Церковные правила о браках вторичных



Церковь с самого начала воспретила, как двоеженцев мирян допускать в клир, так и священнослужителям вступать во второй брак (Ап. пр. 17 VIвсел.3Вас. Вел. 12). Не запрещая второго брака мирянам, церковь определила, однако ж, за второй брак епитимию на непродолжительное время (Лаод. 1),именно – на один или на два года (Вас. Вел. 4).

О вдовицах, в преклонных летах вступающих во второй брак, сказано, что их должно лишать попечения Церкви, и далее отлучать от церкви (Там же пр. 24).

Тем более не одобряет церковь в своих правилах третьего брака, на троебрачие нет закона; посему третий брак не составляется по закону. «На таковыя дела взираем, как на нечистоты в Церкви; но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшия, нежели распутное любодеяние»(Вас. Вел. пр. 50).

Троебрачных, во время Василия Великого, отлучали на три, а часто и на четыре года, и нарицали таковой союз уже не браком, но многоженством, или паче наказанным (т.е. обузданным) блудом. Мы же, говорит Василий Великий, не от правила, но от последования предшественникам прияли обычай, троебрачных отлучати на пять лет (Там же пр. 4. О всех сих правилах на отлучение, т.е. о их применении см. в отд. об Исповеди).

Четвертый брак церковью совершенно запрещен (Собор, пост. 920 г.).

Гражданские постановления о лицах бракующихся

– Лица православнаго исповедания, всех без различия состояний, могут вступать между собою в брак, не испрашивая на сие ни особого от правительства дозволения, ни увольнения от сословий и обществ, к коим они принадлежат. На сем же основании допускается брак иностранца православного исповедания с российскою подданною того же исповедания. Но это общее правило, в сей статье изложенное, подлежит следующим ограничениям и изъятиям (Свод. зак. т. X ч. I ст. I (изд. 1874 г.).

Монашествующим и посвященным в иерейский или диаконский сан, доколе они в сем сане пребывают, брак вовсе запрещается (Там же ст. 2 Статья эта основывается на правиле 6 Трульского собора), но, по снятии сана или монашества, и этим лицам возвращается право на вступление в брак.

– Запрещается вступать в брак лицам мужского пола ранее восемнадцати лет от рождения, а женского ранее шестнадцати лет(Св. зак. т. X ч. I ст. 3)

Для жителей Закавказского края этою же статьею законов дозволяется мужчинам вступать в брак с 15 лет, а женщинам с 13 лет; но епархиальному архиерею предоставлено право, в необходимых случаях, разрешать браки, по личному своему усмотрению, когда жениху или невесте не достает не более полугода до узаконенного, на сей случай, совершеннолетия (Там же примечание к 3 ст.).

В возрасте же старости – запрещается венчание лиц, имеющих более восьмидесяти лет2 (Св. зак. т. X ч. I ст. 4), и брачные сопряжения таких лиц законными и действительными не признаются (Там же 37).

В Инструкц. Благоч. §18 указывается также и на неравенство в летах между женихом и невестою – «когда одно лицо молодо, а другое престарело», как на препятствие к повенчанию такого брака, хотя правило это, впрочем, обязательной силы не имеет.

Запрещается венчать лиц, находящихся между собою в степенях родства, возбраненных правилами церкви (Там же ст. 23. О родстве см. особ, главу в отдел, о браке).

Наконец, запрещается венчать безумных и сумасшедших (Там же ст. 5).

Брак не может быть законно совершен без взаимного и непринужденного согласия сочетавающихся лиц; посему запрещается родителям своих детей и опекунам лиц, вверенных их опеке, принуждать к вступлению в брак против их желания (Там же ст. 12). Но лица, состоящия под властию других, кроме собственного произволения, должны также иметь позволение от тех лиц, под властию коих находятся (Там же см. ст. 6), именно:

– Дети не должны вступать в брак без согласия их родителей (Там же).

Находящиеся под властию опекунов или попечителей – без согласия сих последних лиц (Св. зак. т. X ч. ст. в).

– Лишенные свободы за проступки, т.е. арестанты – холостые или вдовые, находящиеся в арестантских ротах военного и гражданского ведомств, не могут вступать в брак, во все время нахождения их в сих ротах (Там же ст. 19).

О браках вторичных

– По смерти одного из супругов, оставшийся в живых может вступить в новый брак, если нет никаких к тому законных препятствий (Св. зак. т. X ч. Iст. 44); но вступать в новый брак, во время существования прежнего, законом не растогнутого, запрещается (Там же ст. 20).

