Краткое жизнеописание автора, Шрилы Вриндавана даса Тхакура 21 страница



Сказав это, Господь Шива исчез. Проведя в лесу несколько дней, Нимламбадитья, или Нимбарка, увидел четырех Кумаров, которые сидели на красивом возвышении. Все они выглядели пятилетними детьми и были очень благородными. В великом волнении Нимбарка стал громко повторять имена Кришны. Услыша голос, четверо Кумаров приоткрыли глаза и увидели перед собой идеального вайшнава. Очень довольные они по очереди обняли его.

- Кто ты? - спросили мудрецы. - Почему пришел сюда? Конечно, мы исполним любые твои молитвы!

Нимбарка почтительно поклонился и назвал себя. Санат Кумар с улыбкой заговорил:

- Верховный Господь положил начало четырем сампрадайам - линиям передачи духовного знания от учителя к ученику. Рамануджа представляет Лакшми-сампрадаю; Вишнусвами - сампрадаю Рудры; Мадхва - сампрадаю Брахмы, ну, а мы, четверо Кумаров, принимаем тебя как своего ученика и представителя.

И четверо братьев посвятили Нимбарку в Кришна-мантру и обучили поклонению Радха-Кришне. Они также наставили его в Санат-Кумар-самхите и исчезли. Не сходя с этого места, Нимбарка стал поклоняться Господу Кришне согласно Санат-Кумар-самхите, и через некоторое время перед ним явилась божественная пара - Шри Шри Рахда и Кришна. Сияя во все стороны света, Они мягко сказали:

- Большая удача выпала тебе! Ты совершаешь поклонение в Навадвипе, которая очень дорога Нам. Мы явимся здесь в одном лице и под одним именем - как Шри Чайтанья Махапрабху, сын матери Шачи!

И в этот момент Радха и Кришна приняли золотой облик Гауранги. В великом изумлении Нимбарка воскликнул:

- Никогда прежде я не видел и не слышал о таком воплощении Господа!

- Пожалуйста, держи в секрете все, что ты увидел, - повелел Шри Чайтанья Махапрабху. - Просто проповедуй любовь к Кришне и пой славу играм Радхи и Кришны. Я снизойду в должное время и явлю миру Свои игры, а ты примешь рождение в Кашмире и будешь великим пандитом. Путешествуя по Индии, ты одержишь победы над всеми противниками и прославишься как Кашмири Пандит. Очень гордый, ты явишься в Навадвипу и повстречаешься со Мной. Между нами развернется дискуссия на основе шастр, и Я разобью тебя в прах и одарю любовью к Богу!

С этими словами Чайтанья Махапрабху исчез, а Нимбарка обливался слезами великой любви к Богу. Поклонившись лотосным стопам своих гуру, он отправился в дальние странствия, широко проповедуя Кришна-бхакти, даже самым великим пандитам.

 

* * *

 

Милость Господа Гаурасундары так чудесна, что ради нее и царь покинет свой дворец и пойдет по миру с холщовой сумкой нищего на плече!

Удивительная победа Господа Гаурасундары над Дигвиджаи и случившаяся в нем перемена скоро стали известны в каждом уголке Надии. Изумленные последней новостью, все только и говорили об этом:

- Нимай Пандит воистину великий ученый, раз Дигвиджаи, величайший из всех, смирился перед Ним. Он достоин всяческих похвал, Его славе не будет границ!

- Раз этот мальчик изучает логику, Его нужно сейчас же удостоить высочайшего титула Бхаттачарьи.

- Нет-нет! Ему сейчас же нужно дать титул Бадхи Синха!

Завеса иллюзии Господа столь сильна, что никто не узнавал Кришну, хотя все были свидетелями Его чудесных деяний.

 

Глава 9

ПУТЕШЕСТВИЕ

 

Все жители Навадвипы считали Нимая Пандита величайшим в мире ученым. Богатые и влиятельные люди, аристократы в смиренном почтении склоняли перед Ним головы, встречаясь с Нимаем на улице. Один взгляд на Него вызывал в их сердцах почтение и чувство благоговейного восторга, а пленительная красота Нимая просто очаровывала. Нимай Пандит часто получал подарки от самых разных жителей Навадвипы. Он был идеальным домохозяином, милосердным, как Сам Верховный Господь. Увидя нищего, Нимай всегда давал ему пищу, одежду или деньги.

