ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕР. МИРА



Важнейшими характеристиками бытия являются пространство и время. Пространство отождествляется с протяженностью, структурностью, определенным порядком существования и рядоположенностью материальных образований.

Время — с длительностью, сменой состояний объекта, разными темпами протекания процес­сов, движением от прошлого к настоящему и уст­ремленностью в будущее.

 Существует 2 концептуаль­ных образа осмысления П и В:

1. С убстанциональный подход (Демокрит, Ньютон и др.) Про­странство и время — абсолютно самостоятельные, не зависящие от материи сущности. Абсолютное пространство - это ка­кая-то бесконечная пустота (Демокрит), своеобразный ящик без сте­нок. Абсолютное пространство - это какая-то «чистая протяжен­ность». По Ньютону абсолютное пространство: а) существует объективно; б) не зависит от материи; в) однородно, везде одинаково; г) укладыва­ется в схемы геометрии Евклида (через точку, взятую вне данной прямой, можно провести только одну прямую, па­раллельную данной). Время абсолютно, совершенно независимо от материи, есть «чистая длительность», что-то вроде равномерно плывущего объек­тивного потока. Мировые часы везде идут с одинаковой скоростью, они бы «тикали» и тогда, если бы материи не было.

2. Р еляционный подход (Аристотель, Лейбниц, фило­софия марксизма) Пространство и время рассматриваются как особые отношения между объектами, явлениями и процессами, выступают в качестве их атрибутивных характеристик, трактуются как универсаль­ные формы бытия материи. Мировоззренческая позиция здесь такова: без материи нет пространства, равно как и времени (Лейбниц). Нет «чистых» протяженности и дли­тельности, а есть протяженность и деление материи. Каждому виду и форме материи присущи свои специфи­ческие топологические (пространственные) и темпоральные (времен­ные) черты, своя геометрия и хронометрия.

Важный вклад в изучение пространства и времени вносят науки о живой природе и социуме. Биологические пространственые структуры: экологическая ниша; биотоп; биосфера. Биоло­гическое время: временные ритмы, «Биологические часы».

С возникнове­нием общества возникают социальные пространство и время. Социальное пространство - это всеобщая форма существования различных социальных субъектов, начиная от отдельного человека и заканчивая обществом в целом. Социальное время - это форма общественного бытия, которая характеризует последовательность различных стадий в историческом развитии (время индивида, время поколения и время истории).

Универсальными характеристиками пространства обычно счи­тают трехмерность (наличие длины, высоты и ширины) и изотроп­ность (одинаковость свойств по всем направлениям); времени - необ­ратимость.

Пространство и время как объективные параметры бытия вос­производятся в сознании на уровне чувственного восприятия и абст­рактно-логического мышления: перцептуальное (психически переживаемого), концептуальное (теоретически оформленного) пространства и вре­мени. Перцептуальные пространство и время индивидуальны, субъективны. В зависимости от настроения, жиз­ненной ситуации один и тот же отрезок физического времени может восприниматься как длинный или короткий.

Концептуальные пространство и время - надиндивидуальны, ин­терсубъективны.

Существует динамическая (реально сущ-т только настоящее, прошлых событий нет, будущие ещё не сущ-т)и статическая (отрицает течение времени, принципи­альной разницы между прошлым, настоящим и будущим нет) концепции времени.


ПРИРОДА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО И ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ. БИОСФЕРА И НООСФЕРА

Понятие «природа» многозначно: 1) природа как мир в целом, всё сущее в нём (=бытие, Универсум, реальность, «космос»); 2)та часть объективного мира, с кот человек вступает во взаимод-е в процессе своей жизнедеятельности. Это естественная среда обитания человека. В процессе ист-го развития общества формировалась искусственная среда (жилища, населённые пункты, города, орудия труда, транспортные средства и т.д.).

Природа — это объект философского и научного познания. 

Филос. взгляд на природу: а) создание ее целост­ного, интегрального образа; б) выявление особенностей отношений «человек-природа».