– Запрещается вступать в четвертый брак (Там же ст. 20).

После расторжения прежнего брака формальным духовным судом, невинное лицо имеет право вступить в новый, законом не воспрещенный, брак.

– Лица, разлученные от брачного сожития, по недостатку церковного к браку совершеннолетия, могут, если, по достижении брачного совершеннолетия, пожелают, продолжать супружество; в сем случае союз их подтверждается в церкви, по установленному для того чиноположению (Там же).

– Когда один из супругов, отлучившись по какому-либо случаю из места своего жительства, будет, в продолжении пяти лет или более, находиться в совершенно безвестном отсутствии, то оставшемуся супругу дозволяется просить свое епархиальное начальство о расторжении брака и о дозволении вступить в новое супружество (Там же ст. 54).

Солдатским женам дозволяется просить о расторжении брака, если мужья их, сделав из места службы побег, по истечении пятилетнего срока не найдены и не зачислены на прежнюю службу (Свод. Зак. т. X ч. I ст. 56 и Опред. Св. Син. 29 февр. 1884 г.)

В указанных случаях отсутствия одного из супругов, при подаче прошения епархиальному начальству о расторжении прежняго брака и о дозволении вступить в новый, законом требуется, чтоб при прошении были прилагаемы следующие документы: явочное прошение (в копии, засвидетельствованной где следует), которое подано было в свое время для розыска отсутствующаго супруга, – и о беглых, или без вести пропавших солдатах – свидетельство от командиров внутренних гарнизонных баталионов о том, что лицо, учинившее побег, или без вести пропавшее на войне, или взятое в плен за пять лет со времени того на службе не состоит; равно и тем, коих мужья пропали без вести на войне, или взяты в плен неприятелем – по прошествии пяти же лет со времени взятия в плен, или безвестной пропажи на войне мужей их, дозволяется просить епархиальное начальство о разрешении вступить им в новый брак (Опред. Св. Син. 29 Февр. 1884 г.).

Когда один из супругов приговорен к наказанию, сопряженному с лишением всех прав состояния, то другой, буде не пожелает следовать за осужденным для продолжения с ним супружества, может, на основании ст. 27 улож. о наказаниях (изд. 1866 г.), просить свое духовное начальство о расторжении прежнего брака и о вступлении в новый (Св. зак. т. X ч. I см. ст. 56 и 57).

О смешанных браках

а) С иноверцами. – Российским подданным православного исповедания брак с не христианами вовсе запрещается (Там же ст. 85).

Но лицо нехристианского исповедания, по восприятии святого крещения, может пребывать в единобрачном сожительстве и с некрещенною женою (если брак их был заключен еще до восприятия одним из них святого крещения), брак их остается во всей силе и без утверждения его венчанием по правилам Православной Церкви (Там же ст. 79).

Если жена, или одна из жен магометанина, или другого лица нехристианского исповедания, примет святое крещение, то брак ее может оставаться в своей силе, без утверждения оного венчанием по правилам православной церкви, но лишь тогда, когда муж, остающийся в своей вере, даст обязательство: 1) имеющие от них родиться с того времени дети, должны быть крещены в православную веру; ни прельщениями, ни угрозами, ниже другими какими-либо способами, не приводить в свой закон, и жене своей, за содержание православной веры, поношений и укоризны не наносить; 2) состоять с принявшею крещение, во все время ее жизни, или доколе продолжится брак их, в единобрачном сожительстве, откинув прочих жен, если имеет. Сверх того, должно быть известно, что принявшая крещение не была пред тем отлучена мужем своим от брачного с ним сожительства. В противном случае, т.е., когда муж не согласится дать вышеизложенныя обязательства, или когда откроется, что принявшая крещение была им отлучена от сожительства с ним, брак их расторгается и жене дозволяется вступить в новый с лицем христианского исповедания (Св. зак. т. X ч. I ст. 80).

Если один из супругов, принадлежащих к иудейскому закону, обратится к православию, а другой останется в прежнем законе, но с обратившимся жить пожелает, то оставив их в супружестве без расторжения, обязать подписками: первого в том, чтобы он имел тщательное попечение о приведении другого увещанием к восприятию православной веры, а сего в том, чтобы рождаемых в сем браке детей ни прельщениями, ни угрозами, ниже другими какими-либо способами, не приводил в закон иудейский и обратившемуся в православную веру супругу за содержание оной, поношений и укоризны не наносил. Если муж или жена, по обращении другого супруга, жить в прежнем брачном союзе не пожелают, то брак расторгается, и обратившемуся лицу разрешается вступить в брак с лицом православным (Там же ст. 81 ).

