Вынос умершего в церковь и отпевание



В день погребения, когда все готово к выносу покойного в церковь, священник кропит гроб святою водою (См. требн. чин погреб. на Пасху. Литургика Петрова (1872 г.) стр. 132) внутри и около, и потом полагает покойника во гроб. Пред выносом совершается лития (См. требн. и попеч. прав. церк. Деболъск. стр. 387), а по окончании ее священник полагает начало погребению, т.е. возглашает: Благословен Бог наш… певцы протяжно поют поАминь трисвятое и с этим протяжным пением Трисвятого несут покойника в церковь.

Тело мирянина несут миряне же, а не священно-церковнослужители (треб. Петр. Могил.).

Если несколько священников провожают умершего, то они идут по два в ряд: впереди младшие, старшие ближе к гробу, первенствующий же священник идет со крестом за крышкою гроба, которая несется за святостью или за большим крестом, носимым впереди процессии (Письмо по паст. Богосл. Попов. ч. II стр. 104. Пособ. к изуч. правосл. Богосл. Николъск. 739 стр.), или за домашнею иконою (Попеч. прав. церк. Деболъск. стр. 387).Диаконы предшествуют с кадилами священникам. За священнослужителями несется гроб и по бокам его несутся подсвечники. По дороге, по временам, обычно процессия останавливается для чтения Евангелия, читаются жеЕвангелия заупокойныя по порядку. При входе в храм, крышка, как правило, оставляется снаружи, гроб же поставляется среди храма ногами вперед, чтобы покойник как бы смотрел на восток; подсвечники поставляются в голове и по бокам гроба.

Когда покойник внесен в храм, пение трисвятаго, петого по пути к храму, прекращается; священник (или диакон), отверзает завесу у царских врат и, вышедши к гробу, раздает народу зажженные свечи и потом кадит вокруг гроба с четырех сторон.

Примечание. Если священник не участвовал при выносе покойника из дома в храм, то начало погребению полагается в храме таким образом: отверзши завесу царских врат, священник выходит к покойнику, раздает народу зажженные свечи, и, покадив вокруг гроба, начинает, как обычно,«Благословен Бог наш», затем поется трижды «Святый Боже», читается псалом «Живый в помощи вышняго…» и пр. по порядку. Кадило, обычно, не отдается здесь, но держится во все время отпевания, при чем, на «непорочнах», священник кадит весь храм, окрест гроба и предстоящих, «предыдущему ему диакону» со свечею; окрест же гроба каждение совершается еще: во время пения Со святыми упокой и Вечная память.Вообще курение фимиама, как и возжженные свечи должны быть во все время погребения (См. Требн. Петр. Могил. о чин. погр. Прав. христиан).

Псаломщик читает в то время 90-й псалом: Жи вый в помощи вышняго…

По окончании псалма, поются непорочны – три статьи;

Когда читаем в требн. в последованиях погребения мирян и священников, что поют: «Непорочнии в путь», «Аллилуиа», то должно знать, что эти слова, принадлежащии 1 статье, поет сперва один певец на клиросе и притом особым напевом (каждую статью на особый глас) и что затем всю ту статью должны петь и прочие певцы тем же напевом, с присоединением после всякого стиха слова «Аллилуиа». Точно также и пред второю статьею печатаются слова«Заповеди Твоя», «Помилуй раба Твоего», а пред третьего «Имя Твое» – и«Аллилуиа». Все это означает, что во 2-й статье, после каждого стиха, равно как и после слов «Заповеди Твои»… должно присоединять: «Помилуй раба Твоего», а на 3-й статье, после же каждого стиха и после слов: «Имя Твое»,должно прилагать «Аллилуиа»; таким образом певцы должны петь все стихи тем же напевом, каким предначинал их петь один (Нов. Скр. ч. 4. гл. 20 §9).

– по первой и второй из них возглашаются заупокойные ектении, а по третьей – поются стихиры (непорочны тропари) со стихом «Благословен еси Господи…» и в конце их – снова заупокойная ектения.

