В) движущие силы и формы социальной динамики.



В социальной теории нет единого решения проблемы движущих сил социокультурного развития. В качестве движущих сил рассматриваются:

ü креативная роль поколений (Х. Ортега-и-Гассет);

ü деятельность экономических классов (К. Маркс);

ü деятельность социальных элит (Г. Моска);

ü геополитические интересы (Ф. Ратцель, К. Хаусхофер);

ü выдающихся личностей, гениев, героев (Ф. Ницше).

Характер социальных движений может быть различным. Определяется он, прежде всего целями движений, а также применяемыми методами и количеством вовлеченных в них людей. В этой связи выделяют следующие формы социальной динамики.

1) Эволюция осуществляется стихийно. Она предполагает преобразование сфер жизнедеятельности общества, общественного сознания, социальных структур и социальных институтов. В ходе социальной эволюции постепенно складываются необходимые предпосылки для перехода к качественно новой социокультурной системе. Нарастающие социальные противоречия, напряженность, конфликты преимущественно разрешаются с помощью социальных реформ.

2) Реформа – преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры. Реформаторские движения действуют в рамках установленного порядка, стремятся к достижению изменений с помощью легальных мер, например, средствами улучшения законодательства. Их цель – добиться согласия, стабильности, спокойствия, порядка в рамках существующей социальной системы. Однако они не способны разрешить коренных противоречий общественного развития, перейти от изжившей себя социокультурной системы к новой, прогрессивной.

3) Социальная революция – коренной качественный переворот во всей социально-экономической структуре общества. Цель революции – ниспровержение существующего социального строя путем применения силы. Отсюда и необходимость широких масштабов и массовости. В случае победы революции устанавливаются новые производственные отношения, новый способ производства, определяющий все другие сферы жизни общества, систему социальных институтов, ценности, образцов поведения.

4) Конфликт – это столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия. Конфликт – показатель обострения противоречий до границы, выход за пределы которой чреват непредсказуемыми последствиями. Своевременного разрешение конфликта – условие восстановления стабильности.

Изменения носят количественный характер и обнаруживаются уже на начальной стадии внутреннего перерождения общества, его отдельных частей и их свойств. Социальные изменения носят непрерывный, всеобщий, объективный характер. Это связано, в первую очередь, с повседневной деятельностью людей по удовлетворению своих насущных потребностей. В ходе этой деятельности совершенствуются навыки, способности людей, появляются новые виды социальной деятельности. Вместе с тем изменяется состав общества, происходит смена поколений, формируются новые идеи, представления, ценности и т. д. Повседневная деятельность людей, таким образом, вызывает непрерывные, медленные, эволюционные перемены в обществе.

Необратимые, направленные, закономерные изменения социальных систем, приводящие к возникновению нового качественного состояния, называются развитием. Развитие выступает частным случаем изменений. Социальная философия направляет свои усилия на изучение внутренних механизмов развития общества. Процесс развития неоднороден. Он включает в себя две линии развития: прогрессивное и регрессивное.

 

Вопрос 4 . Философия истории.

А) проблемное поле философии истории

Интерес к философии истории в Европе появился в эпоху Французского Просвещения. Термин «философия истории» был введен Вольтером и охватывал совокупность философских рассуждений о всемирной истории без специального философско-теоретического обоснования их необходимости и правомерности. Аргументацию различий между описательной историей как знанием фактов и теоретической реконструкцией исторического процесса предложил Ж.-Ж. Руссо. Но еще Д. Вико отделял «вечную идеальную историю», постигаемую наукой, от эмпирической истории разных народов.

Принципиальным для философии истории является вопрос о ценностях. Этот тип сознания является ценностным по преимуществу, он. судит историю с позиции некоего идеала. Здесь обнаруживается связь философии истории с традициями христианского телеологизма, который избавил общественное сознание от давящего чувства слепого исторического рока, характерного для античной философии. Христианский провиденциализм снабдил человека историческими «гарантиями» и внес в историю присутствие мощного морального начала. С тех пор в истории правит моральный разум, и все то, что впоследствии получило название закономерности исторической, скорее выражает закономерность морально-религиозную: конечное торжество Добра над мировым Злом. Именно такое выражение философия истории получила у Августина. Его можно считать основоположником философии истории, впервые сформулировавшим три ее основные принципа:

ü о единстве судеб человечества в истории (впоследствии нашедшем выражение в понятии всемирно-исторического процесса);

ü о единстве – целостности и преемственности исторического процесса во времени, понимаемом как последовательное осуществление высшего замысла;

ü об исторической ответственности человека, выбор и действия которого влияют на качество исторического процесса.

Несмотря на все последующие мировоззренческо-методологические перевороты (Реформация), указанные принципы оставались непоколебленными вплоть до новейшего, постмодернистского сдвига. Все новоевропейские теории исторического прогресса представляли секулярную версию этих принципов, не затронутых по существу. И только сегодня философия истории получила вызов, ставящий под вопрос все основы христианского исторического сознания в его противопоставлении языческой античности. Прежде всего, это вызов от новейшей культурологии, открывшей плюрализм культур и цивилизаций, а вместе с этим возможность ревизии принципа единства исторических судеб человечества.

