Б) Социальная философия, ее предмет и особенности



ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Н. Бурденко

 

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

 

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

текст лекции

 

 

доц. А.В. Смирнов

 

 

Воронеж – 2020

 

 

ПЛАН:

 

  1. Общество как философская категория:

а) общество и природа. Общество и экологические проблемы;

б) социальная философия, ее предмет и особенности;

в) теоретические модели общества.

  1. Анатомия общества.

а) элементы социального целого;

б) подсистемы общества, сферы общественной жизни;

в) социальная структура общества;

г) альтернативные подходы.

  1. Физиология общества: функционирование и развитие общества

а) понятие социальной деятельности;

б) источники и механизмы социокультурных изменений;

в) движущие силы и формы социальной динамики.

  1. Философия истории.

а) проблемное поле философии истории;

б) смысл и направленность истории;

в) проблема субъекта истории;

г) направленность исторического процесса

 

Вся жизнь мироздания оказывается чрезвычайно короткой, если сопоставлять время существования Метагалактики со временем существования ее составляющих, например, Солнца. История эволюции Космоса измеряется жизнью всего двух поколений «населения» Метагалактики. Эволюция самой Земли и органической природы оказывается также быстрой и короткой. За время существования Земли она вместе с солнцем сделала всего 23 оборота вокруг центра галактики, а вместе с человеком, ею была пройдена 1/130 часть этой космической орбиты. Если предположить, что земля существует 24 часа, то время существования человека составит около 1 минуты, а история человека современного типа займет одну секунду.

Как свидетельствуют факты, было время, когда на Земле людей не существовало. Но с появлением людей появилось и человеческое общество. Люди вне общества существовать не могут. Еще Аристотель называл человека политическим животным, то есть живущем в государстве, в обществе.

Совместная жизнь людей – сложное системное образование. Общество относится к числу саморазвивающихся, динамичных систем, «которые, сохраняя свою качественную определенность, способны самым существенным образом менять её состояния» [1] Общество представляет собой общественное бытие. «Бытие» – мир, который существует как непреходящее единство вне и независимо от воли и сознания человека. Это действительность, которая имеет внутреннюю логику существования, развития, и реально предзадана сознанию, действию отдельных индивидов и поколений людей. Общество есть объективная реальность, своего рода социальная материя, результат функционирования, эволюции и дифференциации биосферы в рамках более широкой целостности – развивающейся Вселенной. Как особый уровень организации материи, человеческое общество существует благодаря деятельности людей и включает в качестве обязательного условия своего функционирования и развития духовную жизнь. Благодаря деятельности людей предметы, которые охвачены их практической деятельностью, становятся частью социального мира.

Общество – продукт совместной деятельности людей, способных собственными усилиями создать необходимые условия существования. Даже в классовом обществе с его социальными конфликтами находятся объективные общие интересы, цели, требующие совместных усилий, направленных на поддержание единства противоположностей.

И так, приступим к рассмотрению данной темы. Для начала предлагаю рассмотреть общество как философскую категорию.

 

Вопрос 1. Общество как философская категория.

 

А) Общество и природа

 

Общество представляет собой сложное и многогранное явление, не поддающее однозначной характеристике. Существует множество различных определений и теорий общества. Все разнообразные определения сводятся к нескольким основным подходам:

1. Субъектный подход: общество – это совокупность людей:

ü объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей;

ü характеризующаяся устойчивостью, целостностью, саморазвитием и наличием особых социальных ценностей и норм, определяющих их поведение.

2. Коммуникативный подход: общество – это человеческая общность, специфику которой составляют отношения людей друг к другу. Общество есть продукт взаимодействия людей.

3. Институциональный подход: общество – это система социальных институтов, регулирующих экономические, политические, правовые, нравственные и иные отношения людей.

