Краткое жизнеописание автора, Шрилы Вриндавана даса Тхакура 12 страница



Приняв окончательное решение, Шри Мишра позвал сына:

- Нимай, с сегодняшнего дня Ты можешь не ходить в толу. Делай, что хочешь. Я готов исполнять любые Твои желания. Только оставайся дома и будь счастлив.

Шри Мишра поднялся и вышел из комнаты, а у Нимая в голове еще гудели его последние слова: Ты можешь не ходить в толу...- Он понял, что Его учеба закончилась.

Послушный воле отца, Нимай не ходил больше в толу, но Он был разочарован. Не зная, куда девать Себя от скуки, Он вернулся к прежним забавам, чему друзья Его весьма обрадовались. И что тут началось! Мальчишки пробирались в дома и рассыпали и проливали на пол все, что только могли достать. Целыми днями напролет Нимай носился по всей Надии, не возвращаясь домой до глубокой ночи.

Они накидывали на спину покрывала и, словно быки, бегали кругом, что всех очень забавляло. Заметив у кого-то на заднем дворе посадки молодых бананов, с наступлением ночи мальчишки пробирались в чужой сад. Никто не узнавал их в темноте, потому что они одевали свои покрывала. Встревоженный хозяин, видя в саду чьих-то быков, которые топчут и ломают его саженцы, громко звал на помощь, но пока собирались соседи, Нимай и Его друзья словно тени бесследно исчезали во мраке.

Иногда они завязывали снаружи двери дома, так что никто не мог выйти на улицу, даже по нужде. В доме поднимался переполох, двери срывались с петель от стука, а Нимай со своими друзьями, смеясь, убегали. Подобные проделки продолжались днем и ночью, злодеяниям не было конца, потому что Шри Мишра больше ни в чем не ограничивал и не наказывал своего сына.

Однажды Шри Мишру позвали куда-то по делам, а Нимай, рассерженный, что Ему не позволяют учиться, забрался на кучу битых глиняных горшков позади дома. В таких горшках все навадвипские женщины готовили прасад для Господа Вишну. Использованные горшки вместе с остатками пищи выбрасывались на задворки, с дождями там опять все смешивалось с землей.

Сидя на куче черных от копоти горшков, словно на царском троне, Шри Гаурасундара, очаровательно улыбался и смотрел по сторонам. Он напоминал золотую куклу с темными пятнами сладко пахнущего сандала и пасты агуру, потому что Его золотистое тело было вымазано сажей.

Кто-то из друзей побежал к Шачимате:

- Нимай сидит на куче грязных горшков!

Шачимата поспешила на задний двор.

- Я смотрю, Ты взялся за старые проделки?! Мой мальчик, это не лучшее место для отдыха! Ты такой большой, а так и не научился различать чистое от грязного? Теперь Тебе нужно искупаться!

- Откуда Мне знать, что чистое, а что нет, ведь вы не разрешили Мне учиться! Я лишь неграмотный брахман! Необразованный глупец, Я и понятия не имею об этом. Для Меня все одинаково - не вижу разницы!

Нимай улыбался, продолжая сидеть на Своем тронеиз грязных горшков. Мать ответила:

- Ты сел в таком грязном месте, что я даже не знаю, как теперь Тебя отмыть!

- Мама, ты рассуждаешь, как ребенок. Здесь вовсе не грязно! Где бы Я ни появился, это место становится чистым. Со Мной приходят мать Ганга и все места паломничества. Чистое или нечистое - это плод мирского воображения. В Творце нет недостатков, как и в Его творении. Нас с детства учат одно считать чистым, другое - грязным, потому что этого требуют ведические ритуалы. Но если Я, Верховная Абсолютная чистота, коснусь грязи, неужели она не очистится?! На самом-то деле, эти горшки не могут быть грязными, потому что в них готовили пищу для Господа Вишну. Посуда Господа Вишну всегда чиста, потому что Он очищает все, к чему прикоснется. Значит, даже с обычной точки зрения эта куча достойна поклонения. Все очищается, соприкоснувшись со Мной!

Рассмотрев этот вопрос с абсолютной точки зрения, Нимай стал безмятежно улыбаться, будто ребенок, развеселивший своим лепетом родителей. По правде говоря, никто не понял Его странной речи, но это не помешало снисходительно согласиться с Ним и даже посмеяться, пока Шачимата уговаривала Нимая пойти на Гангу искупаться. Однако Он не расставался со Своей кучей, и уже с мольбою в голосе она сказала:

- Иди скорей, Нимай, пока отец не вернулся домой!

