Краткое жизнеописание автора, Шрилы Вриндавана даса Тхакура 18 страница



 

* * *

 

Нимаи продолжал заниматься, не расставаясь с книгами. Во всей Навадвипе не находилось ученого или преподавателя, осмелившегося принять Его вызов, хотя Нимаи всегда готов был говорить на любую тему. Но больше всего Господа интересовала грамматика санскрита. Вполне довольный Собой, Он как обычно гулял по улицам Навадвипы в кругу Своих учеников, опьяненных близостью к своему юному гениальному учителю.

Тут он увидел на дороге Мукунду. Поймав его за руку, Он спросил:

- Почему ты избегаешь Меня? Почему сворачиваешь за угол, как только увидишь Меня? Но сегодня тебе не уйти, давай померяемся силами!

Как мне победить Его сегодня? - подумал Мукунда. - Я знаю, Он очень сведущ в грамматике, и поэтому я спрошу Его об аланкаре - изящной словесности. Я одержу над Ним полную победу, и Ему нечем будет хвастать.

И они начали беседу, засыпая друг друга вопросами. Нимаи без труда парировал все доводы Мукунды. И тогда Мукунда сказал:

- Грамматика - это занятие для детей. Только первоклассники обсуждают ее. А мы давай лучше поговорим о словесности.

- Как тебе угодно, - ответил Нимаи.

И Мукунда стал читать одну за другой очень трудные и величественные шлоки, спрашивая Нимаи о разнообразных литературных приемах. Всеведущий Верховный Господь сразу же находил ошибки в каждом стихе и разбивал вдребезги все доводы Мукунды. Мукунде не удалось отстоять ни одну из своих позиций.

- Тебе нужно внимательнее почитать свои книги, - улыбаясь сказал Нимаи. - А завтра, если хочешь, Я проверю тебя.

Мукунда взял пыль с лотосных стоп Господа и ушел, думая об этом удивительном состязании. Обычный человек не может обладать такими познаниями, Он сведущ во всех науках и знает все писания. Нет ничего в мире, чего бы Он не знал. Он гений! Если бы Он стал преданным Господа Кришны, я бы ни на мгновение не расставался с Ним!

А Нимаи, Господь Вайкунтхи, играя роль великого ученого, продолжал Свои ежедневные прогулки. Встретившись с Гададхарой Пандитом, Он тут же схватил его за обе руки и сказал:

- Я слышал, ты изучаешь логику. Прежде чем ты уйдешь, ответь на несколько вопросов!

Гададхара Пандит нехотя согласился, и Нимаи начал:

- Назови Мне признаки освобождения.

Гададхара ответил в точности по книгам, но Нимаи не согласился:

- Твои объяснения не точны.

- Согласно писаниям, освобождение приходит, когда человек возвышается над страданиями, - настаивал Гададхара.

Но Нимаи Пандит, повелитель богини просвещения Сарасвати деви, не соглашался. Никто не в силах был Его превзойти.

- Гададхара, простимся до завтра. Я даю тебе еще одну возможность отстоять свое мнение, - сказал Гауранга.

Но Гададхара думал теперь только о том, как бы избежать этой встречи. Он почтительно поклонился Нимаи и побежал прочь изо всех сил. А Нимаи, окруженный учениками, продолжал прогулку. Все признавали в Нем эрудированного ученого и очень уважали за это. К обеду Нимаи вместе с учениками спустился на берег Ганги. Во всем творении Ему не было равных ни в красоте, ни в познаниях.

Устроившись на берегу, Он сидел в кругу учеников и объяснял различные вопросы, а они внимательно Его слушали. С заходом солнца на Гангу приходили вайшнавы. Совершив вечернее омовение, они присели неподалеку и прислушались к объяснениям Нимаи, испытывая одновременно ликование и печаль.

- Что за благословение обладать такой красотой и разумом, но при этом не поклоняться Кришне?

- Я убегаю, если вижу Его, чтобы Он не застал меня врасплох Своими каверзными вопросами!

- Да, да. Если Он схватит, уже не убежишь. Он остановит тебя силой, словно полицейский!

- Но Нимаи обладает такой необычайной силой! Я думаю, это великая личность. Хоть Он и изводит нас Своими каверзными вопросами, мне всегда приятно видеть Его. Я еще не встречал такой эрудиции, как у Нимаи. И только одно мне не по душе - что Он не поклоняется Господу Кришне.

