Сказка – это  зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка жизненных явлений



Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России [1.с.36]

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела в последние годы особое значение. Это связано прежде всего с его глубинными изменениями, которые постепенно привели к осознанию научной, педагогической общественностью и соответствующими государственными службами необходимости коренного пересмотра не столько содержания, форм и методов образования, сколько существующих средств и методов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения во всём образовательном пространстве России.

Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требуют возрождения традиционной духовно-нравственной иерархии ценностей. Резко усилившаяся имущественная дифференциация и борьба за элементарный уровень существования создали предпосылки для стихийного формирования нравов, базирующихся на эгоизме, прагматизме и индивидуализме. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как Совесть, Честь, Долг привели к негативным последствиям в обществе: к социальному сиротству, усилению криминогенности среди подростков, бродяжничеству, токсикомании и наркомании среди несовершеннолетних, потере интереса к учению и самосовершенствованию у большого слоя асоциальной молодёжи, а также к родительской безответственности и равнодушию к воспитанию подрастающего поколения не только у родителей из трудных семей, но и у тех, кто занят своей карьерой и не имеет ни времени, ни желания посвятить свои силы воспитанию своих собственных детей. Именно бездуховность и лежит в основе таких негативных явлений в нашем обществе.

Общество начинает ясно понимать, что духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека. При этом достойная духовно-нравственная позиция личности не может быть избирательной, ограниченной одной или несколькими сферами, она должна проявляться всегда и везде. Иначе говоря, о проблемах и задачах воспитания духовности и нравственности как о массовом явлении нельзя говорить безотносительно к конкретным социальным условиям, сложившимся в обществе.

Дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе поможет разработка новых технологий духовно-нравственного воспитания. В этом ряду подлинно инновационной технологией является технология духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, с интегрированными в неё вопросами содержания, форм, средств и методов использования авторской дидактической сказки как методологического средства комплексного воспитания детей, системно раскрывающего роль педагога, семьи, конкретного родителя и общества (со всеми входящими сюда явлениями) в сложном и длительном процессе духовно-нравственного развития личности ребенка.

Общеизвестно, что возраст от трёх до шести — это возраст почемучек. Сегодня же многие учёные и педагогики-практики придерживаются мнения, что, если до наступления этого возраста научить детей читать, то они будут читать в книгах ответы на интересующие их вопросы и не научатся их задавать. У ребёнка, который научился читать раньше, чем думать, мышление формализуется. Он будет поглощать из книг готовую информацию, а не знания. В наше время в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие ребёнка, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине. Преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатства. Духовно-нравственное воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.

Центральной идеей воспитания любви к отечеству у русских педагогов была идея народности. Так, К.Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Именно он ввел термин «народная педагогика», сочетая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств.

В.А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка.

Сказки есть в каждом доме. В дошкольный период они читаются детям всех возрастов, и дети их любят. Мы в нашем детском саду знакомим детей со сказкой помимовсеми нами любимыми и известными мультфильмами, с помощью прослушивания аудиокниг: Русские сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя»), Русские сказки (2Смоляной бычок», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Кот и лиса») и.т.д. Русские народные сказки («Аленушка и братец Иванушка», «Иван Царевич и серый волк», «Царевна лягушка», «Крошечка–Хаврошечка», «Серая шейка», «Два мороза») и.т.д. А также проводим много различных мероприятий с помощью презентаций (КВН «Угадай сказку» для подготовительных групп, «Что за прелесть эти сказки» викторина для самых маленьких, Знакомство с художественной литературой для старших групп, «Знакомство с сказками А.С. Пушкина и т.д. кукольный театр. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром.

Сказка позволяет малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая что простота и непосредственность народного творчества соответствует таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействия на ребенка.

В.А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что сказка «неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.

Испокон веков именно сказка (вслед за колыбельной песней и ласковой пастушкой) вводила детей в мир идеалов и ценностей традиционной культуры. Сказка нужна и малышу, и шестилетке, и даже подростку. Только задачи сказки по отношению к каждому возрасту различны. Если самого маленького сказка утешает и занимает, то старшего дошкольника и младшего школьника сказка по-настоящему воспитывает. А подростку может помочь разобраться в совсем несказочных проблемах, поразмышлять о нравственных законах жизни и обрести надежду.

