Понятие социальной реальности. Общество как система.



Мы неоднократно встречаемся с понятием социальной реальности. 1) Социальная реальность есть что-то такое, что можно увидеть, понять, изучить. Социальную реальность рассматривают как две группы социальных фактов: социальные структуры и социальные институты, акцентируя внимание на природе их взаимодействия.

2) Социальная реальность – одновременно является и условием, и полем деятельности личности, как и любого другого социального субъекта.

Общество – продукт вз/действия людей, целостная система их жизнедеятельности.

Чел ощущ-т, что окутан невидимыми нитями, кот связывают его свободу, но без которых эта свобода вряд ли сможет проявиться. Эти силы задают порядок. Сегодня этот порядок обозначают словом «общество».

Однако невидимое представляется в видимом: в вещах, поступках, чел языке, в тех учреждениях, без кот люди не могут жить вместе.

Часто мы действуем не так как нам хочется, а поступаем «как надо». Но это не значит, что мы выполняем что-то под страхом.

Т обр, соц связи и отношения – это продукт совместной деятельности людей. Маркс: «Люди — и творцы, и режиссеры, и актеры своей исторической драмы».

Особенности и характерные черты общества:

1) законы развития носят статистический характер (пробиваются ч/з массу случайных отклонений);

2) общ-во – вероятностная, нелинейная система. Варианты дальнейшего развития;

3) специфика познания общественных явлений:

• не использ-ся методы и средства познания, кот применяются в естественных науках;

• познание общ-х пр-сов зависит от их зрелости;

• все события носят индивидуальный х-р, поэтому сложно выявить общественные закономерности;

• познание общ-ва во многом определяется ценностными ориентациями исследователя.

4) Общ-во – саморазвивающаяся, самодостаточная, открытая система. Вз\связь и вз/действие всех систем;

5) Общ-во характеризуется незавершенностью развития. Что будет дальше?

Т обр, для общ-ва характерно:

ü единство, целостность;

ü развитие, направленность как системы;

ü его основа – преобразующая чел-ая деятельность;

ü наличие составных частей и связей м/ж ними.

Источники и движущие силы развития общва:

Источник – наиболее глубокая причина, дающая исходный импульс к самодвижению, -развитию. Противоречие – источник и гл движущая сила.

Движущие силы обществ-го развития: классовая борьба, революция, потребности и интересы, продолжительность труда…

В ист пр-се основополагающую роль играют такие движущие силы:

1) потребность – нужда в чем-либо. Различают биологические и социальные;

2) интересы – осознанные общ-вом потребности. Различают: индивид-ые, групповые, общественные; эк, полит, духовн…;

3) цели – выражают идеальное представление о результате.


20.Основные стратегии исследования соц. реальности в современной философии.

В истории фил мысли сущ-ли и сущ-т различные стратегии исследов-я соц реальности. 1.Марксистская.Суть:согл. Марксу людей в соц организм связывает не общая идея или Бог, а способ произ-ва, в кот входят производительн силы- сис-ма субъективн-х (чел) и вещественных (техника) элементов, кот осущ-т обмен м-жду общ-вом и природой в процессе общественного произ-ва и производственные отнош-я (совок-ть материал-х экономич-х отнош-й мжд людьми в процессе общественного произ-ва).Определяющим явл общественное бытие людей- процесс их жизнедеят-ти, отнош-е к природе, друг к другу. Согласно Марксу общество – это люди в их общественных отношениях. Развитие общества - закономерный процесс. В общественном производстве люди вступают в определенные необходимые и от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которым соответствует определенная ступень развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, базис, на который возвышается политическая и юридическая надстройка, и которому соответствует общественное сознание. Способ производства обуславливает социальные, политические и духовные процессы жизни вообще. На определенной ступени своего развития материальные, производственные силы общества приходит в противоречие с существующими производственными отношениями. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их основы. Тогда наступает эпоха соц революции. С изменением экономических отношений быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. Соц револ. означает переход от одной формации к другой. Т.О. по К.Марксу развитие общества это закономерный процесс смены формаций.

2. Вебер разработал теорию Социального действия (Сд). Сд –причина и следствие сис-мы взаимоотнош-й м-жду людьми, это действие, котор. ориентировано на интересы других людей и обусловлено другими. Общ-во-совок-ть действующих индивидов, каждый стремится к достиж собственных целей.Посредством Сд осущ-ся преобразование в общ-ых отношениях и изменения в социальных институтах, т.е. происходит прогресс общества. В Сд людей реализуется их совместная деятельность.действия отдельн-х индивидов кооперируются, на их основе получ-ся группы или общества.При обращении в Сд происходит обмен информацией, знаниями и чувствами.Совокупность Сд можно свести к 4 ее видам:

1. Производственное действие (развертывается в материальной сфере общества, действие по обеспечению функционального развития экономики).

2.Общественно-политическое действие (они реализуются в сфере социальных и политических отношений).

3. Коммуникативно-идеологические действия (осуществляются в духовной сфере общества, это действие моральное, этическое, религиозное).

4. Познавательное действие (проявляется во всех сферах, особенно в науке и системе образования).Согласно Веберу, Сд – это основной элемент социальной реальности, а социальные институты, группы социальной общественности – это лишь результаты и способы организации определенных действий индивида.

3. Концепция структурного функционализма Т.Парсонса. Выделял 4 осн. ф-ции соц-х систем:адаптации, целедостижения, интеграции (сис-ма связывает все свои элементы и фун-ции), удержания образца(сис-ма создаёт, сохраняет, совершенствует образцы поведения субъектов, их мотивацию).Основа его концепции-равновесие общ-ва.Развитие общ-ва щ Парсонса носит эволюционный хар-р. Чтобы системы функционировали, необх высокая степень их организации, совместим-ть с другими системами, взаимоп. Система должна поддерживать своих субъектов, она должна контролировать конфликтные ситуации, чтобы существовать. Си-ма дожна обладать единым языком и правилами общения (коммуникация.).


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 916; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!