Последствия неисполнения правил



– Священник, причастивший мирянина не частицею раздробленного Агнца, а частицею из просфор, заздравной или заупокойной, которые частицы не пресуществляются в Тело Христово, а также и причастивший водою, которою измыта чаша, а тем более агиасмою, т.е. водою богоявленскою, вводит новую вымышленную тайну, не понимая, что тем самым тяжко согрешает (Кн. о долж. Преосв. §115).

Требовать какой-либо мзды за Святое причащение запрещается священнослужителям, под опасением извержения из сана, как за симонию (VI всел. пр. 23).

– Священник, допустивший, по нерадению своему, кого-либо из православных умереть без причастия Святых Таин, отрешается от своего места и низводится на степень причетника, впредь до раскаяния и исправления (Уст. дух. консист. ст. 183. Кн. о долж. пресв. §116).

– Если больной умер по нерадению окружающих его, без напутствования Святыми Тайнами, то виновные в неизвещении священника отлучаются от причастия Святых Таин на более или менее продолжительный срок, судя по мере их вины и по нравственному их состоянию (Кн. о долж. пресв. §116).– Священники не должны держать дароносицы с Святыми Тайнами в домах своих, под опасением строгого штрафа (Инстр. Благоч. §14).

Брак. Предварительные действия пред совершением брака

Благословение пред венчанием

Когда пригласят священника благословить жениха и невесту, или на так называемое «просватанье», то молитвословие может совершиться в следующем порядке: – Возложив на себя епитрахиль, священник трижды благословляет преклоненные и несколько сближенные главы жениха и невесты и дает им в руки по зажженной свече. После обыкновенного возгласа, поется: Царю небесный, затем произносится краткая сугубая ектения о здравии жениха и невесты и «за воспитавшия их родители». Далее читается молитва просительная о благополучном завершении начатого (брачного) дела. Этою молитвою может быть та, которая напечатана в начале Евангелия (Евангелие здесь берется, назначенное для церковного употребления): Господи Иисусе, Христе Сыне единородный… возглас к ней присоединяется: Яко Ты еси благословляли и освещаяяй всяческая… На кратком отпусте можно присоединить Святых приходского храма (Писъм. по паст. Богосл. протоиер. Евг. Попов, ч. II стр. 81).

При вторичном же благословении, или на так называемом «обручении» могут быть повторены те же молитвы, или присоединяется еще к ним пение покаянных тропарей: Помилуй нас, Господи, помилуй нас… которые будут взамен молитвы на начатое дело, уже столь близкое теперь к своему концу(Там же).

Еще благословение совершается таким образом: по прибытии священника в дом невесты для благословения, жених и невеста становятся на ковре близ друг друга; священник, возложив на себя епитрахиль и став впереди их пред иконами, начинает: Благословен Бог наш…. и читает (сам или псаломщик)Царю небесный… и прочие начинательные молитвы, затем, по возгласе наОтче наш,, тропари: Помилуй нас, Господи, помилуй нас… после чего сам священник читает 1-ю молитву обручения: Боже вечный, разстоящияся собравый в соединение… (см. Треб. Послед. Обруч.) и, при произнесении слов:Сам благослови и рабы твоя сия (имярек, имярек), обратившись к жениху и невесте, благословляет их общим благословением – обоих одновременно. Потом по окончании этой молитвы, читается Достойно есть… и бывает краткий отпуст, на котором жениху и невесте дается для целования крест.

Примечание составителя. Порядок «благословения», взятый из книги протоиерея Евгения Попова, вероятно наблюдается только в известной ему местности; в других же местах, «благословение» бывает только один раз – и в том порядке, который мы и дозволили себе привести здесь в том рассуждении, что он представляется более целесообразным, так как в молитве, читаемой здесь, ясно указывается на то дело, для которого испрашивается благословение Божие. Что же касается до опасения, что чтение молитвы из «обручения» было бы противозаконно в виду запрещения совершать обручение отдельно от венчания, то на это можно сказать, во-первых, – что чтение одной молитвы еще не составляет всего чина обручения, и во-вторых, – что содержание ее ничего не говорит об обручении, – но единственно и главным образом о благословении, что и нужно в данном случае.

Оглашение

Прежде совершения венчания, должно быть сделано троекратное оглашение о лицах, желающих вступить между собою в брак (Св. зак. т. X ч. I, ст. 26, Инстр. Благоч. ст. 19, прил. к ней фор. обыск, стр. 7).