На материалистической основе философия истории разрабатывалась К. Марксом. В ХХ веке большой вклад в развитие данной отрасли знания внесли Н.А. Бердяев, К. Ясперс, Р. Арон. Свои трактовки философии истории предложили А. Тойнби и У. Ростоу.

В современной западной философии истории выделяются два направления — онтологическое и гносеологическое. Сторонники онтологического направления (О. Шпенглер, А. Тойнби и др.) главное внимание обращают на исследование бытия исторического процесса, смысла истории, социального прогресса, социального детерминизма. Философия истории должна изучать имманентную логику развития общества, взаимосвязь и взаимообусловленность его различных сторон. Она должна анализировать ход событий, показывать, как сменяются одни цивилизации другими, почему они возникают, развиваются и погибают и т. д. Поэтому в качестве объекта исследования философия истории берет не ту или иную социальную группу, не тот или иной город, не тот или иной отдельный социальный организм, а весь исторический процесс, представляющий сложный комплекс различных элементов, находящихся в постоянном взаимодействии.

Гносеологическое направление на первый план выдвигает проблемы познания исторических фактов и событий. Его представители (В. Дильтей, Г. Зиммель, Р. Коллингвуд, Р. Арон, Ф. Брэдли, Б. Кроче и др.) полагают, что предмет философии истории — логико-теоретические и методологические проблемы исследования исторического прошлого, теоретическая реконструкция этого прошлого и установление истинности исторических фактов.

Гносеологическое направление называется критической философией истории. Ее истоки восходят к Баденской школе неокантианства, занимавшейся методологическими проблемами исторического познания, изучением специфики истории человечества.

 

Современная философия истории– это особая область философского знания, которая посвящена осмыслению качественного своеобразия развития общества в его отличии от природы. Философия истории исследует логику развития человеческого общества, единство и многомерность исторического процесса, проблемы социального детерминизма, устанавливает истинность или достоверность исторических фактов и событий. Философия истории решает вопрос о соотношении прошлого, настоящего и будущего, сама постановка которого свидетельствует о неудовлетворенности настоящим. Философия истории рассматривает несколько важнейших проблем:

ü направленность и смысл истории,

ü субъекты и движущие силы истории,

ü типология общества и основные методологические подходы,

ü критерии периодизации истории,

ü направленность исторического процесса,

ü критерии прогресса исторического процесса.

В философии истории нет единства мнений ни по одному из названных выше вопросов. Точки зрения различны настолько, что скорее, они противоположны, а не дополняют друг друга. Так, некоторые философы признают исторические законы, другие – их отрицают. Ряд философов считает, что у истории есть смысл, другие же считают, что смысла у истории нет и быть не может. Благодаря каким движущим силам совершается исторический процесс? И на этот вопрос разные философы дают самые различные ответы.

Объяснить эти противоречия можно достаточно просто. История протекает в разное социальное время, в различных культурах и цивилизациях, на фоне различной географической среды, при различном уровне развития техники и производительных сил каждого общества. Наконец, в разных обществах господствующими являются разные иерархии ценностей, разные религии, идеологии и т.п.

Тем не менее, историческое развитие в целом носит объективный характер, ведь жизнь людей, где бы и когда бы она не проходила основана на необходимости удовлетворения материальных потребностей, т.е. в любом случае, общество, на какой бы ступени развития оно не находилось, должно уделять значительное внимание материальному производству. Это производство осуществляется на определенном уровне развития производительных сил, который достался «в наследство» от предшествующих поколений, иначе говоря, объективно. Объективность исторического процесса связана, таким образом, с наличием определенных материальных основ жизнедеятельности людей, с интересами, которые они преследуют, и потребностями, которые они должны удовлетворить.

Все люди выступают одновременно и как субъекты, и как объекты истории. Отсюда следует, что история не завершена, она не имеет конца. Кроме того, она имеет не линейный, а вариативный характер.

В чем же задача социальной философии, как области философского знания, анализирующей историю человечества? Современный ответ на этот вопрос звучит следующим образом: «среди массы фактов истории выявить главные, определяющие и показать закономерности и тенденции развития исторических событий и социальных систем. При этом социальная философия должна стремиться использовать разнообразные теоретические модели познания, рассматривать объект с разных сторон, избегать теоретического догматизма» (Социальная философия. – М., 1996. С. 51).

 

Основные подходыв философии истории:

ü формационный (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, В.В. Струве и др.);

ü глобально-формационный (Ю.И. Семёнов);

ü цивилизационный (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Ш. Айзенштадт, Б.С. Ерасов, Д.М. Бондаренко, И.В. Следзевский, С.А. Нефёдов, Г.В. Алексушин и др.);

ü новая наука истории (школа «Анналов»: М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф и др.);

ü мир-системный (А. Гундер Франк, И. Валлерстайн, С. Амин, Дж. Арриги, Т. дус Сантус, К. Чейз-Данн, Дж. Абу-Лутход, Т. Хопкинс, М.А. Чешков, А.И. Фурсов, А.В. Коротаев, Л.Е. Гринин и др.);

ü синергетический (И. Пригожин, Г. Хакен, С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий, С.П. Капица, Л.И. Бородкин, П.В. Турчин, А.П. Назаретян и др.)

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 101; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!