МУЗЕИ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ И В ФОРМИРОВАНИИ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ РБ «Урал: история, экономика, культура» в рамках научно-исследовательского проекта «Развитие системы профессионального образования в регионах России в XX - XXI веках (на примере Республики Башкортостан), проект № 13-16-02006

На современном этапе с развитием информационных технологий и увеличения числа источников получения информации значение музеев уменьшается. Однако нельзя усомниться в том, что музеи являются носителями культуры и характеризуют историю, хозяйство и быт народов. Многие предметы являются уникальными, они должны передаваться из поколения в поколение, ведь знание природы, языка, истории и традиций родины – это первый шаг к культурному развитию молодого поколения, а значит, и всей нации. Потенциал музеев поистине неиссякаемый, музеи, в частности, помогают сделать учебный процесс более наглядным, рисунки в учебниках из абстрактного предмета воображения становятся осязаемыми, конкретными экспонатами, выставленные в музее.

В начале XX века появляется термин музейная педагогика, ее трактуют как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему. И это не случайно, потому что в этой сфере уже накоплен достаточно большой практический опыт, который повлек за собой ряд теоретических вопросов. Настоящее время главные направления исследования в сфере музейной педагогики – это создание и апробация новых методик и программ для различных категорий посетителей, «изучение истории музейно-педагогической мысли и культурно-образовательной деятельности музея» [5; 15].

Педагогические музеи возникли еще до революции, они получили широкую известность, так как выполняли различные функции. Первая функция – это просвещение и образование широкого слоя населения путем культурно-просветительской работы. Вторая, но не менее важная функция, помощь учебным заведениям, обеспечение их книгами, наглядными пособиями и специальными оборудованиями, а также организация и проведение выставок.

Самый известный в дореволюционный период музей в Башкирии – это Подвижной Музей, учрежденный 2 февраля 1906 года при поддержке Уфимского Общества Народных Университетов. Целью музея было по возможности сосредоточить у себя наглядные учебные пособия, систематизировать их и дать возможность педагогам применять эти материалы в образовательном процессе. В декабре 1907 г. к ним присоединяются члены частного кружка, большая часть которых были педагоги. Они на себе испытывали всю тяжесть описания вещей, предметов и явлений, которые нужно было просто показать. И наконец, 15 сентября 1908 г. после сбора средств, разработки плана деятельности, нахождения помещения и комплектования первых полученных наглядных учебных пособий двери Подвижного Музея открываются для пользователей.

Подвижной Музей быстро становится популярным. Если за первый год число выданных пособий имело 410 наименований, то за второй год этот показатель увеличился почти вдвое. Более подробный анализ работы Подвижного Музея представлен ниже в таблице.

 

Годы работы Подвижного Музея 1908 – 1909 гг. 1909 – 1910 гг. 1910 – 1911 гг. 1911 – 1912 гг.[5] 1912 – 1913 гг.
Количество купленных наглядных учебных пособий 362 225 356 45 42
Количество пожертвованных наглядных учебных пособий 705 815 385 347 281
Число пользователей со статусом учебные заведения и част. лица 25 29 31 37 42
Общее число пользователей[6] - - 47 51 61
Общее число выданных наглядных учебных пособий 1126 1682 3414 2690 4304

 

Из таблицы видно, что работа Подвижного Музея имела положительную динамику. Многие наглядные пособия жертвовались различными общественными организациями, правительственными органами, а также частными лицами. Так, например 1909 – 1910 гг. Инспектором Народных Училищ в пользование музеем было передано 430 пособий. Общее количество пособий росло, и перед музеем стояло решение двух неотложных проблем: первая – это систематизация и опубликование каталога наглядных учебных пособий, вторая – проблема с помещением. Если секция с первой проблемой справлялась, и каталог наглядных учебных пособий обновлялся и дополнялся, то дело с помещением обстояли на много хуже. Свою работу Подвижной Музей начинает на нижнем этаже Губернского Музея (на торговой площади), потом на полгода остается вообще без помещения (весна – осень 1910 г.), а затем переезжает в одну из комнат мужской гимназии Верниковской и Ница. Маленькая площадь помещения, предоставленная гимназией, не позволяла организовать там выставку, поэтому было решено провести ее на рождественских каникулах, где посетители смогли ознакомиться с экспозицией музея.