 

Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся система обладает следующими специфическими чертами:

1. Оно отличается большим разнообразием социальных структур, систем и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а сложная система, в которой формируются и функционируют различные общности и группы, большие и малые – роды, племена, классы, нации, семьи, коллективы и т.д. Поэтому общество имеет сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы в нем связаны соподчиненными отношениями. Вместе с тем каждая из подсистем обладает известной степенью автономии и самостоятельности.

2. Общество не сводимо к людям, его составляющим, – это система вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми.

3. Важнейшей чертой общества является его самодостаточность, т.е. способность общества с помощью активной совместной деятельности людей создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.

4. Человеческое общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Выбор того или иного пути развития является своеобразным связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим.

5. Общество отличается и особым статусом субъектов, определяющих его развитие. Человек является универсальным компонентом социальных систем, включаясь в каждую из них.

6. Важнейшей особенностью человеческого общества является непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации различных вариантов и моделей будущего развития общества.

7. При построении различных моделей развития общества, при любом вмешательстве человека в характер развития социальных процессов (например, возникающих на национальной или религиозной почве) необходимо обязательное осмысление последствий такого вмешательства.

8. Необходим и анализ возникающих вопросов и возможных ответов. «Что произойдет, если..., какой ценой будет установлен порядок..., какие последствия вызовет такое воздействие на систему, как..., каково значение того, что погибнет и что возникнет, если...» Такого рода вопросы свидетельствуют о необходимости отказа от позиции беспрекословной «манипуляции» и жесткого контроля над социальными системами. Если бы мы почаще ставили подобные вопросы, прежде чем принять решение вмешаться в тот или иной процесс в обществе, тогда, быть может, в нашей истории было бы меньше трагических страниц, безвременно загубленных жизней, нереализованных целей.

 

Таким образом, общество можно понимать как подсистему объективной реальности, существующую одновременно с другими проявлениями этой реальности.

Вторым, диалектически противоположным обществу проявлением этой реальности, является природа, представляющая собой совокупность естественных условий, в которых существует общество. Выделяют также вторичную природу, представляющую собой совокупность материальных условий, созданных человеком в процессе его адаптации к естественным условиям. Пример вторичной природы – различного рода антропогенные ландшафты, т.е. ландшафты, преобразованные человеком для своих нужд. В частности, город, а также мосты, плотины, дороги.

Понятие «природа» имеет два основных значения. В широком смысле — это весь окружающий мир (в том числе и человек, общество), т.е. Вселенная. В узком смысле — та среда, в которой проходит жизнь человека и общества, т.е. поверхность Земли с ее всевозможными качественными характеристиками, климат, полезные ископаемые и т.д.

ОБЩЕСТВО это исторически сложившаяся совокупность форм организации жизни и деятельности людей, целостная интегрированная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции, культура).

Общество тесно связано с природой генетически, исторически, информационно, ресурсно, энергетически. Однако общество не просто существует в природе, но активно преобразует природу под человеческие потребности.

Проблема отношения общества и природы вырастает из объективного противоречия, характеризующего положение человека в природе. Человек, являясь природным существом, противопоставляет себя остальной природе посредством своей активной деятельности. Отношения общества и природы опосредуются производственной деятельностью, продуктом которой стало возникновение и становление искусственной среды обитания людей – техносферы. Техносфера представляет собой совокупность всех феноменов и процессов, созданных человеком. Таким образом, человек обитает одновременно в двух сферах – естественной и искусственной.

 

Общее природы и общества в том, что они являются системами, причем динамическими системами. Различия – см. таблица:

 

Природа Общество
Может развиваться независимо от человека. Природа существовала, когда человека вообще еще не было на Земле. Тесно связано с природой, не может существовать без нее
Развивается по независящим от воли и желания людей законам Развивается по законам, созданных самим обществом, под влиянием деятельности людей.
Не способно творить культуру. Творит культуру.

 

Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом — целостной системой человеческого общежития – и природой в узком смысле этого слова, т.е. средой обитания человеческой цивилизации.

