СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СТАТУС И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ В СОВР. МИРЕ
Со времени возникновения философии прошло около трех тысячелетий. Но ее социокультурная значимость всё более возростает. XXI век обозначил, что именно философия в состоянии дать мысленный образ нынешней эпохи, помочь понять ее сущностную специфику. Сегодня фил-я, как никогда раньше, имеет выход на социальную практику, активно включается в осмысление и разрешение животрепещущих проблем, разрабатывает новые мировоззренческие ориентирысоциального развития.
Роль и место философии определяются также ее функциями.
1. Мировоззренческая функция (выработка целостного взгляда на мир и место человека в нем на базе существующих универсалий культуры, рационально-обоснованных и тщательно осмысленных категориальных схем жизнедеятельности общества). Главные ценности техногенной цивилизации (человек как средство, природа как мастерская) представляют огромную опасность для человечества и поэтому нуждаются в радикальной перестройке. Техногенное мировоззрение должно уступить место новому, которое можно условно назвать этосферным.
2. Методологическая функция (философия является универсальной, всеобщей методологией познания и социальной деятельности). Метод - это система правил и рекомендаций, руководство которыми позволяет оптимизировать движение к цели, это теория в действии.
Философия разработала два главных универсальных метода: 1) метафизический метод нацелен на фиксацию устойчивого, автономного в познаваемом или преобразуемом объекте. Метафизический взгляд останавливает, фотографирует мгновение, дает его статический портрет; 2) диалектический метод требует смотреть на объект познания через призму развития и взаимосвязи всего со всем. Он настаивает на необходимости всестороннего рассмотрения, учете всех связей и отношений, поиске противоречий в любом сущем.
|
|
Философия как всеобщая методология выполняет:
3. Интегрирующую функцию — системная организация разрозненных фрагментов науки с целью создания современной научной картины мира;
4. Регулятивно-эвристическую функцию — разработка принципов и норм научного познания, пригодных для исследования саморазвивающихся систем, тончайших структур живого и иных ультрасложных объектов;
5. Логическую функцию — совершенствование категориально-понятийного аппарата современной науки, вооружение гибкими абстрактно-понятийными схемами мышления;
6. Социально-критическую — заключается в творчески придирчивом анализе форм и принципов организации социальной жизни, существующих программ человеческой деятельности. Этим философия занимается всегда. Эта функция в наши дни реализуется в следующих основных формах: 1) философия осуществляет теоретический анализ причин возникающих проблем и критику социальной действительности; 2) она разрабатывает новые идеалы общественного устройства, ценностные приоритеты социального и культурного развития; 3) в философии вырабатываются и получают рациональное обоснование новые системы норм, призванные эффективно регулировать социальные отношения, виды и способы деятельности.
|
|
Ряд проблем, которые требуют от философии активизации её функций (мировоззо-ой, метод-ой, соц-крит-ой): 1) Обеспечение выживаемости человека (предотвращение угрозы мировой войны, экологической катастрофы, энергетического голода); 2) сохранение целостности личности (спасение от духовно-нравств-го распада; 3) достижение коммун-го единства различных цивилизаций.
КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ВОСТОКА, ЗАПАДА И ТИПЫ ФИЛОС. МЫШЛЕНИЯ
Существует ряд типов философского мышления. Их можно классифицировать по различным основаниям: 1. Смена эпох в человеческой истории (философия античности, Средних веков, Нового времени и современная Западной философия). 2. Предметная направленность философского мышления: космоцентризм древности, теоцентризм Средних веков, антропоцентризм Нового времени, децентризм эпохи постмодерна. 3. Отношения к возможностям разума в познании мира и практической деятельности людей: рационализм и иррационализм. 4. Какому из элементов гноселогической связки «материальное-идеальное» отводится ведущая роль (материализм метафизический и диалектический, идеализм субъективный и объективный). 5. В соответствии с цивилизационно-геополитическим принципом обычно выделяются два исторических типа философского мышления: западный и восточный.
