Б) Источники и механизмы социокультурных изменений



Общество представляет собой саморазвивающуюся систему. Развитие представляет закономерный процесс смены форм его социокультурной организации.

В зависимости от решения проблемы о существовании направленных, необратимых изменений в обществе социальные философы занимают две противоположные линии мышления – детерминизм и индетерминизм. Философы-детерминисты (Б. Спиноза, Н. Кондорсе, Г. Гегель, К. Маркс) признают наличие направленных изменений в обществе, которые в целом носят прогрессивный характер. Они нацелены на выявление общих закономерностей в функционировании социальных систем. В то время как индетерминисты или волюнтаристы (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей, М. Хайдеггер и др.), абсолютизируя роль слепых, бессознательных начал в человеческой психике и связывая с ними все социальное развитие, отрицают его направленность и закономерность. Поскольку все социальные явления носят индивидуальный, неповторимый характер, то, по мнению волюнтаристов, в обществе не может быть объективных законов.

Независимо от способов решения проблемы направленности, закономерности общественных изменений большинство философов признает наличие социальных перемен, ибо трудно отрицать обогащение духовной жизни людей, развитие науки, техники, расширение возможностей удовлетворения разнообразных человеческих потребностей.

Функционирование общества представляет собой обратимые изменения в рамках сложившейся системы общественных отношений. Подобные обратимые изменения протекают уже на уровне повседневной деятельности людей.

Существуют 2 подхода к объяснению истоков социокультурных изменений:

1) Концепции экстернального объяснения: развитие общества как результат внесоциальных импульсов;

2) Теории имманентного объяснения социокультурных изменений.

К первым относятся:

ü климатические и географические условия (Ш. Монтескье, Л. Мечников, Ф. Ратцель);

ü этнические условия, главным образом борьба рас (Ж. Гобино);

ü биологические факторы: борьба за существование, рост населения (М. Ковалевский);

ü учение А. Тойнби о вызовах и ответах»;

ü концепция Н. Бердяева;

ü теория космического воздействия, ритмов солнечной активности (Л. Чижевский), биохимической энергии (Л. Гумилев).

Ко второй группе относятся:

ü закон возвышения потребностей как фактор самовозрастания производительных сил (К. Маркс);

ü интеллектуальный фактор – в форме научных знаний (Е. Де Роберти, П. Лавров), в форме мировоззрения и религиозных верований (О. Конт), в форме изобретений (Г. Тард),

ü общественное разделение труда (Э. Дюркгейм, Г. Зиммель)

ü закон циклической флуктуации форм социокультурной духовности (П. Сорокин).

В настоящее время приобрела популярность плюралистическая (факторная) – модель развития общества (М. Вебер, Р. Арон). Она рассматривает общество как переплетение различных взаимодействующих факторов – экономики, политики, морали, религии, науки, техники и др. При этом отрицается наличие единого основания жизнедеятельности общества, детерминирующего все другие стороны его функционирования. Но в конкретной исторической ситуации один из факторов может сыграть решающую роль в социальном развитии.

Сравнительный анализ различных теоретических подходов исследования общества показывает наличие у каждого из них определенных познавательных возможностей, но ни один из них не следует абсолютизировать, рассматривать как единственно правильный, адекватно раскрывающий механизм социальных преобразований. Каждый из этих факторов, конечно, оказывает определенное воздействие на развитие общественной жизни, хотя их социальная роль неравноценна. Причем природные, экономические и культурные факторы теснейшим образом связаны между собой. Так, увеличение рождаемости (природно-биологический фактор) дает эффект, приводит к быстрому развитию общества только в сочетании с одновременным развитием производства, образования, медицинского обслуживания.

Неоднозначное решение проблемы источников социокультурного изменения приводит к столь же неоднозначному пониманию механизмов социокультурного развития. В качестве таковых разными школами признаются:

ü законы динамического взаимодействия между сложившейся системой общественных отношений и генерируемой в них деятельностью;

ü закон соответствия» производственных отношений характеру и уровню производительных сил, как механизм изменения общественных форм (К. Маркс);

ü закон ограниченных возможностей социокультурных систем (П. Сорокин);

ü борьба поколений (Х. Ортега-И-Гассет);

ü подражание как механизм социальной трансформации (Г. Тард).

Таким образом, первым источником саморазвития общества являются противоречия природной и культурной организации человека. Вторым – противоречия в социальном способе жизнедеятельности человека. Движущими силами развития общества являются те социальные общности, которые заинтересованы в реальном изменении социальной ситуации, противоречащей их потребностям и интересам. Неудовлетворенные потребности и интересы инициируют социальные движения.

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 363; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!