Краткое жизнеописание автора, Шрилы Вриндавана даса Тхакура 13 страница



- Мама, что ты медлишь? Скажи родственникам, что делать!

Затем с помощью друзей Вишвамбхара и Шачимата перенесли умирающего Мишру на берег Ганги. Вишвамбхара сжимал в руках стопы отца и безудержно рыдал.

- Ты уходишь, оставляя Меня одного, - говорил Он сквозь слезы, - Я больше никогда не смогу позвать тебя! С этого дня наш дом опустеет, Я не увижу больше твоих стоп! Теперь все стороны света покрыты для Меня тьмой. Ты уже не возьмешь Меня за руку и не наставишь!

Слушая эти полные любви слова, Джаганнатха Мишра хотел что-то ответить, но не смог. Потом он чуть слышно проговорил:

- Послушай, Вишвамбхара... что тут поделаешь... но я хочу раскрыть сердце... Пройдет время, и Ты забудешь меня, поэтому сейчас молю, даруй мне прибежище у лотосных стоп Рагхунатхи, нашего семейного божества!

Сказав это, Джаганнатха Мишра погрузился в медитацию на Господа. Брахманы одели ему на шею гирлянду из листьев туласи, затем все тело омыли водами Ганги. Так, окруженный семьей и друзьями, с именем Кришны на устах Джаганнатха Мишра, лучший из брахманов, вернулся на Вайкунтху на небесной колеснице.

Чувствуя величайшую утрату, Шачимата обливалась слезами. Прижав к груди стопы мужа, она говорила:

- О мой господин, забери меня с собой! Я служила тебе столько лет, а сейчас ты ушел на Вайкунтху без меня! Я верно служила тебе, когда ты спал или ел, а сейчас я не вижу ничего кроме тьмы. Каким пустым стал мир без тебя! Теперь у меня нет иной отрады кроме моего маленького сына. У кого Нимай найдет поддержку, кто направит Его? Такого сына как наш Нимай редко встретишь во всех трех мирах. Позабыв о Нем, ты оставил нас!

Нимай горько оплакивал смерть отца, как плакал о смерти Дашаратхи Господь Рамачандра. Слезы, капавшие с Его щек, были подобны прекрасному жемчугу. Плач Господа поверг Его друзей, родных и все творение в скорбь. Друзья Нимая пытались утешить Его сладкими словами:

- Вишвамбхара, если Ты будешь продолжать плакать, все творение постигнут страдания.

Женщины говорили Шачимате:

- Только взгляни на своего дорогого сына Вишвамбхару, и забудь о несчастье. Ты не одинока!

Наконец, Господь Гауранга взял Себя в руки и стал проводить последние обряды по отцу. Он был спокоен и трезв. Вместе с остальными членами семьи Он сделал все необходимое, согласно предписаниям Вед. С великой преданностью Он поклонился предкам, потом накормил брахманов и раздал дары.

Шачимата смогла пережить смерть мужа только из-за непреодолимой привязанности к сыну. Нимай ни на мгновенье не отходил от овдовевшей матери, стараясь не показывать Своего горя, а она бесконца плакала над сыном, который остался без отца.

Вишвамбхара погрузится в Свои занятия и будет счастлив, - думала она, глядя на Него. Жизнь в доме остановилась. На мгновенье теряя Нимая из виду, Шачи падала без сознания, глаза ее слепли. Нимай любил и заботился о матери не меньше и утешал ее ласковыми, полными надежды словами.

- Мама, пожалуйста, не плачь! Пока Я с тобой, никакое горе больше не постигнет тебя!

И она смотрела в доброе и прекрасное лицо Нимая и забывала о страданиях. Разве могла она плакать, когда Он был рядом?! Нет, печаль не касалась матери Шачи. Нимай подбадривал ее, и она обрела духовное блаженство.

Теперь все заботы по дому легли на Ишану, домашнего слугу семьи Джаганнатхи Мишры. Он почитал Шачимату как родную мать, и она относилась к нему с таким же материнским чувством. Ишана носил с Ганги воду, выращивал овощи в огороде, делал ежегодные запасы риса пэдди из храма, ходил на базар, протирал полы после принятия прасада, принимал гостей, омывая им стопы - все это делал в доме Ишана. Зная, каким непоседливым был Нимай с самого детства, Ишана всегда исполнял все Его капризы. Нимай, сама жизнь и душа Ишаны, никуда не ходил без него. Во всех трех мирах не было удачливее души, чем Ишана Тхакур, который был занят служением Шачимате.