Далее тропарь (иначе называемый седален покоин). Покой Спасе наш с праведными, читается до конца; также и Богородичен От Девы возсиявый..,певцы же поют только последние слова: и вся яже в ведении и неведении человеколюбие и сыны света тою показавый, помилуй нас; а за сим читается 50-й псалом и начинают петь канон на 6-й глас Яко по суху… (при каноне обыкновенно поется припев: Упокой Господи душу раба Твоего (Пособ. к изуч. Богосл. прав. ц. Никол. 742. Литургика Петрова 133 стр.).

За каждой песней один раз поет припев священник; другой раз – певцы, потом священник Слава, –певцы и ныне, а пред 3, 6 и 9-ю песнями припевы в том же порядке повторяются по два раза. По 3-й песни, ектения заупокойная, седален и Богородичен. Седален и Богородичен обычно читаются, а когда псаломщик оканчивает чтение их, тогда поются из них последния слова: Тем же Христе Боже преставлъшагося раба Твоего (рабу Твою) упокой яко человеколюбец и Но сама заступи и помилуй мя. По 6-й песни, возглашается ектения и поется кондак: Со святыми упокой. Во время пения кондака диакон кадит, как при начале. Икос читается, но поются обычно из него последние слова: надгробное рыдание творяще песнь, аллилуйя, затем снова поется кондак: Со святыми упокой, и продолжается канон.

По 9-й песни, возглашается ектения и поются стихиры самогласны: Кая житейская сладость… и проч., а за ними читаются блаженны.

Потом читаются Апостол, Евангелие и снова возглашается ектения, на которой первенствующий священник читает молитву: Боже духов, не тайно, как всегда она читается, а вслух: другие же сослужащие ему священники читают ее тайно. За ектениею поются стихиры целования. (Свечи, бывшие в руках предстоящих, отдаются диакону или псаломщику, и все подходят к гробу, целуя венчик на главе умершего и прощаясь с ним).

По окончании стихир бывает опять заупокойная ектения и заупокойный отпуст, который священник делает, обратясь к предстоящим. Диакон же возглашает: Во блаженном успении… и певцы трижды поют: «вечная память».Затем по возгласе Господу помолимся, читается священником прощальная, или разрешительная, молитва, влагаемая потом в правую руку умершего.

В некоторых местах разрешительная молитва читается тотчас после Евангелия, за нею бывает «целование умершего», во время котораго священник отходит в алтарь, после же «целования» возглашается ектения и бывает отпуст «отпетия».

По прочтении разрешительной молитвы, покойника выносят из храма на кладбище с пением протяжным же Святый Боже; это пение продолжается до могилы.

Пред опущением в могилу, если умерший был елеопомазан, возливается на него крестообразно елей, оставшийся от елеосвящения, и закрывается гроб; иные же высыпают еще на гроб пепел из кадила (Треб. «погреб.», Нов. Скриж. стр. 496. Пособ. к изуч. Богосл. Никол. стр. 746. В Треб. Петр. Могил.).

При возливании елея на умершего, указано петь трижды «аллилуиа», что соблюдается и теперь в иных местах.

Гроб опускается так, чтобы покойник был обращен лицом на восток. При опущении гроба поется снова лития.

Лития эта в некоторых местах поется не при могиле покойника, а в доме его, когда родные возвратятся с могилы после погребения.

Когда гроб будет опущен в могилу, священник берет лопатою несколько земли и предает земле усопшего, т.е. крестообразно посыпает землю на гроб покойника, говоря: Господня земля и исполнение ея; вселенная и вси живущий на.ней.

В Требнике Петра Могилы указано певцам петь на слова священника«Господня земля» тропарь: «Земле зинувши, прими от Тебе созданнаго рукою Божиею прежде». В иных местах он и теперь поется; этот тропарь см. в Треб. ныне употреб. в конце последов. исход. монахов.