Однако Нимай оставался непреклонным.

- Я не сойду с места, пока вы не позволите Мне учиться!

Шачимату окружили соседи:

- Почему вы запретили Нимаю учиться? Другие мучаются со своими сыновьями, а ваш мальчик Сам просится! Вам просто повезло. И какой враг посоветовал вам оставить Нимая неграмотным дураком? В чем Его вина?!

- Нимай! - позвали соседи, - беги, малыш. Если с сегодняшнего дня Ты не начнешь учиться, можешь продолжать Свои разрушительные игры!

Но Нимай продолжал сидеть, одаривая собравшихся сладостной улыбкой. Всех охватило необъяснимое блаженство. Шачимата сама стащила Его вниз, но улыбка не исчезала с Его лица, подобного прекрасному голубому сапфиру. Пока Нимай отмывался, вернулся Шри Мишра. Шачимата рассказала ему про горшки:

- Наш сын хочет учиться! Он так шалит, потому мы запретили Ему ходить в школу.

- Дорогой Мишра, - вмешались соседи, - ты очень возвышенная душа. Но кто посоветовал тебе запретить Нимаю учиться? Что Господь ни пошлет, все к лучшему, поэтому выбрось из головы свои тревоги и опасения и обучай сына. Тебе так повезло - мальчик рвется в толу. Выбери благоприятный день и одень на Нимая брахманский шнур, пусть начнет Свое образование.

- Все вы очень дороги мне, - улыбался Джаганнатха Мишра, - и я приму любое ваше решение.

Нимай тем временем играл и резвился во дворе. Узнав о согласии отца, Он радостный побежал за Своими книжками.

 

Через несколько дней после этого Нимaю захотелось пожевать орeхи бeтeля (разновидность перца), которые каждый день предлагали домашним божествам. Обычно Он этого не делал, но тут решил попробовать - Кришнa тоже жевал орeхи бeтeля. Прошло немного времени, Нимaи почувствовaл дурноту и потeрял сознaниe.

Перепуганные Шачимата и Джаганнатха Мишра подбежали к мальчику, стали брызгaть воду Ему в лицо, a остaтки влили в рот. Нимaи начал медленно приходить в Сeбя. Он открыл глаза.

- Мальчик мой, - говорил Джаганнатха Мишра, обмахивая Его, - разве Ты не знаешь, что орехи бетеля одурманивают голову? Мы не можем подражать Верховному Господу. Ведь люди не обладают Его могуществом!

Нимай, отрешенным взором глядя на отца, медленно заговорил. Его голос был еще совсем слабым. Очень тихо Он сказал родитeлям словa, прeкрaснee которых им еще нe доводилось слышaть.

- Это Вишвaрупa зaбрaл Мeня отсюдa. Он хотел, чтобы Я тожe отрекся от мира. Но Я отвeтил Вишвaрупe: У Мeня бeспомощныe отeц и мaть. На кого Я их оставлю? К тому жe Я Сaм eщe рeбeнок. Что Я знaю о жизни сaнньяси? Я хочу жениться и помогaть Своим родитeлям. Тогда Господь Нaрaянa и Его супругa, богиня удaчи Лакшми, будут довольны Мною. И Вишвaрупa вeрнул Мeня домой. Но нaпослeдок он попросил Меня: Тысячу раз поклонись за меня нашей мaтeри Шaчидeви!

 

* * *

 

Вишвамбхаре уже исполнилось девять лет, и Шри Мишра решил, наконец, провести церемонию упанаяны - одеть на Нимая брахманский шнур. Он пригласил в дом астролога назначить благоприятный для этого день. Джаганнатха созвал друзей и родных, прося их благословений, а также Адвайту Ачарью, знаменитого знатока ведических ритуалов.

С большим восторгом гости стали собираться на праздник. Женщины пели молитвы и песни, прославляя Господа Кришну, а музыканты играли на мридангах, санаи и флейтах. Брахманы пели ведические гимны, а поэты слагали стихи во славу Господа. Дом Шачиматы превратился в обитель радости и счастья. Джаганнатха Мишра почтил брахманов орехами бетеля, сандаловой пастой, цветочными гирляндами. Деревенские женщины обменялись ярко-красной краской, и Шачи угостила их катечу, бананами и маслом, смешанным с куркумой. В сумерки под звуки раковин и радостные возгласы Джая! Джая! началась церемония адхи-васа. Брахманы читали благоприятные стихи, а площадной шут пел красивые песни. Другие брахманы благословляли Вишвамбхару по всем правилам шастр.