Однако надо понимать: природа гораздо старше общества. Если история природы насчитывает несколько миллиардов лет, то история человечества исчисляется только миллионами лет, а организованное человеческое общество существует лишь последние несколько тысячелетий. Природа — неотъемлемое условие жизни человека и общества, ведь сама жизнь может развиваться только в особой среде, причем уникальной (необходимо наличие воздуха, воды, оптимальной температуры, питания).

Природа и общество взаимодействуют друг на друга, причём одновременно в двух аспектах: положительном и отрицательном.

 

Природа Общество

Положительное влияние

Является средой обитания человека Охрана окружающей природной среды (сохранение от загрязнения, истощения и разрушения природы)
Природа – источник средств и ресурсов Обеспечение экологической безопасности
Источник средств производства Создание энерго- и ресурсо-сберегающих технологий, очистных сооружений и т.п.
Стимулирование развития общества, ведь осваивая природу, общество совершенствуется, усложняется, развивается (теория А. Тойнби «Вызов – ответ») Охрана животного и растительного мира («Красная книга»)

Отрицательное влияние

Способность природно-географических условий ускорять и замедлять темпы общественного развития Истощение недр
Способность оказывать негативное влияние на здоровье людей Загрязнение Земли, особенно водоемов и атмосферы промышленными отходами
Разрушающее действие природных катаклизмов (землетрясения, наводнения, засуха) Применение атомной энергии, как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы
  Оскудение биоресурсов: уничтожение растительного и животного мира, вырубка лесов

 

Следовательно, воздействие общества на природу – это единство созидания и разрушения.

Невозможно анализировать общество, не принимая в соображение его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе. Воздействие общества на природу обусловливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений. При этом в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок географической среды и ускорение некоторых природных процессов: накапливаются новые свойства, все более отдаляющие ее от девственного состояния.

 

Рассматривая этапы развития человечества, можно проследить, как менялись отношения общества и природы.

1) первобытность: человек уважительно относился к природе, обожествляя ее, и не мог наносить ей серьезный вред;

2) с развитием науки и техники человек все больше вторгался в окружающую его природу, используя ее ресурсы и разрушая сложившийся экологический баланс;

3) сегодня сложился новый глобальный общественный уклад, в котором природные ресурсы стало выгодно добывать – для продажи и получения средств и энергии.

В современном обществе можно с полным основанием говорить о настоящем экологическом кризисе. Нарастает дисгармония в отношениях человека и природы. Засорение земли и почвы, кислотные дожди, возникновение озоновых дыр – эти и многие другие проблемы отражают новую глобальную обстановку. С философской точки зрения, глубинная причина экологического кризиса – то, что взаимодействие общества и природы происходит исключительно посредством техники и технологий.

Экологические проблемы современности:

ü климатические изменения;

ü исчерпание полезных ископаемых;

ü загрязнение пресной воды;

ü загрязнение земли и воздуха;

ü уменьшение озонового слоя;

ü радиационное загрязнение;

ü оскудение биоресурсов, исчезновение многих видов растений и животных;

ü распространение опасных вирусов.

Проблемы развития и даже выживания человечества заставляют людей серьезно задуматься над экологическими проблемами, разрабатывать общие теории природы и общества, создавать и внедрять новые типы отношения к окружающей среде, ее защите и охране. Среди способов решения экологических проблем выделяются

ü разработка безотходных технологий и технологий с замкнутым циклом производства, разнообразных очистных сооружений;

ü внедрение технологий рекультивации;

ü составление Красных книг;

ü уменьшение использования ядохимикатов;

ü внедрение идеи самоограничения человеческих потребностей;

ü разработка экологических программ.

Диалектика взаимодействия природы и общества такова, что по мере развития общества его непосредственная зависимость от природы уменьшается, а опосредованная — усиливается. Это и понятно: познавая законы природы и на их основе преобразуя природу, человек увеличивает свою власть над ней; вместе с тем общество в ходе своего развития вступает во все более широкий и глубокий контакт с природой. Человек исторически и онтогенетически постоянно, изо дня в день общается с природой.

