О совершении разных чинов погребения в неделю святой Пасхи



Хотя в требнике и не сказано прямо, что сообразно чину погребения мирян, нужно изменять и делать применения, приличные празднику – и во всех изложенных там чинах, но здравый смысл указывает, что нужно во святую Пасху совершать погребение над умершими по особому чину для каждого умершего, – если он мирянин, то по чину для сего изложенному, если же священник, то по чину священническому; но во всяком чине нужно делать изменения и применения, соответствующия торжественным дням святой Пасхи, сообразно особому чину для умерших во святую Пасху (Руков. для сельск. паст. 1868 г. т. III стр. 310).

Соображаясь с сим, погребение священника в пасхальную неделю должно совершать в следующем порядке:

1) Пред выносом бывает начало пасхальное со стихи. Потом: Со духи праведных скончавшихся… Ектения: Помилуй нас Боже… и, по возгласе на нее, отпуст пасхальный, после которого возглашается: Во блаженном успении… и поется Вечная память.

2) Начинается сопровождение с пением Христос воскресе из мертвых… и во все путешествие.

3) Отпевание после литургии.

Начало (отпевания) пасхальное со стихи, с крестом, свечою и кадилом.

1-я ектения заупокойная, в начале панихиды положенная: Миром Господу помолимся. Молитва -тайно; и возглас: Яко Ты еси воскресение…

Диаконы начинают петь антифоны, три стиха, глас 6-й: На небо очи мои возвожу…

За сим отпевание идет обычным порядком неизменно до прочтения последнего Евангелия, за которым поется канон Пасхи: Воскресения день.

По 3-й песни, ектения заупокойная, Паки и паки, и возглас, и поется:Предварившия утро.

По 6-й песни, ектения заупокойная, и возглас, и поется: Со святыми упокой.

Потом поется: Елицы во Христа крестистеся..

Читается Апостол дню и Евангелие воскресное (тоже дневное): Господу помолимся и молитва разрешительная.

Потом поется: Воскресение Христово видевше, единожды; Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, единожды.

Поются 7-я и 8-я песнь канона. По 9-й песни, ектения заупокойная: Паки и паки, и возглас.

Поется: Плотию уснув, дважды, и Благословен еси Господи; Ангельский собор удивися.

Потом: стихиры Пасхи Да воскреснет Бог, и целование покойному, во время коего продолжается пение – Христос воскресе из мертвых.

По окончании целования, ектения: Помилуй нас Боже (заупокойная), молитва: Боже духов (вслух), и возглас. Диакон: Премудрость.

Певцы: Христос воскресе из мертвых, трижды, и отпуст пасхальный, и после: Во блаженном успении вечный покой… и Вечная память.

Сопровождается гроб до могилы с пением: Христос воскресе из мертвых.

У могилы лития, и после «Вечной памяти» певцы поют три стиха: Земле, зинувши, приими от тебе созданного… Яко же рекл еси, Господи, Марфе… и Духовнии мои братие и спостницы…

По возвращении лития и отпуст (Пособ. к изуч. правосл. Богосл. Николъск. 752–754 стр.).

Чин этот составлен митрополитом Филаретом Московским по случаю отпевания тела Кирилла архиер. Подольск., в понедельник светлой седьмицы (31 марта 1841 г.). Напечатан в чтениях Московск. обществ. любит. духов, просвещ. 1869 г. кн. 7, стр. 93–96. (См. Пособ. к изуч. прав, богослужения Николъск. 752–754 стр.).

Точно также должно применяться и в прочих чинах погребения, изложенных в требнике особо; так, например, относящееся к младенческому погребению нужно совершать по этому чину, а прочее, особенно начало и конец, заимствовать из чина погребения мирян на святую Пасху (Руков. для селъск. паст. 1868 г. т. III. стр. 312).

Порядок погребения мирян на Пасху опущен здесь, так как он достаточно ясно изложен в большом и малом требниках.

Церковные и гражданские постановления

Лица погребаемые. По чину священнического погребения отпеваются только священники (Требн.) и епископы (Указ. Синод. 1773 г. Ноября 30);прочие чины клира и миряне – по чину последования погребения мирских человек; монахи – по чину погребения для монахов; младенцы до 7 лет – по чину младенческого погребения (Требн. Петр. Могил. чин. погр. млад.).

Священник, умерший под запрещением, может быть отпеваем по чину священнического погребения, но не иначе, как с разрешения епархиального архиерея.

В Ук. Синод. 1860 г. Марта 28, 1770 г. Июля 20 и 1821 г. 25 Янв. читаем: «Ежели кто из священников находится под следствием за такия дела, за кои подвергаются они своими преступлениями извержению сана своего, до настоящаго еще лишения его, между производством следствия, будучи под запрещением священнослужения, а паче обращаясь в пьянстве, умрет, – таковые ясно оказавшиеся уже недостойными своего сана и пр… не будут впредь удостаиваемы… священническаго отпевания, а похороняемы простым мирским погребением». Сообразно с сим постановлением и диакон, умерший в запрещении, не облачается в диаконские одежды, без архиерейского разрешения.

Лица неправославного вероисповедания не удостоиваются погребения по обрядам Православной Церкви,– и если умрет иноверец христианского исповедания, и не будет священника или пастора ни того исповедания, к которому умерший принадлежит, ни иного, то препроводить труп с места до кладбища обязан православный священник по правилам в своде церковных законов означенным (Полн. сбор. зак. т. XXVI №19289 пунк. 2,3), т.е. православный священник должен в таком случае сопровождать умершего иноверца до кладбища в ризе и епитрахили и опускать в могилу, с пением «Святый Боже»….