И преданные, наблюдая за Нимаи на берегу Ганги, молили Господа, чтобы в сердце этого юного гения зародилась любовь к лотосным стопам Кришны. О Господь Кришна, позволь сыну Джаганнатхи Мишры полностью предаться Тебе, отбросив все прочие занятия! Для Него это будет великим благом. Позволь Ему неизменно поклоняться Тебе с любовью и преданностью, и тогда мы сможем общаться с Ним.

Так вайшнавы постоянно благословляли Нимаи. Пребывая в сердце каждого, Верховный Господь знал их мысли. Где бы Он ни увидел Шривасу или других возвышенных преданных, Он всегда был очень почтителен с ними и принимал их благословения, зная, что без таких благословений никогда не обрести любви к Кришне. Преданные часто спрашивали Его:

- Зачем Ты понапрасну тратишь время, расширяя Свои познания? Что в этом толку?

- Ты должен немедленно начать поклоняться Верховному Господу Кришне. К чему Твое образование? Чего Ты хочешь добиться в жизни? Главное - познать Верховного Господа, и если Ты упускаешь это, какой смысл накапливать знания?

- Поистине, Я очень удачлив, раз все вы так настойчиво говорите Мне о преданном служении Кришне, - с благодарной улыбкой отвечал Господь. - В душе Я знаю, что обрести ваше благословение - великая удача. Думаю, что когда-нибудь Я приму прибежище у чистого преданного, но только не сейчас, Мне надо еще немного подучиться.

Эти беседы были полны взаимной любви, и все же никто не узнавал в Нимаи Верховного Господа. Он очаровывал каждого, похищая сердца. И не было никого, кто не жаждал бы новой встречи с Ним. Жители Навадвипы были счастливы увидеть Шри Гаурасундару на улице и поклоном выразить Ему почтение. В Своей красоте Нимаи был неотразим. Побеседовав с Ним, все уходили очарованные и опутанные веревками любви. И хотя Он вел Себя хвастуном, блистая Своим образованием, даже мусульмане всем сердцем любили Его. И это естественно, потому что Господь - всепривлекающий.

Верховный Господь всех духовных планет обучал огромное число учеников. Не чувствуя ни малейшей усталости, Он вступал в бесконечные споры на любую тему, продолжая Свои школьные игры. Какая бы удачливая душа не столкнулась с Гаурасундарой, все чувствовали, что это общение оживляет их. Господь Вишвамбхара свободно владел всеми науками и продолжал Свои ученые игры, принося наслаждение каждому.

 

* * *

 

Однажды Нимаи сказался больным - похоже, у Него случилось какое-то расстройство. Но на самом деле, Он воспользовался предлогом, чтобы насладиться великой любовью к Богу. Неожиданно Он стал заговариваться, из Его уст полился поток мистических неразборчивых слов. Не владея Собой, Он упал и стал кататься по земле, разбивая кругом всю посуду. Он кричал словно гром и словно борец на арене раскидывал всех, кто пытался к Нему подойти. В какой-то момент Он вдруг замер и через мгновенье потерял сознание. Все, кто видел это, страшно испугались. Новость о болезни Нимаи разнеслась по всей Надии - люди говорили, что мальчик обезумел от нарушения воздушных потоков в теле. Друзья поспешили в дом Шачиматы помочь Нимаю. Буддхиманта Кхан, Мукунда Санджая принесли с собой целебные масла и стали втирать Ему в голову, чтобы привести Его в чувство. Никто не догадывался, что Нимаи прикинулся больным, наслаждаясь нектаром любви к Кришне, и поэтому все их попытки оставались безуспешными. Нимаи весь дрожал, не видя никого, озирался вокруг и ревел, пугая людей:

- Я Господь вселенной! Я поддерживаю все, Мое имя - Вишвамбхара! Я тот же Кришна, Верховная Личность Бога, владыка всех духовных планет, но никто не знает Меня!

- Должно быть, какой-то демон вселился в Него, - говорили соседи.

- Может это работа ведьм?

- Он беспрестанно бредит! Должно быть, у Него полностью нарушилась циркуляция воздуха в теле!