Двери дома Шачиматы не закрывались из-за бесконечного потока гостей. Гауранга всех приветливо встречал, согласно их положению, и все были довольны. Иногда к Нему заходили санньяси, и Господь со всем тщанием служил им. Однажды Его посетили сразу двадцать санньяси, и Гауранга попросил Свою мать приготовить для всех угощение. Шачимата страшно забеспокоилась, потому что в доме не было продуктов. Из чего ей было готовить еду на двадцать человек? Она была так растеряна и взволнована, что не заметила, как кто-то принес и оставил на кухне большие свертки с продуктами. В это мгновение на кухне появилась Лакшмидеви, и, довольная разнообразием фруктов, овощей, пряностей, зерна и молочных продуктов, она приготовила множество замечательных блюд. Когда все было готово, Господь Сам проследил, чтобы всем положили каждого блюда, а потом стал внимательно ухаживать за гостями, стараясь, чтобы все были довольны. Так Господь служил Своим гостям и показал всему миру пример гостеприимного домохозяина.

Первой обязанностью домохозяев является прием гостей, и тот, кто не делает этого - хуже зверей и птиц, это плод их неблагоприятной деятельности в прошлом. Но даже и такие домохозяева могут пригласить в дом гостя, предложить отдохнуть, напоить водой. Чтобы сделать приятное путнику, простейшего гостеприимства достаточно, если его оказывают с любовью. Благочестивый человек, даже если он беден, сможет сделать приятное своему гостю. Он с любовью подаст воды и омоет гостю стопы, предложит циновку отдохнуть и найдет слова, приятные слуху утомленного путника. Такой хозяин не захочет отпускать своего гостя, а прощаясь, попросит простить его скромное гостеприимство.

Верховная Личность Господа, показывая пример гостеприимного домохозяина, спрашивал гостей, не принести ли им чего-нибудь еще. Это были самые удачливые души, потому что принимали угощение из рук Шримати Лакшмидеви, богини удачи, и Верховного Господа Нараяны - Владыки космического проявления. Эта божественная пища, которой так жаждут вкусить Господь Брахма и другие полубоги, раздавалась простым жителям Навадвипы.

Двадцать санньяси, гостившие в доме Господа Нимая, стали предметом разговоров в городе.

- Эти гости необычные люди! Должно быть, это Господь Брахма, Шива, Шукадева Госвами, Шрила Вьясадева, Нарада Муни и другие великие души. Кто еще достоин принимать пищу в доме Шри Гауранги, который неотличен от Самого Господа Нараяны и Его жены Лакшмидеви? Он появился в Навадвипе и, узнав об этом, они пришли к Нему в дом, одевшись в платье санньяси, чтобы принять милость Господа - прасад. Кто, кроме Брахмы, может быть столь удачлив, чтобы кушать в доме Махапрабху?

- Верховный Господь появился на земле, чтобы облегчить страдания людей, а вместе с Ним пришли и полубоги, подобные Брахме, потому что это вечные спутники Всевышнего. Господь обещал, что в этом нисхождении Он даст живым существам то, что редко даруется даже Господу Брахме. Поэтому Верховный Господь великодушно раздает прасад из Своего дома, чтобы осчастливить всех страждущих.

Всю работу по дому Лакшмидеви делала одна. Служа возлюбленному Господу, она всегда была веселой и бодрой. Видя чудесный характер и чистоту своей невестки, Шачимата с каждым днем все больше и больше любила ее. Лакшми вставала рано утром и одна выполняла всю домашнюю работу, показывая пример идеальной жены. Приготовив цветную пасту, она расписывала пол в храмовой комнате благоприятными знаками. Это были разные символы Господа: раковина, чакра, лотос и другие. Она готовила все необходимое для поклонения Господу: благовония, цветы, светильник, воду и проч.; поклонялась Туласидеви, а так же с величайшей любовью ухаживала за матерью Шачи. Замечательное служение Лакшмидеви не прошло незамеченным для Господа Гаурачандры. Хотя Он никогда ничего не говорил, в душе Он был очень ею доволен.

Часто Лакшмидеви часами нежно растирала лотосные стопы Господа, положив их себе на колени. И в эти минуты Шачимата видела яркое сияние, исходившее от стоп Гаурачандры. Иногда дом наполнял аромат цветов лотоса. Мать Шачи пыталась найти источник благоухания, но никак не могла. Шримати Лакшмидеви, богиня удачи, и Верховный Господь Нараяна нераскрытой тайной жили в ее скромном доме.