Так как все дела о расторжении браков подлежат ведению высшей духовной власти, то приходский священник не должен приступать сам собою, без разрешения епархиального начальства, к повенчанию лица, которое, по обращении в христианство, оставляет прежних жен, и желает вступить в новый брак с лицом христанского исповедания (Практ. излож. церк. гражд. пост. Парвова. 112 стр.).

Буде новокрещенный имел несколько жен прежде, то, по восприятии святого крещения, он должен выбрать из них одну, с коею жить пожелает, преимущественно же обратившуюся равномерно к христианству, и тогда брак их благословляется по церковному законоположению. Сие же правило распространяется и на жен, бывших за несколькими мужьями (Св. зак. т. X ч. Iст. 82).

– Если ни одна из жен новокрещенного креститься не пожелает и муж не изъявит согласия жить с некрещенною, то ему дозволяется вступить в новый брак с православною (Там же).

Брак остается в своей силе и тогда, когда оба супруга перейдут в христианство, хотя бы оный совершен был в степенях родства, Церковию возбраненных (Там же ст. 84).

б) С лютеранами, католиками и другими лицами неправославного исповедания. – Священники без особого разрешения могут венчать православных с лицами других христианских вероисповеданий, лишь бы сии последний: а) дали письменное обязательство в том, что будут воспитывать детей в православии; б) чтобы, при вступлении в такие браки, непременно исполнены и соблюдены были все правила и предосторожности для браков между лицами православного исповедания, вообще постановленные; в) чтобы браки эти были венчаны православным священником и в православной церкви по правилам и обрядам православного исповедания (Св. Зак. т. X ч. I ст. 67 прим. З).

Документы, необходимые для повенчания брачущихся лиц, также должны быть представляемы и лицами других исповеданий, если они вступают в брак с православными, т.е. от них требуется метрическое свидетельство, свидетельство о троекратном оглашении, сделанном в той церкви, в приходе которой они состоят (т. X ст. 69), и что к заключению брака препятствий не открылось и не имеется. Документы все должны быть писаны на русском языке, данные же на иных языках должны быть переведены на русский переводчиком, признанным в этом звании законною властию, (который имеется для таких дел в губернских городах при губернском правлении) или в переводном отделении министерства иностранных дел; а если перевод сделан частным лицем, то он должен быть засвидетельствован консисториею того вероисповедания, к которому принадлежит пастор. (Практик, излож. церк. гражд. постан. Нарв. стр. 101 ).Если бы случилось, что жених или невеста неправославного исповедания, проживая внутри России, не принадлежали ни к какому приходу своего исповедания и потому не могли бы доставить свидетельства об оглашении в храме их вероисповедания, то должно требовать от таких лиц, чтобы они хотя на это время приписались к какому-либо приходу своего вероисповедания с тою целию, чтобы в том храме было сделано о них оглашение и выдано требуемое о том свидетельство (Руков. для сельск. паст. 1887 г. №13). В заключаемых в Финляндии браках лиц разных христианских исповеданий, венчание производится в обеих церквах. Дети, рождающиеся в сих браках, воспитываемы должны быть в той вере, к которой принадлежит отец, не допуская о сем особых договоров. Постановление сие в отношении лиц, исповедующих православную веру, распространяется на одних только коренных жителей; браки военнослужащих православного исповедания, находящихся в тех местах по команде и квартированию, должны быть совершаемы православными священниками на основании общих постановлений. (Свод. зак. т. X ч. I ст. 68). При браках лиц православного исповедания с протестантами в губерниях: Лифляндекой, Курляндской и Эстляндской, от сих последних в особенности, требуется свидетельство пастора, что они в приходе своем оглашены, и что к заключению брака не открылось никакого препятствия; по совершении же онаго пастор должен быть уведомлен о времени венчания. (Св. зак. т. X ч. Iст. 69)

– Если священник встретит сомнение к повенчанию смешанного брака, то, не приступая к совершению оного, обязан донести преосвященному с изложением причин сомнения, по рассмотрении которых преосвященный разрешает дело лично сам от себя, или, когда потребуется формальное производство, предписывает о том консистории (Св. зак. т. X ч. I ст. 67 прим. 1).

