Кости таза (или тазового пояса) 1 страница



Допущено Управлением кадров и учебных заведений Министерства культуры СССР

В качестве учебника для художественных

И художественно-промышленных училищ

МОСКВА «ВЫСШАЯ ШКОЛА» 1978

 

Рецензент книги:

А. Е. Хитрое, преподаватель рисунка Московского
художественно-промышленного училища им. М. И. Калинина

Рабинович М. Ц.

Р12 Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке. Изд. 2-е, перераб. и доп. Учебник для художественных и художественно-промышленных училищ. М., «Высш, школа», 1978.

208 с. с ил. и табл. Библиогр.: с. 189.

Описывается пластическая анатомия человека и животных. Книга написана ху­дожником, имеющим высшее медицинское образование, благодаря чему изложен только тот материал, который имеет практическую ценность для художников; этим и особенно изложением методики изображения на анатомических основах книга вы­годно отличается от других руководств того же профиля.

Во втором издании (первое вышло в 1971 г.) расширен изобразительный мате­риал, показывающий строение человека, животных и птиц, переработан и дополнен текст.

Предназначается для учащихся средних специальных учебных заведений изоб­разительного искусства. 'Может быть использован в практической работе художника.

~ 80104—094

р----------------

001(01)—78

(6) Издательство «Высшая школа», 1978 г.


ПРЕДИСЛОВИЕ

«Чувствовать, знать, уметь — полное искусство», — определяет выдающийся худож­ник-педагог П. П. Чистяков искусство художника. Изображая человека, животное, художник должен знать его строение, его анатомию. «Кисть руки состоит из костей, сухожилий, мускулов, покрыта кожей. Чтобы исполнить ее как следует, надо изучить кости, построить в соответствии...» — говорит в другом месте П. П. Чистяков, излагая свои программные требования, и он же в письме к П. Ф. Исееву, говоря об анатомии и перспективе, с огорчением пишет: «Ученики знают эти предметы, но умеют ли приме­нять их на деле? Нет! Нет! И нет'»

Умеют ли наши современники — художники применять на деле знание пластической анатомии, и если не умеют, то чья здесь вина? Вот вопросы, которые должны интере­совать и в наши дни художников-педагогов, в том числе и автора этой книги.

В предисловии к первому, далеко не совершенному изданию этой книги, автор пи­сал, что большинство учебников по пластической анатомии не до конца соответствуют задаче, которую преследует ее изучение, — оказанию прямой помощи учащимся в ра­боте над овладением формой. Учебники сообщают об отдельных элементах формы: костях, суставах, мышцах, но ничего не говорят о том, как эти отдельные формы со­брать в единое целое. В учебниках ничего не сказано об общей конструктивной свя­зующей роли скелета, о взаимоотношениях частей скелета в пространстве, об образо­вании обобщенных мышечных массивов, о вхождении одних массивов в другие, т. е. о мышечной связи. Тем более ничего не сказано о самом главном — завершающем этапе изучения пластической анатомии — анатомическом построении рисунка.

Пластическую анатомию преподают, и в руководствах она изложена весьма добро­совестно, с полным знанием фактического материала, но с таким «отрывом от произ­водства», что прямой цели это не достигает. Учащийся может добросовестно прослу­шать курс, а о применении анатомии на практике при построении фигуры никаких све­дений не получить. Преподаватели же изобразительных дисциплин далеко не всегда применяют метод объемного анатомического построения фигуры, который бы суммиро­вал для учащегося полученные им по анатомии сведения. Между тем художник, не знающий анатомического построения (хотя и изучивший анатомию), не может свобод­но владеть рисунком человеческой фигуры, не может пользоваться моделью, а только копирует модель, что ведет к рабской зависимости от модели, к натуралистическому рисунку.

Разобщенность между изучением пластической анатомии и ее применением харак­терна для многих руководств и методов преподавания этого предмета.

Автор этой книги по образованию врач-анатом и одновременно художник-профес­сионал, испытавший на себе в полной мере эту разобщенность, сам ощупью, с большим трудом преодолел ее и в процессе преподавания постепенно освоил пластическую анато­мию как единую изобразительную дисциплину, включающую и сведения по пластичес­кой анатомии, и анатомическое построение.

При работе над этой книгой автор попытался восполнить пробел, о котором здесь говорится, и изложить предмет как единую изобразительную дисциплину. Кроме того, на основах сравнительной анатомии, т. е. наглядно сравнивая и проводя параллели между анатомическим строением человека, четвероногих животных и птиц, автор до­полнительно изложил необходимые учащимся краткие сведения об анатомическом строе­нии животных и методике их изображения на конструктивных анатомических основах.

