Природа филс. проблем. Проблема научности философии.



ФИЛОСОФИЯ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ, КУЛЬТУРА.

Мировоззрение – система взглядов на мир и место человека в нем. Для получ-я общего представ-я о философии нужно понять такое духовное явление, как мировоззрение. Так как:

1) в филогенезе (историческом развитии человеческого рода) и в онтогенезе (на стадии индивидуального становления личности) философское сознание формируется на базе первичных мировоззренческих форм культуры;

2) между мировоззрением и философией существует не только историко-временная, (диахронная), но и структурно-функциональная (синхронная) связь. С появлением философии мировоззрение приобретает более совершенный, зрелый вид.

Мировоззренческое освоение мира можно представить в виде трехступенчатого процесса: ми­роощущение (чувственная фиксация мира), мировосприятие (возникает це­лостный эмоционально-переживаемый образ мира), миропонимание (рациональ­но-теоретическое осмысление). Мироощущение и мировосприятие присущи любому человеку.

Элементы мировоззрения: 1) гносеологический аспект (знания о внешнем мире, самом чело­веке и отношении между ними); 2) аксиологический аспект (ценно­сти - духовные ориентации на значимые для человека предметы и ви­ды деятельности); 3) убеждения - идеи, ко­торые принимаются как истинные и кладутся в основу жизненной позиции личности; 4) воля к действию - способность и го­товность воплотить усвоенные знания, ценности и идеалы в практиче­ские дела (третье и четвертое — праксеологический аспект ми­ровоззрения). «Знаю, убежден, хочу и могу действовать» — динамическая цепочка состоявшегося мировоззрения.

Выделяют также исторические типы мировоззрения: 1) мифологический (слияние человека с приро­дой, перенесение человеческих качеств на неживой мир, вера в существование вымышленных человекообразных существ); 2) религиоз­ный (выросло на основе мифологического, по­стулируется наличие надчеловеческой, сверхъестественной креатив­ной силы (Бога)). Здесь просматриваются зачатки абстрактного мыш­ления, отрыв сознания от чувственно-предметной конкретики. Как пример, монотеистические религии (буддизм, христианство (христианская троица), ислам). Религия и мифология выполняли гноселогические, аксиологические, праксе-логические функции, задавали систему приоритетных мировоззренче­ских ценностей и правил поведения человека; 3) философский.

Философия (греч. любовь к мудрости) – форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостности взгляда на мир и на место человека в мире. Слово «философ» в значении «человек» впервые встречается у Пифагора (VI в. до н.э.). Термин «философия» для обозначения особого вида интеллектуаль­ной деятельности и получаемого с ее помощью знания первым употребил Платон (IV в. до н.э.).

В отличие от миф-го и рел-го, философское мировоззрение становится доказательным, логиче­ски аргументированным из фундаменталь­ных принципов, системно-организованным и упорядоченным.

Фил-я превращается в ра­ционально-теоретическое и духовно-практическое ядро мировоззре­ния. Опираясь на науку, литературу, искусство, социальную практику, философия стремится создать предельно обобщенную, абстрактно-понятийную модель мира (философия как теория всеобщего).

Философия является уникальным феноменом культуры. Фил-я - это способ самопознания культуры, рефлексия над ее концептуальными основа­ниями, их осмысление (культура познает культуру). Термин «культура» означает возделывание почвы. В истории философии выделяются основные модели культуры:

1. натуралистическая (Вольтер, Руссо) – видели в культуре человеческое продолжение природы;

2. классическая – человек независим от божественного и природного миров, он творец культуры;

3. модернистская – ориентирована на повседневную жизнь человека;

4. постмодернистская – мир противится неразумному воздействию на него человека.

В культуре различают материальную и духовную стороны. Материальная культура – совокупность материальных благ, средства и формы их производства и способы овладения ими. Духовная культура – сфера сознания (познание, воспитание, просвещение, наука, философия, культура общения) и способы деятельности по созданию духовных ценностей.

Философия – ядро культуры.


Природа филс. проблем. Проблема научности философии.

Природа философских проблем (связана с осмыс-ем фундам-го предм-го отношения “человек-мир”): 1. Проблема Универсума (создается категориально-понятийная модель мира, решаются вопросы о конечности и бесконечности, единстве и множественности, формах и способах бытия. Философия как «дочь своего времени» (Фейербах), «в мыслях схваченная эпоха» (Гегель).

2. Проблема человека, связанная с осмыслением его аксиологиче­ского (ценностного) статуса как особого типа бытия. Как следует жить? Какую жизнь можно назвать правильной? В чем смысл жизни человека? Сво­боден или не свободен человек в своих действиях и поступках? Каковы принципиальные отличия человеческого существования от функциони­рования и развития природных и социальных систем?

 3. Проблема онто-гносеологического отношения человека как субъекта познавательной деятельности и познаваемого им мира. Те­ма «человек-мир» проецируется на плоскость «субъективное-объективное», «идеальное-материальное». Является ли идеальное, субъективное самостоятельной реальностью или оно за­висит от материального, производно от него? Способно ли человече­ское сознание дать объективную информацию о познаваемых объек­тах или оно есть продукт самодеятельности сознания? «Вещь для нас» и «вещь в себе»?

4. Проблема субъект-субъектных социальных отношений. В пер­вую очередь, она предполагает рассмотрение связки «человек-человек». Предельно широкий контекст «человек в мире» сужается здесь до «человек в мире людей». Круг вопросов: создание идеальной модели организации социума, выяснение механизмов и движущих сил социальной динамики, прогнозирование будущего «социальной материи и др.

Основные разде­лы, отражающие историческую динамику предметной ориентации философии: онтология (философия бытия); гносеология (философия познания, учение о принципах, зако­номерностях и механизмах познавательной деятельности); эпистемология (философия научного познания, учение о спе­цифике научного исследования); философская антропология (философия человека, учение о человеке); аксиология (философия ценностей, учение о ценностях); праксеология (философия деятельности, учение об активном практико-преобразующем отношении человека к миру); социальная философия (философия общества).

Проблема научности философии. Обсуждение проблемы научности философии может быть продуктивным при выполнении трех условий: 1)наличие критерия научности знания (практическая полезность, экспериментальная подтверждаемость, логическая связность, наличие понятийного аппарата и рациональных методик и методологий, открытость для критики, способность прогнозирования); 2)учет двойственной природы философии (вынуждена смотреть и внутрь Я и за его пределы); 3)выделение классического и неклассического типов философии (ориентация на рациональное и иррациональное в познании и практи­ческой деятельности). Главные отличия философии от частных наук: 1. Предмет науки (естественной) достаточ­но локализован, философии - беспределен и растянут по всему бытию. 2. В филос-и обсужд-ся вопросы, кот не могут быть подтвер­ждены экспериментально, эмпирическим путем (факт наличия внешнего мира нельзя обосновать ни логически, ни практически). Это всегда открытая гипотеза, предмет веры. А гипотезы науки могут быть либо верифицированы либо фальсифицированы. 3. Филос-ое знание субъективно окрашено, выражает соц-е ожидания личности или соц-й группы, строгой науки - интерсубъективен, общезначим. 4. Большинство философских идей затрагивает коренные жиз­ненные смыслы людей. Та или иная их трактовка одними людьми с удовлетворением принимается, другими страстно опровергается. Ис­тины же точной науки «холодные». Философия есть сложное переплетение науч­ного и вненаучного, объективного и субъективного, дискурсивного и эмоционально-интуитивного. Можно согласиться с Б. Расселом, что фи­лософия «является чем-то промежуточным между теологией и наукой.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 272; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!