 

* * *

 

Полусловом не обмолвившись накануне, Господь Гауранга объявил как-то, что собирается в восточную Бенгалию (сейчас это Бангладеш), и сегодня же. Там была родная деревня Его отца, Шри-хатт, и Нимаю хотелось навестить родственников, а заодно заработать денег - во всяком случае, так Он объяснил Свое неожиданное намерение.

- Я пробуду там несколько дней, - сказал Он Шачимате.

- Мой дорогой сын, - отвечала она, - но как мы будем без Тебя?! Рыба не может жить без воды, и я тоже не переживу разлуки с Тобой. Не видя Твоего луноликого лица, я умру!

- Мама, не беспокойся, я скоро вернусь!

И, обращаясь к Лакшмидеви, Нимай сказал:

- Пожалуйста, береги нашу матушку.

Кто знал тогда, что путешествие в восточную Бенгалию, жители которой уже слышали о гениальном юноше Нимае Пандите, станет началом великой миссии санкиртаны, воспевания святого имени Бога?! Именно здесь Махапрабху впервые раскроет Свою истинную цель - распространить послание любви, дарованное Верховным Господом людям нынешнего века.

Нимай взял с Собой еще несколько близких учеников и собрался в дорогу. Соседи пошли проводить Его. Скоро путники скрылись из виду, но жители Навадвипы не двигались с места, очарованные трансцендентной красотой Гауранги. Пристально вглядываясь вдаль, деревенские женщины говорили:

- Как благочестива и удачлива мать этого юноши! Мы кланяемся ей в ноги. Как повезло Его жене! Обретя такого замечательного мужа, она стала достойна прославления, хоть и родилась женщиной. Вокруг головы у Него сияет нимб, словно чистое золото, а крепкое сильное тело превосходит гору Сумеру. Белейший брахманский шнур ниспадает с Его львиных плеч. О, Его чарующая красота уносит прочь женские сердца!

- Его большие красивые глаза затмевают красоту цветов лотоса, а взгляд еще прекраснее, - ответила другая. - Гаура напоминает мне Шри Радхаваллабху (Кришна, возлюбленный Радхарани). Его кожа такая же золотистая, как у Шри Радхи!

Так соседи, провожая Господа, славили Его. Они могли видеть Нимая лишь по Его милости, потому что даже небожители не удостаиваются такой чести.

Господь Гаурасундара неторопливо шел по дороге, пока, наконец, не достиг берегов реки Падмавали. Река была очень красивой: мягкий ветерок гнал по всей водной глади небольшие волны, берега поросли пышными густыми лесами. В лицо Нимая пахнуло речной прохладой, и Он повел Своих друзей освежиться в чистой воде. Как только лотосная стопа Господа коснулась берега, река Падмавали ощутила духовное блаженство. Теперь ее воды могли очистить все творение. Это была поистине чудесная река, плещущиеся волны и мягкое течение успокаивали сердце. Величественные леса по берегам так понравились Гауранге, что Он решил остаться здесь на несколько дней. Падмавали выпала великая удача обрести благословение Господа, который подобно слону играл в ее водах, словно в Ганге.

Здесь Нимай вступал в восточную Бенгалию, даруя этой земле благословения, которые она не утратила и по сей день. Местные жители были счастливы узнать, что Нимай провел несколько дней на берегах Падмавали. Новость о прибытии Нимая с быстротой ветра разнеслась повсюду:

- Пришел Нимай Пандит, украшение всех ученых брахманов! - говорили люди друг другу.

Благочестивые брахманы спешили приветствовать Господа подарками. Они почтительно и смиренно кланялись Ему:

- Это величайшая удача, что Ты посетил нашу страну!

- Люди восточной Бенгалии мечтают пойти в Навадвипу учиться у великого ученого Нимая Пандита, - сказал один брахман. - Но Верховный Господь так милостив, что океан знаний Сам пришел в нашу страну. Конечно, Ты воплощение Брихаспати, никто не может сравниться с Тобой. Но это неточное сравнение. Я думаю, что Ты частичное воплощение Верховной Личности Бога. Сердце подсказывает мне, что никто не может обладать столь обширными познаниями, кроме Всевышнего. Все мы смиренно просим Тебя, передай нам Свои знания. Это самое большое наше желание. Находясь вдалеке от Тебя, мы всегда помнили о Тебе. Мы изучали Твои толкования, а потом наставляли своих учеников. Но поскольку Ты Сам сейчас здесь, будь добр, прими нас в ученики, чтобы весь мир узнал о Твоих замечательных деяниях.