Не увеличивая количества излагаемого фактического материала (костей, суставов, мышц, которые влияют на внешнюю форму и были уже описаны в первом издании), автор обратил основное внимание на пластическую часть изложения.

Во втором издании значительно расширены и уточнены предварительные пласти­ческие обзоры участков живого тела, соответствующие тому конкретному анатомичес­кому материалу, который в данный момент описывается. Учащийся или в аудитории


на живой модели или дома на себе может сразу получить конкретное представление о той части общего (живого) тела, которое он в данный момент изучает. Таким обра­зом, ощущение общего — всего тела — усиливается. Расширены и уточнены пластичес­кие обзоры туловища, конечностей, шеи, головы. Пересмотрены и расширены отделы разбора и построения всей фигуры.

В первом издании в качестве примеров построения всей фигуры разбирались три изображения (стоящая фигура спереди, стоящая фигура сзади, сидящая фигура).

В настоящем издании прибавлено еще пять изображений. Таким образом в книге в качестве завершающего момента изучения производится анатомический разбор восьми человеческих фигур в самых разнообразных позах и поворотах, начиная со стоящей фигуры и кончая фигурой, лежащей в ракурсе. Разбираются классические рисунки лучших мастеров русской школы. Благодаря этому учащиеся смогут ознакомиться не только с анатомическим построением, но и с тем, как оно помогало художникам созда­вать произведения искусства.

В отличие от рисунков, помещенных в тексте, 4 из этих цветных изображений даны отдельно (как вкладки), именуются таблицами и нумеруются римскими цифрами. Каж­дая таблица состоит из трех элементов: А — изображение экстерьера (т. е. репродук­ция разбираемого рисунка); Б — изображение рисунка в виде экорше (показана вся по­верхностная мускулатура) и В — изображение скелета так, как он располагается внут­ри фигуры. Остальные четыре таблицы помещены в приложении (как иллюстрации). Кроме них в книге приводятся три классических изображения нагого тела в скульптуре и живописи с соответствующими графическими и текстовыми пояснениями для того, чтобы расширить кругозор учащихся в области применения анатомии в искусстве; эти изображения не связаны непосредственно с текстом учебника. Чтобы не путать их с рисунками и таблицами, связанными непосредственно с текстом книги, они выделены отдельно, как Приложение и именуются иллюстрациями; пронумерованы римскими циф­рами. Учащимся предлагается не просто рассматривать изображения, а производить их самостоятельные анатомические разборы в соответствии с указаниями, приложенными к каждому изображению. Сюда же включены несколько изображений птиц и фрагменты изображения лошади.

Текстовая часть отдела пластической анатомии животных пересмотрена заново, но изменена мало. Зато расширен изобразительный материал — прибавлено несколько не­обходимых рисунков и фотографий с соответствующими пояснениями — графическими и текстовыми.

Автор надеется, что второе пересмотренное и расширенное издание будет принято учащимися не хуже первого, тем более, что несмотря на необходимость строго при­держиваться определенной программы (а может быть, именно поэтому) книга кроме учащихся может быть полезна широкому кругу художников и послужить самоучителем и справочником для лиц, не изучавших пластическую анатомию.

Автор повторяет высказанные им в первом издании два настойчивых пожелания. Первое — чтобы курс пластической анатомии вели художники, второе — изложение предмета должно сопровождаться демонстрацией объемных наглядных пособий, т. е. скелета и муляжей (а не только рисунков и таблиц), и непременно прорабатываться на живой модели с постепенным изучением метода объемного анатомического по­строения.

Часть рисунков в учебнике выполнена художником М. М. Сперанской.

На обложке книги использован рисунок Микеланджело Буонарроти.

Автор


РАЗДЕЛ I

ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА

ВВЕДЕНИЕ

Тело человека способно совершать самые разнообразные движения: передвигаться шагом или бегом, прыгать, производить любую простую или сложную работу.

При всех этих движениях происходят изменения внешней формы: или фигура меняет позу целиком, или меняется форма каких-нибудь частей тела.

Изображение человека — одна из главных задач художника. Челове­ка необходимо изображать не только в состоянии покоя, но и во время самых разнообразных движений, а это значительно сложнее, так как форма при этом непрерывно меняется.

Если, например, можно изобразить человека в покое, предложив ему позировать неподвижно, путем тщательного механического срисовыва­ния, то как срисовать человека во время движения? Да и, кроме того, опыт показывает, что самое тщательное механическое срисовывание не дает изображению настоящей пластической связи — изображение полу­чается вялое, ремесленное.

