ОНТОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О БЫТИИ И ЕГО ОСВЕЩЕНИЕ ФИЛОС-И



Онтология—учение о бытии (сущем, существовании), его сущности и принципах организации. Этот термин впервые встречается в работе нем. философа Р. Гоклениуса «Философский лексикон».

Известны 2 главных подхода к трактовке бытия.

1. Атрибутивный (атрибут — неотъемлемое свойство). Этот подход станет ясен, если совершить абстрагирование от всех свойств предмета, кроме одного — его существования.Если S—предмет, а Р—удерживаемое в сознании свойство «сущестовать», то бытие выглядит как связка «S есть Р» (предмет существует). Подлинное бытие— это «предмет существующий», которым может быть весь мир. Представители—Декарт, Кант, Бердяев.

2. Субстанциональный (субстанция — основа). Абстрагирование усиливается. Из связки «S есть Р» удаляется сам предмет (S), в итоге остаётся одно Р «чистое существование», которое объявл-ся реальной основой и причиной всего существующего. Это сущнось существования, абсолютная субстанция, кот сущест-т в себе самой и благодаря самой себе.

Исторически первой в филос-и оформилась субстанциональная концепция мира. Размышления о «существовании как таковом», «са­мом по себе» (Аристотель) — магистральная линия развития ан­тичной философии. Начинают создаваться онтологические модели мира. Вначале они касались только приро­ды (космологическая проблематика натурфилософии, философии природы), а затем и всего Универсума.

Функции абсолютной первоосновы выполняли матер. начала: «природные стихии» в Милетской школе, атомы как неделимые частицы материи (Левкипп, Демокрит, Эпикур), апейрон (беспредельное, Анаксимандр); идеальные сущности : числа Пифагора, мир вечных идей Платона, «форма форм» Аристотеля.

Приобретение наукой статуса производитель­ной силы общества превратило процесс познания и его резуль­тат - знание - в объект пристальной философской рефлексии. Вместо абстрактного бытия «самого по себе» стало исследоваться реальное, гноселогическое, «субъект-объектное отношение», выясняться осо­бенности существования, бытия знания.

С середины XIX и особенно в XX веке в качестве центральной онтологической проблемы выступает бытие человека и его индивидуальный духовный опыт (М. Хайдеггер, Г. Гуссерль, П. Сартр и др.). Особое внимание обращается на то, что бытие любо­го сущего открывается человеку только благодаря его собственному существованию. При этом «внешнее бытие» как бы получает челове­ческое измерение.

В последнее время в философии активно разрабатывается онто­логия культуры как формы реализации индивидуальной субъективно­сти человека. Призывы к свободной смысловой ин­терпретации шедевров мировой культуры, художест­венной литературы (т.н. «смерть Автора») делают весьма актуальны­ми исследования особенностей поставторского бытия художествен­ных текстов.

В условиях обострения экологического, энергетического и иных кризисов —создание онтологии природы.

Онтологическая проблематика занимает сегодня одно из ценральных мест в философии истории.

Бытие противопоставляется небытию. Небытие — «есть то, чего нет» (Парменид), «ничто» (Гегель). Небытие является завершением 1 формы бытия и началом другой.

Абсолютно первичным является небытие, оно «мать всех вещей» (Лао Цзы), ибо оно произошло из ничего. / Мир существовал всегда, «из ничего не може возникнуть ничего».

Основные формы бытия и их взаимосвязь.

Це­лостное бытие можно разделить на ряд видов и форм. Обычно выде­ляют два вида бытия: материальное и идеальное. Материальное - все то, что составляет объективную реальность, т.е. существует вне и не­зависимо от сознания человека. Идеальное - это разнообразные явле­ния духовной жизни людей. Данных два вида бытия представлены в четырех основных формах: бытие вещей (природы), бытие человека, бытие духовное и бытие социальное.

 


БЫТИЕ И МАТЕРИЯ. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МАТЕРИИ.