Так как в Указ. Синод. 24 Авг. 1797 г. и 20 Февр. 1880 г не упоминается ни о «пении заупокойной литии, ни о возглашении «вечной памяти», то, по букве закона, участие священника в погребении иноверца должно заключаться в следующих пределах: священник должен прийти в дом, где лежит тело умершего и, облачась в священные одежды, не петь заупокойной литии, а начать вынос пением: «Святый Боже»…, и сопровождать гроб до могилы с пением того-же стиха, притом, конечно, в преднесении креста и с кадильницею, как это делается в православной Церкви, и опускать гроб в могилу с одним и тем же пением, без возглашения «вечной памяти» (Рук. для сельск. паст. 1872 г. №21).

Отпевать иноверцев по обряду православной церкви дозволяется только тогда, когда они обратятся к православной вере (Указ. Син. 20 Февр. 1880 г. Треб. Петр. Могил, ук. о крещ. и некрещ. младенц. умерш. и о погреб. их).

Не совершается также погребение по обряду Православной Церкви над младенцами – хотя имеющими и христианскаго исповедания родителей, но умершими до принятия крещения (Григ. Богос. слов. 48 на крещ.).

Из православных лишаются христианского погребения вольные самоубийцы, как-то: самовольно убившие себя, самовольно утопившиеся, умершие от пьянства и проч.; если только самоубийство их произошло не во время умопомешательства их (Тимоф. Александр. вопр. и отв. 14. Номок. пр. 178. Требн. Петр. Могил. о чин. погреб. Указн. ст. патр. Адриана п. 24 1698 г. (См. разреш. недоум. вопр. о самоубийцах).

Умершие от употребления крепких напитков не должны быть причислены к вольным самоубийцам, как случайно, а не намеренно причинившие себе смерть, а потому и не должны быть лишаемы церковного погребения (Опред. Св. Син. 1881 г. 10 Июля (Ц.В. 1881 г. №41)).

Тело умышленного самоубийцы надлежит палачу в бесчестное место оттащить и там закопать (Св. зак. т. XIII. уст. врачеб. ст. 923).

Священник не должен также совершать погребения прежде судебно-медицинского осмотра в следующих случаях: а) – умерших вскоре после наружного механического насилия, от ушиба, от раны, от падения со значительной высоты и т.п.; б) – умерших скоропостижно с необыкновенными припадками, подающими повод к подозрению в отраве; в) – умерших по наружном употреблении вредных паров, мазей, ванн, умываний, пудры и т.п.; г) – похоронять найденное мертвое тело со знаками наружных насилий, или без них; д) – вообще тела людей, бывших, по-видимому, здоровыми и умерших скоропостижно от неизвестной причины; е) – найденное мертвое тело новорожденнаго младенца; ж) – также в тех случаях, когда есть подозрение в умышленном умерщвлении и изгнании плода; из) – когда возникнут жалобы о приключившейся смерти от непозволительного лечения шарлатанами и другими лицами, не имеющими права на лечение. Сюда относятся также тела мнимоумерших, замерзших, утонувших и т.п. (Св. зак. т.XIII уст. врачеб. упр. ст. 910). Все подобные умершие не погребаются без свидетельства градской или земской полиции (Син. указ. 1829 г. 1 Март. Инструкц. благоч. прим. к ст. 16).

Принятие Святых Таин пред кончиною не служит в таких случаях препятствием к судебно-медицинскому осмотру и вскрытию тела умершего(Цирк. министер. внутр. дел. 15 Янв. 1865 г.).

Вскрытие мертвых тел священников, диаконов и монахов производится с разрешения епархиального архиерея при депутатах с духовной стороны; в крайнем случае оно может быть произведено и с согласия благочинного при депутатах сдуховной стороны, – и копия с протокола и осмотра тела сообщается депутатам, которые представляют ее епархиальному архиерею.

Указ. Синод. 1861 г. январ. 16. Новыми судебными уставами в сих случаях положено, вместо депутатов приглашать благочинного или настоятеля монастыря, которые и исполняют обязанность депутатов (Уст. Уголовн. Судопр. 329 ст.).

Места для погребения

Умершие должны быть погребаемы на отведенных для того кладбищах, вне городов и селений (Св. зак. т. XIII уст. врач. упр. ст. 925).

Для погребения тел священно- и церковнослужителей, назначаются места, лучшие на кладбищах и, если возможно, то отдельные от тех, на коих погребаются миряне (Требн. Петр. Могил. о чин. погреб.).

Места для кладбищ должны быть отводимы в местностях высокого и сухого грунта (Указ. Синод. 1756 г.).

Время погребения. Священник не может уклоняться от погребения умершего всякого православного христианина, если не имеет к сему законных причин (Св. зак. т. XIII уст. врач. управ. ст. 921); но он не должен хоронить мертвых прежде истечения трех суток, по удостоверении в смерти (Улож. о наказ. ст. 1081).

Во время сильных жаров допускается погребение умерших и по прошествии одних суток после смерти, если только наступление смерти не подает ни каких поводов к сомнению и на теле покойника обнаружились явные признаки трупнаго гниения. Наличность этих признаков и действительность смерти в каждом отдельном случае должны быть удостоверены врачом, – при отсутствии же его, совместным засвидетельствованием местного священника и полицейской власти (Высоч. утв. мн. Госуд. Сове. 27 Янв. 1887 г.).

Родные умершего обязаны извещать священника тотчас о смерти покойника (Св. зак. т. XI ст. 1563).

Запрещается погребать в 1-й день Пасхи и в 1-й день Рождества Христова, а также в дни высокоторжественные до вечерни (Указ. Синод. 1844 г. Мая 29), впрочие же дни царские не возбраняется погребение умерших (Указ. 1862 г. Март. 2).


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 231; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!