Кости таза (или тазового пояса) 8 страница
Тело нижней челюсти вверху несет на себе ячеистый отросток (луночковый край), состоящий у взрослого человека из 16 ячеек, в которых залегают корни зубов; таким образом, у взрослого человека на обеих
челюстях имеется тридцать два зуба. На нижней челюсти человека есть особенность, которая присуща только человеческому черепу: выступание вперед по отношению к зубам передней нижней части челюсти, т. е. наличие подбородочного возвышения. Это возвышение обусловливает наличие подбородка, который присущ только человеку.
У животных вперед выступают зубы — передний конец нижней челюсти лежит позади зубов — подбородок отсутствует.
Глазницы. Парные углубления, в которых расположены глазные яблоки и двигательные аппараты глаз. Глазница имеет форму сглаженной четырехгранной пирамиды. На ее стенках в глубине имеются отверстия, через которые проходят нервы и кровеносные сосуды глаза. На внутреннем крае глазницы имеется отверстие, продолжающееся в костный проход, ведущий в полость носа. Внутри прохода тянется слезно-носовой канал, через который слезы, постоянно омывающие поверхность глаза, проходят в полость носа.
Грушевидное, или носовое, отверстие ведет в полость носа, которая тянется над твердым нёбом выше полости рта. Полость носа разделена надвое вертикальной носовой перегородкой, состоящей из костных и хрящевой пластинок, и заканчивается сзади парными отверстиями — хоанами. Хоаны выходят в носоглотку — полость, являющуюся верхней частью глотки (см. рис. 43).
|
|
Отверстие рта переходит в полость рта: полость рта на скелете ограничена вверху твердым нёбом, а снизу ничем не ограничена. На живом человеке полость рта замкнута справа и слева щеками, а снизу мышцами, образующими дно ротовой полости; эти мышцы тянутся от нижней челюсти к подъязычной кости, расположенной над гортанью (см. ниже — шея). Сзади полость рта так же, как полость носа, переходит в полость глотки. Таким образом, полость рта сообщается с полостью носа, что легко проверить практически при курении — дым, втянутый в рот, легко выпускается через нос.
ДВИЖЕНИЯ, ПЛАСТИКА И ПОСТРОЕНИЕ ГОЛОВЫ
Все кости черепа, за исключением нижней челюсти, соединены между собой неподвижно, поэтому здесь возможны лишь следующие движения: движения головы в суставах между черепом и позвоночником и движения нижней челюсти в суставах между ней и височными костями черепа.
Суставы нижней челюсти весьма подвижны; при движениях нижней челюсти, благодаря растяжимости сумок суставов, суставные отростки челюсти выходят из суставных ямок и опорой имеют ближайшие выступы височной кости. Благодаря этому нижняя челюсть не только открывает и закрывает рот, но и движется взад и вперед, вправо и влево при жевании. В том, что суставные отростки выходят из ямок нижней челюсти, можно легко убедиться на себе, поставив палец на область сустава впереди ушного отверстия и широко открыть рот или подвигать челюстью в стороны — при этом можно ощутить пальцем, как суставной отросток нижней челюсти выходит из суставной ямки и движется в разные стороны.
|
|
Движения нижней челюсти вниз и в стороны бывают не только при жевании, они могут возникать непроизвольно вследствие изумления, разочарования и других эмоций—тогда в обиходе говорят: лицо «вытянулось», лицо «перекосилось».
Подвижность головы зависит от движения в суставах между мыщелками затылочной кости и первым шейным позвонком — здесь имеются два двухостных яйцевидных сустава, а также от движений между первым и вторым позвонками, когда первый позвонок как бы составляет одно целое с черепом и вместе с черепом поворачивается вокруг вертикальной оси по отношению ко второму позвонку. Подвижность головы зависит также от движений шейных позвонков, которые вместе с шеей перемещают голову. Таким образом, в особенности, если движение совершается одновременно в этих различных звеньях, голова может совершать самые разнообразные движения: подъем и опускание в различных направлениях, повороты, наклоны в стороны (более подробно см. ниже), причем подъем, например, может сочетаться с поворотом, опускание с наклоном головы в сторону.
