Методы интерактивного обучения



Академическая дискуссия

 Главными чертами учебной дискуссии является то, что она представляет собой целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями ради поиска истины, причем все участники - каждый по-своему - участвуют в организации этого обмена. Н.С. Юлина пишет: «Одни дети любят читать, другие писать, но почти все любят говорить. Задача состоит в том, чтобы трансформировать энергию импульса к речевому самовыражению в когнитивные навыки. Простую болтовню нужно превратить в беседу, обсуждение, диалог или полилог (система коллективного изыскания истины)».

ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ (УМЕНИЯ)

1) Первое умение, которым должен овладеть участник диалога умение слушать. Одно дело говорить о том, что тебя волнует и что кажется тебе интересным, другое - вслушиваться в содержание речи другого, улавливать ход его рассуждения, замечать принятые допущения, видеть логические изъяны. И адекватно, по существу, реагировать на содержание высказывания, а не на личность другого.

2) Второе умение - умение высказывать свои мысли. Ясно и отчетливо выражать мысли, обосновывать их, говорить существенное, держать оборону защитными аргументами, артикулировать не для сброса переполняющих эмоций, а с учетом их публичного обсуждения одноклассниками и реакции на содержание идей.

3) Третье умение - умение сочетать индивидуальное и коллективное. Дети придают особую значимость своим идеям, считают их, в отличие от содержания учебников, собственным персональным достоянием, обижаются, когда взрослые не относятся к ним всерьез. Спор с равными является лучшим средствомобъективной самооценкисвоих идей,мобилизацией таланта, проявлением индивидуальности.

Сократический метод

Сократический метод берет свое название от философа Сократа. Сократ приглашал в фруктовый сад своих учеников. «Подвешивал» вопрос, ставил проблему и отходил в сторону, наблюдая за тем, как его ученики справляются с решением данной задачи, т.е. еще Сократ выступал в позиции консультанта-фасилитатора (помощника в работе).

Сократический метод был трансформирован и адаптирован для средней школы учительницей М.К. Ковалевой из Ленинградской области. Она назвала этот метод «Слушаю - чувствую - осознаю - выражаю в общении с другими» (интерактивная игра «Эстафета»). Его суть: каждый ученик, участвующий в разговоре (например, о произведении (урок литературного чтения)), прежде чем высказать свою точку зрения, должен повторить то, что сказал предыдущий собеседник, открывая, таким образом, путь к пониманию другого. Например: «Ваня утверждает, что Лена Иконина слабая девочка, т. к. она все сносит и не противостоит злу. »«Я не согласен с его точкой зрения и считаю Лену сильной духом, потому что…» и т. д.

Если учащимся сложно вступать в дискуссию из-за небогатого словарного запаса, то можно составить план высказываний, алгоритм действий или записать на доске ключевые слова. Работа по данному методу нацелена не столько на обучение, сколько на самораскрытие личности ученика. Ребенок учится слушать других и одновременно выражать словами свои собственные мысли, чувства, представления; обретает веру в себя, начинает ощущать состояние успеха.

 

Формы интерактивного обучения

Индивидуально-групповая форма «Мозаика»

Технология работы:

1. Учащиеся класса разбиваются на группы. Каждая группа получает текст, разбитый на части по количеству участников (разрезанный на карточки).

2. Первоначальное знакомство с общим текстом. Индивидуальная работа учащихся над своей частью. Индивидуальное обсуждение своей части в группе.

3. Присвоение учащимся (и их частям - карточкам) порядковых номеров (например, от 1 до 6).

4. Объединение в новые группы по одинаковым порядковым номерам.

5. Разбивка в новых группах на пары, обсуждение содержания своих малых текстов.

6. В новых группах общая работа над своими малыми текстами (частями).

7. Объединение в прежние (старые) группы, работа над целым текстом.

8. Отчет.

Мозговой штурм

Особо интересный вопрос — решение творческих, эвристических задач в группах. Такие задачи принято называть "открытыми", они наи­более развивают "творческость" мышления (на Западе используют тер­мин "креативность"). Эта перспективная форма учебной деятельности применима к любым возрастам.

НЕМНОГО ИСТОРИИ, ИЛИ ЛЕГЕНДА О ТОРПЕДЕ

Никому не пожелаешь побывать в переделке типа той, в которую попал американец Алекс Осборн. Представьте себе: вторая мировая война, в открытом океане караван грузовых судов. И так уж случилось, что в какой-то момент они остались без охраны. И вдруг радиотелеграм­ма: будьте внимательны — в вашем районе действует немецкая подвод­ная лодка. Алекс — он был капитаном одного из этих кораблей — живо себе представил: вот показывается перископ подлодки, а вот и торпеда, оставляя за собой мелкие буруны, мчится прямо в борт. Что делать? Задача, казалось бы, неразрешимая.