На следующее утро Джаганнатха Мишра совершал благоприятную нандимукха-церемонию и шраддху. Омыв стопы брахманам, он начал жертвоприношение. Планеты занимали самое благоприятное положение, месяц, день и час дарили благословения Господу Гауранге, который готовился одеть чудесный брахманский шнур. Это Сам Ананта-Шеша кольцом охватит золотистое тело Своего возлюбленного Господа.

Сначала Шачимата вместе с соседскими женщинами натерла тело Гауры маслом с куркумой, затем маслом амалаки смочила волосы, а потом омыла Его водами Ганги. Все это Шачимата делала, с великим наслаждением.

Гонги, мриданги, раковины, караталы и другие музыкальные инструменты смягчали торжественность обстановки чудесной музыкой. Громовые удары дхаки (большого деревянного барабана) слышны были за милю вокруг, шенаи убаюкивали сердце, вины, флейты и пакховаджи (деревянные барабаны) сливались в общую гармонию звуков. Певцы и танцоры пели и веселились, пока Вишвамбхаре брили голову. Сандаловая паста и гирлянды украшали Его золотистое тело. Когда Он взошел, наконец, на жертвенную арену, звучали ведические гимны, нараспев читаемые святыми брахманами.

Не прекращая пения, они торжественно одели на Него красные одежды и брахманский шнур. Неописуемая красота Нимая обращала в прах гордость Купидона. Джаганнатха Мишра прошептал сыну в ухо Гаятри-мантру. Когда Нимай взял в руки жреческий посох, все грешники содрогнулись от страха.

Теперь обряд был завершен, и Верховный Господь Гаурасундара проявил Себя карликом-брахманом Ваманой, и кто бы ни взглянул на Него в эти мгновенья, утопал в бесконечной радости. Божественное сияние, исходившее из тела Господа, открывало в людях духовное видение. С посохом в руках и полотняной сумкой на плече Шри Гаурасундара пошел по Надии, случась в дома Своих преданных и собирая милостыню, словно санньяси. Жители с величайшим удовольствием опускали Ему в сумку все, что могли. Женщины улыбались и тоже предлагали какой-нибудь дар.

Шри Сарасвати деви, Шри Парвати деви и другие великие и праведные женщины с райских планет приняли облик брахманских жен, чтобы дать милостыню чудесному мальчику-брахману Нимаю. Он проявил Себя Господом Ваманой, чтобы даровать освобождение обусловленным душам.

 

* * *

 

Целыми днями Нимай проводил время за книгами, а у Шри Мишры их было немало. И хотя Нимай познал уже суть всех писаний, Его все же тянуло к сверстникам, и Он сказал об этом отцу.

В Надии было много образованных учителей и хороших школ, однако Шри Гангадас Пандит сиял среди всех, словно яркий бриллиант. Под этим именем в играх Господа Чайтанйи пришел Сандипани Муни, у которого проходили обучение Господь Кришна и Господь Баларама. Гангадас оставался непревзойденным знатоком грамматики санскрита, и Нимай мечтал учиться только у него. Шри Мишра согласился с выбором сына, и вместе они отправились как-то к дому ученого брахмана.

Гангадас почтительно поднялся навстречу, завидев на пороге Шри Мишру. Они тепло обнялись и он предложил гостям сесть.

- Я привел к тебе моего сына, - сказал Джаганнатха Мишра. - Пожалуйста, научи Его читать и писать на санскрите, а также логике и другим наукам.

- Буду только счастлив, - улыбаясь ответил Гангадас. - Я передам ему все, что знаю сам.

Нимай стал посещать толу Гангадаса. Шри Гангадас был очень рад такому способному ученику, как Нимай, и относился к Нему, словно к сыну. А Нимай сходу понимал все объяснения учителя. Он мог аргументированно не согласиться с ним, а потом теми же аргументами доказать правоту учителя. У Гангадаса были сотни учеников, но никто из них не мог устоять перед логикой Нимая. Гангадас был исключительно доволен такими необычайными способностями и объявил Нимая своим лучшим учеником. В присутствии Нимая одноклассники напоминали танцующих кукол в руках кукловода. С Ним учились Шри Мурари Гупта, Шри Камала Канта, Шри Кришнананда и другие друзья, очень любившие Нимая, несмотря на поражения, которые им довольно часто приходилось терпеть от Него. Нимай находил неожиданные и остроумные доводы и оставался неизменным победителем даже в спорах со старшеклассниками. Не имея что возразить, они просто смеялись в ответ, как над малышом.