Господь улыбнулся им всем и уверил, что проведет с ними несколько дней. Ему понравилось в восточной Бенгалии, ее природа и люди, которые каждый день пели святые имена Кришны.

Играя роль великого ученого, Господь Гаурачандра, Господь Вайкунтхи, давал уроки огромной толпе жадно слушающих учеников на берегах священной Падмавали. Сотни юношей спешили туда послушать Его. Их занимала только одна мысль: Я хочу учиться у Нимая Пандита. Милость Господа к ним была столь велика, что через два месяца лекций они стали высоко образованными учеными. Многие приходили просто взглянуть на Нимая, но послушав Его, возвращались домой с ученой степенью. В краткие минуты отдыха Господь уходил в глубину девственного леса.

Тем временем, в Навадвипе прeкрaснaя жeнa Нимая, Лaкшмидeви, грустилa в одиночeствe дома. Она ни с кем не разговаривала, была задумчивой и молчаливой - Лакшми страдала в разлуке. Бeз возлюбленного Нимая жизнь казалась пустой. Ей хотeлось сновa увидeть Его прeкрaсныe глaзa и коснуться лотосных стоп. Лакшми плакала ночи напролет и старалась подавить нетерпение, которое терзало ее сердце.

Она с радостью служила Шачимате, ежедневно убирала в доме и поклонялась домашним Божествам, предлагая Им ароматные масла, благовония, светильники на топленом масле, цветочные гирлянды и сандаловую пасту. Лакшми так ухаживала за матерью Господа, что Шачи забыла о разлуке с сыном, с невесткой она не чувствовала себя одинокой. Однако мысли Лакшми были постоянно заняты Гаурангой, как бы мирно и счастливо они не жили. Что бы ни делала, куда бы ни пошла, Лакшми вспоминала Его прекрасное лицо, изящные движения, нежные слова и ласковую улыбку. Заботливо готовя Шачи еду, сама она почти ничего не ела с того самого часа, как Господь покинул Надию.

Как-то раз Лакшми вышла из дома и направилась к Ганге. Она была еще такой юной! Невыразимая печаль, которая теперь никогда не покидала ее сердца, лишь усиливала нежную красоту лица. Она села на берегу и задумалась. В этот час на Ганге было тихо и безлюдно, ничто не нарушало бесконечного потока ее мыслей. Лакшми так глубоко ушла в себя, что не заметила змеи, бесшумно выползшей из зарослей травы, и не почувствовала смертельного укуса.

Ах, прекрасная Лакшми! Злое жaло змeи освободило тебя от стрaдaний! Не простая змея укусила тебя, твое нежное сердце не вынесло жала змеи разлуки с Господом...

Для матери Шачи это было великим горем. Никакие доктора, заговоры и лекарства не помогли Лакшми. Разрывающий душу плач Шачидеви мог растопить даже камни. Святые вайшнавы тоже были поражены горестным известием. Они посетили Шачимату и помогли совершить погребальный обряд.

Лакшмидеви перенесли на берег Ганги, одели на шею четки из туласи. По четырем сторонам света звучало святое имя Господа. Никто не сознавал, что сейчас Лашмидеви отправится в вечную обитель Господа Кришны. Неожиданно над землей появилась небесная колесница, окруженная гандхарвами. Они спустились и подхватили Лакшми с собой. Повторяя святое имя Хари, Лакшмидеви ушла на Вайкунтху. Люди замерли от охватившего их изумления и восторга.

Шачимата плакала, ее сари уже было мокрым от слез, и женщины, утешая, окружили ее.

- Как я одна вернусь домой?! - говорила она. - Кто теперь будет поклоняться нашим Божествам и заботиться о Них? Мой дом опустел. Лакшми, почему ты оставила Вишвамбхару? О греховная змея, куда ты уползла? Почему ты не укусила меня вместо моей невестки? Мой сын оставил свою жену и ушел в далекую страну, только чтобы поддерживать нас. Как же я теперь посмотрю Ему в лицо, когда сердце мое сгорает в разлуке с невесткой?!