Так люди высказывали разные мнения, но никто не догадывался об истине, потому что завеса иллюзии лишала их истинного видения. Они пытались вылечить Нимаи, продолжая лить масло Ему на голову и на все тело. Он истекал маслом и смеялся, словно подтверждая догадку о нарушении воздушных потоков, что приводит по свидетельству Аюр-Веды к потере рассудка. Наконец, Нимаи решил, что довольно, и пришел в Себя. Все с облегчением вздохнули и стали радостно петь имена Господа Хари. Радость их была столь велика, что они одаривали друг друга подарками, иной раз даже не зная, кому преподносят свой дар. Все благословляли Господа долгой жизнью. Кто может постичь трансцендентные деяния Господа Вайкунтхи, если Он Сам не раскроет их?

Вайшнавы, привыкшие давать Нимаи добрые советы, тут же говорили:

- Дорогой Нимаи, пожалуйста, поклоняйся лотосным стопам Господа Кришны. Жизнь коротка, тело временно. Нам ли учить Тебя? Ты же самый ученый человек на свете!

Господь улыбался в молчаливом согласии. Он выразил преданным почтение и покинул их, чтобы продолжить занятия со Своими учениками в доме благочестивого Мукунды Санджаи. Его волосы слиплись и сладко пахли маслами, которыми Его лечили. Господь Гаурасундара сел в кругу Своих учеников и начал урок. Он казался бриллиантом в оправе драгоценных камней, но и это будет неточным сравнением. Так Господь Нараяна пребывает в Бадарикашраме, окруженный своими великими преданными - Санакой и другими. Нет сомнений, что Шачинандана - тот же Самый Господь Нараяна, Верховная Личность. Он разворачивает Свои школьные игры, окруженный учениками и преданными.

 

* * *

 

Проведя урок, который длился несколько часов, Гаурасундара прервался и вместе с учениками пошел к Ганге совершить полуденное омовение. Потом Он направился домой, исполнить ежедневное поклонение Господу Вишну. Он предложил воду туласи, обошел вокруг нее несколько раз, а потом сел немного поесть, повторив имя Господа Хари. Лакшмидеви служила Своему божественному мужу, а мать Шачи, любуясь красотой сына наблюдала как Он ест. Пообедав, Господь пожевал листья бетеля и прилег отдохнуть, а Лакшми присела в ногах, чтобы растирать Его лотосные стопы. После короткого сна Он поднялся и, захватив Свои книги, снова ушел из дома. Гаурасундаре доставляло огромное удовольствие повстречаться с кем-нибудь на улице и поговорить. Никто не знал, что это Сам Верховный Господь, но все уважали Его. Верховная Личность Господа Шри Шачинандана шел наугад по городу, и каждый мог увидеть Его, недоступного даже полубогам.

Нимай зашел к ткачу. Хозяин с почтением принял гостя.

- Дай мне кусок красивой ткани, - сказал Господь, и ткач тут же вынес ему самый хороший отрез.

- Сколько ты хочешь за него?

- Дай, сколько можешь, - ответил ткач.

Нимаи оценивающе посмотрел ткань и сказал:

- У Меня нет с Собой денег.

- О почтенный брахман, - уверил Его ткач, - вы можете заплатить через десять или даже пятнадцать дней. Возьмите эту ткань и носите ее, если она вам нравится.

Верховный Господь милостиво посмотрел на ткача и, захватив обрез, вышел на улицу.

В доме молочника Нимаи вел Себя, как настоящий брахман.

- Принеси Мне немного молока и йогурта, сегодня Я приму от тебя милостыню.

Нимаи стоял перед молочником словно Купидон, блистая красотой. Хозяин поспешно пригласил Его в дом и усадил на почетное место. Шутя, молочник ласково называл Нимаи дядей.

- Входи, дядя. Благослови мой дом и поешь немного риса, - говорил он, подхватив Нимаи под руку. - Нет, нет, зайди ко мне, поешь риса. Ты, что не помнишь, как раньше ел у меня в доме? - продолжал он шутить.

В действительности, Нимаи никогда не приходил к нему, не считая встреч с этим молочником в играх Господа Кришны пять тысяч лет назад. Молочник сам не понимал всей глубины своей шутки, но и Нимаи не обнаруживал ее. Он наслаждался Своей тайной. Веселый хозяин принес молока, топленое масло, йогурт, сметану и молоко и разложил все перед Господом. Довольный, Гауранга, попробовал подношения, а потом благословил молочника и простился с ним.