|
|
При огромном разнообразии движений и положений головы изображение ее методом срисовывания просто неосуществимо, потому что малейшее движение в сторону нарушает намеченный было рисунок. Естественно, что изображать голову возможно главным образом, пользуясь методом объемного построения. Разумеется, при этом общая масса черепа, а также и отдельные его выступы, видные и ощущаемые на поверхности головы, являются той основой, на которой и должно производиться построение. Череп и его выступы дают возможность строить голову в любом повороте и в любом ракурсе; намечая различные парные и непарные костные пункты, так сказать, сопрягая их, можно на бумаге или в объемном материале (например, глине) наметить основные объемные массивы головы, с тем чтобы в дальнейшем уточнить размеры и пропорции, характерные для данного случая, данной головы. Следует помнить, что строить голову нужно в целом, вместе с затылком, иначе объем и характер пропадут. Существует и довольно часто встречается «метод», когда работающий строит только лицо и остальную объемную (мозговую) часть черепа как бы «приплюсовывает». При этом теряются объем и пропорции головы в целом, голова приобретает иной характер. В таких случаях художники говорят: «затылок не чувствуется», «затылок плоский». Кроме того, не построив голову целиком, нельзя ее правильно пластически связать с шеей — связь будет только внешней и пластически незавершенной.
|
|
Необходимо оговориться! Нельзя, конечно, требовать, чтобы работающий скрупулезно придерживался костной связи между затылочной костью и позвоночником — речь идет о том, чтобы художник вырабатывал в себе привычку объемно мыслить и оперировать большими цельными массами, что при изображении головы особенно необходимо.
Большинство выступов черепа заметно на голове, особенно на лице, конечно, если оно не слишком располнело; поэтому они приобретают большое значение при построении головы в целом. Для этой цели важны край лобной кости, образующий верхние края глазниц, височные линии, лобные бугры, скуловые кости, скуловые дуги, нижняя челюсть с ее углами и подбородочным возвышением, теменные бугры, наружное затылочное возвышение, сосцевидные отростки.
Череп, а следовательно, и голова симметричны. При построении головы надо строить объемные парные формы, располагая их по обе стороны срединной плоскости, причем если рисуешь на плоскости (а не лепишь в объеме) в соответствии с точкой зрения рисующего.
Срединная плоскость головы — это воображаемая сагиттальная плоскость, разделяющая симметричную форму головы на две равные половины. Срединная плоскость черепа (головы), встречаясь с поверхностью, проходит через подбородочное возвышение, переднюю носовую ость, середину носа, надпереносье, середину лба, через стреловидный шов и наружное затылочное возвышение, образуя среднюю линию головы.
Срединная линия головы на плоскости рисунка представляет собой в упрощенном виде кривую, тем более выпуклую, чем больше повернута голова; наибольшая кривизна выявляется при полном повороте головы в профиль. При меньших поворотах кривая эта более сглажена: чем ближе голова к фасу, тем меньше кривизна, а при полном фасовом положении лица срединная линия делается почти прямой.
При наклонах головы срединная линия, сохраняя свойственную данному повороту головы кривизну, соответственно наклонена.
Срединная линия — главнейшая из координат головы — намечается в самом начале построения, чтобы, определив поворот и наклон головы, начать намечать по обе ее стороны симметричные части черепа.
Второй главной координатой является кривая линия, проходящая параллельно краю лба через середины обеих орбит (соответственно зрачкам), скуловую дугу, ушное отверстие и наружное затылочное воз-
Рис. 23. Использование «крестовины» для построения головы (рис. Ганса Гольбейна младшего)
вышение. Эта линия пересекает срединную линию в двух местах сзади и спереди перпендикулярно накрест и определяет подъем и опускание головы: если она лежит выпуклостью вверх — голова поднята, если выпуклостью вниз — голова опущена. Эти две пересекающиеся линии, так называемая «крестовина», определяют в основном поворот и наклон головы (рис. 23). Их надо наметить с самого начала построения и по отношению к ним откладывать вправо и влево, вверх и вниз, соответственно точке зрения, костные пункты черепа: скуловые кости и скуловые дуги, височные линии, правую и левую стороны нижней челюсти, надбровные дуги и глазничный край лобной кости, местоположение уха и т. д. При наклонах и подъемах головы очень тщательно намечают местоположение уха и носа: что находится выше, что ниже, направление скуловой дуги; соотношение надглазничного края и нижней челюсти. Особенно это важно при сильных ракурсах сверху и снизу.