Можно сфотографировать фигуры в движении, затем скопировать эти фото, но и этот способ не дает хороших результатов: изображения полу­чаются непластичные, изобразительно вялые и, несмотря на фотографи­ческую точность (как это не парадоксально!), неправдоподобные.

Видимо, требуется какой-то иной способ подхода к модели, ее узнава­ния, и этот иной способ заключается в изучении структуры тела и меха­низма его движений.

Таким образом, возникает неизбежный вывод. Необходимо изучить то, что образует формы живого организма (человека, животного), и то, от чего зависят закономерность его движений и статика. Изучить не только снаружи, визуально, но изнутри — изучить скелет, соединения костей между собой, мускулатуру, законы костной и мышечной связи и т. д., т. е. изучить пластическую анатомию.

Это изучение даст знание того, что требуется изобразить. Тогда ху­дожник, изображая то, что он знает, будет не копировать модель, а поль­зоваться ею, и даже сможет пользоваться фотографиями, а не копиро­вать их. Художник будет иметь возможность изображать натуру твор­чески без рабского копирования, и создавая образ, и, кроме того, свободно работать от себя и в композиции.

Двигательный аппарат состоит из скелета, т. е. многочисленных кос­тей, в большинстве подвижно соединенных меж собой, и мышц, среди которых залегают кости, образуя их основу. Мышцы, сокращаясь и рас­слабляясь, передвигают кости и тем самым меняют форму всей фигуры (меняют позу) и отдельных ее частей.

Для того чтобы практически убедиться в нужности пластической ана­томии, полезно ее изучение начать с простейшего анализа зависимости внешних форм от их внутреннего содержимого.

Рис. 1. Изменение соотношений основных частей скелета при движении (схема):

/ — грудная клетка, 2 — позвоночник, 3 — таз

 

Начнем с двух стоячих поз (рис. 1).

Сначала ставим натурщика в положение «смирно». Натурщик стоит, выпрямившись, равномерно опираясь на обе ноги, с руками, висящими вдоль туловища. Затем просим переменить эту позу—перенести тяжесть туловища на одну выпрямленную ногу, а другую отставить в сторону.

Какие произошли изменения? В первой позе ноги стоят ровно, туло­вище выпрямлено, концы рук висят на одной высоте, колени тоже на од­ном уровне.

Во второй позе туловище согнуто посредине в сторону выпрямленной ноги, служащей опорой, другая нога согнута в двух местах, концы рук висят на разных уровнях.

Определилась прямая анатомическая связь: от изменения положения ног изменилась форма туловища. Посмотрим, какую роль при этом иг­рают костные основы туловища!

Костными основами туловища являются таз, позвоночник и грудная клетка. Проследим связь между их взаимоотношением и изменением формы туловища.

В первом случае, опираясь на ровно стоящие ноги, таз стоит горизон­тально и поддерживает прямо стоящий позвоночник, который несет на себе ровно стоящую грудную клетку. Это заметно по костным выступам, видным под кожей на поверхности тела. Грудная клетка заметна благо­даря грудине, стоящей вертикально, и краям ребер, стоящим на одной высоте справа и слева.

Таз заметен благодаря своим симметричным краям, стоящим справа и слева на одном уровне, и лонному сращению, которое лежит в одной вертикальной плоскости с грудиной. Позвоночный столб, соединяющий таз и грудную клетку, тоже заметен в спинной борозде благодаря кост­ным выступам и крестцу, которые тоже стоят ровно.

Во втором случае, вследствие упора на одну ногу и сгибании другой ноги, таз опирается на выпрямленную ногу и наклонен в сторону отстав­ленной ноги, а лонное сращение отклонилось в сторону опорной ноги; по­звоночник изогнулся в сторону опорной ноги и наклонил грудную клетку в ту же сторону. Это заметно по тем же костным элементам грудной клет­ки, таза и позвоночника, о которых упоминалось выше и которые сейчас переместились и заняли другое место в пространстве, тем самым являясь характерными признаками этого изменения.

Естественно, что при построении туловища в одной из описанных поз необходимо наметить эти костные ориентиры для того, чтобы определить наиболее характерные элементы каждой позы, иначе изображение будет неправильным. Эти костные и им подобные ориентиры условно называ­ются опорные костные точки рисунка. (Не путать с физическими костны­ми пунктами опоры живой модели, которые, кстати говоря, зачастую од­новременно являются опорными точками, и рисунка!)