Нимаи заглянул и к торговцу благовониями и ароматными маслами, который жил неподалеку. Увидя на пороге святого брахмана, хозяин с великим почтением стал возносить молитвы Его лотосным стопам.

- Дорогой брат, принеси Мне хорошего масла, - попросил Нимай.

И торговец тут же скрылся в глубине дома и через минуту вынес все лучшее, что у него было.

- Сколько стоит?

- Ты все знаешь, - ответил торговец. - Разве я могу взять с Тебя деньги? Возьми вот эти ароматные масла на несколько дней и испробуй их. Если они Тебе подойдут, то дашь Мне за них, сколько сможешь и когда сможешь.

Он сам натер Нимаи благоуханным маслом, испытывая неописуемое удовольствие от своего служения. Разве мог он не почувствовать радости, служа прекрасному Господу, привлекающему сердца всех живых существ? Нимаи благословил торговца и направился в дом цветочника.

Цветочник был как громом поражен, увидев перед собою столь красивого юношу. Он почтительно поклонился Господу и с любовью в глазах предложил Ему сесть:

- Мне бы хотелось самую красивую гирлянду, но у Меня нет денег! - улыбаясь, сказал Нимаи.

Видя на теле гостя божественные знаки, цветочник ответил:

- Ты можешь ничего не давать, - и вынес Ему прекрасную гирлянду и сам одел Господу на шею. Господь был так доволен, что одарил цветочника очаровательной улыбкой и благословениями.

Потом Он направился в дом торговца бетелем, и здесь Его нашли ученики. Хозяин увидел перед собой самого Купидона, который гостем стоял у него на пороге. Прикоснувшись к лотосным стопам Господа, он предложил Ему сесть.

- Великая удача, что Ты посетил мое скромное жилище! - и он предложил Господу листья бетеля.

- Почему ты даешь Мне бесплатно? - спросил Господь, сладко улыбаясь.

- Так велит мне сердце.

Господь был очень доволен чистой любовью этого простого человека и стал с удовольствием жевать поданный бетель. Торговец завернул в пакет оставшиеся листья, добавил туда камфару и других ароматных пряностей и протянул сверток Гауранге. В ответ он обрел беспричинную милость Господа.

Нимаи продолжал посещать жителей Навадвипы, и эти игры напоминали встречи Господа Кришны со Своими преданными в Матхуре. Так Нимаи зашел в дом торговца раковинами. Хозяин почтительно встретил Его, низко поклонившись лотосным стопам.

- О брат, пожалуйста, принеси Мне красивую раковину, - попросил Нимаи.

И торговец вынес Ему самую красивую раковину и снова почтительно поклонился. Гауранга спросил:

- Но как же Я возьму ее, если у Меня нет с Собой денег?

- О почтенный брахман, пожалуйста, забери эту раковину с Собой! Ты можешь заплатить позже, а если и вовсе не заплатишь, не страшно.

Довольный, Господь благословил и его.

Жители Навадвипы были очень удачливы, потому что Господь Гауранга одаривал их Своей милостью. Удача их настолько велика, что и по сей день лотосные стопы Шри Гаурачандры и Шри Нитьянанды остаются их единственным прибежищем.

Во всем независимая Верховная Личность Господа Шри Гаурачандра появился в доме астролога. Видя перед собой божественного мальчика, светящегося духовным сиянием, хозяин смиренно поклонился Ему и предложил сесть.

- Я слышал, ты хороший астролог, - сказал Нимаи. - Скажи Мне, кем Я был в прошлом рождении?

Астролог стал повторять свои мантры и погрузился в медитацию. И он увидел перед собой Господа Кришну с четырьмя руками, Его тело было цвета грозового облака. Господь держал раковину, диск, булаву и цветок лотоса. Астролог видел Господа, купающегося в божественном сиянии камня Каустубха, который Он носил на шее, а грудь Его была отмечена знаком Шриватса. Потом удачливый астролог увидел тюрьму во дворце Камсы, где Васудева и мать Деваки среди глубокой ночи молились новорожденному младенцу. Шри Васудева взял ребенка на руки и понес в Гокулу, чтобы спасти от верной гибели.