Бедность, в которой жили Нимай с матерью, была только внешней, потому что Верховный Господь - вместилище всех богатств. О чем бы Нимай ни попросил, мать исполняла любое Его желание, не раздумывая, полезно оно или нет - иначе было не избежать вспышки гнева. Нимай мог перебить, поломать все вокруг, даже нужное в хозяйстве. Но, прежде всего мать Шачи исполняла любое желание сына потому, что очень любила Его.

Однажды Нимай собрался искупаться в Ганге, и попросил мать приготовить для Него масло амалаки и все остальное.

- Я хочу сходить искупаться и совершить поклонение Ганге, - сказал Он. - Так что принеси Мне красивую гирлянду и ароматную сандаловую пасту.

- Хорошо, мой дорогой сынок, подожди несколько минут, - отвечала мать Шачи, накрывая циновкой горшки, - сейчас я схожу за гирляндой.

- Что?! Мне нужно сейчас же! - неожиданно разгневался Он.

В ярости Нимай набросился на горшки с водой, которые мать принесла с Ганги. Схватив палку, Он бил все, что попадалось Ему под руку. Верховный независимый Господь, Он делал все, что хотел. Лущеный рис, хлопок, зерно и соль сыпались из разбитых сосудов прямо в лужи молока и топленого масла. Мать Шачи хотела спасти сухофрукты и травы, которые хранились подвешенными к потолку, но Нимаи посрывал все мешки. Он расшвырял все вокруг и в гневе стал рвать платяные мешки. Когда в доме уже не осталось ничего целого, Нимаи направил Свой гнев на само их ветхое жилище. Он снова взялся за палку и стал крушить стены, и ни одна душа не осмеливалась приблизиться к Нему. После стен Он принялся за окна и двери, а потом с палками в обеих руках набросился на дерево, которое росло у них во дворе. Ни о чем не жалея, Он со всей силы ударил палкой по земле и упал без чувств. Мать Шачи, перепуганная, забилась в дальний угол двора и боялась даже выглянуть оттуда.

Господь Гаурасундара, снизошедший во имя проповеди вечной религии, никогда не поднимал руку на Свою мать. Как бы Он ни кипел гневом, Он не посягал на Шачидеви. Разбив все вокруг, Нимаи стал кататься в пыли во дворе дома. Его прекрасная золотистая кожа покрылась пылью. Его красота поистине неописуема, потому что даже в таком состоянии Он был очаровательно прекрасным. Наконец, Он затих, уснув прямо на земле. Через мгновенье под Ним, словно постель, появился божественный змей Ананта-Шеша, а в ногах - богиня процветания Шри Лакшми, которая всегда растирает Господу лотосные стопы.

Верховная личность Бога, цель всего ведического знания, уснул во дворе дома матери Шачи. Бесконечный космос исходит из пор Его кожи. Господь Брахма, Господь Шива создают и уничтожают материальное творение, но и они, так же как и другие возвышенные полубоги, поражаются, медитируя на трансцендентные деяния Верховного Господа. Теперь этот Верховный Господь Нимаи спокойно отдыхал у Шачидеви во дворе. Господь Чайтанья Махапрабху, наслаждаясь сладостью самопознания, погрузился в сон, а полубоги со слезами радости на глазах взирали на Него.

Мать Шачи принесла гирлянду для поклонения Гангадеви и положила прямо перед Ним. Она стряхнула песок и пыль с Его трансцендентного тела и попыталась поднять.

- Вставай, дорогой мальчик, - мягко сказала она, - возьми Свою гирлянду и иди поклонись Гангадеви, как Ты хотел. Что ни случается, все к лучшему, мой сынок. Я надеюсь, что все опасности и несчастья разлетелись на куски.

Шри Гаурасундаре было стыдно, но Он поднялся и пошел на реку омыться. Мать Шачи тем временем убрала в доме и приготовила поесть. Она чувствовала себя несчастной, потому что Нимаи в гневе опустошил все кругом, но терпела все молча, словно мать Земля. Мама Яшода в Гокуле тоже терпеливо сносила бесконечные проказы неугомонного Кришны.

