МОЖНО ЛИ СЛУЖИТЬ В АРМИИ И ЗАЩИЩАТЬ СВОИХ БЛИЗКИХ С ОРУЖИЕМ В РУКАХ?
ВОПРОС: Может ли христианин брать в руки оружие и участвовать в боевых действиях? Может ли он защищать в случае необходимости свою семью от внешней физической угрозы?
ОТВЕТ: На протяжении веков христианской истории всегда были люди, придерживавшиеся самых радикальных взглядов в отношении этого вопроса: от полного пацифизма до попыток насаждать свою веру крестом и мечом. Тем не менее, при всей сложности данного вопроса, христианин может найти ответ на него, исследуя Священное Писание.
Прежде всего необходимо отметить, что Бог очень высоко ценит человеческую жизнь. Человек – единственное творение, созданное по образу и подобию Божьему. Его душа вечна, и у Бога есть цель для его жизни на земле: приготовить его к вечности.
Поэтому, сразу после потопа Бог установил принцип физического возмездия за наиболее тяжкие преступления людей друг против друга: «...кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию...» (Быт. 9:6). Большинство исследователей Библии согласны, что в этом тексте речь идет об учреждениях государственной власти, которые призваны ограничивать распространение зла в обществе.
Известно, что незадолго до этого Бог был вынужден 258 уничтожить практически все население земли, потому что живущее в сердцах людей зло распространялось безудержно и бесконтрольно. Оно привело человечество к полной моральной деградации (Быт. 6:5). Состояние людей до потопа – красноречивая демонстрация того, что происходит с людьми, когда они живут своим умом, без Бога. Пребывающий в людях грех неизбежно приводит к разложению личности и человечества в целом.
|
|
Чтобы не позволить подобному случиться вновь, Бог установил государственную власть, назначение которой – контролировать распространение зла. «...Ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:4).
Представители власти не в силах победить зло, сделав злых добрыми, но они могут и должны контролировать его проявление и распространение, чтобы люди не уничтожили друг друга. В этом основное предназначение государственной власти. Бог предусмотрел ее в качестве инструмента, позволяющего человечеству существовать столько, сколько потребуется для осуществления главной цели во Вселенной – искупления и созидания Церкви. Для реализации поставленной перед государственной властью задачи, Бог дал ее представителям право носить и применять оружие, чтобы предупреждать и останавливать распространение зла.
|
|
Таким образом, запрещая отдельным людям убивать друг друга, Бог разрешает государственной власти применять вынужденное насилие, для того чтобы остановить действия особо опасных преступников в критических ситуациях. Этот принцип не вызывал споров во времена Ветхого Завета. Как известно, одна из десяти заповедей ясно и категорично запрещает одному человеку убивать другого: «Не убивай» (Исх. 20:13). Но уже в следующей главе Бог дает повеление обществу в лице его старейшин судить и приговаривать к смертной казни тех, кто совершил наиболее тяжкие преступления. Например: «Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти; но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать [убийце]; а если кто с намерением умертвит ближнего коварно, то [и] от жертвенника Моего бери его на смерть. Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти. Кто украдет человека и продаст его, или найдется он в руках у него, то должно предать его смерти» (Исх. 21:12-16).
В еврейском языке, на котором была написана книга Исход, в этих двух текстах используются разные слова, что заметно даже в русском переводе: «убивать» (Исх. 20:13) и «предавать смерти» (Исх. 21:12). Таким образом, Бог не дает права одному человеку убивать другого, но позволяет обществу после соответствующих судебных процедур лишать жизни тех, кто совершил особо тяжкие преступления. Это необходимо для предупреждения распространения зла и хаоса в обществе. Поэтому правоохранительные органы вполне законны с Божьей точки зрения, и службу в армии или полиции нельзя считать грехом, даже если это связано с ношением оружия и применением его в тех случаях, когда это позволено законом. Представители этих органов имеют почетную обязанность защищать общество от разрушающего действия зла.
|
|
Вместе с тем, даже этот ясный ответ порождает большое количество сложностей. Одна из них связана с самой армейской структурой. Воинская служба построена на принципе полной подчиненности нижестоящих чинов своему командованию. Этот подход действует очень хорошо во всех случаях, кроме тех, когда начальники толкают своих подчиненных на действия, сомнительные с точки зрения морали или законности. В этой ситуации солдат или полицейский попадает в очень сложное положение: с одной стороны, он обязан выполнять приказ своего командования, с другой стороны, его совесть не позволяет ему этого делать. Такая проблема стоит особенно остро в странах с высоким уровнем коррупции.
|
|
Так война в Ираке, как оказалось на поверку, не была напрямую связана с защитой государственной безопасности США. Но она унесла жизни более 160 тысяч людей. А это означает, что огромное множество солдат и офицеров нажимали на курок, запускали ракеты и скидывали бомбы на невинных людей. С одной стороны, они не несли прямой ответственности, потому что делали это по приказу своего командования. С другой стороны, они невольно стали инструментами насилия, которое неоправданно ни с правовой, ни с моральной точки зрения.
