К ВОПРОСУ О ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОСТИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ



В педагогике идея «полихудожественного подхода» сформировалась недавно. Популярность ее постоянно растет, что связано с особенностями современной культуры, необходимостью использования интегрированного подхода и взаимодействия разных видов искусств, полихудожественных технологий в педагогическом процессе.

Способность каждого ребенка к занятиям всеми видами художественной деятельности и творчества опирается на природную предрасположенность к восприятию многих искусств. Согласно названной концепции полихудожественный подход включает такую форму приобщения детей к искусству, которая позволит им понять истоки разных видов художественной деятельности и приобрести базовые представления и навыки из области каждого вида. Полихудожественный подход «отличается цельностью общих законов восприятия, переживания и выражения в разных видах искусства, …помогает почувствовать художественное явление в разном сенсорном облике, в переложении одного художественного события на язык другого…». Кроме того, обладая возможностью оперирования художественной формой, ребенок может выразить свое мироотношение разными средствами.

Термин «полихудожественный» был предложен в 1987 году профессором Б. П. Юсовым, который установил, что полихудожественность тесно связана с понятием «интеграция» (от латинского integration — восстановление, восполнение — состояние связанности отдельных дифференцированных частей систем в целое) и является одним из условий ее возникновения. Полихудожественное взаимодействие искусств обозначает целостный подход к преподаванию предметов области знания «Искусство», когда в центре процесса находится не предмет изучения (музыка, изобразительное искусство и т. п.), а сам ребенок [1;72].

Развивая концепцию полихудожественного развития, Юсов вывел три уровня интеграции, три вида взаимодействия искусства:

- соседство искусств – наиболее простой и характеризуется отсутствием интеграции

- взаимодействие искусств или взаимоиллюстрирование – более сложный уровень, подразумевающий сочетание искусств (произведение изобразительного искусства соотнести с музыкой)

- есть собственно интеграция – в основе лежат внутренние взаимосвязи, определенные творческие закономерности, проникающие друг в друга. Все искусства подаются, интегрировано на возрастной доминанте и занятие основано на взаимодействии с ребенком, его личном участии в образовательном процессе через культуру и искусства.

В процессе полихудожественной деятельности характер взаимодействия между видами искусства может быть различным (взаимосвязь музыки и аудиовизуальных искусств).

В эпоху информационных технологий качественно новая действительность в корне изменила систему функционирования музыкального искусства и культуры в современном мире. Взаимодействие ребенка с музыкой в настоящее время, нарушая традиционные схемы художественного восприятия, происходит через полифункциональные типы и виды коммуникации. В современном социуме актуализируются аудиовизуальные каналы коммуникации (кино, телевидение, видео, мультимедиа) с музыкальным искусством и в музыкальном образовании возникает необходимость воспитания информационной культуры личности, способной воспринимать аудиовизуальную информацию как многоканальную художественно-образную систему.

Основополагающим источником всех связей между музыкой и аудиовизуальными искусствами (также другими видами искусств) является общность художественных идей и образов [2]. Немаловажное значение имеет соответствие выразительных художественных средств. В этом отношении аудиовизуальные искусства по своей природе наиболее близки музыкальному образу, восприятию эмоционально-образного контекста музыкального искусства в целом. Процесс восприятия музыки и развитие художественной мысли в музыкальном произведении воздействует на слушателя звучащей мелодией, в первую очередь вызывая определенные ощущения, ассоциации; и уже затем, после возникновения в сознании эмоционально-образного обобщения, человек сможет прийти к сознательному осмыслению глубины и красоты услышанного [3;47].

В освоении полихудожественного пространства Б.П. Юсов предлагает различать 5 способов, которыми ребенок может выразить то, что он понял – по возрастающей сложности (в разном возрасте у разных детей эти способы доминируют):

- действиями (движением, мимикой, жестами, танцем)

- чувствованиями

- понятиями (словами, знаками-текстами)

- образами

- символами (обобщенный сенсорный знак)

Также Б.П. Юсов выделил критерии полихудожественного развития, приемлемые на занятиях любым искусством:

- Быстрота включения в творческий процесс.

