СПАСАЕТСЯ ЛИ ЖЕНЩИНА ЧЕРЕЗ ДЕТОРОЖДЕНИЕ?
ВОПРОС: Что означают слова апостола Павла: «спасутся через чадородие», сказанные о женщинах в 1 Тим 2:15? Означает ли это, что у женщин есть особый путь или особые условия спасения?
ОТВЕТ: Это место Писания вызывает вопросы у большинства читателей. Даже хорошо подготовленные богословы признают этот стих сложным и приходят к разным мнениям относительно его толкования. Тем не менее, хорошо исследовав контекст, мы можем иметь достаточно ясную картину того, о чем говорит апостол Павел в этом отрывке. «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2:11-15).
Прежде всего, нужно понять, о чем этот текст не говорит. Приведенное выше утверждение не может означать, что душа женщины спасается посредством рождения детей. Об этом свидетельствует множество других текстов Писания. Все они утверждают, что спасение невозможно заслужить никакими человеческими делами и подвигами. Оно дается только по благодати через веру в заместительную жертву Иисуса Христа, принесенную Им на голгофском кресте. Вот как говорит об этом тот же автор в Послании к Ефесянам: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8-9).
|
|
Спасение вне благодати невозможно. Это было хорошо продемонстрировано историей Ветхого Завета. Израильтяне получили совершенный Божий закон и особые условия для его исполнения. Тем не менее, ни один из них не смог в точности следовать ему, чтобы оправдать себя перед Богом. Причина этого в тотальном поражении человеческой личности первородным грехом. Даже самые выдающиеся добрые дела не могут компенсировать внутренней порочности человеческой природы. Каждый грех, пусть самый незначительный, неизбежно приводит к смерти. Писание провозглашает неизменный Божий закон: «...возмездие за грех – смерть...» (Рим. 6:23).
Именно из-за человеческой неспособности спасти себя добрыми делами Бог и послал в мир Иисуса Христа. Он взял на себя человеческий грех, и умер за него на кресте. Только это и сделало спасение возможным! Поэтому всякий верующий в Иисуса Христа имеет доступ к Его совершенной праведности, вменяемой человеку не за какие-то заслуги, а даром, по благодати. Апостол Павел говорит об этом: «Но ныне, независимо от закона, явилась праведность Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, праведность Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе...» (Рим. 3:21-24). Эта праведность, а не какие-то человеческие дела, и является единственным основанием нашего спасения: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21).
|
|
Таким образом, грешник может стать святым только в Иисусе Христе, когда ему будет вменена Христова, небесная праведность. В Послании к Галатам апостол Павел отдельно уточняет, что это касается как мужчин, так и женщин: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:26-28).
Так как Писание не может противоречить само себе, мы можем сделать вывод, что в 1 Тим. 2:15 речь не идет о спасении души женщины от греха и погибели. О чем же тогда говорит апостол?
Оставив на попечение молодого служителя Тимофея церковь в Ефесе, апостол Павел пишет ему письмо с объяснением некоторых наиболее важных сфер его ответственности. Один из стихов третьей главы прямо говорит о цели послания: «Сие пишу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:14-15).
|
|
Говоря об особенностях устройства церкви, апостол Павел описывает Тимофею качества пресвитеров и диаконов (1 Тим. 3:1-13), раскрывает правильное отношение к старцам и вдовам (1 Тим. 5:1-16), говорит о должном отношении к пресвитерам (1 Тим. 5:17-19), и так далее. Вторая глава послания касается ролей мужчин и женщин в церкви. Здесь, в самом конце главы, и располагается интересующий нас текст.
Апостольские требования, предъявляемые к женщинам, достаточно конкретны. Прежде всего, Павел говорит о природе женского влияния, которое напрямую связано с состоянием ее души. Истинное благочестие находит свое выражение во внешности и манере поведения христианки: «... чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1 Тим. 2:9-10). Добродетель, соединенная со скромностью, целомудрием и воздержанием, является главным инструментом влияния благочестивой женщины. К этим характеристикам, однако, апостол добавляет несколько предупреждений: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (1 Тим. 2:11-12).
|
|
Властность и жесткость женщины лишают ее нежности и мягкости, необходимых для выполнения отведенной ей Богом функции. Понимая, что кто-то может подвергать сомнению правомочность этих ограничений, апостол Павел подкрепляет свою позицию двумя аргументами из Священного Писания: «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление...» (1 Тим. 2:13-14).
Первый аргумент состоит в том, что женщина изначально была создана для того, чтобы быть помощницей мужу, а не властвовать над ним. Второй аргумент основывается на горьком опыте лидерства женщины в Едемском саду, который привел все человечество к трагическим последствиям.
Предвидя, что положение женщины может показаться несколько приниженным его читателям, Павел дополняет эту картину балансирующим штрихом. Делая оговорку «впрочем», он описывает истинную сторону женской значимости в контексте библейского учения.