Кроме того, служба в армии обычно забирает очень много времени и требует полного посвящения. Писание же говорит, что христианин должен искать способы наиболее эффективно вкладывать свою жизнь в созидание душ и Церкви Иисуса Христа. В большинстве случаев работа в правоохранительных органах и войсках – не самое эффективное вложение своего времени, сил и способностей.
Есть еще одна причина, по которой я не рекомендую молодым людям служить в армии (говоря о странах, где служба в армии добровольна). Армейская среда, чаще всего, представляет собой не самое лучшее место для духовного развития человека. Большинство служащих не отличаются богобоязненностью и благочестием. Как раз наоборот. Доклады о моральном состоянии армий развитых стран содержат отрезвляющие факты насилия, извращений, жестокости и самоубийств среди военного населения. Для христианина находиться в таких условиях чрезвычайно сложно. Для того чтобы не слиться с этой средой и быть светом среди них, необходима большая духовная сила и убежденность в Иисусе Христе. К сожалению, этими характеристиками обладают далеко не все.
Хотя службу в армии нельзя назвать грехом по своей сути, однако нужно быть реалистом, понимая, что она проходит в обстоятельствах, провоцирующих человека ко греху.
Теперь несколько слов о втором вопросе: может ли христианин, не связанный военной службой, защищать в случае необходимости свою семью от внешней физической угрозы?
Писание повелевает заступаться за слабых, подразумевая, что иногда нужно останавливать чье-то зло, направленное против них: «...научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1:17). Особенно это касается тех, за кого мы несем непосредственную ответственность. Апостол Павел учит, что глава семейства и мужчина вообще должен заботиться о своих домашних (1 Тим. 5:8).
Эта забота распространяется на все сферы жизни: от обеспечения правильного духовного развития до обеспечения безопасности. Но она включает в себя намного больше, чем предоставление физической защиты.
Например, если вашего сына обижают в школе, это не значит, что нужно пойти и побить обидчика. Отец, в данном случае, должен проанализировать, почему это произошло и что можно сделать, чтобы подобное не имело места впредь. Возможно, нужно встретиться с учителями, с родителями обидчика, с ним самим, помочь им увидеть ситуацию правильно и изменить отношение и действия хулигана. Кроме того, нужно помочь своему сыну правильно строить отношения с разными людьми, ведь мы живем в мире, полном грешников, для которых агрессия естественна. Его нужно научить выдержке, точной реакции и мужественным, конструктивным действиям в острых ситуациях. Это и будет мудрой защитой. Ответное насилие в данном случае не поможет, а осложнит ситуацию.
Специалисты, занимающиеся обеспечением безопасности известных людей, утверждают, что их работа – это, прежде всего, работа ума. Они стараются предпринять все возможные меры, для того чтобы не доводить ситуацию до необходимости применения физической силы. В этом – искусство их профессии.
И это разумно. Во-первых, положительный эффект от ее использования крайне ограничен. Она может быть оправдана только в тех случаях, когда зло требует немедленного ограничения, принося кому-то серьезную боль или явный вред. Для этого необходимо иметь трезвое мышление и способность точно определить, действительно ли применение силы – единственный вариант решения проблемы.
Далее, нужно быть уверенным в наличии собственных сбалансированных возможностей остановить зло, не причинив при этом большего вреда человеку. Часто в страхе или панике люди делают серьезные ошибки, которые стоят им запятнанной совести и даже свободы.
Также, применяя силу, можно легко попасть в эмоциональный раж и пересечь грань, за которой оправданные действия становятся проявлением ярости и мести. А мы знаем, что Писание повелевает нам не воздавать злом за зло (1 Пет. 3:9-10). В момент, когда сердце человека наполняется жестокостью, даже в ответ на чьи-то криминальные действия, его поступки становятся разрушительными и греховными.
Но даже если бы применение силы и могло успешно бороться с проявлением зла, оно совершенно неспособно изменить грешное сердце и намерения тех, кто его производит.
Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 199; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!