Если взглянуть на каталог музея, то можно с уверенностью сказать, что это был весьма полный каталог, который мог бы удовлетворить потребности учителей того времени. Основной перечень наглядных пособий состоял из учебных пособий, таблиц и рисунков, которые подразделялись на 10 отделов. В отделе история и география можно было найти глобусы и различные карты (рельефные, политические, карты отдельных территорий нашей страны и зарубежья, карты сражений и т.д.). Отдел ботаники и зоологии состоял не только из рисунков растений и животных, но из чучел животных, различных моделей из картона, гипса, папье-маше. Также отметим, что в отделе физики и химии имелось большое количество оборудований и химических веществ для проведения опытов. И эта коллекция с каждым годом пополнялась, в первом дополнении к каталогу появляются отделы минералогия, геология и палеонтология, археология. Также в Подвижном музее были волшебные фонари, который был прототипом проектора, с помощью которого проводились лекции, презентации.

Работа подвижных музеев охватывала широкое образовательное пространство, сотрудничество учебными учреждениями способствовало плодотворной деятельности. В рамках музея организовывались курсы, в которых рассказывали и объясняли, как пользоваться наглядными учебными пособиями. В целом в дореволюционном периоде музей и педагогика в широком смысле были неразрывны и работали в симбиозе. Благодаря художественной наглядности реализовались образовательные задачи, а благодаря учебным потребностям популярность музеев становилась выше. Как мы можем видеть истоки музейной педагогики можно найти в истории России, в частности в Башкирии. Что еще раз доказывает, что каждая новаторская идея должна опираться на практику, проверенную временем.

После революции многие педагогические музеи прекратили свое существование, и на смену им приходит совершенно другой тип образовательного музея, работа которого была направлена преимущественно на учащихся, а не на педагога. Основные формы работы в образовательном музее были кружки и уроки самодеятельности, где воспитанники мастерили, вязали и шили. В настоящее время на базе различных музеев формируются целые внешкольные учреждения. Примером такого внешкольного учреждения в России может быть Центр внешкольной работы им. А.С. Макаренко, образованного 30 июня 1992 г. на базе музея Макаренко. «Это учреждение дополнительного образования – место, где растущий человек может реализовать свое личное право на выбор и достижение цели своего жизненного предназначения». Деятельность таких учреждений направлена на развитие и воспитания у детей и молодежи творческой активности, целеустремленности, культуры и моральных ценностей.

Таким образом, музеи в своем формировании и развитии всегда являлись частью образовательного пространства. Благодаря интеграции музееведения с другими дисциплинами, особенно с педагогикой и психологией, музеи являются полноправными внешкольными учреждениями, где дети могут развиваться в процессе самостоятельной практической и творческой деятельности и формировать ценностно-нравственное отношение к миру.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каталог наглядных учебных пособий Уфимского Подвижного Музея. – Уфа: паровая типография, литография Торгового Дома Л.Е. Милюков и И.А. Медведев, 1910 г.

2. Морозов В.В. Образовательный потенциал Центра внешкольной работы им. А.С. Макаренко. // Педагогическое образование и наука. – 2011 г. – № 4. С. 109 – 111.

3. Отчет Секции Подвижного Музея учебных наглядных пособий Общества Народных Университетов за 1912 – 1913 гг. – 6 с.

4. Подвижной Музей наглядных учебных пособий Уфимского Общества Народных Университетов.– Уфа: паровая типография Л.Е. Милюков и К, 1911г. – 7 с.

5. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике / М.Ю. Юхневич. – М.: Рос. ин-т культурологи. – 2001 г. – 223 с.

 

Шафикова А.А.,

ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы» (г. Уфа)


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 79; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!