Вскоре Нимаи, Верховная Личность Бога, источник удивительный игр, вернулся с Ганги. Он поклонился Господу Вишну, полил туласи и сел поесть. Ему понравился обед, и, закончив, Он сполоснул рот и стал жевать листья бетеля. Мать Шачи молча ухаживала за сыном. Наконец, она прервала молчание:

- Сынок, зачем этот гнев и разоренье? Дом, утварь, зерно - все Твое, и потери тоже Твои. Я не отвечаю за это. Ты занят только учебой, но у нас не осталось уже никаких запасов. Что Ты будешь есть завтра?

Нимаи улыбнулся словам матери.

- Господь Кришна поддерживает всех. Он позаботится о нас, - отвечал Он и, захватив подмышку книги, пошел на занятия.

Днем Нимаи с удовольствием предавался учебе, а вечерами любил спуститься к Ганге и лишь потом возвращался домой. Уже стало смеркаться, когда Он вошел во двор и подозвал к Себе мать, прикрыв за Собой дверь. Он разжал кулак и протянул два куска сияющего золота.

- Посмотри мама, Господь Кришна дал Мне сокровища. Обменяй это золото на деньги и потрать, как посчитаешь нужным.

Нимаи пошел в Свою комнату спать, оставив ошеломленную Шачимату одну. С недоумением глядя на золото в руках, она тщетно пыталась понять своего удивительного сына, который каждый день поражал ее чудесами мистики. Где же Он взял это золото? - размышляла она. - Боюсь, оно принесет нам горе! Как только у нас кончаются все запасы, Он приносит золото, и уже не в первый раз. Может, Нимаи занимает его у кого-то или создает Своей мистической силой? Откуда Он приносит его?!

Благородная мать Шачи была почтенной и невинной женщиной. Она шла обменивать золото на деньги, но сердце ее трепетало от страхов и подозрений.

- Сначала проверьте это золото, - говорила она менялам, - а потом дадите мне за него деньги.

Так Господь Нимаи, владыка всей мистики, являл в Навадвипе Свои трансцендентные игры.

 

* * *

 

Нимаи повзрослел. С книгой в прекрасных руках Он напоминал бога любви. Его лоб украшала тилака, а чудесные черные кудри просто сводили с ума. От Него исходило трансцендентное сияние, а через плечо спадал брахманский шнур. Когда Его несравненное лицо озаряла очаровательная улыбка, открывался ряд белых зубов. Какими удивительными были Его лотосные глаза, и как красиво Он одевал Свое яркое дхоти, завязанное на талии.

Видя красоту Нимаи, люди останавливались и провожали Его вслед восторженным взглядом. Никто не мог спокойно пройти мимо. Оглядываясь, они говорили: Какая необычайная красота! Нимаи так изумительно разъяснял любой вопрос, что даже учитель, слушая Его, черпал безграничное блаженство. Гангадас Пандит сам выразил уважение Нимаи, объявив Его лучшим среди всех учащихся Надии.

- Мой мальчик, продолжай Свое образование, и я уверен, скоро Ты станешь великим ученым и Сам начнешь обучать других.

- О господин, - отвечал Нимаи, - если вы благословите кого-то, что помешает такому счастливцу достичь титула Бхаттачарьи?

Если Нимаи задавал вопрос, никто не мог ответить на него. Иногда Он Сам устанавливал какие-то глубокие философские принципы, а потом с таким же успехом опровергал собственные заключения. Если товарищи затруднялись объяснить что-то, Он блестяще делал это за них. Что бы Нимаи ни делал - купался или ел, гулял или брался за книги - Он постоянно размышлял над заключениями и принципами священных писаний. Он был погружен в сладость учебы и оставался неузнанным в духовно слепом и оскорбительном мире.

Общество отвергало преданное служение Верховному Господу Хари, людей занимали свои мысли и дела. Они устраивали большие празднества в честь своих сыновей и родственников. Всех интересовало только благосостояние семьи, слава и деньги. Ослепшие, они искали счастье там, где его не могло быть, и вайшнавы сострадали их бесполезной жизни. Продолжая повторять имена Кришны, они молились: О Верховный Господь Нараяна, будь милостив к этим неудачливым живым существам! А выходя на улицу, обращались к людям:

- В вас нет и капли любви к всепривлекательному Господу Кришне, хотя вы обрели это редкое человеческое рождение. Вы наслаждаетесь своими страданиями! Пробудитесь! Даже полубоги мечтают о человеческом рождении, а вы впустую растрачиваете время. Никто не хочет устроить праздник во славу Господа Кришны, вместе этого вы проводите пышные церемонии свадеб и похорон!