К числу базовых категорий онтологии относится «материя». Существуют три главных подхода к пониманию материи в истории философии:

1. Субстратный. Материя — с древнегреч. «вещество». Она рассмат-ся как конкреный строительный материал (субстрат), из кот сделан мир (природные стихии, атомы, апейрон, гомеометрия). В антич. филос-и шло противоборство 2 противополож. взглядов на строение материи как чего-то прерывного, дискретного и непрерывного, сплошного.

2. Атрибутивный. В Новое время философы акцентировали внимание на выявлении существенно-общих, атрибутивных свойств субстанции. Выполнение её функций было возложено на вещество, как носителя универсальных атрибутов (массы, плотности, непроницаемости). Создавался обобщённо-абстрактный образ вещества, материи в виде устойчивых качеств.

3. Реляционный. Связана с открытиями в естеств-ии (создание теории электромагнитного поля, обнаружение делимости атома, явления радиактивности). Недопустимость сведения материи к веществу стало очевидной.

В качестве критериальных признаков материи были названы: 1) быть объективной реальностью, существовать вне и независимо от сознания; 2) являться доступной для познания.

Материя и в онтологическом, и в гносеологическом плане является первичной, базовой реальностью.

1. Материя реальна, это вид бытия, а не плод фантазии. 2. Материя есть объективная реальность. 3.Материя есть познаваемая реальность, а не трансцендентная, неуловимая кантовская «вещь в себе». Таким образом, материяпознаваемая объективная реальность.

Современная наука о строении материи.  Содержимое матер-го мира можно класиф-ть по различным признакам. Самая простая класс-я — в виде трёхъярусного образования: неживая природа, живая, человеческое общество. Высшее, сложное не может существ-ть без низшего, простого. Низшие уровни не требуют наличия высших.

Каждый из 3 блоков материи имеет собственную уровневую организацию. Неживая природа включает следующие структурные уровни:

1.Физический вакуум (особое состояние материи, которое иногда называют праматерией; физический вакуум является средой, порождающей элементарные частицы). 2.Элементарные частицы — мельчайшие материальные образования (электроны, протоны, нейтроны, нейтрино и др.). Характерная особенность элементар­ных частиц - способность к взаимным превращениям. 3.Атом - мельчайшая частица химического элемента, которая сохраняет его свойства. Он состоит из ядра и электронной оболочки. В ядро входят протоны и нейтроны. 4.Химический элемент - совокупность атомов с одинаковым за­рядом ядра. 5. Молекула - наименьшая частица вещества, обладающая всеми его химическими свойствами. Состоит из атомов, скрепленных хими­ческими связями. 6. Макротела - жидкие, твердые, газообразные, которые пред­ставляют систему сложных молекулярных образований. 7.Планеты - макротела со сложной внутренней структурой, имеющие ядро, литосферу, а в ряде случаев атмосферу и гидросферу. 8.Звезды - светящиеся плазменные шары. Образуются из газово-пылевой среды, главным образом из водорода и гелия. 9.Галактики - гигантские звездные системы, имеющие общий центр. В их число входит огромное множество звезд. 10. Системы галактик, которые объединены в Метагалактику.

Живая природа: 1.Доклеточный уровень - дезонуклеиновые (ДНК) и рибонук­леиновые (РНК) кислоты, белки. 2.Клетка - элементарная живая система, лежащая в фундаменте всех растений и животных. 3.Многоклеточные организмы растительного и животного мира — отдельные особи или их совокупность. 4.Популяция - совокупность особей одного вида. 5.Биоценоз - совокупность растений, животных и микроорганиз­мов, населяющих данный участок суши или водоема. 6.Биогеоценоз (экосистема) - однородный участок живой по­верхности, единый природный комплекс, образованный живыми ор­ганизмами и средой их обитания.

Человеческое общество является специфическим типом матери­альной системы, сформированной в рамках биосферы. В него входят такие подсистемы, как семья, классы, нации, народ и др.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!