|
|
Отличия традиций Востока от традиций Запада:
1) человек у Запада — деятельное существо, назначение кот. — преобраз-ие природы и подчинение своей власти. Человек у Востока — вживается в природу, сущест-т с ней в едином ритме (принципы «дао», «у-вэй»); 2) На Западе доминирует ценность автон-ой, суверенной личности, на Востоке человек форм-ся в жёстких, неизменных кастовых, клановых и сословных системах; 3) Запад провозг-т науку важнейшей соц. ценностью; на Востоке наука подчинена религ-идеол-им, филос-мифол-им формам знания; 4) Запад беспрерывно совершен-т бытие, подгоняя его под растущие потребности людей, Восток делает акцент на совершенст-и человека в рамках «традиционного общества»; 5) Восток противоп-ся Западу как архаичный, субъективный, интуитивный, идеалистический, мистический, пассивный, интровертный, космоцентричный, иррациональный, символический и др.
|
|
Запад трактуется как прагматичный, рационалистический, индивидуалистический, свободолюбивый, логичный, активный, экстровертный, антропоцентричный и др. При сравнении двух великих мировых культур надо исходить из того, что «мудрости Востока и Запада не враждебные, борющиеся силы, а полюсы, между которыми раскачивается жизнь» (Г. Гессе).
6) Запад во многом расстался с мифом (генетический исток зап. и вост. типов философствования), философская мысль Востока не рассталась: здесь мифы усложнялись, рационал-сь, концептуально оформились.
Философия и национальное самосознание. Особое место в структуре мировой филос-и занимает национальная философия (франц., нем., рус., белорус.). В ней в концентр-ом виде представлен внутр., дух. опыт народа, его сокровенные мечты, особенности менталитета. Философия конкр-го народа — это стержень национального самосознания. Без реального участия в жизни и делах народа духовно-нравственные ценности, зафиксированные в национальной философии, воспринимаются с трудом. Их надо пережить, выстрадать, пропустить через сердце.
В рамках национально-цивилизационного подхода к выделению различных типов философии можно говорить о русской и белорусской философии. Философская мысль Беларуси определяется самобытными историческими, геополитическими и социокультурными факторами. В развитии белорусской философии можно выделить следующие периоды:
Философская мысль Беларуси периода Киевской Руси (Ефросинья Полоцкая, Климент Смолятич и Кирилл Туровский). Активное распространение христианских идей и принципов, образования, издание рукописных книг, развитие письменности. 2.Гуманистическое реформационное движение в XVI - первой половине XVII века (Ф. Скорина, Н. Гусовский, В. Тяпинский, С. Буд-ный и др.). 3.Доминирование схоластической философии (конец XVII -первая половина XVIII века). Этому способствовало господство ордена иезуитов в духовной жизни Речи Посполитой. (Ф. Аквинский, М. Смотрицкий, С. Полоцкий, Лыщинский). 4.Проникновение идей европейского Просвещения (принципы суверенности разума, образования и воспитания (К. Нарбут, Я. Чечот, А. Мицкевич и др.) 5.Распространение национально-демократических идей белорусской общественной мысли. (К. Калиновский, Ф. Богушевич, М. Богданович, Я. Купала, Я. Колас и др.). 6.Развитие белорусской философии в рамках марксистско-ленинской парадигмы (20-80-е годы XX века). 7.С 90-х годов XX века и до наших дней начинается новейший этап в развитии белорусской философской мысли.
5. ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТРАТЕГИИ В ПОСТКЛАССИЧЕСКОЙ ЗАПАДНОЕВРОП. ФИЛОСОФИИ
Постклассическая филос-я (марксизм, филос-я жизни, позитивизм, феномен-я, экзистенциализм, прагматизм, структурализм) неоднородна, она не имеет единого мировоззренческо-методол-го центра. Объед-т одно — критическое отношение к идеалам класс. типа филос. мышления.
