Молебны, совершаемые в неделю Пасхи



Обрядовый порядок

Во всю светлую седмицу молебны поются в таком порядке:

После обычнаго начала: Благословен Бог наш, поется Христос воскресе…трижды, потом стихиры праздника (священник говорит стихи: Да воскреснет Бог… псаломщик поет на каждый стих: Христос воскресе… по разу).

Если молебен поется празднику, то за стихами следует петь ипакои: Предварившыя утро… а на молебне Богородице или святому – сперва тропарь Богородице и святому, а потом Предварившыя утро и затем канон пасхи (с присоединением и канона святому, если канон поется святому).

По третьей и шестой песни, припевы поются тому, кому служится молебен: празднику – Избави от бед… Богородице – Спаси от бед… святому – Моли Бога о нас… и пр., кроме того, по шестой песни поется еще кондак и икос праздника.

По девятой песни, вместо Достойно… – Светися светися… вместо Трисвятого трижды поется Христос воскресе… Потом ипакои – Предварившыя утро… Слава… тропарь святому (или празднику, если молебен празднику) и ныне… кондак праздника: Аще и во гроб снишел еси.

Далее, ектения краткая сугубая, как обыкновенно на молебне, и отпуст пасхальный, т.е. вместо Слава Тебе Христе Боже… и проч., во возгласеПремудрость, трижды поется Христос воскресе… а потом священник, обратясь к народу, говорит: Воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, Христос истинный…(поминая и святого, которому поется молебен) помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец, и, благословляя предстоящих крестом, трижды говорит:Христос воскресе!.. и дает для целования крест.

В другие недели по Пасхе до Вознесения, молебны поются, как обыкновенно, с такою лишь переменою: вместо Царю небесный… поется трижды Христос воскресе…, а к отпусту прибавляются слова: Воскресый из мертвых Христос…

От Вознесения до Троицы, вместо Царю небесный… поется трисвятое.

Практические заметки

О водосвятных молебнах. Иногда молебен соединяется с водоосвящением, или служится, так называемый водосвятный молебен, тогда порядок службы будет таков: после чтения Евангелия на молебне поются тотчас стихиры водоосвящения: Еже радуйся ангелом… и отсюда отправляется чин малого освящения воды по порядку до отпуста

Давая место этой заметке потому, что она говорит о служении молебна с водоосвящением в порядке, распространенном на практике, нельзя не сказать при том, что порядок таков неправилен, так как канон молебна в нем не выполнен, – именно -оставляются три последние песни; на отпусте же поминается святой, которому был пет молебен (Писъм. по Пастыр. Богосл. Попов, ч. II стр. 92 и Пособ. к изуч. Правосл. Богосл. Николъск. стр. 80S).

При водосвятном молебне, дом окропляется тотчас после погружения креста, когда поется: Источник исцелений… сами же хозяева и прочие предстоящие подходят ко кресту (причем и окропляются водою) уже после отпуста; при окроплении дома освящается и печь, где готовят пищу (Там же).

О соединенных молебнах. Если просят вместе с молебном Божией Матери, или некоторым из угодников, петь молебен и Спасителю, то – или нужно убеждать просителей, чтобы они отправили Спасителю молебен особо и в иное время, или же делать припевы только в честь Спасителя, применяясь к церковному времени; например, так: Слава Господи, святому воскресению Твоему (в воскресный день); Слава, Господи, кресту Твоему честному (до отдания Воздвижения, или в виду вынесенного креста); Слава, Господи, пречистому Твоему образу (пред образом Спасителя). В припеве: Молите Бога о нас, нужно обобщать святых из одного чина; например, петь так: святители Христовы Николае, Афанасие и Кирилле, а не присоединять к каждому из нихсвятителю Христов (Писъм. по Пастыр. Богосл. Попов, ч. IIстр. 91 и Пособ. к изуч. Правое. Богосл. Николъск. стр. 803).

О чтении Евангелия. Что же до чтения Евангелия, то на молебне Спасителю, кроме всякого праздника и особенного воспоминания, а также и в том случае, если служится тогда же молебен Божией Матери и нескольким святым, так что скопляется много зачал, которые нужно бы читать, читается одно только Евангелие (Мф. 20 зач.): Просите и дастся вам… Равным образом, когда служится молебен многим святым разных чинов, то Евангелие может быть читано одно, положенное всем святым в случае присоединения к молебну в честь святых «благодарственного» или «в путешествие», преимущество или главное пения отдается последнему, так что молебен святому или многим святым в таком разе делается только прибавочным: после ектении главного молебна (например, благодарственного) и пения тропарей, принадлежащих тому и другому молебну, припевы к прибавочному, в честь святого или святой, выполняются все зараз, без ектений, до чтения Апостола и Евангелия. Евангелие читается одно – по главному молебну (Писъм. по Пастыре. Богосл. Попов, ч. II стр. 92).

О чтении канона. На молебне одному святому, особенно – если не положено в честь его акафиста, а прихожанин, не зная этого, просит, однако, с усердием об акафисте или вообще желает продлить свою молитву сему святому, то может быть читаем сему святому канон из минеи месячной (Там же).

О молебне Ангелу-хранителю. Молебен Ангелу-хранителю вместе с соименным святым, или же отдельно, всегда может выполняться от известного лица с таким запевом: Святый Ангеле-хранителю мой, моли Бога о мне, и с Евангелием: Блюдите да не презрите… (Мф. 18:10, Там же).