Продолжая медитировать, астролог увидел Господа чудесным маленьким мальчиком. Он был голенький, и только драгоценные колокольчики на поясе сладко позванивали при каждом движении. Его пухлые ручки были вымазаны взбитым маслом, которое Он с наслаждением слизывал с пальчиков. Наконец, он увидел на Шри Чайтанье божественные знаки Гопала - Верховного Господа, которому он поклонялся каждый день. Через мгновенье перед ним уже стоял Шьямасундара Кришна, играя на Своей флейте. Его окружали гопи с разными музыкальными инструментами в руках. Потрясенный астролог открыл глаза. Вновь и вновь он жаждал созерцать прекрасный и незабвенный облик Господа. Читая вслух молитвы, он стал поклоняться Господу Шри Гопалу: О Гопал, пожалуйста, яви мне изначальную сущность этого юного брахмана. Астролог снова погрузился в медитацию на Верховного Господа и увидел Господа Рамачандру, чье тело цветом подобно свежей траве дурба. Он сидел на царском троне с луком в руках. Потом он увидел Господа Вараху, огромного вепря, который победно держал на Своих клыках землю, поднятую с глубин океана. Он увидел Господа Нрисимхадева - внушающего ужас получеловека-полульва, который явился на земле, чтобы защитить Своих чистых преданных. Сразу после этого на жертвенной арене царя Бали Махараджа появился карлик-брахман Вамана, а потом эту картину сменил Господь Матсья - огромная рыба, спасшая Веды от разрушительных вод потопа.

В своей медитации благочестивый астролог увидел плугознаменного Господа Балараму, потом - Джаганнатху, Баладеву и Субхадру. Его удачливому взору явились все воплощения Господа, и все же он не понял глубокого смысла этого божественного откровения, потому что его ослепила завеса иллюзии Господа.

Астролог подумал, что это мистификация: Наверное, брахман очень опытен в чтении мантр, обращенных к различным воплощениям Кришны. Возможно, Он полубог в облике брахмана, который пришел сейчас позабавиться и проверить меня. Без сомнения, от Него исходит необычное сияние. Может быть, Он тоже астролог и ясновидец и пришел обесчестить меня? Но тут Господь прервал его размышления:

- Что же ты? Ответишь ты Мне, наконец, или нет? Расскажи все подробно.

- Пожалуйста, сейчас возвращайся домой, - смущенно ответил астролог, - и приходи в обед. Когда я прочитаю свои мантры, я обо всем расскажу тебе.

Улыбнувшись замешательству астролога, Господь Гауранга покинул его дом и больше не возвращался. Он направился к Своему дорогому другу Кхолавече Шридхаре.

Господь очень любил Шридхару и всегда находил повод зайти к нему. То Он охотно помогал Шридхаре ухаживать за его банановым садом, то покупал что-нибудь у него в лавке, то выращивал тыкву на глиняной крыше домика Шридхары.

Нимаи и Шридхара вели сокровенные беседы и шутили. Так они проводили по нескольку счастливых часов. Увидя Нимаи, Шридхара кланялся Ему и усаживал. Спокойная кротость Шридхары была явной противоположностью беспокойному характеру Нимая.

- Шридхара, ты всегда повторяешь имя Господа Хари, почему же ты страдаешь? Ты служишь мужу и хозяину Шри Лакшмидеви, богини удачи, почему тогда тебе всегда нечего есть и носить?

- Мне ничего не надо, - отвечал Шридхара. - Как видишь, у меня есть одежда. Конечно, она не очень красивая и не совсем в порядке, но мое тело прикрыто.

- Но, Шридхара, - возражал Господь, - она вся дырявая. Я знаю, что у тебя нет ни соломы на крыше, ни риса в доме. Посмотри вокруг! Все соседи поклоняются богине Чанди (матери Дурге), и она избавляет их от всех врагов, никто не голодает, есть кров над головой и одежда.

- Ты прав, - отвечал Шридхара, - и тем не менее все живут одинаково. Царь живет в своем дворце, окруженный богатством и яствами, а птица живет под открытым небом или в гнезде на дереве и каждый день собирает крохи пищи, но имеют дом и едят и тот и другой. Богом устроено так, что и бедный и богатый ведут себя почти одинаково, пытаясь удовлетворить свои желания. Что же касается меня, мне нравится, как я живу.

- Я уверен, Шридхара, у тебя где-то спрятаны огромные богатства, и тайно ты наслаждаешься изысканными блюдами. Я скоро всем расскажу об этом, и тогда посмотрим, как тебе удастся обманывать людей!


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!