При рисовании со стороны затылка тоже важно тщательно наметить обе линии крестовины, положение уха, скулу, скуловую дугу, нижнюю челюсть, край орбиты, край лба, теменные бугры. Рисуя, надо представить себе, как по ту сторону срединной плоскости в пространстве объемно расположены части черепа, симметричные изображаемым, но не
видные с данной позиции рисующего. Для лучшей ориентировки и уточн нения полезно время от времени, вставая с места, осматривать модель со всех сторон и затем продолжать рисунок с прежней позиции.
Уточнение черт лица: прорисовка носа, рта, глаз — производится только после объемного построения головы, т. е. наметки на бумаге того, как размещены в пространстве костные ориентиры черепа.
Пропорции черепа сильно меняются за время роста человека.
Высота черепа новорожденного в 2 раза меньше высоты черепа взрослого. Высота верхней части детского черепа (от темени до зрачков) значительно больше нижней лицевой части, так как у детей в раннем возрасте очень малы челюсти; по мере роста эта разница сглаживается. Лобные бугры у ребенка сильно выступают, надбровные дуги мало заметны.
Мужской череп в среднем больше женского (это соответствует общим пропорциям, так как средний рост мужчины больше среднего роста женщины). Высота верхней части женского черепа относительно нижней несколько больше, чем на мужском. Лобные бугры у женщин развиты больше, а надбровные дуги меньше, чем у мужчин; от этого лоб мужчины более покат, а лоб женщины более отвесен.
Производят построение головы с объемной прорисовкой черепа внутри нее: в три четверти спереди, в три четверти сзади, в ракурс сверху (опущенную голову) в ракурс снизу (поднятую голову). Для этого рядом с головой натурщика ставят череп в том положении, в котором находится голова.
Вопросы. Череп мозговой, череп лицевой. Кости черепа: затылочная, височная, теменная, лобная, скуловая, верхнечелюстная, нижняя челюсть. Глазницы, отверстия носа, рта. Методика построения черепа: «крестовина» и другие основные координаты построения черепа. Возрастные и половые особенности черепа.
РАЗБОР СКЕЛЕТНОЙ И МЫШЕЧНОЙ СВЯЗИ СТОЯЩЕЙ ФИГУРЫ
И ОБЪЕМНОЕ ЕЕ ПОСТРОЕНИЕ НА ОСНОВЕ СКЕЛЕТА
И ОБОБЩЕННЫХ МЫШЕЧНЫХ МАССИВОВ
Основной твердой опорой фигуры, несущей на себе все части тела, служит скелет. Кости скелета, подвижно связанные между собой, при работе окутывающих их мышц взаимно перемещаются и тем самым дают возможность фигуре принимать разнообразные позы, допускаемые . размахом движений в суставах тела. В любой позе, в любом движении характер возникающей общей и отдельной формы прежде всего определяется взаимоположением костей скелета — это взаимоположение определяет основную конструкцию позы.
Таким образом, скелет является главнейшим конструктивным элементом связи и главной основой построения фигуры. Мышечные массивы лежат поверх скелета, связывают между собой отдельные его части и тем самым дополняют эту конструктивную связь.
Чтобы получить ясное объемное представление о модели, надо перед началом работы, прежде чем приступить к построению рисунка, осмотреть модель со всех сторон и проанализировать главнейшие соотношения частей скелета, т. е. определить расположение таза, стоит ли он ровно или наклонен, и если наклонен, то в какую сторону и как по отношению к тазу располагаются в пространстве остальные костные элементы тела. Это определит основную внутреннюю конструкцию позы.
Внешние формы тела создаются главным образом мускулатурой вместе с костными элементами, видными на поверхности. Мускулатура покрывает почти весь скелет и, перекидываясь через суставы, вместе с 58
костями создает элементы внешней пластической связи, которую конкретно и изображает художник, непременно сохраняя в сознании своем связь костную, внутреннюю. Если учащийся еще не изучал мускулатуру (как, например, в данном случае), то, присмотревшись к модели (рельефной и мускулистой), он все же сможет определить кое-какую закономерность расположения и группировок неизвестных ему пока мышц п, определив эту закономерность, сможет построить фигуру и выявить пластическую связь при помощи скелета и обобщенных мышечных массивов.
Если есть время, перед длительным рисунком полезно кроме осмотра модели с разных сторон и мысленного разбора построения фигуры сделать несколько объемных ее набросков с разных сторон или хотя бы спереди и сзади. Такого рода предварительная работа даст рисующему более или менее полное объемное представление об изображаемой модели.