Разрешение недоумений

Могут ли диаконы сами, без священника, служить молебны? В некоторых службах церковных имеется такое замечание: аще иерей, глаголет:Благословен Бог наш…, аще-ли-же ни, глаголем: Молитвами святых отец наших…, в других же службах церковных просто сказано: Благословившу иерею начинаем… Первое замечание – условное – имеется и в канонах, которые собственно и составляют молебен; таким образом, этими замечаниями, как будто, предоставляется право служить молебны кому-либо и кроме священника, например, диакону. Но, обращая внимание на те молитвословия, при которых находится условное замечание, нельзя не видеть, что они собственно относятся к; домашним частным молитвам, каковы утренние или вечерние молитвы, как равно каноны и акафисты, которые читаются и дома – для себя или для своей семьи, и не имеющие значения церковного Богослужения, совершение которого принадлежит только священнику;– заменить же священника в его служении может только такой же священник (См. кн. вопр. на ветх. и нов. завет. блаж. Август. т. IVвопр. 46) (Руков. для сел. паст. 1868 г. т. I 480–493 стр.).

Практические заметки

Пасхальные ходы с иконами. При служении пасхальных молебнов в домах, прежде всего надобно избегать торопливости. Не следует начинать молебна, пока не будут установлены иконы, зажгутся пред ними свечи и утихнет вся суетливость в доме. Не следует уносить иконы в следующий дом раньше выхода священника и диакона, которые, быв облачены в священные одежды, должны сопровождать их, а не отдельно приходить в каждый новый дом в своих облачениях. Чтобы не спешить на соблазн служением самого молебна, нужно преждевременно определить: сколько из пасхального канона петь, – одни ли ирмосы, или со стихами и тропарями, богородичными, с присоединением ли к тому (канона) Пасхи, или без канона Пасхи, и так-то служить. Крест и Евангелие носятся открыто в руках, или, в случае нужды, (например, при грязной, скользкой дороге), завернутые в воздух. Читать акафисты и петь заупокойные литии на Пасхе не положено, по крайней мере вводить это чтение и пение никак не следует: (в первый день Пасхи, равно как и в Рождество Христово и отпевание умершего надобно отлагать). Но назидательно будет для желающих продлить у себя пасхальное молебствие, если к молебну присоединяется из акафиста: «гробу и воскресению Господню»,молитва: Слава Тебе Господи… яко паки сподобил еси… пришедши поприще поста… видети день воскресения Твоего… Вообще надобно стараться освободить сельских домохозяев от суетливости по случаю приема ими в дом святых икон, – разумеются опросы о свечах, требование приготовить кадило, и т.п. Надобно дать им возможность спокойнее молиться, так, чтобы они это посещение дома их приняли за одно из посещений Иисуса Христа по воскресении (Из кн. Писъм. по паст. Богосл. Попов, ч. 2 стр. 105 §3).

Благословение нового дома

Подготовительные действия

Предварительно благословения нового дома, совершается иногда малое освящение воды, если же освящение воды не бывает, то на столе поставляется чаша с святою водою и елей (неосвященный) в малом сосуде. На столе же полагается крест и Евангелие. На стенах, сообразно четырем сторонам света, пишутся четыре креста; к ним зажигаются свечи.

Где не удобно писать крест, например, в домах оштукатуренных или обмазанных глиною, он выскабливается. Форма креста, обычно, делается или четырехконечная или осьмиконечная (Пос. к изуч. пр. Богосл. Никольск. 802 стр.).

Священник, обычно, облачается в епитрахиль и фелонь, и кадит пред началом службы.

Обрядовый порядок

(По дополнительному требнику) По Благословен Бог наш, поется Царю небесный и читается Трисвятое, Отче наш, Приидите поклонимся и псалом 90-й. – Живый в помощи вышняго.., а за тем поется тропарь: Яко же Закхееву дому…

Потом священник читает две молитвы (вторую тайно с главопреклонением) и, по возгласе на вторую молитву, трижды благословляет елей, за каждым разом произнося слова: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. По окончании молитвы, священник окропляет святою водою по всему дому (каждую комнату кропит со всех четырех сторон), за каждым окроплением говоря: Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, окроплением воды сея священныя в бегство да претворится все лукавое бесовское действо. Аминь.

Когда священник окончит окропление всего дома, тогда берет елей и приготовленною кисточкою, омоченною в сосуд с елеем, помазывает приготовленные на стенах кресты: сперва – крест на восточной стене, потом на западной, северной и южной, и, при помазании каждого креста, по разу произносит: Благословляется дом сей помазанием Святаго елея сего, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь; певцы же поют тропарь: Благослови Господи дом сей… четыре раза, т.е. за помазанием каждого креста.

По окончании помазания, пред каждым крестом зажигаются свечи.

Потом читается Евангелие (Лук. зач. 94).

Чтение Евангелия зависит, как сказано в требнике, от желания священника; но оно, обычно, всегда читается.

Псалом 100-й – Милость и суд воспою… Во время чтения псалма священник кадит по всему дому.

Каждение также предоставляется на усмотрение священника.

По окончании псалма, бывает ектения с возгласом: Услыши ны Боже, Спасителю наш.., и затем – отпуст дневной, после которого возглашается многолетие хозяину дома.

Обычно, многолетия не бывает, а по отпусте, священник дает предстоящим целовать крест и кропит их святою водою.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 718; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!