Для возможности сделать своевременное троекратное оглашение,желающий вступить в брак должен уведомить священника своего прихода, письменно или словесно, об имени своем, прозвании и чине, или состоянии, равно как об имени, прозвании и состоянии невесты (Св. зак. т. X ч. I, ст. 25 и прил. к ней фор. обыск, стр. 7).

Завление это должно быть сделано не позже, как за неделю до брака(Синод, указ. 1865 г. 14 Июл.).

Получив заявление, священник делает сам (или чрез диакона) в церквиоглашение в три ближайшие воскресные и другие, встречающиеся между оными, праздничные, дня, после литургии.

Таким образом, срок подачи заявления может быть сокращен до одной недели в том случае, когда на этой неделе может быть три праздничных дня, т.е. воскресный, например, табельные или иные праздничные дни, когда обыкновенно бывает многочисленное собрание народа в церкви (Свод. Зак. т.X ч. I ст. 26.).

Если невеста принадлежит к другому приходу, то оглашение должно быть произведено и в ее приходской церкви (Там же).

По оглашению, все, имеющие сведения о препятствиях к браку, обязаны дать знать о том священнику, на письме или на словах, немедленно и никак не далее сделанного в церкви последнего из трех оглашений (Св. зак. т. Хч. Iст. 27).

Если в течении двух месяцев после совершения последнего оглашения брак не совершен, в таком случае оглашения должны быть повторены, когда те же лица снова изъявят желание вступить в брак. Впрочем, епархиальный архиерей может в этом случае разрешить венчание брака и без повторенияоглашений (Корм. кн. гл. 50).

Если по оглашению откроется правильное препятствие к совершению брака, то священник доносит о том местному архиерею, который, ежели не может разрешить того сам собою, представляет на благоусмотрение Святейшего Синода (Св. зак. т. X ч. I ст. 29).Благочинному, в его инструкции, вменяется в обязанность смотреть, чтобы в подведомых ему церквах, пред совершением браков, выполнялось в точности требование закона о трех публикациях илиоглашениях – «с объявлением, кто вступает в брак, и не знает ли кто какового сомнения» (Инстр. Благоч. ст. 19)

Собственно брак

Время и место

Брак совершается не во все дни года. Не разрешается венчать в следующие времена года: от 14 ноября, т.е. от дня святого апостола Филиппа, до 6 января – праздника Богоявления; от Мясопустной недели (с воскресения на масленицу) до недели Фоминой: от недели Всех святых до 29 июня – праздника святого апостола Петра и Павла, т.е. во всю Петровку; от 1 до 15 августа, т.е. во весь Успенский пост (Кормч. кн. гл. 50 лист. 117 на обор.).

Не венчаются также браки под среду и пяток, как постные дни, – во все субботы, равно и в навечерии Господних и Богородичных праздников (VIвсел. пр. 90).

Не дозволено еще совершать браков и в навечерии праздников: Покрова Божией Матери (30 сентября) Казанской Божией Матери (21 октября),Усекновения главы Иоанна Предтечи (28 августа) и в самый день этого праздника (29 августа); а также в навечерии праздников: в честь Иоанна Богослова (25 сентября), Николая Чудотворца (8 мая) (Там же) и под дни храмовых в той церкви праздников, а также праздников местно чтимых в приходе (См. Св. зак. т. XIV ст. 30 Уст. о преду пр. и пресеч. преет.).

Наконец, не разрешается венчать накануне высокоторжественных дней: 1) Восшествия на престол Государя Императора и 2) священного Коронования; под другие же высокоторжественные и торжественные дни разрешено (Уст. Св. Синод. 1841 г.).

Что касается до времени дня, в какое должно венчать браки, то общее правило относительно этого состоит в том, чтобы не венчать браков после вечерней службы и вообще в позднее время; точнее – от священника обязательно требуется венчать днем, а не ночъю.

В Кормч. кн. (гл. 50 л. 118 на оборот.) говорится: «Да не дерзает никакоже иерей, под правильною казнию и под грехом смертным никого же не венчати по обеде, ниже вечере, но порану, – ничтоже ядшим, ниже пивших, абие по божественной литургии или по часех». В настоящее время правило это ослаблено обычаем, допускающим венчание во всякое время дня – лишь бы не ночью, как требуется Инструкциею Благочинных (§19).

Местом для совершения таинства брака должна быть церковь, в других же местах – часовнях, частных домах и т.п. браковенчание строго воспрещается(Требн. Кн. о долж. пресв, приход. §123. Указ. Синод. 27 Мая 1853 г., №5043 Св. зак. пг.Хч.1 ст. 31).