Г.Н. Волков анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, «что духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще долго. Более того он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом бессмертие человечества. В этом – вечность  воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».

Литератур а:

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.-СПб.,1999

2. Короткова Л. Д. Духовно – нравственное воспитание средствами авторских сказок. /Л. Д. Короткова – М., 2011

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32с.


Полетаева Антонина Ивановна,

воспитатель БДОУ г. Омска

 «Детский сад № 262 комбинированного вида»

 

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования

 

В истории педагогики проблема духовно-нравственного воспитания всегда была актуальна во всех видах деятельности дошкольников, в том числе и изобразительной.

В настоящее время она стала чрезвычайно актуальной. Актуальность этой проблемы в современной России отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Духовно-нравственное воспитание в ДОУ осуществляется в условиях детского общества, где для каждого ребенка формируется возможность углубления и накопления положительного опыта и взаимоотношений с детьми и взрослыми.

Изучив опыт работы коллег по воспитанию духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что в своей работе они достаточное внимание уделяют основам культуры и традициям русского народа, используют художественное слово, средства музыки, театрализованную деятельность, игры, нo действенные средства изобразительного искусства, а именно нетрадиционные техники рисования затрагиваются недостаточно или не затрагиваются вовсе.

Педагоги-практики, как правило, недооценивают роль изобразительной деятельности в воспитании основ духовной нравственности у детей. А ведь рисование для ребёнка – радостная и вдохновенная игра.

Использование нетрадиционных техник в рисовании приносит неоценимую пользу для воспитания духовной нравственности, являясь едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольника. Оно позволяет ребёнку отразить в изображаемых образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним, имеет неоценимое значение для духовно-нравственного воспитания.

О том, что рисование важно для развития навыков и умений, мышления и многих других полезных качеств личности, писали известные педагоги прошлого Фребель, Каменский.

Еще художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремёсел, но и важно для духовного воспитания.

Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. В совместной изобразительной деятельности складываются взаимоотношения детей: они вместе обсуждают замыслы, планируют, как их осуществить, вместе действуют, помогая, друг другу, что отражается на духовно-нравственном развитии личности дошкольника. И неважно, насколько хорошо ребёнок владеет техникой рисования, ведь основным здесь будет научить малышей выкладывать на бумагу свои мысли и чувства.

Эффективным средством духовно-нравственного воспитания детей являются творческие мастерские. Ведь это одна из наиболее доступных и предпочитаемых деятельностей для ребёнка дошкольного возраста. Обдумывание общих замыслов, общая ответственность за дело и взаимопомощь в работе сближают детей, способствуют формированию у них положительного отношения друг к другу. В процессе общения и взаимодействия дети учатся видеть и слышать собеседника, учитывать его мнение, договариваться о том, что они будут рисовать, работать вместе, согласовывать свои желания друг с другом. Дошкольники учатся соучастию. Каждому малышу стоит предложить изобразить свою частичку сюжета на определённом участке общего рисунка. «Солнышко» – техника «рисование ладошками», когда ребёнок рисует лучики ладошкой. Сколько детей, столько и лучиков у солнышка. «Листопад» – техника «рисование мазками», когда детские мазки превращаются в падающие листья. «Зажжём на ёлочке огни» – техника «рисование пальчиками», когда один ребёнок рисует пальчиком огонёк, а на силуэте одной ёлки вспыхивает яркая гирлянда. «Двор, засыпанный листвой» можно нарисовать листочками, опавшими с деревьев осенью. Нужно только каждому из детей опустить по одному листочку в блюдце с краской и приложить к бумаге.

