Поминовение усопших. Панихида



Время

Память о скончавшихся должна совершаться литургиею (на литургии), а по нужде и кроме литургии молитвами (Карфаг. соб. пр. 50).

Должно творить по усопшим третины (поминать в третий день) псалмами и молитвами ради Воскресшего тридневно, – девятины, в воспоминание сущих зде усопших, – Четыредесять дней, по ветхому закону, как иудеи оплакивали Моисея, – и на всякий год должно творить память и раздавать милостыню, в воспоминание усопших (Нов. Скриж. гл. 23 §1 стр. 506).

Примечание. Хотя между апостольскими правилами сего правила нет; но Церковь постоянно следовала указанию сего правила о времени поминовения усопших. Важность сих дней для поминовения усопших объяснена в Синаксаре на субботу мясопустную (Там же).

В память усопшего одного или многих совершается поминовение и во всякое другое время, по желанию требующего (Литургика Смолодов. 327 стр. (изд. 1869 г.).

Кроме частного поминовения, бывает еще общее поминовение, на котором воспоминаются все от века преставльшиеся отцы и братие от всякого рода и те, которые, будучи восхищены от мира сего внезапною смертию, не сподобились получить напутственных молитв церкви, обыкновенно совершаемых ею при отпевании тел усопших. Такие вселенские поминовения совершаются:

а) в субботу мясопустную;

б) в субботу пред пятидесятницею;

в) в понедельник или вторник на Фоминой неделе (впрочем это поминовение творится не по правилу церковному, а по обычаю народному) (О богосл. прав. церк. Красноцвет. ч. II, стр. 40, изд. 1862 г.).

г) в субботу, следующую за днем св. Димития Солунского, т. е. после 26-го октября, так называемую Дмитриевскую;

д) в день Усекновения главы Иоанна Крестителя (29 авг.) собственно творится память о воинах, на брани убиенных (См. Типик.);

Также не должно поминать до пятка вечера на первой неделе великого поста, в неделю Пасхи и в страстную неделю. Сорокоуст, который приходится служить во время поста, отлагается до Фоминой недели (Номок. пр. 169. Типик. послед. недел. сыроп. вечер. и вел. четв. утра).

Панихида

Обрядовый порядок (по Октоиху)

Из Богослужебных книг, употребляемых в церкви, порядок отправления панихиды имеется: а) в Октоихе, б) в особой книжке «Чин поминовения о православных воинах», в) в следованной псалтири: «последование на исход души» и, наконец, в Типике – устав, как должно петь панихиду (в XIV главе). В первых двух книгах и Типике служение панихиды имеет гораздо больше сходства, с тем только отличием, что в Типике и Октоихе указано петь 17-ю кафизму «Блажени непорочныи» и канон 4-го гласа, а в книжке поминовения воинов кафизмы нет и канон не 4-го, а 8-го гласа положен на ряду: впрочем и в Типике говорится, что кафизма иногда не поется (XIV гл.). Порядок-же отправления панихиды в следованной псалтири значительно разнится от порядка, указанного в других трех книгах; именно; по обычном начале поются тропари литии (Со духи праведных скончавшиеся и пр.) и потом бывает заупокойная, обычная (не великая, как в других чинах панихид) ектения; после нея псалом 90-й Живый в помощи… и канон на 8-й глас. По окончании канона, тропарь и Богородичен, а после них – Господи помилуй 12 раз и молитва, читаемая священником,– с окончанием которой бывает отпуст. Кроме указанных книг порядок служения в храме, при поминовении усопших, в 3-й, 9-й, 20-й и 40-й день по смерти их изложен в особой книге «Парастас, сиречь чин великия панихиды и всенощнаго бдения, певаемых по усопшим». В книге этой также изложен и порядок служения литии.

Если после вечерни служится панихида, трисвятое и другие начинательные молитвы оставляются, а читается, по Благословен Бог, тотчас 90-й псалом (см. Октоих).

Приготовляется столец и на нем коливо, как для литии.

Священник, покадив окрест стольца, начинает: Благословен Бог наш… и бывает обычно пение трисвятого и чтение начинательных молитв.

Кадило не отлагается во всю панихиду; раздаются предстоящим также и возжженные свечи. То и другое делается сообразно с тем, как делается на погребении, т.е. каждение еще бывает на «непорочных» и во время пения: «Со святыми упокой» и «Вечная память». Свечи тушатся на окончании канона.

По возгласе на Отче наш, Господи помилуй 12 раз, Приидите поклонимся и 90-й псалом, и бывает великая заупокойная ектения.

После ектении поется Аллилуйа на 8-й глас со стихами и тропари с Богородичным, из коих обыкновенно поются последние слова: Творца и зиждителя и Бога нашего (слова тропаря); Богородице безневестная, верным спасение (слова Богородична); псаломщик же читает весь тропарь и весь Богородичен вслух.

Далее 17-я кафизма поется с припевами и бывает обыкновенная заупокойная ектения, в конце которой, по Господу помолимся, пока священник тайно читает молитву Боже духов… певцы тихим голосом поют Господи помилуй 40 раз.

17-я кафизма может быть оставляема вместе с следующею за нею ектениею, и в таком случае после тропарей пред 17 кафизмою тотчас поются заупокойные тропари с припевом «Благословен еси Господи»…

По возгласе на эту ектению, поются тропари заупокойные с припевом:Благословен еси Господи, а в конце их снова заупокойная ектения, и за нею седален, покоин и Богородичен, из коих поются обычно только последние слова: и вся, яже в ведении и не ведении и человеколюбие, и сыны света тою показавши, помилуй нас; псаломщик же читает весь седален и Богородичен вслух.

За сим читается 50-й псалом и поется канон. На каноне положен припев:Покой Господи душу усопшаго раба твоего (души усопших раб Твоих).

В парастасе Петра Могилы указано петь припев так: за 1 стихом песни канона поется «Дивен Бог во святых своих, Бог Израилев», за вторым: «Упокой Господи душу раба твоего». Он поется так: один раз поет припев священник, другой – певцы; потом священник – Слава Отцу… певцы – и ныне и присно…

Пред 3-й, 6-й и 9-й песнями припев повторяется по дважды, т.е. после и ныне и присно… тотчас певцы опять поют: Покой Господи…, священник повторяет за ними припев; певцы поют: Слава.., священник – и ныне… (После же сих песней (3-й, 6-й и 9-й) припевы не поются, но по 3-й и 6-й следует тотчас ектения, а по 9-й читается трисвятое).

По 3-й и 6-й песнях канона, бывает обычная заупокойная ектения и, кроме того, по 3-й песни седален и Богородичен, из коих обычно поются последние слова: Тем же, Христе Боже, преставлъшагося (преставлъшуюся) упокой, яко человеколюбец (слова седальна); но Сама заступи и помилуй мя (слова Богородична); по 6-й – поется (весь) кондак: Со святыми упокой… и последния слова икоса; надгробное рыдание творяще песнь, аллилуйа аллилуйа аллилуйа.

Пред 9-й песнью священник (или диакон, если есть) возглашает:Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим; певцы поют: Дуси и души праведных., и затем поют 9-ю песнь. По 9-й песни читается трисвятое и, по возгласе на «Отче наш», поются тропари литии, после которой снова заупокойная ектения: Помилуй нас Боже… и отпуст заупокойный.

После отпуста возглашается «во блаженном успении» и поется «вечная память», как то делается обычно и в других заупокойных службах хотя не во всех указано так делать (См. погреб. и разн. чины паних.).


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!