Мы все воюем с природой, а нам необходимо мирно сосуществовать с ней. И не только в узко-прагматическом смысле, но и в широком нравственном масштабе: ведь мы призваны не властвовать над природой (и, безусловно, не покорять ее), а, наоборот, будучи детьми ее, должны лелеять и любить ее, как родную мать.

Осознание возможности глобального экологического кризиса ведет к необходимости разумной гармонизации взаимодействий в системе «техника — человек — биосфера». Еще в 1990-е годы акад. Н.Н. Моисеев предложил концепцию коэволюции – совместного гармоничного развития общества и природы. Адаптация общества к новым требованиям и условиям жизни потребует организационных перестроек, т.е. изменения характера общественных организаций, моральных и нравственных основ общества». Для преодоления противоречия между условиями бытия и сознанием предлагаются два основных пути:

1) целенаправленное воспитание общества и перестройка его нравственно-этического фундамента;

2) ограничение характера развития производительных сил.

 

б) Социальная философия, ее предмет и особенности

Определимся теперь с предметом и объектом исследования социальной философии. Следует различать социологический и социально-философский подход к исследованию общества. Так, известный английский социолог и философ Э. Гидденс, определяет социологию как «изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ». Объектом изучения социологии, как и социальной философии, также является общество, однако предметом социологии выступают социальные структуры, социальные группы, взаимодействия социальных групп.

В отличие от социологии, социальная философия – это раздел философии, объектом исследования которого является общество, а предметом, в первую очередь, сущность самого общества как системы. Если согласиться мнением Аристотеля о философии как науке, изучающей «последние причины бытия», то о социальной философии можно сказать, что её предметом являются последние, далее неразложимые основы общественного бытия, которые и составляют природу общества. Наиболее соответствующим философскому подходу определением предмета социальной философии можно считать определение А.А. Ивина: «Социальная философия изучает структуру социальных систем, их функционирование и эволюцию, социальные институты и социальные ценности, общество как единое целое и его развитие».

Предметом социальной философии выступает общество в его полном философском подходе. Социальная философия, таким образом, – это раздел философской науки, и именно поэтому он обладает всеми чертами философского знания. В качестве характерных черт стоит выделить следующие:

ü бытие человека;

ü сознание человека;

ü отношение человека и общества, человечества;

ü социальные системы, которые играют главную роль в жизнедеятельности человека;

ü развитие общества на каждом историческом этапе;

ü движущие силы и факторы исторического развития человечества, его тренды;

ü истинность знания и информации.

Социологическая проблематика – лишь часть социально-философской. Предмет социальной философии очень точно охарактеризовал русский философ С.Л. Франк. Основываясь на его представлениях, проблемное поле социальной философии в сжатом виде можно свести к следующим основным вопросам:

ü В чём сущность общества как самостоятельной формы бытия?

ü Какова универсальная природа, лежащая в основе всего многообразия конкретных общественных систем?

ü Каково соотношение между бытием общества и индивидуальным бытием каждого составляющего его индивида? 

ü Каково соотношение бытия общества как подсистемы объективной реальности?

Исследователи в области социальной философии преимущественно придерживаются нескольких ключевых стратегий изучения общества как целостной системы:

ü натуралистская стратегия, которая стремится редуцировать общество исключительно к биологическим и экологическим проблемам;

ü социологизаторская стратегия, где исследователь стремиться абсолютизировать имеющиеся социологические факторы в зависимости от их развития, а также в зависимости от ценностных ориентаций самого человека.

Философские объяснение социальной философии, ее задач и предмета останавливаются именно на человеке, многогранности его запросов и потребностей, а также на стремлении обеспечить его полноценное существование. Основными задачами социальной философии как научного направления являются,

1) создание лучшего понимания общественного устройства, которое существует в данную эпоху;

2) социальная философия стремиться побудить управляемых и правящих понять ее специфику и сущность для дальнейшего применения на практике и решения наиболее актуальных проблем человечества;

3) социальная философия направлена на усовершенствование общественной системы, поскольку она способна как к улучшению, так и к саморегуляции.