Разрешение недоумений

Можно ли венчать браки под вселенские родительские субботы, на троицкую или мясопустную? Нет прямого канонического запрещения совершать браки во дни, предшествующие вселенским родительским субботам, и уклоняющийся от совершения брака в сии дни может подавать повод к некоторого рода суеверию в простом народе. Если даже назвать сии дни днями сетования, что, конечно, несправедливо, то и в таком случае, при крайней нужде, нет основания препятствовать совершению брака, так как в Кормчей книге, во второй части оной, сказано, что брак не отлагается ради сетования (Рук. для селъск. пастыр. 1869 г. т. I стр. 683).

Можно ли венчать браки в неделю мясопустную? Так как в Кормчей (гл. 50) между прочим сказано, что от недели мясопустной до Фоминой совершать браки запрещается, то, на основании сего, а также и потому, что в следующие за мясопустною неделею дни недели сырной Святая Церковь уже приготовляет чад своих к Великому Посту молитвами и воздержанием в пище, браки в неделю мясопустную отнюдь не должны быть венчаны по той же причине, по какой, по правилам Православной Церкви, не допускается совершать оные накануне дней постных (Извест. по Казачек. Епарх. за 1872 г.).

Можно ли венчать в последний из дозволенных дней, мясоеда(например, в пятницу пред сырной неделей), если жениху или невесте не достает в этот день одного или двух дней до совершеннолетия? При совершенной определенности и ясности закона, запрещающего священнику венчать до наступления совершеннолетия, вопрос этот нельзя причислить к разряду неопределенных, а при существовании еще другого закона, предоставляющего архиереям разрешать венчание за полгода до совершеннолетия, не резонно самое желание иметь возможность венчать за два дня до совершеннолетия без разрешения архиерея (Курск. Епарх. вед. №18. 1872 г.).

Можно ли венчать в храме освященном, когда в нем нет антиминса?Браки православные непременно должны быть венчаемы в храме, исключая те только местности, где, по обстоятельствам, было бы невозможно выполнить сего правила; но и здесь отступление позволяется не иначе, как с разрешения архиерея. Это требование закона о венчании браков в церкви вытекает из необходимости придать браку гласность – публичность, что достигнуто будет одинаково и в том случае, когда почему либо не было бы антиминса в церкви уже освященной, а потому и венчание может быть совершаемо в ней, когда, например, ветхий антиминс отослан для перемены на новый (Св. указан, и замет, по вопр. Пастыр. Практ. стр. 190 (изд. 1875 г.).

Можно ли венчать соборне? При венчании Особ царской фамилии, совершает таинство один протопресвитер; архиереи же и другие духовные лица стоят в облачении по правую и левую стороны престола, в алтаре. Так, например, было при совершении брака Наследника Цесаревича Александре Александровича в 1866 г.

Если при совершении Божественной литургии может быть несколько сослужащих священников, то, по аналогии, можно допустить, что и совершать венчание также можно соборне, хотя указаний в канонических правилах ни положительных, ни отрицательных не имеется на этот вопрос. Но, допуская возможность венчания соборне, нужно заметить: 1) что совершать таинство брака в сем случае должен один предстоятель, и 2) совершать можно только там, где хотя изредка бывает соборнее венчание, а где народ такого венчания не видел, то лучше его и не допускать, чтобы не произвести соблазна в народе(Руков. для селъск. пастыр. 1867 г. 668,669 стр.).

До которого возраста нельзя венчать детей без позволения родителей? В решении предложеннаго вопроса в законах существует разноречие и неясность. По силе 6 ст. X т. ч. I Св. зак. «запрещается детям вступать в брак без дозволения родителей, опекунов, попечителей». Но в 4 пун. §18 инстр. благоч. изд. 1857 г., утвержденной Святейшим Синодом, сказано: «не венчать детей до известного возраста без воли родителей или опекунов». В первом случае закон решительно запрещает венчать без дозволения родителей, а во втором – запрещается венчать только до известного возраста, но не сказано до какого именно. Для решения недоумения, следует принять во внимание то, что, по силе законов, дети выходят из под опеки тогда, когда достигнут гражданского совершеннолетия, т.е., когда исполнится им 21 год от рождения(Св. зак. т. X ч. I. 221 ст.). Этот закон совершенно устраняет недоумение, – и приходский священник, в виду сего закона, может венчать детей, достигших гражданского совершеннолетия, без дозволения родителей или опекунов(Курск. Епарх. вед. 1872 г. №18).