И тогда капитан вспомнил практику, к которой в затруднительных положениях прибегали еще средневековые пираты. Выстроилась на па­лубе вся команда, и все, начиная с младших матросов, отвечали только на один вопрос: как спастись в ситуации торпедной атаки? Можно говорить все, что только придет в голову! — а вдруг чья-то "дикая" идея послужит ключиком к решению проблемы... Например, повар подал такую идею: давайте все выбежим на борт и одновременно подуем на торпеду. Глядишь, и сдуем ее с курса — мимо пройдет...

УЧЕБНЫЙ МОЗГОВОЙ ШТУРМ

О классическом мозговом штурме в современном его исполнении можно говорить долго. Но нас интересует учебный мозговой штурм (далее — УМШ).

Развитие творческого стиля мышления — вот основная его цель. Перечислим дидактические ценности УМШ:

— это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы;

—  учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;

— участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;

— учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею;

— наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы;

— УМШ вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловую игру.

ТЕХНОЛОГИЯ:

Обычно штурм проводится в группах численностью 7—9 учащихся.

До штурма:

1. Группу перед штурмом инструктируют. Основное правило на первом этапе штурма - НИКАКОЙ КРИТИКИ!

В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий. Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или иной интересной идее, чтобы группа не упустила ее из виду, поработала над ее развитием.

         Группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунком, знаком и др.).

2. Проводится первичное обсуждение и уточнение условия задачи.

3. Учитель определяет время на первый этап. Время, обычно до 20 минут, желательно зафиксировать на доске.

         Первый этап. СОЗДАНИЕ БАНКА ИДЕЙ

         Главная цель — наработать как можно больше возможных решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся "дикими". Иногда имеет смысл прервать этап раньше, если идеи явно иссякли и ведущий не может исправить положение.

         Теперь небольшой перерыв, в котором можно обсудить штурм с рефлексивной позиции: какие были сбои, допускались ли нарушения правил и почему.

         Второй этап. АНАЛИЗ ИДЕЙ

         Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях. И опять небольшой перерыв.

         Третий этап. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

         Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу и учителю. Возможны ва­рианты: например, группа отбирает самое практичное предложение и самое "дикое". В некоторых случаях целью группы является поиск как можно большего числа решений, и тогда спикер может огласить все идеи.

Рекомендации:

1. Класс предлагается разбить на несколько групп. Все группы могут одновременно, независимо друг от друга, штурмовать одну задачу. Возмож­на организация конкурса идей. Жюри также может состоять из учеников.

2. Каждая из групп может штурмовать свою задачу. Лучше все задачи объединить одной, более общей, проблемой.

3. Нет ничего плохого в том, если третий этап будет отделен време­нем, даже проведен на другом уроке. Если за это время у участников группы появятся новые идеи — пусть обсуждают и их. Ведь главное — спровоцировать интенсивную мыслительную деятельность над учебной задачей, а не выдвинуть определенное количество идей в строго отве­денное время. А иногда целесообразно вообще ограничиться только первым этапом штурма с оглашением всех найденных идей.

ПРАВИЛА МОЗГОВОГО ШТУРМА

1) слушай внимательно все выступления;

2) не критикуй высказываемые идеи;

3) воспринимай все предложения положительно;

4) не перебивай выступающего, соблюдай тишину;

5) избегай дебатов и философских рассуждений;

6) не стесняйся высказывать своё мнение — самое про­стое предложение часто бывает гениальным;

7) не ошибается тот, кто ничего не делает;

8) соблюдай личные права членов группы:

- право выдвигать идею;

- право отстаивать свою точку зрения;

- право на обдумывание;

- право на пересмотр, уточнение своей позиции, выдви­жение нового предложения;

9) не обижайся;

10) будь доброжелательным;

11) не допускай чрезмерной фамильярности в общении с другими;

12) каждый член группы ответственен за результатив­ность работы. Успех и неудачу делим поровну.

         КАК ВЫБРАТЬ ЗАДАЧУ ДЛЯ УМШ

         Мозговой штурм пройдет гарантированно интересно, если задача имеет большое число возможных решений. Если это исследовательская задача, например необходимо объяснить непонят­ное явление, то она должна допускать несколько возможных гипотез-объяснений.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!