Венчание в часовнях, с дозволения архиерея, может быть только в крайних случаях, например, в Сибири или на Кавказе, где нет церкви вблизи (Указ Синод. 18 Авг. 1869 г. Св. зак. т. X ст. 31).

По смыслу государственных законов, браковенчание должно совершаться в церкви жениха (Св. зак. т. X с. I ст. 25); но Кормчая и Духовн. Регламент дозволяют браковенчание и в приходе невесты, где существует такой обычай(Кормч. кн. гл. 50 л. 107 на обор. Духовн. Регл. о мир. §12). Благочинному, инструкциею его, вменяется в обязанность наблюдать, чтобы священники не венчали чужеприходных браков, если венчание мог совершить свой причт(Инстр. Благоч. ст. 18).

Подготовительные действия

Среди церкви поставляется столец для креста и Евангелия; сбоку – налево – налой, на котором полагается требник; пред стольцем (от входа в храм) постилается ковер, или иная какая материя, преимущественно розового цвета, которая служит подножием брачущимся (Пос. к науч. Прав. Богосл. прот. Николъс. стр. 700 Требн. Петр. Могил, о венч.).

Обрядовый порядок

Когда жених и невеста войдут в храм и станут на предназначенном месте – жених по правую, а невеста по левую сторону, священник выходит к ним царскими вратами, неся крест и Евангелие, а диакон или псаломщик предносит ему подсвещник с зажженными свечами и, обошедши столец, ставит подсвещник впереди стольца – к алтарю; священник же полагает крест и Евангелие на стольце, – и берет у жениха и невесты их кольца (жениха кольцо должно быть золотое, или желтое – медное, невестино – белое серебрянное, или оловянное), и вносит в алтарь, где и полагает их на правой стороне престола – близ друг друга – женихово по левую сторону невестиного кольца (См. общеупотреб. Треб, и Петр. Могил, о венч. Пособ. к изуч. Пр. Богосл. Никол, стр. 699); затем выходит на средину храма для начала священнодействия.

Диакон, взяв у поручителя (у дружка) две свечи, зажигает их и подает священнику; священник, благословляя жениха, передает ему свечу одну, а другую – невесте, тоже благословляя ее при этом возжженною свечею, за сим покадив крестовидно вокруг стольца, на котором лежат крест и Евангелие, полагает начало «обручению».

В Требнике сказано: «назнаменует главы» новоневестных трижды, и дает им «свещи» возжженны. Обыкновенно же священник благословляет жениха и невесту возжженною свечею (Пос. к изуч. Пр. Бог. Николъск. стр. 698).

В Треб, положено обручение совершать при входе в храм, а не на средине, где совершается венчание; совершается же то и другое на средине храма.

Обручение

Начало обручения полагается возгласом: Благословен Бог наш, потом следуют – ектения на обручении и молитвы: Боже вечный, растоящияся собравый в соединение… и другая – Господи, Боже наш, от язык предъобручивый…, читаемая с преклонением главы; после сей молитвы, диакон (или сам священник) выносит из алтаря кольца. Священник, взяв желтое кольцо, обращается к жениху и, произнося трижды: «Обручается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек), во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь», при каждом произнесении благословляет наклоненную главу жениха своею рукою, в которой держит кольцо, и надевает перстень или кольцо на палец правой руки жениха (обыкновенно на четвертый); за сим точно также вручает другой перстень невесте, трижды благословляя ее. Получив перстни, брачующиеся трижды обмениваются ими тотчас, после чего перстень жениха должен остаться у невесты, а ее перстень у жениха (См. Треб. Нов. Скриж. стр. 440 гл. X §9).

За сим читается молитва: Господи, Боже наш, отроку патриарха… и произносится рядовая ектения, за которою тотчас произносит диакон (или священник, если нет диакона) стихи псалма: Блаженни вси, боящийся Господа,на клиросе же повторяют те же стихи, прибавляя по каждом стихе: Слава Тебе Боже наш, слава Тебе. По окончании псалма, священник говорит поучение к обрученным и спрашивает затем о согласии их вступить в брак друг с другом.

Отпуст, назначаемый в Требнике не бывает ныне, так как сразу за обручением следует венчание (Пос. к изуч. Прав. Богосл. Никольск. 700 стр. сноск.).

