Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории



Значительным в истории ф является учение К.Маркса об общественно-экономических формациях (первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической) недостатки подхода: 1. Не все страны проходили выделенные К.М. формации.Так, на Руси не было рабовладельческого строя.2. Ф подход не учитывает национальные особенностистран, их обычаи, традиции, культуру. Сведение сходства между различными странами только к сходству способов произв-ва не мб оправдано.Так, Яппония и США –капиталистические страны, однако разные цивилизации. Оппозицией ФП стал Ц, согл которому история развития человеческ общ-ва предстает как история развития замкнутых, изолированных цивилизаций.Интерпритации терминаЦ в философ, культурологич-й и историч-й литературе:1.синоним культуры, 2.термин, обозначающий материальную культуру, 3.уровень общественного развития, 4.заключительная стадия развития любой культуры.

ЦП полно представлен в трудах Данилевского, Шпенглера, Сорокина, Тойнби. У Данилевского цивил-я- культурно-исторические типы, у Шпенглера-культуры, Сорокина-культурные суперсистемы, Тойнби-цивилизации. По Данилевскому культурно-исторические типы могут существовать одновременно, сменять друг друга. Все типы рождаются, развиваются и умирают, каждый из них вносит вклад в единую цивилизационную жизнь человечества.По Тойнби в основе каждой цивилизации-особенности образа жизни, духовные ценности, религиозные идеи. Признаки ц:наличие пространственно-временных рамок, преобладающая форма хозяйственной жизни, ментальность народа, специфический образ жизни, своеобразие и общность дух ценностей, традиций, ментальность.

Отличия Ф и Ц подходов к развитию общ-ва:

1.Если формация-категория соц-экономическ, то цивилизация – социокультурное. Ц подход базируется не на выделении в качестве главного фактора развития общва уровня производительных сил, экономического базиса, а на выделении преобладающего вида хозяйственной деят-ти и сис-мы ценностей.

2. Отсутствует абсолютизация общественных законов, которые предписывают уклад жизни людей. Подчёркивается сложное переплетение технич, экономич, политич, религиозн факторов.

3. Ц подход не абсолютизирует единство исторического процесса, хотя и не отрицает.В этом подходе отмечается необходимость учёта самобытного, что есть самобытного, что есть в истории каждого народа.

Ц подход противостоит Ф в том, что отрицает линейность, универсальность и необратимость смены форм развития общ-ва. Но Ц и Ф не исключают друг друга.1)надо учитывать как поступательный (ф подход), так и всю его вариативность (ЦП).Формацион деление общ-ва придает цивилизации соц определенность и историч конкретность. К проблеме периодизации истории сущ 2 падхода:1.- стадиально-поступательный (линейный) - заключается во взгляде на всемирную историю как на единый процесс поступательного восходящего развития человечества, в соответствии с чем выделяются определенные стадии в истории человечества(античность, возрождение, просвещение). Второй подход – нелинейный(цивилизационный) исходит из того, что в человеческой истории выделяется несколько самостоятельных образований, цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную, совершенно самостоятельную, историю. Вся история человечества есть бесконечное творение множества одних и тех же процессов.В рамках Ф подхода к периодизации исторического процесса предпочтение отдается делению истории на стадиально общие для всего человечества этапы. С точки же зрения ЦП- на первый план выдвигается несходство эволюции у разных народов и целых регионов. Понятие «формация» характеризует определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии.


Основные концепции социального прогресса и их альтернативы.

В рамках философского осмысления динамики человеческой истории важное место занимает проблема направленности совершающихся в обществе изменений, идея прогрессивного развития общества. Понятие «прогресс» (ПРГР) (от лат. progressus - движение вперед, успех) характеризует направленность развития от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Отношение к идее ПРГР в истории филос были разными.. Многие филос отрицали ПРГР в человеч обществе(Шопенгауэр, Ницше, Поппер). Многие не отрицали идеи ПРГР. Заслуга выдвижения идеи теории общественного ПРГР принадлежит философ 18 в., а базой для возникновения ПРГР-становление капитализма, вызревание европейских буржуазных революций.Сторонники идеи ПРГР выдвигали различные его критерии: Шеллинг- приблежение общ-ва к правовому состоянию, Гегель- пргр общва-сознание свободы, Бердяев считал, что сущность пргр-увеличение добра и уменшение зла, сен-Симон –нравственный критерий пргр: все должны быть братьями.

ПРГР противоречив и сложен:1. ПРГР всегда относителен(в результате одно и то же явление мб прогрессивн в одном плане и регрессивн в другом)2. Для развития общ-ва характерны противоречия, несоответствия. Порой ПРГР в одной сферетжизни сопровождается регрессом в другой, а пргр системы в целом включает в себя регресс отдельных ее элементов.3. К отдельным явления общественной жизни понятие пргр не применимо (литература, музыка).

Всякий пргр оправдан в той мере, в какой он обеспечивает воспроизводство здорового, полноценного чела и способствует росту его духовных потребностей и дух уровня.

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 211; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!