Погребение младенцев

Этот чин совершается над младенцами до семилетнего возраста; свыше семилетнего возраста дети погребаются чином погребения мирских человек(Треб. Мог. в начале чина погребения младенцев и Пособ. к изуч. прав. Богосл. Николъск. 750 стр.). Вынос младенца в церковь и проводы на кладбище совершаются сообразно с выносом и погребением взрослых; литии же до погребения и по погребении поются с ектениями из чина погребения младенцев (обычно).

Обрядовый порядок

По Благословен Бог наш… певцы поют (читается) псалом 90-й Живый в помощи вышняго, потом диакон (или священник) возглашает: аллилуйа во глас 8-й и стихи 1) Блажен, его же избрал еси… 2) Память его в род и род, а певцы поют трижды аллилуйа и читается трисвятое. По возгласе священника, читаются – тропарь: Глубиною мудрости человеколюбно… Слава и ныне и Тебе и стену, и пристанище имамы.

При окончании чтения тропаря и Богородична, певцы повторяют последния слова того и другого: Творца и зиждителя и Бога нашего и Богородице безневестная, верным спасение.

Далее читается 50-й псалом и канон на 8-й глас: Воду прошед…, с припевом:Господи, упокой младенца (Литургик. Петрова стр. 135).

3-я и 6-я песни поются по дважды. По 3-й песни, заупокойная ектения и тропарь (тропарь читается, поются же последния его слова – Тем же Христе Боже, преставлъшагося младенца упокой яко человеколюбец) (обычно).

По 3-й и 6-й песнях, возглашается ектения заупокойная-же и читаются икосы; по 6-й – поется тропарь, Со святыми упокой; по 9-й, малая (незаупокойная) ектения и читается ексапостиларий: Ныне упокоихся… – со стихами; певцы же поют на каждый стих последние слова ексапостилария:Господи слава Тебе (обычно).

Потом священник возглашает: Яко свят еси Боже наш, певцы – аминь иСвятый Боже, (как на литургии оно поется).

Далее Апостол и Евангелие.

По Евангелии, поются стихиры целования, и предстоящие прощаются с младенцем, целуя и крест в руках священника, или икону.

Когда стихиры пропоются, читается трисвятое и проч. и по возгласе, поются тропари: Со духи праведных скончавшихся… возглашается ектения заупокойная, положенная в этом чине, и делается отпуст, по котором возглашается преставльшемуся вечная память, а потом, по Господу помолимся, читает священник вслух молитву просительную, положенную на ряду.

Предается тело младенца земле, как и тело взрослых.

Также точно, при погребении младенцев, раздаются предстоящим возжженные свечи и совершается каждение, как это бывает и при погребении взрослых.

Погребение священников

Подготовительные действия

Тело умершего священника омывают три священника (Треб. Петр. Могил.),отирая губкою с водою крестообразно, во образ священнаго крещения: на челе, очах, устах, персях, коленях и руках (Нов. Скриж. гл. 22 §1 (стр. 50); а потом отирают его чистым елеем (Треб. Погр. свящ.).

В некоторых местах есть обычай – тотчас по смерти священника ударять на исход души в праздничный звон протяжно.

По крайней мере лица освященные должны омывать священника.

В Нов. Скриж. говорится, что елей из напоенной губки принято обычаем восточной церкви возливать на умершего священника, покрыв сперва тело его полотном (503 стр. §3).

Надев затем на него обычные его одежды кроме рясы, облачают во все священнические одежды. Умершему диакону влагается в руку кадило(Литургик. Петрова стр. 132).

Когда положится тело на уготованном столе, лицо покрывают воздухом; в правую руку влагается крест, – и читается над умершим Евангелие, в промежутки времени служения панихид, до отпевания.

Священные одежды, в которые облачают умершего священника (а также и других священно-церковнослужителей) должны быть новы, а не из бывших в употреблении (Требн. Петр. Могил. о чин. погреб. христиан.), надеваются также и новые сапоги (Нов. Скр. 22 г. §1).

Покров, положенный на лицо священника, не снимается с него и при погребении. Евангелие, которое читается над ним, влагается, при выносе к погребению, в руки его и опускается с ним в могилу (Там же §4,5).