В сфере онтологии базой постклас. филос-и становятся не устойчивое, универсально-всеобщее (класс-ая филос-я), а конкретные, динамичные виды бытия. Главный филос-познав-ый интерес переносится в сферу человеческой субъективности: человек, общество, наука, культура. В качестве исходных онтол-их категорий выступают не прежние «вечные идеи», «мировой разум», «абсолютный дух», а «воля» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше), «труд» (К. Маркс), «чувственность» (Л. Фейербах), «экзистенция как поток неповторимых моментов человеческой жизни» (С. Кьеркегор и др.). Особое внимание — на чувственно-эмоциональное, переживаемое, а не холодно-рациональное отношение человека к миру (категории: страх, одиночество, грусть, забота, тревога, заброшенность и др). Большинство школ постклассики объявляет действительность иррациональной и абсурдной.
Гносеология. Постклассика констатирует твор. активность, «загружает» филос. познание практич. смыслом (субъект познания у классики — пассивный, нейтр-ый наблюдатель). Всякая истина признаётся оносительной (у классики конечная цель познания — отыскание абсолютных истин).
Антропология. Человек — главный объект филос. осмысления. Он рассмат-ся в аспекте реал-го сущест-я (чувтвенно-телесного, индив-но-творческого, социокул-го). Внерацион-ые формы созния (врождённые архетипы, инстинкты, воля) признаются глав. детермин-ми челов-го поведения. У классики сущность человека — разум.
Социальная философия. Постклассика делает акцент на многовариативность ист. развития (классика — идея унивесализма ист. законов), качест-е своеобразие соц. динамики, популярна критика «прогоессизма».
3 этапа развития постклассич. философии:
1. Середина 19-нач. 20 в. Тенденция освобождения филос-и от радик. метафизики и крайнего рацион-ма. Поворот от исслед-я абстрактно-спекулятивных форм мышления к анализу исторически конкретного бытия (Фейербах, Маркс, Шопенгауэр(включил феномен воли в основу мироздания), Ницше («воля власти» всего живого), Бергсон, Фрейд, Юнг).
2. Конец 19 нач. 20 в. и до 70-х гг. 20 в. Выделяют 3 основные исслед. стратегии:
1)социально-критическая, основной предмет рассмотрения—аспекты, связанные с насилием и притеснением (классовым, этническим, расовым, гендерным). Эта стратегия реализ-сь в 2 формах: марксистской и феминистской. Марксистская — идеи об определ-й роли производства в общест-ом развитии и социал. революциях, а также пролетариата. Феминистская — разраб-ся в русле «гендерных» иссл-ий (нормы, убеждения, стереотипы, ценности, которые лежат в основании соц. поведения предст-ей различных полов);
2)экзистенционально-феноменологическая акцентирует принципиальную уникальность и твор-ую активность чел-го опыта. Методол-ое основание данной стратегии — феноменология Э. Гуссерля (внешний мир по отношению к человеку—феномен его сознания, кот обесп-т понимание реальности и наполняет её личностным смыслом). Экзистенция — существование, её стр-ра опис-ся через ряд модусов челов. бытия: свобода, страх, любовь и т.д.;
3)позитивизм выступал в след. формах: Классический (Конт, Милль, Спенсер) (научное знание должно основ-ся на опыте и теор. орсмыслении, филос-я должна заняться систем-й конкретно-научного знания). Эмпириокритицизм (критика опыта, Авенариус, Дюгем) (принципы, понятия, законысне имеют объективного содержания, это экономные схемы для упорядоч-я эмпир. материала). Неопозитивизм (20-е гг. 20 в., Шлик, Витгенштейн, Мур). Разработка логической и лингвист. программ. Пстпозитивизм (60-70-е гг. 20 в., Поппер, Кун, Лакатос) (в центре — динамика науч. знания, состояние науки, разработка критериев научности знания).
3. Западноевроп. филос-я 70-х гг. 20-нач. 21 в. Этот период — постмодернизм, у истоков которого лежали структурализм (особые знаковые образования), постструктурализм. Постмодернизм (Барт, Делез, Фуко), возик-ие его обусловлено разочар-ем соврем-го техногенного общества в духовных ценностях Нового времени (упование на разум, стремление подчинить всё многообразие жизни единой идее, монологическому мышлению).
Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 436; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!