Венчание

Получив от брачущихся утвердительные ответы, священник полагает начало венчанию возгласом: Благословенно Царство… и, после ектении, положенной на ряду, читает по порядку три молитвы: Боже пречистый и всея твари Содетелю… Благословен еси Господи, Боже наш,… и Боже Святый, создавый от персти человека… По окончании третьей, берет из поднесенных ему в это время венцов – сперва тот, на котором имеется изображение Спасителя, творит им образ креста над главою жениха, и, дав жениху для целования изображение Спасителя на венце, возлагает венец на главу его; затем точно также другой венец возлагает на главу невесты, т.е. сперва благословивши им невесту, и дав ей поцеловать на венце изображение Богоматери (Требн. Петр. Могил.). По возложении на брачущихся венцов, священник благословляет их (обоих вместе) трижды, говоря за каждым разом:Господи, Боже наш., славою и честию венчай я!

За сим псаломщик (обыкновенно, становясь от стольца вправо и несколько впереди) читает Апостол, а по прочтении Апостола, священник читает Евангелие и возглашается просительная ектения, (начало которой, впрочем, подобно сугубой ектении). После первых трех прошений следует возглас и читается молитва: Господи, Боже наш, во спасительном Твоем смотрении…затем ектения продолжается до конца, и по ней поется: Отче наш.

По «Отче наш», приносится чаша с вином (ковшик); священник, благословив вино и прочитав вслух положенную на ряду молитву, трижды дает из чаши пить брачущимся, поднося сперва жениху, потом невесте, и опять жениху и невесте и т.д., затем, соединив руки брачущихся – правую с правой, налагает на руки их конец епитрахили и, придерживая его своею рукою, обходит с брачущимися вокруг стольца (Пособ. к изуч. Прав. Богосл. Николъск. 703 стр.), (предъидя им) с пением стихов: на первом круге: Исайе ликуй…, на втором: Святии мученицы…, на третьем: Слава Тебе, Христе Боже… Хождение, как и при крещении, совершается в правую сторону.

По окончании хождения, священник разрешает венцы, т.е. обратясь к новобрачным, говорит им приветствия, положенные в требнике и снимает венцы: жениху говорит: «возвеличишися женише, якоже Авраам»… потом, сняв венец с главы его, благословляет им жениха, как и при возложении венцов, и дает ему целовать изображение Спасителя; невесте говорит: «И ты, невесто, возвеличишися якоже Сарра»… и проч. и также, сняв с главы ее венец и благословив ее им, дает ей целовать изображение Богоматери на венце(Пособ. к изуч. Правосл. Богосл. Николъск. 703 стр. 2-я сноска внизу), после чего читает последнюю молитву венчания: Боже, Боже наш,, пришедый в Кану Галилейскую… и, не делая отпуста, здесь указанного, читает сперва молитву «на разрешение венцев» (во осьмый день, после которой делает отпуст венчания: Иже в Кане Галилейстей пришествием Своим честен брак показавый, Христос истинный и проч. (Там же, 704 стр.).

Венчание второбрачных

Жених-вдов по первом или втором браке и невеста-вдова по первом или втором браке венчаются по «последованию о двоебрачном».

Если жених холост, а невеста вдова, или наоборот, то, обычно, венчание совершается, как над первобрачными (См. Пособ. к изуч. Прав. Богосл. Николъск. 705 стр.).

В последовании этом заключаются следующие разности от венчания первобрачных, или «великаго венчания»: При обручении не читается молитва – «Господи Боже наш, отроку патриарха Авраама сшествовавый», не бывает ектении «Помилуй нас Боже»…, перед венчанием не поется псалом: «Блажени вси, боящийся Господа», не предлагаются брачущимся вопросы о желании их вступить в брак, не положено при венчании великой ектении, и содержание молитв «в последовании о двоебрачном» совсем иное, нежели в «великом венчании». На обручении собственно, по «Благословен Бог наш-», читаютсяначинательные молитвы и тропарь дневной для венчания же особого возгласа не полагается; не полагается также возлагать на второбрачных венцы и давать им в руки возжженные свечи (См. Нов. Скриж. стр. 439 (ч. 4 т. X §5).

Главизна Никифора. В основание этому обычаю служит свидетельство Никиты Ираклийскаго, который говорит, что правило – не возлагать венцов на второбрачных – не соблюдается, а потому и в наших требниках на ряду положено возлагать оные и на второбрачных (Болъш. Треб. Послед, о двоебр.).

В остальном последование о двоебрачном – подобно тому, которое совершается над вступающим в первый брак.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!