Сущность глобального эволюционизма. Эвристический потенциал глобального эволюционизма и проблемы развития современной картины мира.



Мир имеет системную организацию. Можно выделить 3 блока: неживая, живая природа и чел-ое общество. Живая природа не может сущест-ть без неживой, а общество без 1 и 2-й. Но есть ли м/ж ними ист-генетич связь по схеме «прошлое – настоящее – нацеленность на будущее». Многие высказывались, что есть, что неживое, живое и соц-ное явл-ся звеньями эволюции материи от низшего к высшему.

Сначала философы говорили о том, что природа способна конструировать на базе 1-х форм организации 2-гие, более сложные. Но эта гипотезе нуждается в обосновании, в аргументах. Сегодня их огромное количество, поэт уместно говорить о создании теории глобальной эволюции. Ее можно представить как синтез локальных, частных эволюц-х теорий.

Локальная эволюция – необратимые качественные изменения в рамках конкретного уровня организации материи. Особенность эвол пр-сов – появление новых структур, кот им более совершенную организацию чем предыдущие. Локальные эв-ции – это фрагменты эволюции глобальной. Существование подобного типа эволюц-х процессов доказано и теоретич оформлено.

1) Усилиями наук ист-го типа доказано, что социум развивался от первобытно-общинных систем к нынешним, высшим формам организации ж/деят-ти.

2) Эволюц-ные пр-сы свойственны биологической форме организации материи. 1-я попытка создания эволюц теории пренадлежит Ж. Ламарку (природа стремится к совершенствованию ч/з унаследование организмами благоприятных признаков. Выстроил систему от простого к сложному). Работы Ч. Дарвина и В.И. Вернадского.

3) Вклад космологии и астрофизики. Теория раздувающейся вселенной объяснила появление первых элементарных частиц, а после Большого взрыва появились галактики, планеты, человек. В 1973 году американец Б. Картер сформулировал антропный космологический принцип.

4) Но ист-х, билогич-х, космич-х теорий недостаточно. Есть спорные вопросы, напр, как протекала эволюция в рамках неживой материи, или как прошел эволюц переход от неживой материи к живой. С т зрения физики эволюция материи в рамках неорганич-й природы вообще невозможна. Фактор «исторического времени» исключался. Эти трудности смогли преодолеть только во 2п20века после создания теории систем и синергетики. Предмет синергетики – самоорганизующиеся системы. Так, всякая организация со временем превращается в хаос, а из этого хаоса в результате определенных действий появляется новая, более совершенная организация (напр, железные апилки в магнитном поле высстраив-ся в организ систему, зимние узоры на окнах).

Т образом, глобальную эвол-цию можно представить как переход от простых механич-х систем к сложным самоорганизующимся, а от них к саморазвивающимся, человекоразмерным.

Глоб-й эволюц-зм позволяет выработать новую обобщенную картину мира. Исторически она менялась: влияние мифологии, религии, мир как механическая система…

Глобальный эволюц-зм дал возможность:

Ø взглянуть на Вселенную как самоорганиз, -развив систему;

Ø представить динамику мира как постоянный отбор;

Ø показать, что настоящее и будущее зависят от прошлого, но не определяются им однозначно;

Ø при поиске генетич-х истоков чела привлечь не только биологич-ие и соц знания, но и космологические.

Но главн, Гл эволюц-зм призывает относиться к природе бережливо.


Ч еловек как предмет философского и научного анализа. образы человека в истории философии и культуре.

Исследованию челов-й природы посвящено огромн количество литературы.

Античность. Образ чела космоцентричен. Чел есть разумное отношение к своей природе. Сократ: ф-фия чела сужена до учения о душе (нравственные качества). Демокрит: чел = органическая часть природы, «микрокосм». Платон: чел – существо, определенное скорее извне, чем изнутри. Аристотель: чел состоит из души и тела. Душа властвует, а тело подчиняется. Чел – общественное сущ-во, «политическое животное».

Средневековье. Образ чела теоцентричен. Чел не верит в себя, он верит в Бога, потусторонний мир.Чел – сосредоточение греха. Душа бессмертна. Конечная цель чела – блаженство (созерцание Бога).

Возрождение. Автономия чела, вера в его безграничные творческие возможности.

Новое время. Бог смещается на переферию. Чел – природное существо, творение природы, подчиненное ее законам. Осн сфера чел-й деятельности – познание. Р. Декарт видел сущность чела в его разумности, в мышлении. Ф. Бэкон считал чела разумным, но в то же время телесным существом. Гоббс отвергал идею о наличии у чела независимой от тела субстанции. Франц материалисты: Гольбах – материальное играет определяющую роль по отнош к духовному. Гельвеций утверждал, что люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть. Душа видоизменяется так же как тело. Фейербах: Ч – природное сущ-во и в нем нет ничего сверхприродного. Гл отличие от животного – сознание, кот понимается как высш степень чувственности.

Кант в кач-ве отличительного признака выделил наличие у Ч самосознания. Ч – житель 2-х миров: чувственно воспринимаемого (подчинен з-нам природы и поэтому поступает необходимо) и умопостигаемого (поступает свободно, тк подчиняет себя з-ну разума).Способность чела поступать морально , без всякого принуждения выполнять свой долг, свидетельствует о реальности свободы.

Гегель: Сущность чела разумна. Разум бесконечен и выступает как субстанция мирового прогресса. Но люди в системе развивающейся идеи оказываются лишьпассивным проявлением мирового духа.

Послед периоды. Интерес не слабеет. Изучают Шопенгауэр, Ницше, Соловьев и др.

Экзистенциализм. Сущ-ть чела в его самоанализе, самосозерцании, в духовном общении с самим собой.Сартр: «Ч есть то, что он сам из себя делает». Свойства личности: ничем не ограниченная вну свобода, свобода воли, страдание, тревога, страх перед смертью. Хайдеггер: человеч-ое бытие есть бытие для смерти. Ясперс: Ч – внесоциальное, недоступное научному знанию самобытие. Должен избегать социального загрязнения, тк общество враждебно, подавляет личность. Чел-кое существование раскрывается в пограничных ситуациях. Ч – это свобода, он творит самого себя.

Фрейдизм. Рассматрив-ся проблема соотношения в челе биолог и соц-го. Фрейд: психика Ч разделена на «бессознательное» (ид), «сознательное» (эго), «идеальное Я» (супер-эго: традиции, нормы). Чел стрем-ся к удовлетворению потребностей, но натыкается на супер-эго, враждебное окружение. У него Ч выступ как биологич особь, а общество выступает как внешняя принудительная сила.

Дюркгейн: Сущ-ть Ч – двойственная реальность, в кот сосущ-т и борятся соц-я и индивидуальная. Соц-ное господствует над индивидуальным.

Марксизм. Связывает понимание природы Ч с общественными условиями его ж/деятельности.

Маркс: «Сущность Ч есть совокупность общественных отношений». Изучая конкретные обществ отношения, мы мы изучаем конкретных людей. Изменив общественные отношения можно преобразовать и природу Ч.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!