В то время как мужья должны зарабатывать деньги и заботиться о разного рода нуждах семьи, жены посвящают себя попечению о детях. Для выполнения этой задачи Бог дал женщине необходимые физиологические и психологические отличия от мужчин: она может кормить ребенка, окружать его теплом, нежностью и материнским вниманием.
Бог продумал это не зря. Ранние годы ребенка – время наибольшей восприимчивости. Детская психика очень хрупка. Она требует доброты, любви и мягкости со стороны тех, кто окружает ребенка.
Бог позаботился о том, чтобы с первых дней жизни дети находились под созидающим влиянием родителей. В этом процессе есть свое место для влияния отца, пастырей и рядовых членов церкви, но мать играет в нем особую роль. Ребенок пребывает с ней практически постоянно на протяжении первых нескольких лет жизни. Именно в это время формируется его личность, закладываются ее базовые ценности, которые в большой степени определят, кем будет этот человек во взрослом возрасте. Имея теснейшие взаимоотношения с ребенком в период его наибольшей восприимчивости, мать оказывает решающее влияние на его формирование и развитие. Это значит, что женщины, не имея прямой власти в церкви и обществе, тем не менее, в огромной степени определяют характер и состояние каждого живущего на земле человека.
Исходя из этого, наиболее логично предположить, что слово «спасение» в данном месте Писания говорит не о спасении женщины от греха, а о спасении или восстановлении ее значимости. Лексически и контекстуально это – вполне вероятное значение слова «оф^со»[29].
С момента грехопадения мир измеряет ценность и значимость личности масштабом ее власти над другими. Всякое ее ограничение воспринимается как унижение и ущемление прав. Библия представляет нам реальную, но совершенно отличную от мирской концепцию человеческой значимости. Мужчина и женщина, сотворенные по образу и подобию Божьему, совершенно равноценны в Его глазах (Быт. 1:27). Вместе с тем Создатель сделал их разными с точки зрения функций в семье и обществе. Поэтому действительная ценность личности зависит не от уровня ее власти над окружающими, а от точности соответствия отведенной ей Богом роли.
Удивительная привилегия играть важную роль в процессе формирования душ и личностей людей следующего поколения и дает женщине истинную значимость. Ей не нужно стремиться к положению власти. Власть – это тяжелое бремя, предназначенное Богом для мужчин. Женщине же нужно сосредоточиться на воспитании в детях правильного отношения к Богу и жизни.
Однако в этом тексте фигурирует важное условие, отмеченное словом «если». Для того чтобы женщина обрела заложенные в нее Богом смысл и значимость, недостаточно только родить детей. В оригинальном тексте слово «пребудет» стоит во множественном числе, поэтому стих звучит следующим образом: «...если пребудут в вере и любви и в святости с целомудрием». Иными словами, цель материнства состоит в том, чтобы помочь своим детям прийти ко Христу и научиться по-настоящему жить Им. Чтобы вера, любовь, святость и целомудрие стали составляющими их характера. Конечно, этого невозможно достичь, если мать сама не будет обладать этими качествами.
В то же время Писание говорит, что по мере возрастания женщины в зрелости, по мере приобретения ею практического опыта настоящей жизни в Боге, христианка может и должна оказывать практическую помощь не только в формировании своих детей, но и других мам, девушек и молодых жен в церкви (Тит. 2:1-5)[30].
МОЖНО ЛИ ХРИСТИАНАМ ПЛАНИРОВАТЬ ДЕТОРОЖДЕНИЕ?
ВОПРОС: Является ли грехом планирование деторождения?
ОТВЕТ: В последнее время вопрос о планировании деторождения вызывает много споров среди христиан. Причина этого в том, что Библия не представляет детального учения на данную тему. Ни сторонники регулирования деторождения (в данном случае речь идет о предупреждении беременности), ни его противники не могут обратиться к библейским текстам, которые бы напрямую подтвердили верность их позиций. Поэтому в большинстве споров на эту тему оппоненты вырывают места Писания из контекста и вкладывают в них смысл, которого они не несут.
Например, противники предупреждения беременности часто цитируют в качестве основного довода Быт. 1:28: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». В действительности этот текст говорит об общем положении человека на земле. Так же как этот стих не подразумевает, что люди должны покорить себе всякое живое существо, точно так же он и не говорит о том, что деторождение является их основной задачей. Отводя воспроизведению потомства важную роль, этот текст ничего не говорит о том, можно ли предупреждать беременность.
В тех ситуациях, когда отсутствует прямое библейское учение на какую-либо тему, подход к ней определяется тщательным анализом других текстов Писания, косвенно касающихся этого вопроса. В ситуации с деторождением Божье Слово приводит несколько важных принципов, которые позволяют достаточно точно определить взгляд Библии на этот вопрос.