И снова они молились Господу: Эти живые существа - Твои дети, о Господь! Ты их защитник, мы не в силах убедить их. Помоги им, Ты верховный отец каждого - слава Тебе!

 

Глава 6

ВЕРХОВНЫЙ БРАТ

 

Господь Баларама, Шри Ананта-Шеша, под именем Шрилы Нитьянанды Прабху явился в 1474 году по христианскому календарю в Радхадеше (Западная Бенгалия), и остался в этом мире согласно трансцендентному желанию Махапрабху. Шри Нитьянанда, Господь Гаудия-вайшнавов, родился на тринадцатый день прибывающей луны месяца Магха в деревне Экачакра провинции Бирбхум в семье возвышенного брахмана Хадаи Оджха, а матерью его стала Шримати Падмавати деви. Писания говорят, что в играх Господа Кришны они были Васудевой и Деваки, прославленными родителями Господа Баларамы. Хадаи был знаменитым ученым пандитом из достойной брахманской семьи родом из Митхилы. Он отличался исключительным состраданием и духовной свободой от забот мирской жизни. Шримати Падмавати славилась своим благочестием и целомудрием. Это была великая преданная Господа, мать вселенной.

Шри Нитьянанда Прабху был единственным сыном столь добродетельных родителей. С рождением Нитая - так звали Нитьянанду друзья и родные - исчезли голод, нищета и болезни. С раннего детства Нитай, очень разумный мальчик со спокойным нравом, был поистине вместилищем выдающихся качеств. Бог любви Купидон - олицетворение красоты в этом мире - прятался, смущенный трансцендентной красотой Господа Нитьянанды.

В тот благословенный день, когда в Навадвипе явился Господь Чайтанья Махапрабху, Шри Нитьянанда находился в Радхадеше. Он просто кричал от величайшего ликования, лавиной обрушившегося на Него. Это был великий глас любви, достигший оболочки вселенной. Все живое замерло. Должно быть, это раскаты грома! - с ужасом думали одни. Другие решили, что это звук какого-то надвигающегося бедствия. Третьи говорили: Мы знаем, что это! Господь Гаудия-вайшнавов кричит, охваченный великим экстазом! Люди терялись в догадках. Находясь под покровом иллюзии, они не знали истины о Господе Нитьянанде.

Нитьянанда не раскрывал Себя и, словно маленький мальчик, радостно играл со сверстниками. В детстве Он являл трансцендентные игры Господа Кришны и Господа Баларамы во Вриндаване. Мальчики переодевались в полубогов и вместе с Нитаем, который играл мать Землю в облике коровы, шли к Ганге, словно на берег Молочного океана, чтобы помолиться Верховному Господу Кришне о помощи. Скрывшись в ближайших кустах, кто-нибудь отвечал громовым голосом: Скоро Я явлюсь в Матхуре, чтобы облегчить бремя Земли!

В тот же вечер Господь Нитьянанда собирал Своих друзей и устраивал веселую свадьбу Шри Васудевы и Деваки. Плотно закрыв все двери и завесив окна в комнате, словно это была сырая темница, Господь Нитьянанда разыгрывал рождение Господа Кришны, который явился темной ночью , во время бури и проливного дождя. Разыгрывая этот эпизод, Нитай превратил всю округу в деревню пастухов Вриндавану. Он бережно перенес туда младенца Кришну, а вместо Него на ложе Деваки в тюрьме Камсы положил девочку Йогамайю. Так был обманут злой царь. Каждый день погружаясь в эти многосюжетные истории, дети очень сдружились, единодушно признавая в Нитае своего возлюбленного друга и лидера. Нитай обладал безгранично богатым воображением, и мальчики весело смеялись, когда Он переодевал их в полубогов или демонов и распределял роли.

Разыгрывая историю Путаны, дети держались за животы от хохота, когда один из них, словно маленький Кришна, пытался сосать у демоницы грудь. С помощью друзей Нитай смастерил тележку из жесткого тростника, а потом Сам же сломал ее. Ребята не хотели расставаться с Нитаем и возвращаться домой. Днем и ночью они наслаждались своей трансцендентной дружбой. И их родители никогда не ругали Нитьянанду, напротив, с любовью сажали Его к себе на колени. Мы не видели ничего удивительнее Твоих спектаклей! - говорили они. - Откуда Ты знаешь в таких подробностях все трансцендентные игры Господа Кришны?