Основная идея социальной философии – это исследование человека и мира, в котором он осуществляет свою жизнедеятельность. В рамках социальной философии подчеркивается, что именно человек создает мир вокруг себя, он может сам определять, какие его части жизненно необходимы, а какие он может оставить вне своего бытового поля. В мир обязательно входят такие компоненты, как язык и наука, право и этическая сторона, нравы и манеры поведения, средства человеческой деятельности и способы ее осуществления. Также сюда входит организация деятельности, которая может касаться и самых простейших орудий труда, а может включать в себя совершенные информационные технологии.

Основная идея социальной философии заключается в том, чтобы выявить в реальном социальном и историческом бытие человека место, которое в них занимает некоторый элемент. Мы все понимаем, что наши действия регулируются извне, и это может ограничивать свободу его выбора, а также влиять на его мировоззрение. Поэтому в рамках социальной философии и исследуется это «нечто», которое оказывает именно такое влияние. Это формы и социальные связи. Они присутствуют в каждом аспекте жизни человека, ведь без социальных связей невозможно добиться того, что принято называть «общество». Формы и социальные связи – это, по сути, основной предмет социальной философии.

Таким образом, она выступает в качестве теоретического осмысления общества как системы, где пересекаются внеиндивидуальные и надындивидуальные формы, отношения и связи, которые человек создает в процессе своей деятельности. Общение, сотрудничество, наличие коммуникаций просто необходимо, поскольку это не просто то, из чего состоит общество: это влияет на поведение и действия человека, на его желания и реализацию собственных возможностей.

Общество в принципе не может существовать без людей, поскольку они – его основа. В то же время, само общество – это отдельная реальность, которая оказывает разностороннее влияние на человека. Поэтому он может или стать частью сообщества, или отделиться от него и вести в большей или меньшей степени автономную жизнь. Более того, многочисленные исследования социальной реальности позволяют говорить нам о закономерностях общественно-исторического развития, где прослеживается такое взаимное влияние в системе «человек-общество» и «общество-человек».

 

в) Теоретические подходы к пониманию общества

В социальной философии различают три представления о социальной реальности. Это социологический номинализм, реализм, конструктивизм.

В частности, номинализм в социальной философии представлен такими авторами как Г. Тард и М. Вебер. Близкой к социологическому номинализму была «русская субъективная школа» (П. Лавров, Н. Михайловский и Н. Кареев). Суть номинализма, согласно Т. Парсонсу, можно свести нескольким тезисам:

ü единственно реальны (объективно существуют) индивиды, составляющие общество;

ü вне индивидов как реальности нет никакой другой реальности; с удалением индивидов от общества не остается ничего;

ü нет общества как реальности ни в смысле физического тела, ни в смысле особого от сознания индивидов надындивидуального сознания или коллективной души.

Умеренным вариантом номинализма является социальный конструктивизм (концептуализм), получивший своё развитие в работах таких авторов как А. Щюц, П. Бергер, Т. Лукман. С точки зрения конструктивизма, общество представляет собой не реальность как таковую, а реальность, порожденную индивидами как субъектами социального взаимодействия. Все знания, социальные нормы и идеи, являются, согласно этому подходу результатом договоренности людей. Взаимоотношения людей как раз и возможны потому, что они уверены в том, что восприятие реальности у них схоже. В результате длительного воспроизводства этих идей, ценностей и социальных институтах они уже воспринимаются как объективная реальность. Таким образом, можно сделать вывод, что реальность конструируется самим обществом, точнее составляющими его индивидами.

Противоположной позиции придерживались реалисты (О. Конт, Э. Дюркгейм, Л. Гумплович, А. Бергсон, К. Маркс). Согласно реализму, «общество есть реальность sui generis, отличная и даже независимая от реальности составляющих его индивидов».