Научному исследованию свойственно: а) изучение отдельных сторон природы, конкретных уровней ее структурной организации (механ., физ., хим. и биол. систем); б) что касается связки «человек-природа», то в классичекой науке она подвергалась решительной элиминации. Проникновение науки в микро- и мегамиры потребовало считаться с «человеческим фактором».

Близка к «философии природы» экология, кот заостряет внимание на вещественно-энергетическом взаимодействии внешнего мира и биологич. систем. Философско-обобщённые модели взаимод-я человека и природы»:

1. Архаично-мифологическая. Свойственна первобыт. обществу. Первобытное природопонимание базировалась на двух главных установках: 1) признание полного господства природы на человеком; 2) мифол-ая персонификация всех явлений. Природу боялись.

2.Созерцательно-космоцентричная. Присущ античности. Человек рассматривается в виде органической части природы, естест-го фрагмента Космоса, Универсума. Природа выступает как объект наблюдения и созерцательного любования. Величие и гармония Космоса — естественные ориентиры для разумного, рационального обустройства мира.

3. Теологическая. Характерна для средневековья. Человек живёт в мире, сотворённом Богом. Создатель — в центре мироздания. Человек — после Бога второе лицо мироздания. Природа нередко мыслилась как источник зла, а человеческая жизнь—это непрерывное борение дух-го, божест-го начала и греховного, природного — тела. В это время постепенно вызревало негативное отношение к природе: её нужно покорять.

4. Научно-технологическая. Во время капитал-го способа производства. Суть — сделать человека властелином природы. Ведущие позиции в звене «человек-природа» начинает занимать человек. Он осуществляет монологический диктат над природой, что привело человечества на грань выживания.

5. Диалогическая. В природе нужно видеть союзника, с кот необходимо вступать в партнёрские отношения. Сделать это может только «этически разумный человек».

Термин «биосфера» впервые употребил Ламарк в 1804 г. как совок-ть живых организмов, насел-х земной шар. Основатель биогеохимии Вернадский: Биосфера — та среда, в которой нах-ся живые организмы («живое вещество»).

Появление человека и его деят-ти по изменению прир. среды — закономерный этап эволюции биосферы. Под влиянием научной мысли и коллективного труда биосфера переходит в новое качественное состояние--ноосферу. Для Вернадского ноосфера —закономерный результат развития материи. Биосферно-ноосферная концепция Вернадского опирается на следующие базовые утверждения: 1) деятельность человека посте­пенно становится основным фактором эволюции биосферы как кос­мического тела; 2) для будущего развития человечества и биосферы человек должен взять на себя ответственность за характер протекания основных процессов планеты.

Социально-экологическая стратегия природопользования  включает: 1) разработку наукоемких, экономически эффективных и одно­временно экологически чистых технологий; 2) социальное переустройство человечества в направлении роста гуманизма и демократии; 3) международное сотрудничество в борьбе за выживание челове­чества перед лицом экологической угрозы; 4) ориентацию во всех сферах человеческой жизнедеятельности на экологическую парадигму - природа есть высшая ценность для человека; 5) формирование экологически воспитанного и нравственно от­ветственного человека.


10. ДИАЛЕКТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ. ПОНИМАНИЕ ДИАЛЕКТИКИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ Миру свойственна динамическая организация всех его элементов. Изменения, которым подвергается всё сущее, бывает 2 типов: движение и развитие. Движение — это такие из­менения, которые не затрагивают качества предмета и не разрушают систему его специфических признаков. Развитие — это необратимое, структурное, качественное, направленное изменение. Именно такой тип движения является объектом исследования диалектики. В зрелой форме диалектика представляет: 1) всеобщую, универ­сальную теорию развития, 2) эффективный метод познания любых материальных и духовных явлений.

Важнейшими принципами диалектики являются: 1) принцип развития - в мире всё подвержено качественным изменениям; 2) принцип всеобщей свя­зи и взаимной обусловленности явлений - в мире все связано со всем, он системно организован. Законы — это устойчивые, существенные, необходимые связи между явлениями. Традиционно законы диалектики делятся на основные и неосновные.