В другой день Он из листьев смастерил змея Калию и вместе с ребятами пошел на реку. Когда мальчики прыгнули в воду и потеряли сознание, Нитьянанда оживил их. Поблизости был лес деревьев тала, и Нитьянанда ходил туда со Своими маленькими друзьями. Одержав победу над демоном-ослом Дхенукой, Он наслаждался сладкими фруктами и всех угощал. Когда Он вместе с ребятами ходил в лес пасти коров, они изображали лесные игры Кришны. Нитьянанда мастерил кукольных демонов - Бакасуру, Агхасуру и Ватсасуру - и сражался с ними, а с заходом солнца возвращался домой, играя на Своем горне, окруженный друзьями и коровами.

Нитьянанда поднял холм Говардхану, во всех подробностях разыграв эту историю со Своими друзьями, а в другой раз воссоздал Вриндавана-дхаму и играл, вспоминая различные места игр Господа Кришны. Он воровал одежду пастушек-гопи и встречался с женами брахманов, которые совершали в это время жертвоприношение. Иногда кто-нибудь одевался как Нарада Муни - приклеивал бороду, заматывал шафрановое дхоти - и появлялся перед Камсой, одиноко сидящем в своем дворце. Потом кто-нибудь из мальчиков переодевался в Акруру, и разворачивалась игра отъезда Господа Кришны и Баларамы в Матхуру по приказу жестокого царя Камсы. Словно гопи Вриндаваны Нитьянанда горько плакал в разлуке. Слезы потоком лились у Него из глаз, и мальчики с искренним изумлением смотрели на Его горе - невозможно было понять, Нитай играет или действительно страдает в разлуке с Кришной.

Затем вся деревня превращалась в Матхуру. Кто-то из мальчиков изображал злобного дхоби, а другой встречал Нитьянанду с гирляндой цветов, словно цветочник Судама. Навстречу Ему шла горбунья Кубджа с подносом ароматной сандаловой пасты. Мальчики изображали огромного слона Кувалаяпиду и двух могучих борцов - Чануру и Муштику. Нитай боролся с ними, награждая тумаками и волоча за волосы. В великом гневе Нитай хватал переодетого Камсу и, повалив на землю, бил в грудь. После победы над жестоким царем мальчики весело танцевали. К концу дня у всех животы болели от смеха. Вернувшись домой, дети рассказывали родителям о веселых играх с Нитаем. И откуда такой талант? - удивлялись взрослые. - Маленький Нитай так хорошо знает все эти истории, что даже удивительно!

Иногда Нитай водил друзей к деревенскому молочнику, чтобы украсть у него из погреба йогурт и масло, как это делал Кришна в Своих детских играх. Старый молочник, однако, не ходил жаловаться, а наоборот, хитро посмеиваясь, выставлял на видное место излишки молока и масла. Все взрослые жители Экачакры обожали Нитая, они были очарованы этим чудесным маленьким мальчиком.

Однажды Нитай оделся мальчиком-брахманом и взял в руки деревянный зонтик. Так начались игры Господа Ваманы. Кто-то из его друзей стал могучим царем демонов Бали Махараджем, который вместе со своими учителем Шукрачарьей в одеждах старца развел огонь большого жертвоприношения. Ваманадев, желая лишить Бали власти над всей вселенной, появился на жертвенной арене и попросил у царя три шага земли. Шукрачарья запретил исполнять эту просьбу, но Бали не послушал Шукрачарью, за что Господь благословил его, возложив Свои лотосные стопы царю на голову.

- Нитай, где Ты выучился этим историям? - спрашивали соседские женщины.

- Таковы Мои божественные игры, - с улыбкой отвечал Нитьянанда. Вопрос соседок доставил Ему явное удовольствие. - Я милостиво являю их вам.

Деревенские жители только весело смеялись, тряся головами. Они не знали, что с Ним поделать. Взрослые и дети, находясь под покровом иллюзорной энергии Господа (йогамайи), не узнавали в Нитае Верховного Господа Балараму. Он оставался для них маленьким Нитаем из Экачакры.

Нитьянанда разыгрывал Рамаяну, строя мост через океан до острова Ланки. Его друзья переоделись обезьянами и стали армией Господа Рамы. С криком: Джая Рагхунатха! - они поливали веточки деревьев касторовым маслом и бросали их в воду, в точности как обезьяны Рамачандры бросали в воду скалы и утесы, чтобы построить мост.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 148; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!