- Желание и умение работать в коллективе.

- Вариативность и полихудожественного многообразие образов и действий (много вариантов).

- Цельность поэтического пространства ребенка.

- Способность продуктивно завершать работу (приходить к решению от нерешительности).

- Скорость овладения рабочими навыками.

- Взаимосвязь смыслового и художественного пространства.

- Свободное развертывание и свертывание рабочего пространства (развертывание звука в цвет и движение, свертывание цвета, звука и танца до графики).

- Эффект личного участия в произведении.

- Учет региональных особенностей культуры.

- Потребность общения с искусством.

- Воображение и фантазия (широта, гибкость, вариативность), опережающее значение мечты.

- Взаимоналожение: способность совмещения возможностей разных искусств.

- Неожиданность и индивидуальность образа.

- На всех искусствах: активность цвета, фонетики слова, интонации, пространственных представлений, чувство художественной среды.

- Динамичность и интонация речи, словесная находчивость.

- Связь региональных особенностей с глобальными и обще-человеческими проблемами культуры [4].

В Декларации Всемирной Конференции ЮНЕСКО акцентируется роль искусства как центрального компонента образования.Исходя из полифункциональности искусства, были систематизированы культурообразующие функции полихудожественного образования: познавательно-эвристическая, коммуникативная, художественно-концептуальная, творческая, суггестивно-гедонистическая, воспитательно-эстетическая.

Полихудожественный подход отличается от так называемой комплексной, межпредметной связи уроков эстетического цикла. Особенно значимо в данном случае проследить внутренние, образные, цвета, звука, духовные связи слова, движения, пространства, формы, жеста – на уровне творческого процесса, раскрыть внутреннее родство разнообразного художественного проявления.

Взаимодействие искусств – явление многоуровневое, включающее как собственно взаимосвязь искусств, так и взаимосвязь искусств с природными объектами. Исследователи, занимающиеся проблемами полихудожественного развития школьников, отмечают, что наиболее развернутые формы интеграции возможны лишь при внутренне обусловленном развитии и проявлении в деятельности воображения, фантазии, памяти ребенка, когда любой художественный продукт создается за счет внутренних потенций ребенка.

Учеными доказано, что полихудожественный подход к обучению представляет собой сложный в своей структуре педагогический процесс, «в центре которого находится не предмет изучения…а сам ребенок, так как его природа полихудожественна» [5;16].

Таким образом, опираясь на полихудожественный подход в музыкальном образовании при формировании творческих способностей учащихся, который объединяет разнообразные виды деятельности: музыкально-художественную, игровую, продуктивную, коммуникативную и др., преподаватель должен дать учащимся представление о специфике различных видов искусства, выразительных особенностях их художественных средств, научить их видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Егорова А. М. Полихудожественный подход к организации учебного процесса в системе внеклассной работы общеобразовательной школы как средство развития музыкальной одаренности учащихся // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2013. – С. 72-74.

2. Медушевский В.В. Концепция. Духовно-нравственное воспитание средствами искусства. – Минск, 2001.

3. Величко Ю.В. Музыкально-ориентированная полихудожественная деятельность // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 4 – С. 47-48

4. Карягина Г. В. Интеграционные основы эстетического воспитания школьников // Искусство как фактор развития личности в условиях непрерывного образования: сборник научных статей по материалам круглого стола 14 февраля 2008 г. / Под ред. Т.Г.Русаковой. – Оренбург: Изд. ОГПУ, 2008. – 178 с.

5. Гросул Н.В., Копцева Т.А., Красильников И.М. Программы дополнительного художественного образования детей / ред.-сост. Кучер Н.И., Кабкова Е.П., Изд. 3-е – М., Просвещение, 2007. – 240 с.

 

М.Ю. Шеин,

 ЕГФ ФГБОУ ВПО БГПУ им. М. Акмуллы


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!