Прежде всего, важно понимать, что Бог говорит о рождении детей как о благословении. К такому выводу можно прийти по следующим причинам. Во-первых, родительская ответственность в наибольшей степени реализует определенную людям функцию, быть представителями Божьей созидательной власти (Быт. 1:28). Бог дает детей для того, чтобы в период их наибольшей зависимости от родителей, последние задали правильное направление жизни следующего поколения людей (Втор. 6:4-7). Взращивая детей в страхе Господнем и духе богопоклонения, родители коренным образом влияют на то, насколько полноценной и созидательной будет жизнь их детей. Ни в каком другом случае человек не может реализовать эту функцию так полно и органично, как в процессе правильного воспитания своих детей.
Вторая причина говорить о детях, как о благословении, состоит в той радости и утешении, которые они приносят родителям в старости (Пс. 126:3-5). В древние времена дети были единственным источником материальной и эмоциональной поддержки для престарелых родителей. Поэтому наличие или отсутствие детей приравнивалось к благословению или проклятию. И сегодня, несмотря на развитие системы социального обеспечения во многих странах мира, наличие хорошо воспитанных, благодарных, заботливых детей продолжает быть отрадой и благословением для родителей, особенно в пожилом возрасте.
В-третьих, приводя своих детей к личному знанию Спасителя Христа, родители имеют возможность в большей степени участвовать в исполнении великого поручения (2 Тим. 2:15, Еф. 6:4).
В то же время Библия делает оговорку, что дети являются благословением только в том случае, если они правильно воспитаны. Иначе они станут источником боли и даже проклятия для своих родителей (Притч. 10:1; 17*25). Другими словами, рождая детей, отцы и матери берут на себя ответственность заботиться об их физическом и духовном развитии. В тех же случаях, когда они не исполняют своих обязанностей, они подвергаются осуждению Библии и общества. Так во многих странах подросткам не рекомендуют и даже запрещают законом вступать в брак. Хотя физически они в состоянии произвести на свет ребенка, но психологически, морально и духовно они не способны вырастить его и правильно воспитать.
С духовной точки зрения можно сказать, что быть родителем – удивительная привилегия и ответственность. Воспитывая своих сыновей и дочерей в духе поклонения Богу и приводя их к спасительному знанию Иисуса Христа, они становятся эффективными участниками созидания Царствия Божьего. Когда же родители не выполняют этой роли, они отталкивают детей от Бога больше, чем кто-либо другой.
На основании вышеизложенных принципов ясно, что мужья и жены должны рассматривать деторождение не только как физический акт произведения детей на свет, но видеть и духовную ответственность, связанную с ним.
Библейское отношение к этому вопросу можно обобщить следующей формулой: родители должны иметь как можно больше детей при условии, что они будут способны уделить достаточно времени, сил и внимания их правильному воспитанию. Из этого можно сделать вывод, что решение о количестве детей в определенной степени[31] лежит на супругах. Муж и жена должны прийти к обоюдному согласию перед Богом о том, сколько детей и в какое время они могут иметь, чтобы верно исполнить обязанность по их воспитанию[32].
Кроме того, Библия содержит в себе еще один принцип, связанный с обсуждаемой темой, – роль сексуальных отношений между мужем и женой. Библия ясно говорит, что сексуальные взаимоотношения даны супругам для двух целей: произведения потомства (Быт. 1:28) и интимного общения друг с другом (Притч. 5:18-19; 1 Кор. 7:1-5). О первой цели было сказано выше, теперь необходимо коснуться второй.
Из текста 1 Кор. 7:1-5 видно, что Бог поощряет интимную близость между супругами, определяя ее как дар, данный им для взаимного служения. Более того, этот отрывок учит, что приносить друг другу радость в интимном общении является не только правом, но и обязанностью мужа по отношению к жене, равно как и наоборот.
Теоретически, каждая интимная близость между супругами может окончиться зачатием ребенка. Вместе с тем, как мы уже отметили, муж и жена имеют ограниченные возможности для того, чтобы рождать (по причине здоровья жены) и воспитывать детей (по причине ограниченности духовных и материальных ресурсов). Из этих принципов логично сделать вывод, что муж и жена могут предпринимать определенные меры, предупреждающие зачатие, чтобы сохранить возможность исполнения своей интимной обязанности по отношению друг ко другу в тот период, когда они не в состоянии родить или вырастить еще одного ребенка.
Говоря о конкретных мерах, контролирующих деторождение, очень важно отметить, что речь может вестись только о предупреждении, но никак не о прерывании беременности. Намеренное прерывание беременности (аборт и использование любых абортирующих средств, разрушающих уже соединившиеся клетки), в какой бы форме оно не выражалось, Библия рассматривает как убийство ребенка. Подробнее о правильном подходе к предупреждению беременности можно узнать в книге автора Эд Уит «Предназначено для отрады»[33].
Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 381; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!