Другой пример: натурщик стоит перед стеной с рукой, поднятой впе­ред до горизонтального уровня, таким образом, что кончики пальцев поднятой руки находятся от стены на расстоянии до 10 сантиметров. Ос­таваясь в основном совершенно неподвижным, он вытягивает руку вперед и касается ею стены, а затем отводит вытянутую руку обратно. Если при этом следить за спиной натурщика, видно, что рука как бы удлиняется и укорачивается и одновременно с этим по поверхности спины передви­гается вперед и назад группа мышц, вместе с собой передвигая наруж­ный конец ключицы (рис. 2). Если положить пальцы наблюдателя на эту группу движущихся мышц, под ней можно ощутить кость — лопатку, которая является костной основой этой группы, и, будучи связана с ру­кой, передвинула ее вперед и назад и тем самым «вытянула» и «укоро­тила» руку. Здесь тоже обнаруживаются под кожей костные выступы, определяющие эти положения руки, лопатки и ключицы — опорные кост­ные точки, которые необходимо наметить при построении.

Еще один пример. Натурщик «пожал плечами» и застыл в этой позе (рис. 3). При этом двигаются с обеих сторон лопатки, каждая со своей группой мышц, но уже не вперед, а вверх. Переместились вверх и наруж­ные концы ключиц и руки. Если «опустить плечи», то опустятся лопатки, ключицы, руки — верхняя часть туловища примет обычный вид. Это дви-

 

Рис. 2. Движение лопатки — вытягивание руки (схе­ма):

1 — лопатка, 2 — позвоночник, 3 — грудная клетка

 

I                                          п

Рис. 3. Движения лопатки (схема). / — отведение рук назад; II пожатие плеч:

1 — лопатка, 2 — позвоночник, 3— грудная клетка


Рис. 4. Изменение длины ладонной и тыльной поверхности кисти за счет запястья при сгибании и разгибании в луче­запястном суставе (схема):

1 — запястье, 2 — ладонная поверхность кисти, 3 — тыльная аоверх- и ость кисти

 

жение и предыдущее производятся перемещением костей и мышц так называемого плечевого пояса, и при этом основная форма верхней части туловища, образованная грудной клеткой, остается неизменной. И в данном случае костные ориентиры грудной клетки и плечевого пояса должны быть разобраны и намечены при построении фигуры как опор­ные точки рисунка, обусловливающие расположение костных элементов, вокруг которых лежат мышечные массы.

Займемся кистью руки. Сначала надо предельно отогнуть кисть в тыльную сторону и измерить расстояние между нижними концами кос­тей предплечья и костными выступами (головками пястных костей), ог­раничивающими книзу тыльную сторону ладони (рис. 4). Затем сильно согнуть кисть в ладонную сторону: при этом вышеупомянутое расстоя­ние значительно увеличится — на тыле кисти появится дополнитель­ная выпуклая часть, имеющая твердую костную основу, ранее не видная и не прощупываемая на тыле кисти под кожей. При обратном движе­нии, т. е. при полном разгибании кисти, измеряемое расстояние сократит­ся и выпуклая часть исчезнет. При прощупывании кисти становится яс­ным, что вышеупомянутую выпуклую часть образует часть скелета кисти, именуемая запястьем. Если кроме этого произвести еще самые раз­нообразные движения кистью и при этом прощупывать ее, можно убе­диться в том, что ни одно из положений кисти не может быть ни понято, ни изображено без предварительного изучения скелета кисти, потому что скелет обусловливает любую ее форму.

Эти несколько примеров достаточно убедительно демонстрируют роль скелета при изображении человека.

Чтобы увидеть изменение формы в результате работы мышц, доста­точно понаблюдать, как натурщик сгибает руку в локтевом суставе (табл. I, цветная). При этом лежащая на передней поверхности плеча длинная мышца делается короткой и толстой и на нижнем ее конце воз­никает сухожилие, появляющееся из глубины мышц предплечья. При подъеме руки мышца, покрывающая вершину плеч, тоже меняет форму, изменяя тем самым форму верхней части туловища. При подъеме на нос­ки голень, в особенности сзади, вследствие напряжения мышц заметно

&


меняет форму, а при сгибе ноги в колене на тыльной стороне коленного сустава появляется ямка, ограниченная сухожилиями мышц.

Наблюдая ряд движений на модели, можно убедиться, что каждое движение влечет за собой разнообразные изменения формы. Эти изме­нения возникают вследствие сокращения мышц и перемещения костей в суставах. Чтобы понять форму и ее изменения, надо изучить скелет (кос­ти и их соединения между собой), мышцы, а также закономерность дви­жений тела, которые возникают при их взаимодействии.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 128; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!