Основные законы раскрывают наиболее существен­ные грани развития:

1. Закон взаимного перехода количественных и качественных из­менений. Согласно ему изменения, происходящие с явлением, рано или поздно нарушают его меру (определенное единство качества и количества) и вызывают переход в новое качественное состояние. Этот закон раскрывает механизм развития, он отвечает на вопрос «как совершается развитие?»; 2. Закон единства и «борьбы» противоположностей, утверждающий, что основным источником развития явлений служат их внутренние противоречия. Здесь следует добавить, что в связи с достижениями синергетики этот закон нуждается в некоторой корректировке: у сложных самоорганизующихся систем источником развития выступают прежде всего согласованные, кооперативные взаимодействия между элементами системы, а не противоречия между ними. Этот закон отвечает на вопрос «что является источником развития?»; 3. Закон отрицания отрицания. В процессе возникновения нового качества на основе взаимодействия противоположностей происходит уничтожение одних и удержание других элементов. Исчезает то, что препятствует дальнейшему развитию, сохраняются ростки нового. Цепочка подобных диалектических отрицаний в перспективе завер­шается как бы возвращением к тому, что было, повторением старого, но на новой основе. В итоге развитие приобретает спиралеобразную форму. Он отвечает на вопрос «куда направлено развитие?». Неосновные законы, в которых раскры­ваются важные стороны процессов развития: закон соотношения единичного и общего: всякое общее сущест­вует в форме единичного, а во всяком единичном присутствует мо­мент общего; закон соотношения необходимости и случайности: случайное есть форма проявления и дополнения необходимости, а необходимое является пересечением массы случайностей; закон соотношения содержания и формы: всякое содержание оформлено, а всякая форма содержательна; закон соотношения причины и следствия: всякое явление при­чинно обусловлено, а всякая причина имеет свое основание; закон соотношения возможности и действительности: всякая действительность есть реализованная возможность, а всякая возмож­ность - потенциальная действительность; закон соотношения сущности и явления: всякая сущность явля­ется, а всякое явление существенно и др.

Диалектика как теория развивающегося бытия и как метод его познания имеет исторически значимые формы:

1. Античная диалектика. Первое употребление термина «диалектика» приписывают Сократу (искусство ведения диалога путём столкновения противопол-х мнений). Диалектику Сократ называл «майевтикой». Традиции Сократа продолжил Платон (диалектика — строго-понятийная форма развития мысли). Сократ, Платон, Аристотель заложили основы идеалистической диалектики, которая найдёт завершение у Гегеля. В античное время появляется и негативный вариант диалектики в виде софистики и радикального релятивизма.

2. Диалектика немецкой классической философии. У истоков — Кант, Фихте, Шеллинг. Но лишь Г. Гегелю удалось постро­ить логически систему диалектики как универсальной сис­темы развития и всеобщего метода познания. Впервые в истории ми­ровой культуры он представил весь природный, социальный и духовный мир в виде процесса (Ф. Энгельс). Но эта диалектика была построена на объективно-идеалистической основе. Подлинной субстанцией развития всего сущего у Гегеля являлся полумистический Абсолютный дух. Его историческое саморазвитие задавало схемы развития природе, а затем человеку и обществу. Гегель стоял на позициях панлогизма, которые близки к пантеизму.

3. Диалектика марксизма. Если у Гегеля диалектика духовного бытия определяла диалектику материального, то в марксизме, наоборот, природная и социальная материя, в первую очередь экономический базис общества, определяют и инди­видуальные, и общественные духовные явления.

4. Постклассическая диалектика проявляется в различных вариантах «частных диалектик»: 1) экзистенциональная диалектика (Карьегор, Ясперс) — исследование внутр. противор-ти личности (матер-ое и дух-ое, любовь и ненависть); 2) «трагическая диалектика» (Либерт) — гармонизировать, примирить, сгладить соц-ые противоречия невозможно. Это порождает пессимизм и делает жизнь людей трагической; 3) негативная диалектика (Адорнр, Фромм) — настаивает на необходимости перманентного отрицания сущест-ей соц. реальности. Это позволит расшатать «динамическое равновесие» между господством и подчинением, богатством и бедность.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 252; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!