Каждый день после занятий Нимай с друзьями шел на Гангу купаться. В этот час там можно было встретить всех учащихся Навадвипы, совершающих свои дневные омовения. В Навадвипе было столько ученых людей, и каждый имел своих учеников. Встречаясь после занятий на Ганге, юноши затевали состязания, пробуя себя в философии, логике и грамматике. И хотя Нимай был начинающим учеником, из-за Своего задиристого нрава Он все время затевал споры с ребятами из других школ, что доводило иной раз до ссор и драки. Обычно все начиналось с вопроса:

- Кто у тебя учитель?

- А ты отгадай!

Через минуту они уже бранились, потом брызгали воду друг другу в лицо и швырялись песком. Завязывалась драка, и мальчики уже колотили друг друга кулаками. Кто половчее, бросал в противника грязью, прыгал на спину и, повалив на землю, хорошенько мял бока. Они клялись в честности и правоте именем царя, потом толкали друг друга в грудь и снова завязывалась драка. Пока побежденный, плача, лежал на песке, победитель для большей безопасности кидался в воду и переплывал на другой берег Ганги. Вода в реке становилась грязной и мутной из-за дикой борьбы и бесконечной возни мальчиков. Женщины не могли набрать в кувшины воды, а брахманы и другие почтенные горожане искупаться.

Из-за Своего безудержного характера Вишвамбхара Рая шел от одного гхата к другому, ища достойного соперника. А потом возвращался к друзьям, и они начинали играть в палочки. Однажды к ним подошли ребята постарше. Они были сердиты и возбуждены:

- Нимай, почему Ты со всеми ссоришься? Раз Ты такой умный, дай-ка толкования астрологическому календарному трактату. Посмотрим, на что Ты способен!

- Это интересная тема, - ответил Нимай. - Кто будет задавать Мне вопросы?

- Ты так самоуверен?

- Лучше поскорее спроси Меня все, что хочешь! - даже с некоторым вызовом ответил Нимай.

- Объясни закон глагольных корней!

- Хорошо, но только ты слушай внимательно!

Нимай, Верховная Личность Господа, - источник знаний, поэтому Его объяснения грамматических правил были совершенны. Удивленные старшеклассники похвалили Его, но тут Нимай предложил:

- Теперь послушайте, как Я опровергну собственные аргументы, - и с таким же успехом стал утверждать противоположное. - Кто-нибудь из вас может превзойти Меня или привести другие доводы?

Юноши изумлялись оригинальным толкованиям Нимая, но Его самоопровержения просто поразили их. Им нечего было сказать.

- Прекрасно, - удовлетворенно заключил Нимай, - теперь Я опровергну два прежних доказательства.

Шри Гаурачандра приводил новые объяснения, не менее прекрасные и поэтичные, чем два предыдущих. Юноши искренне обняли Нимая.

- Сейчас беги домой, а завтра приходи сюда снова, мы Тебя еще о чем-нибудь спросим.

И счастливый Своими успехами Нимай, Господь Вайкунтхи, с разбегу нырнул в воды Ганги.

Познания Нимая были так глубоки, что окруженный учащимися всей Надии, Он напоминал Брихаспати в кругу учеников. Каждый день вместе они ходили купаться, переплывая широкую Гангу от берега до берега. Ганга мечтала о таком счастье с тех самых пор, как Господь Кришна совершал Свои игры в водах Ямуны. Хотя ей возносят молитвы великие личности, подобные Господу Брахме и Господу Шиве, она знала, что Ямуна намного возвышенней. И теперь Верховный Господь Гаурасундара, подобный древу желаний, исполнял давнюю мечту священной Ганги.

Искупавшись, Нимай бежал домой. Он кланялся Господу Вишну, предлагал воду деревцу туласи и садился за еду. Потом, захватив с собой книжки, уходил куда-нибудь подальше, где Его никто не мог найти. Устроившись поудобней, Он погружался в чтение, пометками выбирая разные афоризмы.