Для того чтобы познакомить учащихся с подобным методом на практике и помочь созданию у них целостного объемного восприятия модели, разберем в качестве примера построение одной и той же фигуры спереди и сзади (см. рис. 24, 25).
Примечание. Во время разбора, определения: правая, левая, вправо, влево употребляются соответственно с моделью, например: вправо — это в сторону правой руки натурщика, влево — в сторону левой руки натурщика.
Рисунки (рис. 24, 25) изображают мужскую фигуру, нарисованную несколько условно. — мускулатура подчеркнута и обобщена по группам, чтобы отчетливее были видны массивы мышц (еще не изученные учащимися). Например, подчеркнуто деление мышц бедра на три основных массива; показано, что мышцы предплечья состоят из двух массивов; подчеркнуто вхождение мышц в глубину и выход их на поверхность между группами других мышц, т. е. более или менее отчетливо показаны элементы мышечной связи.
Одна и та же поза, как сказано выше, изображена в двух вариантах — спереди и сзади таким образом, что фигура просматривается с двух позиций целиком.
Познакомимся с рис. 24. Натурщик стоит, опираясь на правую ногу, отставив левую в сторону и чуть вперед; правая нога выпрямлена, левая слегка согнута в тазобедренном суставе, в колене и в голеностопном суставе. Таз наклонен в левую сторону и слегка развернут правой стороной вперед. Верхняя часть туловища, напротив, наклонена в правую сторону и еще больше, чем таз, повернута правой стороной вперед. Голова приподнята, смотрится несколько в ракурс снизу, повернута правой стороной вперед. Правая рука свисает вниз, слегка согнута в локте, кисть ее висит свободно; левая рука поднята вверх, согнута в локте, кисть сжимает воображаемый шест и как бы на него опирается.
Разбор начнем с центрального звена фигуры, т. е. с таза. Правая сторона таза приподнята, левая опущена, происходит это оттого, что правая нога выпрямлена, а левая согнута в трех суставах.
Следствием положения таза является: наклон верхней части туловища с плечевым поясом, головой и руками в противоположную сторону— позвоночный столб наклонился вправо и перенес в ту же сторону голову, грудную клетку со всем тем, что на ней базируется. Происходит это непроизвольно в поисках устойчивого равновесия фигуры. Одновременно с наклоном позвоночника и грудной клетки в дальнейших звеньях тоже в поисках равновесия невольно произведены дополнительные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, центральным звеном, связующим между собой всю фигуру, является таз.
Начнем с таза пространственное построение фигуры, предварительно наметив на листе ее местоположение и примерно пропорции рисунка.
На поверхности тела таз определяется следующим образом: правая верхняя подвздошная ость и правый подвздошный гребень приподняты, левые ость и гребень опушены; лонное сращение отклонено в сторону опорной ноги. Так как таз симметричен, то его нужно строить как симметричную форму, а для этого нужно провести срединную линию таза, которая возникает от пересечения срединной плоскости таза с поверхностью тела. Спереди срединная линия пройдет через лонное сращение через середину таза и живота, через пупок, сзади — через межъягодичную борозду, середину крестца и середину нижних поясничных позвонков.
Выше живота срединная линия отклоняется в сторону, поскольку грудная клетка повернута по отношению к тазу правой стороной вперед и поворот этот начинается в области пупка (талии), т. е. в
1 — скуловая дуга, 2— сосцевидный отросток, 3— угол ниж« ней челюсти, 4—шейные позвонки, 5 — яремная впадина, 6 — ключица, 7 — акромион, 8 — головка плеча, 9— лопатка. 10— плечевая кость, 11 — наружный надмыщелок плеча. 12—внутренний надмыщелок плеча, 13—тело лучевой кости, 14 — локтевая кость, /5 — нижний конец лучевой кости. 16 — головка локтевой кости, 17 — запястье, 18 — пястные кости, 19— головки пястных костей, 20 — фаланги пальцев. 21 — подвздошный гребень, 22—передняя верхняя подвздошная ость. 23—передняя нижняя подвздошная ость, 24 —
Правое бедро разогнуто до предела в тазобедренном суставе, направлено вниз слегка назад и внутрь. Кость бедра выявляется на поверхности большим вертелом, который в этом положении выступает в наружную сторону, и мыщелками, из которых более заметен внутрен-
Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!