Друзья пытались успокоить мать Шачи словами писаний:

- Никто не может изменить судьбу. Это тело, как и весь материальный мир - лишь подобие реальности. Ты мудрая женщина и должна знать эти вещи. Почему ты не хочешь слушать нас? Никому не избежать смерти, для каждого наступит этот день. Даже величайшие полубоги, подобные Брахме, вынуждены заглянуть в страшное лицо смерти. Тот, кто родился - неизбежно умрет, неважно, в юности или в старости. Мы знаем из Вед, что Кришна единственная истина. Поэтому величайший глупец тот, кто не служит Верховному Господу.

Утешая Шачидеви, вайшнавы повторяли святые имена Хари и утирали катившиеся по щекам слезы.

 

* * *

 

Проведя некоторое время в Бангладеш, Верховный Господь решил возвращаться в Навадвипу. Узнав об этом, жители восточной Бенгалии стали собирать для Него драгоценные дары. Они несли Ему золото, серебро, красивые кувшины, расшитые циновки, мягкие теплые накидки и разную одежду. Каждый приносил самое лучшее, что мог найти у себя в доме и с радостью предлагал это Господу. Нимай принимал подарки и в ответ дарил Свои благословения. Верховный Господь Шри Гаурахари заходил в каждый дом, прежде чем вернуться в Навадвипу. Многие Его бенгальские ученики решили сопровождать Нимаи до Навадвипы, надеясь продолжить там свое обучение.

В это время к Нимаю Пандиту подошел брахман по имени Тапана Мишра. Это был разумный, образованный человек, измучивший себя поиском смысла жизни. Словно книжный червь он копался в трудах знаменитых философов, изучал святые писания, слушал советы разных людей и все больше терялся в сомнениях. Он молился Господу и, не находя утешения, метался в поисках ответа. Но он был очень благочестив, и потому однажды ночью к нему пришло видение - сияющий, словно полубог, брахман повелел:

- Послушай, Мишра, ты отреченная душа, поэтому не должен так печалиться. Успокойся и разыщи Нимая Пандита. Он объяснит тебе все, что ты хочешь узнать о духовной жизни. Нимай Пандит не простой человек, это Верховная Личность Бога, Нараяна. Сейчас Он совершает в этом мире удивительные трансцендентные игры. Но никому не раскрывай этой тайны, она сокрыта даже для знатоков Вед. Если ты нарушишь обещание, жизнь за жизнью тебя будут преследовать страдания.

Брахман исчез, и Тапана Мишра очнулся. Он был сильно взволнован и плакал от радости. Счастливый знак!- подумал он про себя, чувствуя, что ночной брахман заново вдохнул в него жизнь, и тут же отправился на берег Падмавали. Там, окруженный сотнями учеников, сидел Господь Гаурасундара. Тапана Мишра пробрался сквозь толпу и бросился к Его лотосным стопам.

- Я несчастный падший человек, - почтительно сложив руки заговорил он. - Будь милостив и избавь меня от заблуждений! Каков истинный путь духовной жизни? В чем смысл бытия? Мое сердце не выносит больше роскоши и наслаждений. О милостивый Господь, пожалуйста, скажи, что может быть пристанищем для моей души?

- Брахман, ты родился под счастливой звездой! Ты жаждешь поклоняться Верховному Господу Кришне, а это высший и единственно верный путь. Стать преданным Господа очень трудно, поэтому Господь приходит каждое тысячелетие установить принципы истинной религии, потом снова возвращается в Свою духовную обитель. Чтобы поддержать праведных, уничтожить демонов и установить религиозные принципы, Я Сам нисхожу на землю из века в век, о потомок Бхараты, - так говорит Бхагавад-Гита. Господь приходит в каждую эпоху, принимая различные обличья. Цвет Его тела бывает белый, красный и желтый. А еще Он приходил на землю на закате Двапара-юги - не так давно, и тело у Него было цвета грозового облака. Звали Господа - Кришна.

Для каждой из четырех эпох - Сатья, Трета, Двапара и Кали - рекомендуется свой путь религии, которому должно следовать человечество, ее истинная цель - удовлетворить Верховную Личность Бога, Шри Хари. Неизменно Господь Сам устанавливает путь религии, и для века Кали предписано совместное воспевание святого имени Кришны. В Кали-югу повторение святого имени - единственный способ пересечь океан материального невежества, потому что оно вбирает в себя все прежние процессы и превосходит их. О брахман, повторяй имя Господа, что бы с тобой ни случалось. Оно столь могущественно, что Веды не могут даже вместить всей его славы.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!