Джаганнатха Мишра, видя, с каким удовольствием учится Нимай, словно плавал на волнах счастья, но вида не подавал. В великой родительской любви он упивался неповторимой красотой сына, даже не зная, что достиг вечного освобождения от страданий этого мира. Просто Шри Мишра не считал это большим достижением в жизни, потому что был чистым преданным Господа Кришны. Освобождение не имеет цены в их глазах, как и мирские удовольствия.

Шри Мишру не покидало блаженство, потому что каждый день он видел своего чудесного мальчика. Красота Купидона, поверженная, склонялась перед расцветающей красотой Господа. Весь Его облик, каждое движение дышало несравненным изяществом. В нахлынувшей родительской тревоге Шри Мишра вдруг думал: Надеюсь, ни одно привидение или дух не коснется Нимая! Испугавшись собственной мысли, он начинал молиться Господу Кришне: Защити моего сына! А Нимай, слыша молитвы отца, улыбался про Себя. О Господь Кришна! - тихонько говорил Шри Мишра, - Ты покровительствуешь всем. Милостиво присмотри за моим сыном. Никакие помехи не возникнут в жизни того, кто помнит Твои лотосные стопы, о мой Господь! А забывших о Тебе грешников преследуют ведьмы, привидения и злые духи. О мой Господь, я Твой слуга, и все что я имею - принадлежит Тебе. Поэтому молю, пусть никакие трудности никогда не потревожат моего сына! Шри Мишра продолжал молиться, и вера его была непоколебимой. С воздетыми руками он просил Бога о милости.

Однажды волею Бога Шри Мишра увидел сон, который поверг его в великое счастье и вместе с тем в великое горе. Проснувшись, он со слезами упал перед Господом на пол:

- О Господь Говинда, позволь Нимаю остаться дома! О Господь Кришна! Это единственное благословение, о котором я молю! Пусть Нимай женится и живет дома!

- Что случилось? - с удивлением спросила Шачимата. - Почему ты просишь защиты у Господа?

- Я увидел сегодня сон, - ответил Джаганнатха Мишра, - что Нимай срезал Свою шикху. Одетый в неописуемо красивую одежду санньяси Он смеялся и танцевал, слезы экстаза текли по Его щекам, потому что Нимай пел имя Кришны. Шри Адвайта Ачарья и остальные преданные окружали Нимая и пели вместе с Ним. Я видел, что Нимай сидит на Ананта-Шеше, возлагая стопы каждому на голову. Господь Брахма, Господь Шива и Шри Ананта-Шеша пели Джая Шачинандана! И хотя все вокруг в великом ликовании прославляли Его, я один стоял молча, объятый страхом. В одно мгновенье я увидел, что за Нимаем, танцуя, идут миллионы и миллионы людей, из города в город. Им не было числа, и все они пели имя Господа Хари. Этот звук достигал оболочки вселенной. Слушая прославления Нимая, эхом раздававшиеся в бескрайних пространствах космоса, я увидел преданных, которые шли за Ним в Нилачалу.

О жена, этот сон так напугал меня! Я боюсь, наш сын почувствует отвращение к семейной жизни и уйдет из дома!

- Все что ты видел, было только во сне, - утешала Шачимата. - О мой ученый муж, не беспокойся, Нимай не оставит нас! Нимай не знает ничего кроме Своих книг. Для Него учеба - это все.

В великой родительской любви эти две исключительно возвышенные души продолжали говорить о будущем своего сына.

Не прошло и нескольких дней как дом Шачиматы постигло величайшее несчастье.

Джаганнатха Мишра, драгоценный камень среди брахманов, вернувшись домой после обсуждения писаний, почувствовал себя больным. Волею Провидения у него начался сильный жар. Шачимата заплакала от страха перед будущим. Нимай пытался ее утешить разумными словами писаний:

- Мама, все умирает. Со временем даже Брахма, Рудра, безбрежный океан и Гималаи - все разрушится. Зачем горевать о смерти? Собери всех наших друзей и пойте святые имена Кришны. В такой критический момент, как смерть, истинные друзья должны напомнить страдальцу о Верховном Господе Кришне.

Услышав такие печальные новости, друзья и родственники поспешили в дом Шачидеви и окружили сгорающего в лихорадке Джаганнатху Мишру. Понимая, что конец неизбежен, старшие члены семьи начали совещаться. Вишвамбхара сказал:


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!