В философии наиболее радикальную позицию по этому вопросу занимал Г. Гегель и его последователи, утверждавшие, что общество есть «тотальное» воплощение Абсолютной идеи, выраженное в государстве, ничтожными «монетами» которого являются отдельные индивиды.

В своём крайнем варианте в социологии это направление философской мысли выражено в органицизме (Г. Спенсер), утверждающего, что общество – это система, подобная живому организму, обладающему физическим телом, своей энергией, своим коллективным сознанием. Клетками этого тела, по утверждению сторонников этого направления, являются индивиды, составляющие общество.

В своем умеренном варианте реализм представлен в работах таких авторов как Э. Дюркегейм и Л. Гумплович. В общем виде основные тезисы реализма можно свести к следующему положению: общество как целостная система обладает следующими свойствами: самодеятельностью, самоорганизацией, саморазвитием, самодостаточностью.

Последнее свойство характерно именно для общества как целостной и автономной по отношению к внешней реальности системе. Самодостаточность предполагает способность системы воссоздавать все необходимые условия собственного существования. Именно благодаря самодостаточности общество становиться автономной по отношению к природе реальностью.

Одна из основных проблем социальной философии – это объяснение того, каким образом из разнообразных связей отдельных индивидов возникает общество как целостная система. Для ответа на этот вопрос необходимо изучить природу процессов взаимодействия людей как субъектов социальных отношений и показать как эти взаимодействия в итоге приводят к возникновению целостной системы – общества. Существуют три подхода к пониманию сущности социальных связей между людьми: натуралистический подход, ценностный, философско-аналитический.

В случае натуралистического подхода общество рассматривается как часть природы, результат её дальнейшего развития. Законы развития общества – это разновидность законов природы (А. Чижевский, Л. Гумилёв, Ш. Монтескье, Л. Мечникова, социобиологи Э. Уилсон, Р. Докинс и др.)

Ценностный (аксиологический) подход основан на представлении том, что в основе социальных связей лежит приверженность людей определённым ценностям, выраженным в комплексах различных идей, верований и мифов (Н. Гартман, Э. Гуссерль, М. Шелер, В. Дильтей, Э. Дюркгейм, М. Вебер). В русской философии ценностный подход использовали В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Франк, П. Флоренский, Н. Лосский, Г. Шпет и др.

Третий подход – философско-аналитический, основан на философском анализе межличностных отношений и связей, возникающих при определённых условиях. В этом случае общество может рассматриваться как совокупность атомизированных индивидов, связанных между собой определенным «общественным договором». В частности, это концепция Т. Гоббса. Возможен так же вариант, когда за основу анализа принимается структура коммуникативного взаимодействия индивидов (интеракция). Например, концепция Т. Парсонса основана на представлении о том, что «социальная система образуется интеракциями человеческих индивидов». В этой системе каждый индивид одновременно субъект взаимодействия (обладающий определенными целями, идеями, установками), и объект воздействия (источник материальных ресурсов и информации для реализации упомянутых целей, идей и установок) со стороны других участников коммуникации. В результате таких взаимосвязей, по мнению Т. Парсонса, и возникает общество как целостная система социального взаимодействия.

 

Вопрос 2. Анатомия общества, его структура.

Социальная философия изучаетобщество как единое целое в его развитии. Как особая форма бытия, общество обладает внутренней структурой, целостностью. Поэтому его изучение предполагает анализ особенностей взаимодействия различных подсистем общества и их элементов между собой. Следует учитывать, что структурная изоморфность подсистем, при которой происходит их взаимопроникновение, чрезвычайно затрудняет анализ общества как системы.

Философский анализ общества проводится на основе трех базовых подходов:

ü деятельностный, когда общество рассматривается как процесс совместной деятельности людей,

ü структурно-функциональный анализ, означающий принцип исследования социальных явлений и процессов как системы, в которой каждый элемент структуры имеет определенное назначение, функцию,

ü организационный, рассматривающий общество как институциональная система устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами.

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 89; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!