая выразительность рисунка, подчеркивать самое главное.

Познание большой формы, умение ее воссоздать из отдельных анато­мических элементов, а затем отработать нужные детали и есть основная задача изучения пластической анатомии.

При изучении мускулатуры тоже производятся объемные зарисовки, используя при этом уже полученные знания для грамотного построёния рисунка. Зарисовки желательно делать с живой модели в виде экорше, пользуясь муляжами и таблицами. Желательно, чтобы при изображении мышц намечались внутри рисунка кости.

Во всех зарисовках самое важное — правильное объемное построение, связь; ни тушевать, ни отделывать рисунки не нужно, да для этого и не хватит времени; впечатления объемности добиваться правильным пост­роением и условной светотенью, четко представляя себе, как объемные (трехмерные) формы находятся в пространстве, под каким ракурсом к рисующему и как отдельные части сопрягаются друг с другом в суста­вах.

По окончании изучения скелета строят фигуры на основании скелета и обобщенных мышечных массивов с прорисовкой всего скелета.

По окончании изучения мышц строят фигуры на тех же основаниях, но с детализацией мускулатуры в виде экорше в различных позах и с разных сторон. В каждой из этих фигур намечают схематически скелет. При успешном выполнении указанных заданий можно считать, что зри­тельное, пространственное восприятие пластической анатомии освоено. А это и есть главная задача нашего курса. Но при этом не следует забы­вать, что те чисто анатомические сведения, которые излагаются в книге: кости, суставы, мышцы, их названия, функции, расположение, формы — надо четко помнить как азбуку «анатомического алфавита»; без этого невозможна творческая работа над фигурой человека ни с натуры, ни в композиции «от себя».

Для лучшего освоения мышц нужно иметь на занятиях слепки мышц, муляжи, таблицы фигур в виде экорше в разных позах и с разных сто­рон (подобные тем, что имеются в этой книге), но ничто не может заме­нить живой натуры без ориентировки, на которой и без живого показа движений и изменений формы получаемые сведения не осваиваются по- настоящему. Это касается не только изучения мускулатуры, но и, конеч­но, скелета. Получаемые в аудитории сведения желательно закрепить. Для начала надо найти на себе или на товарище все опорные костные точки — это возможно при любом телосложении и упитанности. Труднее обнаружить отдельные мышцы, они видны при рельефной мускулатуре, но даже тогда, когда мускулатура не рельефна, а видны лишь общие массивы, все равно необходимо топографически разобраться, где, какая мышца залегает, а это возможно при любом рельефе мышц. Опыт пока­зывает, что такое освоение анатомического материала наиболее продук­тивно, сведения крепко запоминаются, а кроме того, анатомически воз­никает как бы постоянный объемный справочник, который всегда при се­бе и может дать нужную справку даже вовремя экзамена. Однако следует запомнить, что эту ориентацию на себе необходимо переносить на те­ло натурщика и постоянно в этом упражняться и практически и мыслен­но. Кроме того, можно работать, ориентируясь на собственном изобра­жении в зеркале.

Вопросы. Значение для внешней формы тела позвоночника, таза, грудной клетки. Опорные костные точки рисунка. Изменение формы мышц при движениях. Что такое пластическая анатомия и каковы методы ее изучения? Анатомические зарисовки.


УЧЕНИЕ О КОСТЯХ

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О СКЕЛЕТЕ

Скелет человека состоит из костей самой разнообразной формы и ве­личины; по количеству их свыше двухсот (табл. I, II).

Различают кости длинные, короткие, плоские и смешанные. Длинные кости обычно располагаются на конечностях; в них различают тело и два конца. Тело имеет строение и форму трубки, которая к концам расширя­ется; внутри этой трубки имеется полость, в которой лежит костный мозг. Поэтому такая кость называется длинной, трубчатой костью. Рас­ширенные оба конца внутри имеют губчатое строение, а снаружи несут на себе суставные площадки для сочленения с примыкающими к ним костями. Типичная длинная трубчатая кость — бедренная (рис. 5, 12).

Короткие кости располагаются в тех местах, которые несут на себе большую тяжесть. Например, на стопе, на позвоночнике.

Плоские или широкие кости ограничивают объемы тела и создают вместилища для внутренних органов, например таз, череп.

Смешанные кости большей частью входят в состав черепа и отдельно в пластической анатомии не рассматриваются; к смешанным костям так­же относятся и ребра.

Кости обладают огромной прочностью и сопротивляемостью. К ста­рости кости делаются более хрупкими. Рост костей в длину прекращается примерно к 25 годам, чем обусловливается прекращение роста человека. Но развитие костей, увеличение их прочности или ослабление в связи с рабочими процессами, большей или меньшей рабочей нагрузкой не пре­кращается; то же свойственно и остальным тканям тела, в том числе и мускулатуре.

На поверхности костей скелета имеются выступы, шероховатости — места прикрепления мышц. На тех местах, где кости примыкают друг к другу, образуя суставы, имеются площадки разнообразной формы, по­крытые хрящом. В местах, где кости свободны от прикрепления мышц, они имеют гладкую поверхность*


     
 


Скелет является подвижной твердой основной конструкцией, на кото­рую опирается вся мягкая масса туловища. Конструкция эта образуется из разнообразных костей, подвижно, малоподвижно и неподвижно со­единенных между собой, и приводится в движение разнообразными мус­кулами.

СОЕДИНЕНИЯ КОСТЕЙ МЕЖДУ СОБОЙ — ШВЫ,
ХРЯЩИ, СУСТАВЫ

     
 

 
2
 

 
3
 

 
5
             
 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 82; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!