Проводы тела

При несении тела священника в церковь и к могиле, обыкновенно несут пред гробом хоругви, крест и Евангелие и бывает заупокойный звон, так как шествие это есть крестный ход. При каждом храме, мимо которого совершается шествие, бывает звон; гроб же пред храмом останавливается и совершается заупокойная лития (См. Пособ. к изуч. прав. Богосл. Николъск. 749 стр. Попеч. прав. церкв. Деболъск. 395 стр.).

Кроме литии, при несении тела умершего священника, поются ирмосы канона Помощник и покровитель (Больш. требн. и Нов. Скр. г. XXII §6). В церкви, при отпевании священников, гробы их поставляются ближе к амвону, чем гробы мирян, и вокруг гроба непременно должны ставиться четыре подсвечника с четырех сторон (Там же).

Тело умершего священника должны нести священники же, если их достаточное число (См. требн. в послед. мертвенном над скончавшимся священником).

Обрядовый порядок

Погребение священника начинается в доме также, как и мирян, литиею; но на литии в этом случае отпуста не положено: она соединяется с последованием погребения.

По Благословен Бог наш, поется трисвятое и читаются затем начинательные молитвы.

По возгласе на Отче наш, поются тропари литии Со духи праведных скончавшихся… И бывает заупокойная ектения, после которой священники берут умершего и несут в храм.

В храме поются тотчас непорочны на 3 статьи, а за ними тропарь Покой Спасе, как и на погребении мирян. Тропари же непорочны не поются, но после покойного тропаря тотчас читаются стихиры степенны, а потом – Апостолы иЕвангелия.

Начальствующий священник читает 1-е Евангелие, затем читает и 1-ю молитву: следующия Евангелия и молитвы читают другие священники по порядку (Пособ. к изуч. Богосл. прав. церкв. Николъск. 749 стр.).

Если погребение совершается после литургии, совершавшейся в присутствии мощей умершего, то, конечно, начало погребению полагается как при погребении мирян.

Псалмы, положенные здесь между Евангелиями, читаются раздельно, по стихам, и после каждого стиха произносится (поется) трижды аллилуиа.

Все чтения на погребении священника, как то: непорочны, степенны, иблаженны читаются, по преимуществу, священником же, а не клириком.

После 4-го Евангелия, читаются «блаженны» с тропарями их.

После 5-го Евангелия, читается 50-й псалом и поется канон 6-го гласа:Волною морскою, по 6-й и 9-й песнях, произносится заупокойная ектения.

По 6-й же песни, после кондака со святыми упокой, читаются (обычно начальствующим священником) 24 икоса; по прочтении каждого из них певцы поют аллилуиа; а по прочтении всех икосов, снова поется со святыми упокой и продол жается канон.

По 9-й песни, после ектении, читается ексапостиларий со стихами,стихиры на хвалитех, великое славословие и Сподоби Господи денъ сей, а потом читаются или поются стихиры на стиховне, по три стихиры на каждый из 8 гласов (24 стихиры).

Далее, по Трисвятом, поются тропари литии, возглашается заупокойная ектения, на которой молитва Боже духов читается вслух (См. требн. Послед. Погреб. мирск. челов.) и по возгласе, поются стихиры целования (из последования погреб. мирск. человек); за целованием же читается разрешительная молитва, влагаемая потом в правую руку покойника, и несут тело его к могиле, отпуста же здесь не бывает.

Так указано в употребляемых ныне требниках; но, обычно, отпуст делается в храме, с возглашением умершему «вечной памяти», а при могиле отпуст также бывает свой – на литии.

Погребение

Во время несения мощей священника к могиле, поется снова канон:Помощник и покровитель, а когда принесут к могиле, то читается трисвятое,поются тропари литии и произносится заупокойная ектения, после которой бывает совершенный отпуст. Елей также возливается, если умерший был елеопомазан и также предается тело земле, как это делается при погребении мирян.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 190; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!