А) понятие социальной деятельности



Человеческая деятельность – это адаптивно–адаптирующий процесс, т.е. приспособление к природной среде путем ее масштабной предметной переработки и преобразования, ведущих к созданию искусственной среды существования человека.

Теорию социального действия разработал Макс Вебер. В его понимании социальное действие — это действие человека, которое соотносится с действием других людей или ориентируется на него. М. Вебер разработал первую классификацию типов социального действия, основанную на степени рациональности поведения индивидов:

1) традиционное,

2) аффективное,

3) ценностно-рациональное,

4) целерациональное,

Т. Парсонс выделил следующие признаки социального действия:

ü нормативность – зависит от общепринятых ценностей и норм;

ü волентаричность, т.е. связь с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды;

ü наличие знаковых механизмов регуляции.

Структурно любое социальное действие представляет собой систему, в которой можно выделить следующие элементы:

1) субъект действия, воздействующий индивид или общность людей;

2) объект действия, индивид или общность, на которых направлено действие;

3) средства (орудия действия) и методы действия, с помощью которых осуществляется необходимое изменение;

4) результат действия — ответная реакция индивида или общности, на которых было направлено действие.

В основе всякого социального действия лежат потребности человека. Потребность – нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, личности, социальной группы, общества в целом, внутренний побудитель активности. Потребность есть свойство субъекта, выражающее его отношение к необходимым условиям существования.

А. Маслоу в иерархической концепции потребностей делит все потребности на базисные (постоянные) и производные (метапотребности). Базисные потребности:

1) физиологические и сексуальные;

2) экзистенциальные – потребности в безопасном существовании;

3) социальные – потребность привязанности, принадлежности к коллективу, общении, заботе;

4) престижные – потребность в уважении со стороны значимых других, в служебном росте, статусе;

5) духовные – потребности в самовыражении через творчество.

Б. Малиновский выделяет 2 группы потребностей: первичные (биологические) и вторичные, рожденные культурой.

Ситуативным проявлением потребностей являются интересы, выражающие статус субъекта в системе общественных отношений. Осознанные потребности и интересы превращаются в цель социальной деятельности. Идеальные факторы, побуждающие социального субъекта к деятельности, есть ее мотивы. А состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации называется установкой. Система мотивов и установок, обусловленная индивидуальными и социальными факторами активно участвует в постановке цели, формировании ее содержания и смысла.

Выбирая цель, социальный субъект одновременно осуществляет выбор средств для достижения цели. Это будет операциональная подсистема деятельности. Социальное действие завершается результатом, в котором субъективные мотивы, цели, установки через деятельность превращаются в объект, удовлетворяющий субъекта. Это результативная подсистема деятельности.

Между функциональными подсистемами деятельности устанавливаются детерминационные отношения. Вопрос об их природе не имеет однозначного решения в социальной философии. Сторонники плюралистического подхода убеждены в том, что части любой общественной единицы, находятся между собой в координационной зависимости: взаимно влияя друг на друга. Субординационный подход выражается в разнообразных монистических теориях, выделяющих какой-то один фактор, как главный и определяющий. Яркий пример монистического подхода – марксизм.

К. Маркс и его сторонники утверждают идею первичности потребностей и интересов перед отражающим их сознанием, вторичности идеального. Люди не выбирают себе потребностей, они предписаны человеку его природой. Именно эти потребности людей являются глубинными причинами человеческой деятельности. Они выступают как первопричины деятельности, которые стоят за желаниями и стремлениями людей, определяют их, давят на сознание, ориентируют его.

Свобода воли человека проявляется в способности нашего сознания ранжировать потребности, от которых оно не может произвольно отказаться. В зависимости от сложившейся системы ценностей человек может расставлять свои потребности в определенном иерархическом порядке, классифицировать их как первоочередные, актуальные и второстепенные. За выбором сознания всегда стоит та или иная форма потребностей, которая определяется не произволом сознания, а объективными законами телесной, психологической, социальной организации субъекта деятельности.

Другой вариант монизма в качестве детерминанты, организующей и определяющей функциональные зависимости, полагает сознание, идеальное. Например, П. Сорокин полагает, что первым актом социального действия является логический синтез, в ходе которого зарождается замысел неких социальных явлений.

Сторонники плюралистического направления убеждены в том, что части любой социальной системы находятся между собой в координационной, а не субординационной зависимости, т.е. взаимно влияют друг на друга, не разделяясь на главные, определяющие и вторичные определяемые.

Юрген Хабермас занимался разработкой собственной теорией коммуникативного действия, которая во многом является продолжением работ М. Вебера. Ю. Хабермас выделил 4 идеальных типа социального действия в современной социальной теории:

1) Стратегическое действие – действие, направленное на достижение эгоистических целей с учётом поведения одного или более индивидов. Это действие является частично рациональным, т.к. человек выбирает наиболее эффективный способ достижения собственной цели. Люди в данном случае рассматриваются как средства или препятствия в достижении эгоистических целей. Центральное понятие – принятие решения на основе сознательного выбора между различными вариантами. Данный тип действия восходит к Аристотелю и обычно называется телеологическим. На этой самой распространенной модели основаны теории принятия решений и теории игр в экономике и социальной психологии.

2) Нормативное действие – это поведение, которое основано на нормах и ценностях, которые разделяются в данной группе. Центральным аспектом в данном случае выступает следование нормам. Рациональность данного действия заключается в том, что людям необходимо просчитывать объективные последствия своих действий с точки зрения принятых норм. Ожидания участников имеет не когнитивный характер (в смысле прогноза события), а нормативный (участники ожидают определенного поведения, основанного на норме). Данная модель восходит к Э. Дюркгейму и Т. Парсонсу; на ней основана теория ролей.

3) Драматургическое действие – действие по созданию имиджа, в основе которого лежит самовыражение человека. Иными словами, это действие по представлению самого себя окружающим. Человек в данном действии раскрывает свою индивидуальность. Ключевое понятие данное модели – самопрезентация, т.е. некая игра, стилизация выражения собственных желаний перед лицом другого. Драматургическое действие разработано в работах Ирвина Гофмана.

4) Коммуникативное действие – действие в согласии с другими участниками для достижения совместной цели. В основе концепта – понятие интерпретации. Коммуникативное действие относится к взаимодействию как минимум двух субъектов, которые стремятся к взаимопониманию и достижению согласия по поводу самой ситуации действия. Особое значение имеет язык как средство коммуникации. Данная модель в социологии разрабатывалась Д.Г. Мидом и Г. Гарфинкелем.

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 74; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!