Духовно-нравственное воспитание ребёнка – это, прежде всего, воспитание любви и уважения к матери. Самому близкому и родному человеку. Любовь к матери заложена в нас самой природой. Это чувство живёт в человеке до конца его дней [2 с. 23-24]. Если ребёнок не приобретает в первые годы своей жизни чувства заботы о самом близком человеке, вряд ли он вырастет чутким и внимательным [2, с. 24]. Наступает ноябрь, а вместе с ним такой замечательный праздник «День Матери». Последние годы он приобрел какой-то особенный смысл, ему стали уделять больше внимания. И действительно, кто может быть нам дороже, чем наша мама. Праздник никого из детей не оставляет равнодушными. Важно поддержать огромное желание каждого ребёнка нарисовать открытку для своей мамочки, используя нетрадиционные техники в рисовании. Всего лишь понадобится блюдце с краской, и готовы «Тюльпаны» в технике рисования «ладошками». Одноразовыми вилками можно нарисовать «Букет астр». Шикарные «Цветы для мамы» вырастают, если их нарисовать «пробками от пластиковых бутылок». Подушечками пальцев, обмакнутыми в краски, можно изобразить различные «Узоры на платье любимой мамочки». Дети выражают своё отношение к маме в рисунках. Работы получаются яркие, красочные, а самое главное, наполненные огромной любовью к самому близкому и дорогому для них человеку.

В деле духовно-нравственного воспитания детей имеет большое воздействие семья. Если семья дружная, то каждый член семьи чувствует себя защищенным, счастливым. Очень важно научить ребенка заботиться о членах своей семьи, побуждать к стремлению сделать что-нибудь приятное своим близким. Рисование с использованием нетрадиционных техник подарков для родных, именинников, в том числе к православным праздникам, стало доброй семейной традицией «Счастливое Рождество», «Светлое Пасхальное Воскресение». Рисунки, выполненные в нетрадиционных техниках, отражающие летний отдых с родителями, встречи с друзьями воспитывают доброжелательное и заботливое отношение ко всем членам семьи: «На море», «В лесу» , «Мы отдыхаем вместе». Большой воспитательной силой обладают совместные выставки рисунков «Лучшая новогодняя игрушка», «Домашние любимцы». Такие выставки сближают ребёнка с семьёй и оказывают сильное воздействие на чувства.

В современном Мире, когда дети проводят много времени у компьютеров и телевизоров, важно воспитать в них культуру общения с природой, научить жить в гармонии с ней. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник, а именно «Русская берёзка», «Ежи на полянке» – техника рисования «мятой бумагой», «Осенний лес» – техника рисования « тычком жёсткой кистью», «Лист берёзы» – «пластилинография», «Грибная полянка» – «рисование фигурками от конструктора» поможет раскрыть красоту природы, сформировать эстетическое отношение к ней и увидеть её неповторимость. А такие работы, как «Осень золотая» – «мятой бумагой», «Роща» – в технике рисования «кляксография», «Зима пришла» – «набрызг» обеспечат необходимую детям положительную эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защищать и умножать её богатства.

 Работы детей, выставленные на Международных детских конкурсах «Капелька» в технике рисования «кляксография», «Волшебная палочка» в технике рисования «ватными палочками» воспитают привычку в детях помогать другим людям, научат получать радость от полезных и добрых дел.

Формировать заботливое отношение к животным и птицам помогут рисунки «Снегири» – «поролоном», «Зайчишки» – «мятой бумагой», «Лисёнок» – в технике «сухой жёсткой кистью».

Создание рисунков по мотивам художественных произведений, иллюстрирование народных и авторских сказок «Колобок» «пластилинография», «Маша и медведь» – «восковые мелки плюс акварель», поможет детям усвоить духовно-нравственные качества: добро – зло, трудолюбие – лень, послушание – непослушание, согласие – несогласие.

Очевидно, что без духовности мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение. Именно поэтому необходимо обратить особое внимание на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников через рисование с использованием нетрадиционных техник, в эффективности которых не стоит сомневаться.

 Работа в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с использованием нетрадиционных техник, которая проводится в детском саду, несомненно, дает свои результаты. У детей прослеживается положительная динамика в развитии духовно-нравственных качеств.

Будем надеяться, что представленный опыт работы по данной теме вас заинтересует вас и будет использоваться в работе.

 

Литератур а:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.;

2. Фромм Э.М. Любовь между родителями и детьми/Искусство любви. М.: АСТ, 2009. с. 23-24.;

3.Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. М.,1984г.

4.Потаповская Ф. М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. М.: Планета 2000,2002.

5.Артёмова Е. И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников// Дошкольная педагогика. 2012.№6

6.Петракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания М.,1997.

 


Чемисенко Надежда Евгеньевна,

музыкальный руководитель БДОУ г. Омска

«Детский сад №259 общеразвивающего вида»

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 205; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!