Могут ли быть поручителями брачущихся их родители и лица женского пола? Поелику 9 пунктом брачного обыска требуется совершение брака при посторонних свидетелях, а по 10 пункту той же формы под обыском должна быть подпись поручителей, а не поручительницы; то, очевидно, что поручителями по женихе и невесте не могут быть не только родители, но и близкие родственники, а равно и женщины (Сарат. Епарх. вед. 1873 г. (Распор. Саратовской духовной Консистории по Саратовской епархии).

Должно ли венчать супругов, обратившихся из раскола, в православной церкви? Этот вопрос имеет место относительно раскольников, приемлющих священство (беглое, или австрийское). По смыслу учения апостола Павла (1Кор. 7:14), не должно. По распоряжению покойного митрополита Филарета Московского, брак не венчался над обратившимся из раскола и впоследствии посвященным во диакона, жена которого пребывала при этом еще долгое время в расколе; над обратившимися одновременно супругами, по распоряжению другого епископа, прочитана лишь последняя молитва венчания: «Отец, Сын и Святой Дух»… Но если бы сами супруги, сочетавшиеся браком в расколе, пожелали, обратившись в православие, освятить свой брак в православной церкви и чрез то узаконить его, как признаваемый до того незаконным, то можно венчать, или по крайней мере прочитать над ними в храме последнюю молитву венчания: «Отец, Сын и Святой Дух»…(Журн. Братск, ел. (Костр. Епарх. вед.).

Родство

Родство есть связь всех членов семьи мужеского и женского пола, от одного общего родоначальника происходящих, хотя бы не все из них носили его имя и прозвание.

Близость родства определяется линиями и степенями. Связь одного лица с другим посредством рождения составляет степень, а связь степеней, непрерывно продолжающихся, составляет линию.

Степень, от коей происходят две или более линий, называется в отношении к ним коленом, а сии линии, в отношении к своему колену, отраслями, или поколениями (Св. зак. т. X ч. I. ст. 196–199).

Родство плотское бывает двух родов: 1) однородное или кровное, и 2) разнородное или свойство. Разнородное бывает: или а) двухродное, или б) трехродное и т.д.

Родство однородное

Родство однородное, или кровное (единокровное) есть связь лиц, происходящих от одного родоначальника.

В однородном, или кровном родстве наблюдаются три линии: 1) восходящая, 2) нисходящая и 3) боковая.

1) Восходящая линия – та, которая от данного лица идет к его предкам в непрерывной связи степеней, от которых она происходит, т.е. от данного лица к его отцу, деду, прадеду и т.д.

2) Нисходящая линия – та, которая в прямой связи идет от данного лица к его потомству, т.е. от . него к детям его, внукам, правнукам и т.д.

3) Боковые линии идут от степеней, восходящих в сторону к тем лицам, которые с данным лицом имеют общих родоначальников, но с ним самим не соединяются непосредственно в прямые линии, или степени рождения.

Боковых линий в круге родства обыкновенно считается три, хотя может быть и более, если простирать родословную цепь слишком далеко.

Первая боковая линия исходит от первой восходящей степени, т.е. от отца и матери данного лица и простирается к братьям и сестрам его, от них к племянникам и т.д. (Св. зак. т. X ч. I, ст. 205).

Вторая боковая линия исходит от второй восходящей степени, т.е. от дедов и бабок и простирается к дяде данного лица, от него к двоюродному брату и т.д. (Там же ст. 206).

Третья боковая линия исходит от третьей восходящей степени, т.е. от прадедов и прабабок и простирается к их нисходящим, т.е. к двоюродному деду и двоюродной бабке данного лица, от них к двоюродному его дяде, от него к троюдному брату и т.д. (Там же ст. 207).

Так как близость родственных отношений данного лица к другому определяется числом степеней; а число степеней зависит от числа рождений, посредствующих в происхождении данного лица от другого, к которому степень родства отыскивается (в линиях нисходящих и восходящих), то поэтому в нисходящей линии сын занимает первую степень в отношении к отцу и матери потому что в происхождении от них сына посредствовало одно рождение, внук – вторую, правнук – третью и т.д.; в восходящей – первую степень занимает отец вторую – дед, третью – прадед и т.д. В линии боковой степени точно также считаются по рождениям, начиная от данного лица и восходя к общему родоначальнику а от него переходя по линии нисходящей к тому родственнику, с кем отыскивается степень родства.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 304; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!